Кадровую проблему рассмотрели в формате 360°
25—26 сентября Базовый центр подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций провел Всероссийскую конференцию «Кадровое обеспечение развития экономики Российской Федерации: полный цикл»
Запись доступнапо ссылке
Представители образовательных учреждений и работодателей, эксперты федеральных и региональных организаций, участвующих в разработке методологии образовательной деятельности, обсудили вопросы модернизации всех звеньев подготовки кадров, представили лучшие практики и перспективные решения.
«Как никогда актуальны вопросы, вынесенные в повестку дня: актуализация образовательных программ, развитие непрерывного образования на предприятиях, мотивация и профориентация будущих абитуриентов. Опыт, накопленный в регионах, очень интересен и готов к тиражированию», — отметил в приветствии участникам конференции генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин.
«Кадровый вопрос сейчас звучит болезненно остро, — сказала заместитель директора Национального агентства Алла Факторович. — На фоне рекордно низкой безработицы наблюдается очень высокий дефицит кадров. […] Один из приоритетных национальных проектов ⎯ «Кадры». Его задача очень сложная — найти такие механизмы, которые позволят подготовить и трудоустроить то количество специалистов, которое способно обеспечить технологический суверенитет страны».
Старший научный сотрудник ВНИИ труда Минтруда России Ирина Мухина представила последние данные по безработице и занятости населения в разрезе регионов, возраста работников и их квалификации. Также эксперт рассказала о потребности работодателей в работниках по отраслям экономики и провела краткий анализ актуальных вакансий рынка, требований работодателей и соискателей.
Проректор Института развития профессионального образования Даниил Суханов рассказал о реализации федерального проекта «Профессионалитет». Эксперт отметил, что в настоящее время в проекте принимают участие 79 субъектов Федерации, 370 промышленно-образовательных кластеров, в которые входят более 1200 образовательных организаций. В партнерстве с ними работает свыше 1,8 тыс. работодателей. В этом году состоялся первый выпуск из колледжей, входящих в «Профессионалитет».
«”Профессионалитет” — это новый подход к инфраструктуре. Работодатель имеет право влиять на содержание образовательных программ и оснащение колледжей в кластерах, — подчеркнул Суханов. — Сегодня существует свыше 700 учебно-производственных комплексов на базе более 500 образовательных организаций. УПК могут выполнять заказы от бизнеса. Это первое рабочее место для студента, первая его зарплата и трудовая книжка, а для колледжа это отличный инструмент внебюджетного заработка».
«Национальная система квалификаций работает на обеспечение рынка труда высококвалифицированными кадрами с помощью разных инструментов: профессионально-общественной аккредитации, мониторинга рынка труда, независимой оценки квалификации»,— отметила председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина.
Глава СПК в сфере образования рассказала об итогах пилотного проекта по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА⎯НОК) в вузах. «Студентам понравилась независимость результатов оценки ⎯ то, что оценивает не педагог, который преподавал какой-либо предмет, а полностью независимые эксперты», — подчеркнула Духанина.
Летом этого года была проведена апробация совмещения НОК и демонстрационного экзамена в Государственном университете просвещения, сообщила спикер. Результаты демонстрационного экзамена были признаны в качестве оценки прохождения практической части НОК.
Об опыте сопряжения ГИА и НОК и учете результатов демонстрационного экзамена как практической части НОК в системе СПО рассказал член комитета по независимой оценке квалификации СПК в горно-металлургическом комплексе Сергей Чепыгин. В пилотном проекте участвовали шесть учреждений СПО, это 225 выпускников, сообщил спикер. Работа по совмещению экзаменов велась по четырем специальностям. Выпускники, выразившие желание получить свидетельство о квалификации, должны были пройти теоретическую часть профэкзамена.
«Усилиями совета по профессиональным квалификациям в горно-металлургическом комплексе и Института развития профессионального образования при поддержке Национального агентства были подготовлены методические рекомендации по сопряженной процедуре демонстрационного экзамена профильного уровня и независимой оценке квалификации. Это практически пошаговая инструкция, которая отражает путь, пройденный коллегами. Можно воспользоваться этой моделью, которая не нарушает законодательство, и усиливать позиции выпускников на рынке труда», — подчеркнула Алла Факторович.
Как отметила руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства Ольга Клинк, проект ГИА⎯НОК включал в себя не только технические вопросы сопряжения двух процедур, но и актуализацию образовательных программ, повышение квалификации педагогов. Если в 2018 году совмещенный экзамен успешно прошли около 38% студентов, то в 2023-м — почти 62%. При этом были группы со 100%-ным результатом.
О взаимодействии работодателей и колледжей при решении задач кадрового обеспечения предприятий рассказали директор Учебно-курсового комбината компании «Мособлгаз» Артем Киселев, директор Академии РОАД, руководитель комитета по профессиональному образованию Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении Сергей Кожухов и директор производственно-учебного центра компании «ОДК-Климов» Людмила Стругова.
Руководитель проектов Института развития профессиональных квалификаций Ольга Кондратьева в своем выступлении проанализировала причины провалов в профориентационной работе со школьниками и сформировала шесть условий успешной профориентации.
Директор Центра развития образования и сертификации персонала «Универсум» Татьяна Ширшова поделилась информацией о реализации проекта оценки и развития общих компетенций в организациях СПО. На первом этапе работы по 18 профессиям и специальностям были построены уникальные профили общих компетенций. В них вошли такие компоненты, как «Решение проблем и принятие решений», «Работа с информацией», «Работа в команде и управление людьми», «Самоменеджмент». Профили были согласованы с работодателями. Для оценки общих компетенций был разработан пробный универсальный оценочный инструментарий. В тестировании методики приняли участие пять колледжей, 1500 студентов, рассказала Ширшова.
Оценка общих компетенций проводилась в два этапа. На базовом этапе выполнялось компьютерное тестирование, состоявшее из 25 тестовых заданий. На углубленном этапе студентам выдавали практические задания, которые выполнялись как индивидуально, так и в группе. После получения результатов тестирования проводился подбор средств развития общих компетенций под конкретную профессию, подчеркнула эксперт.
На конференции также выступили начальник отдела развития квалификаций Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций Марина Анисахарова, заместитель директора по учебной работе Канского политехнического колледжа Регина Шевелева, руководитель Учебно-методического центра Академии «Бизнес-Кар» Виталий Какурин, директор Межотраслевого центра развития квалификаций Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Валентина Федотова, руководитель перспективных направлений обучения Уральского завода гражданской авиации Никита Биев.
26 сентября в рамках конференции «Кадровое обеспечение развития экономики Российской Федерации: полный цикл» прошло награждение победителей Всероссийского конкурса лучших практик подготовки кадров 2024 года. В этом году конкурс проводился по номинации «От профессионального выбора к успешной карьере».
Победителями конкурса стали:
-
филиал АО «Сетевая компания» Нижнекамские электрические сети — практика «Профессиональная траектория от школы до рабочего места»;
-
Центр профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству «Профессионал» — практика «Кастомизированное обучение под запрос работодателя»;
-
Корпорация ВСМПО-АВИСМА — практика «Профориентационный проект «Профессионально-индустриальный кластер «Перспектива»;
-
Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова — практика «Проект по сопровождению профессиональной карьеры будущего педагога «Педагогический парк».