Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему
  • Новости
  • Итоги реализации проектов по внедрению лучших практик взаимодействия бизнеса и образования в 2022 году

Итоги реализации проектов по внедрению лучших практик взаимодействия бизнеса и образования в 2022 году

Деятельность Базового центра НАРК направлена на решение задачи обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с актуальными и перспективными требованиями рынка труда (Функции Базового центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 года № 2042-р.) Для этого Базовый центр организует внедрение в подготовку кадров инструментов национальной системы квалификаций (далее - НСК): национальной рамки (уровней) квалификации, профессиональных стандартов и требований к квалификациям, отраслевых систем (рамок) квалификации, независимой оценки квалификации, цифровых ресурсов НСК. Также Базовый центр занимается развитием иных механизмов взаимодействия бизнеса и образования: подготовкой предложений по совершенствованию нормативных правовых условий участия работодателей в подготовке кадров, мониторингом взаимодействия работодателей и образовательных организаций, формированием общедоступной базы данных лучших практик подготовки кадров, поддержкой их развития и тиражирования.

Проекты Базового центра дают возможность молодежи осознанно строить профессиональную карьеру, подтверждать первую квалификацию бесплатно и тем самым повышать конкурентоспособность на рынке труда.

Работодателям - формировать заказ системе образования, минимизировать затраты на оценку кандидатов и доучивание персонала, развивать наставничество на производстве и в целом управлять кадрами более эффективно.

Система образования получает сигнал от рынка труда, ответы на вопросы кого и как необходимо готовить, возможность сформировать систему устойчивого взаимодействия с работодателями.

Проект «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры» - внедрение практики поддержки профессионального и карьерного развития молодежи с применением инструментов национальной системы квалификации 

 Цели проекта:

Совершенствование работы по профориентации, поддержке профессионального развития и трудоустройства за счет внедрения инструментов национальной системы квалификаций для профессионального самоопределения, планирования карьеры, повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности молодёжи на рынке труда.

В рамках проекта реализуется комплекс мероприятий, включающий:

  • организацию опроса студентов (молодых специалистов) для изучения мотивов выбора профессии, приоритетов и готовности к трудоустройству, определению карьерной стратегии и применению в этих целях инструментов национальной системы квалификаций (НСК), интерпретация и обсуждение его результатов (в 2022 году в опросе участвуют более 15 тысяч студентов СПО);

  • внедрение учебной дисциплины «Карьерное моделирование» или иной аналогичной учебной дисциплины с применением электронного учебного пособия «Карьерное моделирование: от цели к реализации» (пособие размещено в открытом доступе на сайте Базового центра; в 2022 году по учебной дисциплине обучается 7,4 тысячи студентов СПО);

  • внедрение инструментов НСК в профориентационную работу со школьниками с использованием рекомендаций, разработанных Базовым центром для педагогов, для родителей и для школьников (в 2022 году рекомендации внедрены в 73 общеобразовательных организациях);

  • решение задачи кадрового обеспечения реализации проекта за счет курсов повышения квалификации для методистов и педагогов (в 2020-22 гг. обучено 320 методистов и преподавателей);

  • организацию мероприятий по вопросам конструирования карьеры с применением инструментов НСК на региональном (отраслевом) уровне, в организации или сети организаций: открытых публичных мероприятий, мастер-классов, митапов, ивентов и т.п. (в 2022 году проведено более 25 мероприятий).

Для участников проекта разработаны и размещены на информационном ресурсе Базового центра подготовки кадров Национального агентства учебные и методические материалы:

  • Электронное учебное пособие «Карьерное моделирование: от цели к реализации»;

  • Примерная программа учебной дисциплины «Карьерное моделирование» (реализуется за счет часов вариативной части образовательной программы среднего профессионального образования);

Рекомендации по профориентации старших школьников:

  1. Рекомендации для педагогов по применению инструментов НСК в профориентации;

  2. Рекомендации для родителей по поддержке профессионального самоопределения старшеклассников;

  3. Пособие для старшеклассников по выбору профессии.

С 2020 года Национальным агентством реализуются программы повышения квалификации:

  • Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками (ссылка на программу);

  • Проектирование и реализация учебной дисциплины (курса) «Карьерное моделирование» (ссылка на программу);

  • Проектирование системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов (ссылка на программу);

  • Внедрение инструментов национальной системы квалификаций России в деятельность образовательной организации (ссылка на программу)

Проект «Профессиональный экзамен для студентов» - внедрение практики совмещения независимой оценки квалификации с промежуточной и(или) итоговой аттестацией студентов и слушателей программ профессионального обучения

Цели проекта:

  • Создание условий для подтверждения квалификаций, полученных по итогам освоения профессиональных образовательных программ (или их модулей) и основных программ профессионального обучения, с использованием инструментов независимой оценки квалификации.

  • Совмещение аттестации с независимой оценкой квалификации позволяет получить следующие эффекты.

Для колледжей независимая оценка квалификации обучающихся – источник обратной связи, необходимой для повышения качества образовательных программ, и развития взаимодействия с работодателями. В рамках проекта образовательные организации проводят актуализацию образовательных программ на основе профессиональных стандартов при подготовке к аттестации с применением НОК и(или) с учетом результатов НОК обучающихся. Кроме этого, ряд участников проекта представил свои программы на профессионально-общественную аккредитацию (далее – ПОА).

Органы исполнительной власти – учредители образовательных организаций получают информацию, необходимую для оптимизации затрат государства на подготовку студентов (выявление эффективных и неэффективных программ, распределение контрольных цифр приема с учетом качества подготовки).

Работодатели получают возможность формирования заказа на подготовку специалистов, экономии на затратах, связанных с оценкой квалификации соискателей и «доучиванием» персонала.

Успешное прохождение НОК повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а совмещение профессионального экзамена с промежуточной или итоговой аттестацией позволяет студентам пройти его бесплатно.

Проект реализуется Национальным агентством с участием отраслевых советов по профессиональным квалификациям и субъектов Российской Федерации с 2018 года.

За 2018–2022 годы в реализации проекта приняли участие 27 субъектов Российской Федерации и около 300 профессиональных образовательных организаций. Совмещенный экзамен сдали более 5,5 тысяч студентов СПО, почти 45% смогли подтвердить полученную квалификацию и получить свидетельство о профессиональной квалификации вместе с аттестатом об образовании.

Выпускники, успешно сдавшие профессиональные экзамены, трудоустроены на производственные площадки публичных акционерных обществ «СИБУР Холдинг», «НОВАТЭК», Верхнепышминская ГЭС, АО «Атоммашэкспорт», «Востокэнергомонтаж», НОВАТЭК, Новосибирский метрополитен, СИБУР, Теплоэлектроцентраль, «Ангарскнефтехимремстрой», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ПАО «Азимут Отель Кострома», «КуйбышевАзот», АО «Корпорация «Атомстройкомплекс», «Тольяттиазот», «Новокуйбышевский нефтеперерабатыващий завод», ООО Каспийская Энергия Управление, РОСНЕФТЬ, АО «Ямалокоммунэнерго», АО СИБЭКО, «Тайра» — энергомашиностроительный завод, МКП «Горэлектротранспорт», АО «Шебекинский машиностроительный завод», ООО «Энергоресурс», других организациях.

Процент успешно сдавших профессиональный экзамен с каждым годом растет. В 2019 году независимую оценку квалификации прошли лишь 38,3% участников. Анализ результатов и актуализация образовательных программ, повышение квалификации методистов, преподавателей, мастеров профессионального обучения, развитие взаимодействия с работодателями, региональными методическими центрами национальной системы квалификаций и ЦОК (все эти мероприятия предусмотрены проектом) позволили в 2022 году повысить успешность сдачи профессионального экзамена до 60,8%.

Аттестация с применением НОК проводится по профессиям и специальностям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, финансового рынка, индустрии красоты, гостеприимства, информационных технологий, физической культуры и спорта, в отрасли судостроения и морской техники, в области сварки, в машиностроении, в электроэнергетике, в автомобилестроении, в наноиндустрии, в строительстве, в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта, в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции, в агропромышленном комплексе.

В рамках проекта отработаны организационно-методические и финансовые механизмы совмещенных экзаменов. Все материалы размещены на сайте Базового центра подготовки кадров Национального агентства.

Разработаны методические материалы:

  • Методические материалы "Проведение промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся СПО и профобучения, совмещенной с НОК";

  • Рекомендации по разработке оценочных средств для аттестации обучающихся на основе примеров разработанных для НОК;

  • Рекомендации по расчету финансовых затрат на проведение промежуточной аттестации / государственной итоговой аттестации с использованием механизмов независимой оценки квалификаций.

Подготовлены материалы в форме инфографики, в доступной форме раскрывающие разработанные методики:

  • Инфографика «Профессиональный экзамен для студентов: инструкция по применению» (материалы для руководителей и методистов образовательных организаций);

  • Инфографика «Профессиональный экзамен: как подготовить студентов?» (материалы для преподавателей и мастеров п/о);

  • Инфографика для студентов и выпускников «А ты готов сдать профессиональный экзамен?»;

  • Инфографика «Разработка оценочных средств для аттестации студентов: 5 шагов».

Для продвижения практики подготовлены видеоролики:

В целях кадрового обеспечения внедрения независимой оценки в профессиональное образование и обучение реализуются программы повышения квалификации руководителей, методистов, преподавателей и мастеров производственного обучения:

  • Управление качеством образования на основе использования результатов независимой оценки квалификации (ссылка на программу);

  • Типовая модель сопряжения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по программам СПО с независимой оценкой квалификации (ссылка на программу);

  • Практикум по подготовке обучающихся по программам СПО к прохождению промежуточной и итоговой аттестации с применением независимой оценки квалификации (ссылка на программу);

  • Разработка, реализация и оценка результатов освоения образовательных программ СПО: от профессионального стандарта до профессионального экзамена (ссылка на программу);

  • Организационно-методическое сопровождение перехода ПОО к использованию НОК для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по программам СПО (ссылка на программу);

  • Разработка оценочных средств для промежуточной и государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО с применением независимой оценки квалификации (ссылка на программу).

Проект «Квалификация НАСТАВНИК» - внедрение практики наставничества на рабочем месте

Цель проекта:

Внедрение практики наставничества на рабочем месте для работников предприятий и студентов, проходящих практику, как эффективного инструмента практикоориентированной подготовки кадров, управления персоналом и знаниями организации.

В 2022 году активное участие в проекте принимают 72 профессиональные образовательные организации в связке с 40 партнерами-работодателями. Заинтересованность в развитии системы наставничества проявляют как представители малого и среднего бизнеса (преимущественно это организации сферы туризма и гостиничного сервиса, ЖКХ, торговли, крестьянские (фермерские) хозяйства), так и крупные предприятия – лидеры своих отраслей: металлургии, электроэнергетики, автомобилестроения, целлюлозно-бумажной промышленности, ракетной техники и космической деятельности, нефтегазового и агропромышленного комплексов. Участниками проекта являются ПАО «КАМАЗ», АО «ТАГМЕТ», ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Красмаш», АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», ООО «Спутниковая связь», АО «ВОСТСИБНЕФТЕГАЗ», АО «Северский трубный завод», АО «Конструкторское бюро химавтоматики», ООО «ЭкоНива-АПК Холдинг», ПАО «РУСГИДРО» и другие.

Всего с 2019 года в проекте приняли участие более 240 организаций из 24 субъектов РФ.

В рамках проекта развиваются две взаимодополняющих модели:

  1. Традиционная модель «Наставник-специалист», когда наставником является работник предприятия.

  2. Модель «Наставник-преподаватель» (является относительно новой и представлена не так масштабно) предполагает повышение квалификации преподавателя или мастера производственного обучения ПОО по профессии (специальности), которой он обучает студентов, и его трудоустройство на предприятие на время прохождения ими практики. Становясь работником предприятия, педагог выполняет основную трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором, и дополнительную – является наставником.

Интерес предприятия к такой схеме обусловлен возможностью подготовки квалифицированных кадров, мотивированных к трудоустройству, и отсутствием необходимости отвлекать для этого постоянных работников. Колледж же решает задачи синхронизации теоретической и практической подготовки, соответствующей требованиям ФГОС и работодателей, организации производственной практики не только для студентов дуального обучения, но и для других обучающихся. Преподаватели и мастера производственного обучения постоянно актуализируют опыт практической деятельности по профессии (специальности), которой они обучают.

В целях развития наставничества в рамках проекта проводятся проектно-аналитические сессии, обеспечивается экспертное сопровождение разработки или актуализации локальных нормативных актов и иных документов, регламентирующих наставничество, разрабатываются методические материалы, организуется обмен опытом и повышение квалификации наставников (за период реализации проекта обучено 428 человек).

Для участников проекта разработаны и размещены на информационном ресурсе Базового центра подготовки кадров Национального агентства следующие материалы:

Для продвижения практики наставничества подготовлены видеоролики:

Реализуется программа повышения квалификации:

Проект «Компетенции XXI века» - внедрение практики оценки и развития общих компетенций

Цель проекта:

Построение системы общих компетенций (soft skills), востребованных на рынке труда в условиях перехода к новому экономическому укладу, методики их развития и оценки. Реализуется с 2021 года.

Актуальность проекта связана с ростом значимости общих компетенций для профессиональной успешности и построения карьеры, для развития человеческого капитала организации, отрасли, страны, и в то же время с разноголосицей в представлениях о них.

Сегодня предлагается множество пересекающихся друг с другом, но не совпадающих перечней и описаний общих компетенций, в которых они оказываются неотличимы от личностных качеств, а порой и психофизиологических характеристик человека, размыта грань между компетенциями и умениями, при построении перечней, как правило, не рассматривается вопрос различий в требованиях к общим компетенциям в зависимости от уровня квалификации, характера профессиональной деятельности. Это приводит к отсутствию преемственности в развитии общих компетенций на разных уровнях общего и профессионального образования, в процессах обучения и развития персонала, и в целом при решении задач кадрового обеспечения организации, отрасли, региональной и национальной экономики.

В 2020 году мы провели анализ больших данных – требований работодателей к общим компетенциям (анализ вакансий) и их предложений соискателями (анализ резюме), корпоративных моделей общих компетенций и практик их оценки, изучили отечественный и зарубежный опыт.

Анализ показал, что, несмотря на разнообразие, везде представлен примерно идентичный набор требований. Его удалось свести к четырем компетенциям, имеющим интегративный характер: «решение проблем», «работа с информацией», «работа в команде и управление людьми», «самоменеджмент (self-менеджмент)». Далее была сформирована рамка общих компетенций. Она содержит описания перечисленных компетенций, дифференцированные по 9-ти уровням квалификации, фиксируемым в национальной системе квалификаций Российской Федерации (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»).

Перечень и описания имеют универсальный характер. На их основе может и должно проводиться описание характеристик общих компетенций применительно к видам профессиональной деятельности и профессиональным квалификациям, формирование программ их развития, а затем и оценка сформированности. Рамка квалификаций также может использоваться в целях профессиональной ориентации, для решения задач подбора и отбора персонала.

В проекте «Компетенции XXI века» под руководством организаций-региональных координаторов принимает участие 54 образовательных организации из 8 субъектов Российской Федерации.

В рамках проекта в 2022 году реализуется комплекс мероприятий, включающий:

  • разработку планов/программ развития общих компетенций студентов;

  • разработку инструментария оценки общих компетенций;

  • проведение мероприятий по развитию и оценке общих компетенций студентов.

Кроме того, Национальное агентство развития квалификаций наделено полномочиями сетевого Центра оценки и развития надпрофессиональных (управленческих) компетенций АНО «Россия – страна возможностей» и организует диагностику сформированности таких компетенций у студентов, обучающихся по программам СПО (в 2022 году участие принимают 165 колледжей и техникумов).

Для участников проекта разработаны и размещены на информационном ресурсе Базового центра подготовки кадров Национального агентства следующие материалы:

Рамка общих компетенций;

Методика описания общих компетенций, востребованных в профессиональной деятельности, и разработки средств их оценки, в том числе совмещенной с независимой оценкой квалификации.

Инфографические материалы:

Компетенции XXI века;

Лучшие зарубежные и отечественные практики определения и оценки профессиональных и общих компетенций;

Видеоролики:

Реализуется программа повышения квалификации:

  • «Развитие и оценка общих компетенций, востребованных в профессиональной деятельности», объем 72 часа (ссылка на программу)

Проект «Кадры для высокотехнологичного предприятия» - внедрение практики определения и реализации заказа предприятия на подготовку кадров с применением инструментов национальной системы квалификации

Использование высоких технологий влияет на современный рынок труда, формирует новые требования к кадрам, а значит, необходима отработка новых механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных и наукоемких предприятий.

«Кадры для высокотехнологичного предприятия» - новый проект Базового центра.

Ключевая идея стоит в проектировании оптимальной квалификационной модели, которая может быть использована для достижения показателей эффективности, реализации новых технологических инициатив с учетом стратегических приоритетов, решения операционных производственных задач требующих одновременно системного подхода и креатива.

Преимуществом разработанной методики формирования заказа предприятия на подготовку кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций является полный цикл кадрового проектирования, применение инструментов и цифровых ресурсов НСК и модульность подход при выборе опций проекта.

Оценить уровень соответствия персонала квалификационным характеристикам позволяет оценочный инструментарий независимой оценки квалификаций, адаптированный для выявления квалификационного несоответствия, по той или иной из должностных позиций. Выявленные несоответствия могут быть компенсированы за счет различных кадровых решений, включая привлечение внешних исполнителей, поиск внутренних резервов, организацию подготовки персонала. Для каждой должностной позиции или квалификационного профиля может быть предусмотрена индивидуальная образовательная траектория.

Участник проекта может выбрать для себя оптимальный потребительский набор исходя из собственной бизнес-стратегии, специфики и масштабов профессиональный деятельности.

В зоне внимания проекта также находятся вопросы взаимодействия предприятия с организациями, осуществляющими подготовку кадров, в том числе целевого обучения и сетевой реализации образовательных программ, практикоориентированной подготовки под рабочее место, мотивации профессионального и карьерного развития работников, обучения в корпоративных учебных центрах.

Важным фактором развития современного высокотехнологичного и наукоемкого производства является появление новых квалификаций и обновление существующих профессий, в том числе изменение требований к компетенциям работников, как профессиональным, так и общим. Поэтому одним из направлений реализации проекта является апробация синхронизированной разработки или актуализации профессиональных стандартов, квалификаций и образовательных программ, сборки квалификаций под заказ.

Все составляющие проекта относятся не только к тем специалистам, которые работают в высокотехнологичных отраслях экономики, но и к тем, которые готовят кадры для высокотехнологичного производства.

Участие в проекте в 2022 году принимают:

  • компании теплоэнергетического сектора: Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства» и ПАО «МОЭК» (единая теплоснабжающая организация Москвы), ООО «Проектно-Инжиниринговая Компания – С». Основной партнер, обеспечивающий сопровождение проекта – базовая кафедра «Промышленная теплоэнергетика» Инновационно-образовательного комплекса «Техноград»;

  • компании полиграфической сферы: ООО «ПАКИНК», ООО «Красногорская типография»;

  • компании, проявляющие интерес к проекту в статусе «наблюдателя»: Торговый Дом «Библио-Глобус», Tetra Pak.

Для участников проекта разработаны и размещены на информационном ресурсе Базового центра подготовки кадров Национального агентства методические материалы:



Учредители