Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

Выстроить систему обучения и независимой оценки наставников поможет профессиональный стандарт

К такому выводу пришли члены Экспертного совета по профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете Госдумы по образованию и науке в ходе заседания, которое состоялось 13 декабря в Национальном агентстве развития квалификаций (АНО «НАРК»).

Как рассказала Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров, важность наставничества на производстве как условие качественной подготовки кадров ни у кого не вызывает сомнений. Президент России учредил знак отличия «За наставничество», методология наставничества разрабатывается в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Мониторинг взаимодействия образовательных организаций с работодателями показал, что наставничество воспринимается как ключевой инструмент их партнерства.

Есть и успешные практики наставничества, выявленные, в частности, в рамках Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в номинации «Наставничество на производстве». Победители и призеры этого конкурса, организованного АНО «НАРК», были награждены 5 декабря на V Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России». В их числе – Щелковский колледж (Московская область), где работают наставники-модераторы. Они являются преподавателями или мастерами колледжа, а на период производственной практики становятся работниками предприятий, при этом не только выполняют обязанности рабочих, но и успешно руководят студентами.

Однако, по оценке экспертов Базового центра подготовки кадров, говорить о всесторонней проработке понятия «наставничество» преждевременно. В трудовом и в образовательном законодательстве тема наставничества никак не отражена. Критерии награждения президентским знаком отличия размыты, и он вручается в основном за выслугу лет, а в федеральном проекте «Молодые профессионалы» речь идет скорее о волонтерской деятельности. Мотивационные, организационные и содержательные механизмы развития наставничества на производстве, необходимые для профессионального образования и обучения, в модели не рассматриваются.

Таким образом, возникает вопрос о закреплении правового статуса наставника. Преобладающее мнение в экспертном сообществе, сообщила Ольга Клинк, сводится к необходимости разработки профессионального стандарта. Этот документ мог бы сделать легитимной деятельность наставников и четко ее описать. На основе профессионального стандарта можно было бы выстроить систему обучения, независимой оценки наставников и управления наставничеством на производстве. При этом квалификация наставника может зависеть от квалификации «наставляемых».

В ходе дискуссии члены Экспертного совета уточнили, есть ли необходимость в отдельном профессиональном стандарте наставника или же его функции могут быть зафиксированы в разных профессиональных стандартах. Ведь допускается цитирование фрагментов одного профессионального стандарта в другом (об этом напомнил Игорь Кузора, руководитель отдела образовательных программ фирмы «1С»). По мнению Ольги Клинк, эти подходы не являются взаимоисключающими – главное, чтобы получившиеся документы были удобны для применения.

Еще вопрос – можно ли создавать профессиональный стандарт наставника при отсутствии должности «наставник». «Обсуждения показали, что должность «наставник» может быть введена, такой опыт существует в коммерческих организациях, когда на такую должность принимают пенсионеров и людей предпенсионного возраста, - рассказала Ольга Клинк. – Что касается бюджетных организаций, то в штатном расписании учредители действительно ее не предусматривают. Возможно, появление профессионального стандарта изменит ситуацию – потребность в такой должности есть».

По итогам заседания Экспертный совет по профессиональному образованию и профессиональному обучению предложил обсудить с ведущими работодателями возможности разработки профессионального стандарта наставника и внесения изменений, касающихся наставничества, в трудовое и образовательное законодательство. Затем планируется вынести эти вопросы на рассмотрение двух думских комитетов – Комитета по образованию и науке и Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Также членами Экспертного совета предложено обсудить вопрос об объявлении 2021 года годом наставничества.

Комментарии (0)

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

Учредители