Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему
  • Новости
  • Эксперты обсудили кадровый дефицит в строительстве

Эксперты обсудили кадровый дефицит в строительстве

18 октября в Санкт-Петербурге в рамках III Международного строительного чемпионата прошел круглый стол «Развитие рынка рабочих профессий в строительстве», в работе которого принял участие генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин

Вопрос кадрового голода в строительстве, особенно в сегменте рабочих профессий, становится все более актуальным. По данным, озвученным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным в сентябре этого года, в настоящее время российскому строительному сектору не хватает порядка 50 тысяч квалифицированных рабочих. При этом в ближайшие годы дефицит будет расти: к 2030 году он может составить 400 тысяч человек. Количество иностранных рабочих, за счет которых кадровый дефицит в отрасли компенсировался в последние годы, снижается.

Руководитель Кадрового центра Минстроя РФ Елена Сенкевич считает, что основными причинами кадрового дефицита являются демографические факторы и общее снижение престижа рабочих специальностей в строительстве. Участникам строительного рынка нужно стараться ликвидировать непонимание карьерных траекторий учащимися с помощью формирования положительного имиджа строительства как системообразующей отрасли для экономики регионов и страны, считает эксперт.

Артем Шадрин рассказал, что год назад на строительном чемпионате в Казани обсуждался проект Плана мероприятий («дорожная карта») по развитию кадрового потенциала в строительной отрасли, а в начале сентября данный документ был подписан первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александром Ломакиным. «Дорожная карта направлена на развитие системы профессиональных квалификаций, включая создание и актуализацию профстандартов, федеральных государственных образовательных стандартов, обновление образовательных программ, применение независимой оценки квалификации», – отметил Шадрин. В числе прочего дорожная карта включает реализацию федерального проекта «Профессионалитет», предполагающего развитие учебно-производственных кластеров, содействие популяризации строительных профессий, профориентации молодежи.

Руководитель Национального агентства также рассказал, что взаимодействие между работодателями и образовательными организациями может быть выстроено посредством совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА-НОК). На сегодняшний день в пилотном проекте ГИА-НОК приняли участие 29 университетов, включая Московский государственный строительный университет. «Системный эффект, который наблюдается благодаря внедрению этого механизма, заключается в возможности обеспечения максимально полного соотнесения образовательных программ и требований профстандартов. Это формирует дополнительные требования и для студентов с точки зрения их мотивации к освоению в полном объеме знаний и умений в рамках образовательных программ, и для образовательной организации для того, чтобы вовлекать индустриальных партнеров в реализацию образовательных программ, особенно в вопросе освоения практических умений с помощью стажировок, практик, прикладного проектного обучения», – сказал Шадрин.

Спикер отметил, что Минобрнауки России распространил по университетам методические рекомендации по реализации пилотного проекта ГИА-НОК в вузах, которые были подготовлены Национальным агентством совместно с советами по профессиональным квалификациям.

Кроме того, Артем Шадрин подчеркнул важность развития института наставничества на предприятиях, обеспечивающего передачу корпоративной культуры новым сотрудникам и сокращающего срок адаптации их на рабочем месте. Базовый центр подготовки кадров, входящий в структуру Национального агентства, уже несколько лет реализует проект «Квалификация “Наставник”» и подготовил методические рекомендации по внедрению наставничества на предприятиях. 

Заместитель генерального директора по управлению персоналом компании «Газстройпром» Алексей Чирков рассказал о развитии кадрового потенциала строительных специальностей. В компании работает корпоративный университет, создаются профильные кафедры в университетах (только в 2023 году были открыты три таких кафедры), в производственных подразделениях «Газстройпрома» действуют студенческие офисы. В числе приоритетных направлений сохранения и развития кадрового потенциала Чирков назвал обучение сотрудников вторым профессиям, внутренний аутстаффинг, внедрение системы оценки и рейтингования персонала, а также онлайн-мониторинг состояния вахтовых жилых городков с помощью «тепловой карты», составляемой на основе опросов сотрудников.

Заместитель генерального директора — директор Блока инженерных компетенций корпоративной академии Росатома Алексей Пономаренко в своем выступлении подчеркнул, что профориентационная работа по рабочим специальностям должна включать взаимодействие с родителями школьников, которые влияют на выбор ребенком профессии, опираясь на собственный жизненный опыт.

Спикер выделил ряд направлений взаимодействия с образовательными организациями:

  • создание региональных рейтингов преподавателей и наставников;

  • оперативный анализ данных для формирования контрольных цифр приема;

  • дополнение практики целевого обучения сетевыми целевыми, срочными и отложенными трудовыми договорами;

  • запуск программ «бережливого производства» в вузах и колледжах;

  • поддержка стартапов обучающихся и др. мероприятия.


На круглом столе также выступили депутат Государственной Думы, председатель Правления организации «Российские студенческие отряды» Михаил Киселев и генеральный директор ООО «ГазЭнергоСервис» Наталия Юркова. Модератором круглого стола выступила директор по развитию, руководитель проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова.

Учредители