Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

Вопросы и ответы

Показывать на странице

  • В соответствии с приказом Минтруда России от 19.12.2016 № 759н образовательная организация не может быть наделена полномочиями центра оценки квалификаций. Однако она может получить статус экзаменационного центра какого-либо центра оценки квалификации и стать местом проведения профессионального экзамена, в том числе в рамках промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

     

  • В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации профессиональные стандарты необходимо использовать для определения требований к квалификации работников (статья 195.3), также они могут применяться для тарификации работ, присвоения тарифных разрядов с учетом уровня квалификации и установления системы оплаты труда (статьи 143, 144).

    Работодатель вправе использовать инструменты независимой оценки квалификации в целях отбора персонала для выполнения обозначенных трудовых функций. Особенно актуальной такая задача становится при обновлении технологий, ротации персонала, оптимизации деятельности нерентабельных участков. Также механизм независимой оценки может быть встроен в процессы аттестации, обучения и развития персонала.

    Независимая оценка квалификации позволяет выявить квалификационные дефициты, определить направления развития персонала. При назначении на должность свидетельство о квалификации является объективной оценкой уровня квалификации работника и становится одним из весомых аргументов для принятия решения. Для гражданина документ является доказательством профессиональной состоятельности и позволяет претендовать на конкретную должностную позицию.

  • Развитие национальной системы квалификаций существенно влияет на процессы взаимодействия предприятий и образовательных организаций, т.к. появляются новые инструменты. Профессиональный стандарт становится основой для формирования требований к квалификации работников предприятий и выпускников образовательных организаций. Результаты независимой оценки квалификации, а она может проводиться в рамках аттестации студентов, - источником коррекции образовательных программ. Центры оценки квалификации в рамках данной модели взаимодействия не только проводят профессиональные экзамены для студентов, но и совместно с образовательными организациями анализируют их результаты, участвуют в актуализации образовательных программ. При необходимости ЦОКи также используются как базы практического обучения для студентов, площадки для повышения квалификации педагогических работников, в т.ч. в форме стажировок по профессиям, которым они обучают.

    По сути, профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации дают работодателям возможность сформулировать заказ системе профессионального образования.

    Таким образом, мы получаем инструменты взаимодействия бизнеса и образования, использование которых ведет к росту доверия с обеих сторон и развитию актуальных форм взаимодействия, таких как дуальное обучение, сетевая форма реализации образовательных программ, государственно-частное партнерство - инвестиции работодателей в образование и в образовательные организации.

  • 2020 году предпочтение при обучении по программам повышения квалификации Базового центра отдается тем организациям/регионам, которые принимают или планируют принять участие в проектах, реализуемые Базовым центром. Ознакомиться с перечнем проектов можно здесь материалы скачать

  • Квалификационный экзамен является формой итоговой аттестации, завершающей профессиональное обучение, и включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений (часть 3 статьи 74 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

    Профессиональный экзамен (независимая оценка квалификации) проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Профессиональный экзамен состоит из теоретического и практического этапов. Проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям

    Таким образом, требования к проведению, структура и содержание квалификационного экзамена по программам профессионального обучения полностью совпадают со структурой и содержанием профессионального экзамена независимой оценки квалификации. Это делает возможным применение при проведении квалификационного экзамена оценочных средств, используемых в системе независимой оценки квалификации, а также совмещение процедур независимой оценки квалификации и итоговой аттестации по данным программам.

  • Сведения о квалификациях, информация о центрах оценки квалификаций (экзаменационных площадках), а также примеры оценочных средств для профессионального экзамена размещены на ресурсе https://nok-nark.ru/.

    Демонстрационный тест по интересующей квалификации можно пройти на ресурсе https://demo.nark.ru.

    Для того, чтобы упростить прохождение теоретического этапа оценки создана платформа «Онлайн-экзамен» (https://ok.nark.ru/). Здесь можно записаться на теоретический этап профессионального экзамена и пройти его онлайн в удобном для вас месте.

  • В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» квалификация (далее – квалификация по образованию) трактуется как уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

    В Трудовом кодексе Российской Федерации квалификация (далее – профессиональная квалификация) - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, дается в профессиональном стандарте. Таким образом, если в первом случае говорится о подготовленности к выполнению, то во втором - о способности выполнять, если в первом случае фигурирует только вид профессиональной деятельности (широкое понятие), то во втором речь идет о выполнении конкретной трудовой функции. В определении из Трудового кодекса обращает на себя внимание и указание на опыт работы.

    Отсюда и разные документы. В случае успешного прохождения итоговой (государственной итоговой аттестации выдаются дипломы о среднем профессиональном или высшем образовании (по уровням высшего образования), удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

    В случае успешного прохождения независимой оценки квалификации выдается свидетельство о квалификации, подтверждающее ее соответствие требованиям профессионального стандарта.

  • Если ваша организация участвует в проектах, реализуемых Базовым центром, она может обратиться в ближайшие центры повышения квалификации или непосредственно в Базовый центр. В этом случае при наличии контрольных цифр приема стажировка может быть организована за счет средств государственного бюджета.

    При отсутствии контрольных цифр приема или если ваша организация не является участником проектов Базового центра, Вы также может обратиться в ближайшие центры повышения квалификации, на стажировочные площадки или непосредственно в Базовый центр. В этом случае стажировка будет платной образовательной услугой.

  • По итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте по науке и образованию, состоявшегося 06.02.2020, Президентом Российской Федерации дано поручение о проведении внешней оценки качества подготовки обучающихся по программам высшего образования, в том числе путём проведения профессиональных экзаменов.

    В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования при методической поддержке Национального агентства развития квалификаций определяется дизайн пилотного проекта по применению независимой оценки квалификации в образовательных программах высшего образования.

    Совмещение аттестационных процедур и профессиональных экзаменов дает возможность подтверждения профессиональной квалификации, содержание которой очевидно для рынка труда и понятно работодателям. Академическая квалификация (бакалавр, специалист или магистр) подтверждается образовательной организацией, профессиональная квалификация – профессиональным сообществом в соответствии с принципами, установленными в системе независимой оценки квалификации.

    Вузы, заинтересованные в получении внешней оценки качества образования, имеют возможность подключиться к проекту в инициативном порядке, достигнув соглашения с советом по профессиональным квалификациям в области профессиональной деятельности, соответствующей реализуемой образовательной программе. Определяющим условием для вхождения в проект является ориентированность программы высшего образования на освоение студентами тех или иных профессиональных квалификаций (см. реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru/)) и наличие доступной инфраструктуры НОК. За методической поддержкой можно обратиться в Базовый центр подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций (https://bc-nark.ru/contacts/).

    Пример проекта по отработке механизмов интеграции процедуры государственной итоговой аттестации выпускников программы бакалавриата с независимой оценкой квалификации был представлен СПК в наноиндустрии в рамках VI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» (ключевая сессия «Образование для новой реальности»), состоявшегося 01.12.2020. С программой мероприятия и презентациями докладчиков можно ознакомиться по ссылке: https://nsk-forum.ru/.

    Пример уже реализованного проекта по совмещению аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и среднего профессионального образования с независимой оценкой (около 3500 обучающихся-участников) представлен на сайте Базового центра подготовки кадров Национального агентства (https://bc-nark.ru/projects/all/profexam/).

     

  • В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    Обязательность независимой оценки квалификации для отдельных категорий работников возникает только в случае нормативного закрепления требования к наличию документально подтвержденной квалификации в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». К таким категориям, например, относятся профессии и должности, деятельность по которым связана с высокой степенью ответственности и обеспечением безопасности людей.

    Так, по инициативе Совета по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта были разработаны и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 1639 Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах. Данный документ утвердил, что такие виды работ, как монтаж, демонтаж, эксплуатация, в том числе обслуживание и ремонт, техническое освидетельствование и обследование объекта, может выполнять квалифицированный персонал, подтвердивший соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации», то есть работник, осуществляющий указанную деятельность, обязан иметь свидетельство о квалификации (пройти независимую оценку квалификации) вне зависимости от наименования должности.

  • Договоры между предприятиями и образовательными организациями о социальном партнерстве давно вошли в практику. Появляются и новые формы, отличающиеся более активным включением работодателей в управление профессиональными образовательными организациями (колледжами).

    Коллегиальная форма управления профессиональной образовательной организацией: появление наряду с наблюдательными советами, обязательными для автономных организаций, управляющих советов, которые могут принимать решения о «портфеле» образовательных программ, источниках финансирования и бюджете, мероприятиях по поддержке трудоустройства студентов и т.п. Однако сегодня в большинстве случаев численность работодателей в таких советах составляет менее 50%. Увеличение доли референтных работодателей и отнесение к компетенции советов вопросов набора, требований к результатам и организации обучения, распределения получаемых средств, развития материально-технической базы позволит бизнесу стать полноправным участником управления колледжем, реально влиять на распределение получаемых средств и развитие материально-технической базы. Решение вопроса возможно путем разработки и утверждения на федеральном уровне типового положения об управляющем совете профессиональной образовательной организации.

    Развитие производственно-образовательных кластеров и создание в их рамках центров непрерывного образования, включающих колледжи и корпоративные университеты, управляющих компаний позволяет объединить ресурсы и более рационально ими управлять, осуществлять развитие различных инструментов практикоориентированного обучения (дуальное обучение, проектное обучение, наставничество и т.д.). Управляющая структура такого партнерства ежегодно формирует количественный и качественный образовательный заказ на подготовку кадров и направляет свои предложения для формирования государственного задания для образовательных организаций. Согласованная кадровая стратегия, единая методология разработки и реализации образовательных программ, интеграция ресурсов предприятий и образовательных организаций позволяют обеспечить качественный рост квалификации выпускников, снижение кадрового дефицита на предприятиях, оперативное удовлетворение кадровых потребностей в связи с изменениями на производстве.

    Развитие сетевой формы реализации образовательных программ. Для мотивации работодателей в реализации сетевых программ сегодня важно создать нормативные правовые условия их привлечения как равноправных участников. Работодатели должны иметь возможность формировать требования к результатам, содержанию и условиям подготовки и утверждать образовательные программы совместно с образовательными организациями, а не рассматриваться только как «организации, обладающие ресурсами». Прежде всего, для этого должны быть установлены специальные лицензионные требования для «обучающих предприятий».

    Создание в регионах Центров опережающей профессиональной подготовки, функционирующих в сетевом формате по принципу «одного окна», позволит оперативно удовлетворить актуальный квалификационный заказ бизнеса. Единые информационные ресурсы, службы маркетинга и диспетчеризации образовательных услуг сделают доступным для предприятий широкий спектр предложений для решения вопросов кадрового обеспечения предприятий региона. Ключевой задачей настоящего периода является формирование стратегии и тактики их развития с учетом инструментов национальной системы квалификаций.

    Сотрудничество образовательных организаций с индустриальными партнёрами, бизнесом, а также с другими колледжами и вузами не просто обеспечивают интеллектуальный обмен, технологическое партнерство, выгодные инфраструктурные и кадровые решения, но и выходят на решение задач консолидации ресурсов для кадрового обеспечения города, региона.

     

  • Для организации обучения по программам Базового центра Вы можете обратиться в ближайший центр повышения квалификации (информацию о них вы можете найти здесь), а также обратиться по электронному адресу: nstudzinskaya@nark.ru и по тел. +7 (495) 966-16-86 (доб.10-01) Студзинская Наталья Евгеньевна.

  • Для внедрения независимой оценки квалификации в образовательный процесс необходимы как внешние (наличие территориально доступной инфраструктуры независимой оценки квалификации), так и внутренние (кадровые, материально-технические, информационно-методические, финансовые) условия, а также нормативное закрепление применения инструментов национальной системы квалификаций на локальном уровне.

    Для принятия решения о проведении аттестации обучающихся (выпускников) с применением независимой оценки квалификации необходимо выбрать, по какой профессиональной квалификации (см. https://nok-nark.ru) студенты будут проходить совмещенную оценку, и сравнить требования к результатам освоения программы и ее содержание с требованиями профессионального стандарта к выбранной квалификации. Если они соответствуют друг другу или различия некритичные (можно наверстать за время, оставшееся до экзамена), совмещение возможно.

    Далее необходимо установить взаимодействие с центром оценки квалификаций, согласовать с учредителем совмещение аттестации с профессиональным экзаменом и возможность открытия в колледже экзаменационного центра, подготовить необходимые для этого документы, а также локальные нормативные акты, провести информационно-разъяснительную работу среди родителей, обучающихся и работодателей, организовать подготовку студентов к экзамену. Подробнее см. https://bc-nark.ru/projects/education/profexam/docs/.

  • Должность является первичной структурной единицей организации, предусмотренной штатным расписанием, и характеризуется полномочиями работника на конкретном рабочем месте, то есть кругом его обязанностей, правами и ответственностью. Должность замещается физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям.

    Традиционно понятие «должность» относили к служащим, по отношению к рабочим говорили о профессии. Этот порядок сохранился в Трудовом кодексе Российской Федерации. В профессиональном стандарте указываются возможные наименования должностей и профессий, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию.

    Квалификация работника – уровень знаний, умений, навыков и опыта работы, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ). Наличие квалификации позволяет работнику занять определенную должность, трудиться эффективно и результативно в рамках функционала, закрепленного трудовым договором.

    В соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации работодатель вправе самостоятельно определять названия должностей, специальностей, профессий и указывать соответствующую квалификацию, руководствуясь профессиональными стандартами или квалификационными справочниками.

  • В качестве стажировочных площадок выступают предприятия и организации Российской Федерации, располагающие современным ресурсами (кадровыми, материально-техническими и др.), использующие в процессе производства современные технологии; профессиональные образовательные организации, организации высшего образования, учебно-производственные центры, многофункциональные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры профессионального обучения и иные организации, располагающие необходимыми ресурсами (кадровыми, материально-техническим и др.). Как правило, стажировочные площадки подбираются центрами повышения квалификации или иными организациями, участвующими в реализации образовательных программ Базового центра с использованием сетевой формы.

  • Состав результатов обучения (профессиональных компетенций, знаний, умений) определяется образовательной организацией во взаимодействии с предприятием - заказчиком программы, регламентируется установленными квалификационными требованиями и (или) профессиональным стандартом. Совокупность результатов обучения должна обеспечивать выполнение всех трудовых функций, составляющих квалификацию.

    Образовательная организация вправе при формировании программы профессионального обучения учесть базовый уровень подготовленности слушателя, его предыдущий профессиональный опыт, подтвержденный документально, и учесть результаты обучения, сформировав индивидуальный учебный план, изменив продолжительность обучения.

  • Основная задача независимой оценки квалификации – дать объективную оценку соответствия квалификации работника (соискателя) требованиям профессионального стандарта. Оценка проводится центром оценки квалификаций на основе единых для всей страны оценочных средств, утвержденных отраслевым советом по профессиональным квалификациям. Процедуру регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Свидетельство о квалификации – документ, выдаваемый соискателям, успешно прошедшим профессиональный экзамен, признается на всей территории России. Если экзамен не пройден, выдается заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Отрицательный результат независимой оценки квалификации не позволяет работодателю уволить работника.

    Аттестация – процедура, упоминаемая в Трудовом кодексе Российской Федерации лишь в связи с увольнением работников. В соответствии со статьей 81 ТК РФ расторжение работодателем трудового договора из-за несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации требует подтверждения данного факта результатами аттестации. В некоторых отраслевых нормативных правовых актах предусмотрена обязательная аттестация работников на соответствие занимаемой должности. В подавляющем же большинстве случаев решение о проведении аттестации и порядок ее проведения определяет работодатель, который должен ознакомить с ним работников в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 68 ТК РФ. По результатам аттестации работодатель может не только уволить, но и повысить работника в должности или увеличить оклад, а также направить на обучение.

    В порядок проведения аттестации может быть включено положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации. Это увеличивает объективность и снижает издержки предприятия по оценке и аттестации персонала.

  • Обновление программ происходит в соответствии с потребностями участников проектов Базового центра и советов по профессиональным квалификациям.

  • Образовательные организации, самостоятельно разрабатывая образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы, формируют требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, указанных в приложении к ФГОС СПО.

    Для определения результатов обучения и наполнения вариативной части образовательной программы организации СПО имеют возможность учесть региональные особенности рынка труда и применить иные профессиональные стандарты, рекомендованные работодателем - социальным партнером. В этом случае аргументы относительно применения профессиональных стандартов, не указанных во ФГОС СПО, должны быть приведены в пояснительной записке к образовательной программе.

  • В соответствии с приказом Минтруда России от 19.12.2016 № 759н полномочиями центра оценки квалификаций не может быть наделено юридическое лицо, являющееся образовательной организацией и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).

    Предприятие, имеющее структурное подразделение – учебный центр, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является организацией, осуществляющей обучение (не образовательной организацией). Таким образом, данное предприятие может получить статус ЦОК, если в состав его учредителей не входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).

Задать вопрос


Нажимая на кнопку «отправить вопрос» вы соглашаетесь на  обработку персональных данных, и принимаете условия политики конфиденциальности

Ваш вопрос отправлен

Учредители