Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

Конференция «Бизнес и образование: лучшие практики партнерства»: основные темы и итоги

20-21 октября 2022 года Национальное агентство развития квалификаций провело Всероссийскую конференцию «Бизнес и образование: лучшие практики партнерства». Участники познакомились с успешными кейсами проектного обучения, обсудили вопросы трудоустройства молодежи, посетили мастер-классы по организации наставничества

«Качество образования и востребованность выпускников на рынке труда зависят от того, насколько успешно организовано партнерство работодателей и образовательных организаций. Все три формы сотрудничества – проектное обучение, профориентация и наставничество – являются приоритетными направлениями взаимодействия предприятий и системы образования», – отметил на открытии конференции генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин.

В первый день конференции состоялось награждение победителей и призеров Всероссийского конкурса лучших практик подготовки кадров «Проектное обучение – шаг в будущее» (новость об этом событии читайте на сайте).

Также 20 октября состоялись презентации лучших практик, представленных в рамках конкурса. Заместитель генерального директора Национального агентства Алла Факторович отметила, что проектный метод, история которого насчитывает порядка ста лет, не раз переживал периоды взлетов и разочарований. В последние годы, благодаря цифровым технологиям, организации работы виртуальных команд и новым способам обучения, он возвращается в систему образования в новом статусе. «Проектное обучение – это тот инструмент, который нужен сегодня для того, чтобы выпускники получали востребованные рынком труда компетенции», – считает спикер.

Куратор проектов социологической клиники прикладных исследований Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Яков Санадзе рассказал об организации проектной деятельности в вузе. Сегодня на 16 факультетах СПбГУ созданы клиники студенческой практики (клиниками в университете называют организации, являющиеся местом студенческой практики для оказания услуг гражданам и организациям). Участие в их работе позволяет студентам формировать портфолио, а заказчикам проектов отбирать лучших кандидатов для прохождения стажировок и дальнейшего трудоустройства.

Советник Московского института электроники и математики им А.Н. Тихонова (МИЭМ) Высшей школы экономики Антон Сергеев рассказал о цифровой экосистеме реализации проектов. В МИЭМ для всех учащихся введена сквозная дисциплина «Проект». Студенты создают проектные группы численностью от 1 до 6 человек, которые решают задачи, поставленные индустриальными партнерами вуза и другими заказчиками. При этом собрать команду, распределить роли в проекте, оценить текущий статус проекта и личный вклад в работу каждого участника позволяет разработанная вузом ИТ-система.

Лучшие практики проектного обучения также презентовали заместитель директора по проектной деятельности Тюменского колледжа производственных и социальных технологий Елена Важнова, преподаватель Тюменского техникума индустрии питания, коммерции и сервиса Марина Демьянова и доцент кафедры «Технология и управление качеством в полиграфическом и упаковочном производстве» Московского политехнического университета Ольга Митрякова.

Заместитель начальника Центра развития содержания и технологий профессионального образования Института развития профессионального образования Евгения Миньяр-Белоручева познакомила участников конференции с особенностями организации проектного обучения при реализации федерального проекта «Профессионалитет». Она отметила, что проектный метод дает возможность студентам СПО погрузиться в реальную профессиональную среду, увидеть целиком картину профессионального поля и понять в нем свою роль.

В рамках проекта «Профессионалитет» создаются кластеры на основе опорных образовательных учреждений СПО и работодателей. Источниками идей учебных проектов являются, как правило, шефские предприятия, одновременно проектные идеи могут поступать от НКО, волонтерских организаций, учреждений культуры и региональных органов исполнительной власти. Как отметила Миньяр-Белоручева, особенность «Профессионалитета» заключается в возможности работодателей определять набор профессиональных компетенций и гибких навыков, которые должны быть сформированы у учащихся в рамках проектной работы. Эксперты полагают, что интенсификация учебных процессов и интеграция проектного обучения в основной учебный план позволят сократить сроки обучения в СПО до 40%.
21 октября в рамках конференции состоялся круглый стол «От профориентации до трудоустройства. Диалог заинтересованных лиц».

Старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ Вера Мальцева представила данные доклада ВШЭ «СПО в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала». Главный вывод исследователей – спрос на среднее профессиональное образование растет. Сегодня в техникумы и колледжи после 9 класса уходят 50% выпускников школ, после 11 класса – 20%.

Также эксперт ВШЭ привела следующие данные из доклада:

  • наибольший спрос (согласно статистике вступительных конкурсов) наблюдается по направлениям «фармация», «информационная безопасность» и «искусство»;
  • 50% набора на рабочие специальности обеспечивают 12 индустриальных профессий, лидируют в данном списке профессии повара, сварщика и специалиста по ремонту автомобиля;
  • доля «транзитных студентов», сразу по окончании учреждений СПО поступающих в вузы, в 2021 году сократилась с 31,3% в 2015 г. до 21,4%;
  • 60% студентов СПО совмещают работу и учебу (в Москве – 70%);
  • половина выпускников техникумов и колледжей работает не по специальности;
  • почти 50% учащихся хотели бы заняться предпринимательством.

Начальник отдела обучения и развития персонала компании «Информационные спутниковые системы имени академика М.В. Решетнева» (ИСС) Данил Дятлов рассказал о комплексной профориентационной работе, проводимой предприятием. Для будущих студентов СПО в компании были организованы профпробы с краткосрочным погружением в реальную деятельность предприятия. В итоге 15 из 25 участников поступили в техникумы с заключением целевого договора.

Для студентов вузов также проводится мероприятие «Студенческий десант». Сначала команда сотрудников ИСС проводит презентацию предприятия в университете, а затем с ответным недельным визитом студенты посещают компанию, расположенную в городе Железногорск Красноярского края, где знакомятся с производственными цехами, встречаются с инженерами, изучают условия жизни в закрытом городе. Всего ИСС сотрудничает с 17 вузами, ежегодный целевой набор составляет 100 человек.

На круглом столе «От профориентации до трудоустройства. Диалог заинтересованных лиц» также выступили начальник отдела развития СПО Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Роман Зимин, заместитель генерального директора Корпоративной Академии Росатома Алексей Пономаренко, начальник Центра методического сопровождения СПО Института развития профессионального образования Галина Макеева, руководитель Федерального центра компетенций по профориентации «Zасобой» Наталья Алиева, директор Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций Зульфия Галеева.

В рамках конференции также состоялись мастер-классы «Современная система наставничества на рабочем месте», на которых с презентациями выступили руководитель Центра оценки квалификации, руководитель Академии БИЗНЕС КАР Сергей Кожухов, представитель образовательно-производственных металлургических кластеров Липецкой и Свердловской области Анна Макарова, тренер Консалтинговой группы «Арбат» Сергей Колобов.

Комментарии (0)

Учредители