Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

От школьной скамьи до рабочего места в «Росатоме»

Номинация
От профессионального выбора к успешной карьере
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Пензенская область
Организация
ФГУП ФНПЦ «Производственное объединение "Старт" имени М. В. Проценко»
Руководитель
Байдаров Сергей Юрьевич
Генеральный директор 
+7 (8412) 65-17-58
director@startatom.ru

Ответственное лицо
ФИО: Орешкина Наталья Петровна
Должность: Начальник отдела подготовки кадров директор учебного центра
Тел: +7 (8412) 23-27-58
Email: opk@startatom.ru

Аннотация:

Система профориентационной работы ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» нацелена на работу со школьниками 1-11 классов и студентами (СПО, ВО). Цель – привлечение на предприятие мотивированной молодёжи. Формы работы: заводская олимпиада, профориентационные экскурсии на производство, конкурсы проф. мастерства, организация производственной практики студентов. Результаты: осознанный выбор профессии, создание кадрового резерва рабочих профессий, профессиональная преемственность поколений.

Актуальность

В настоящее время на предприятии ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М. В. Проценко», входящем в Государственную корпорацию «Росатом» (ГК «Росатом»), особо актуально стоит проблема повышения качества труда исполнителей производственных подразделений. Один из путей решения – формирование и повышение кадрового потенциала. Важным направлением данной работы является поиск новых, эффективных форм профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся.

Цель и задачи

Цель практики: организация ранней и эффективной профориентационной работы среди обучающихся в контексте повышения эффективности производства, бездефектного изготовления продукции, снижения затрат на качество на ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М. В. Проценко».

Задачи практики:

  1. Информирование обучающихся о спектре профессий, представленных на предприятии.

  2. Формирование положительной репутации работодателя, привлечение квалифицированных специалистов.

  3. Популяризация востребованных на предприятии рабочих профессий, стимулирование обучающихся к их приобретению.

  4. Содействие в формировании кадрового резерва предприятия, повышение мотивации обучающихся к производственной деятельности на предприятии.

  5. Реализация программ адаптации для молодых рабочих и специалистов, принятых на предприятие.

Средства и способы реализации практики.

Реализация Стратегических целей ГК «Росатом», получение новых продуктов в атомной отрасли, ведет к повышению требований к квалификации и развитию персонала. Работники, которые осознанно подошли к выбору профессии, имеют более высокую мотивацию на получение новых знаний и компетенций, на развитие и самосовершенствование. Профессионализм, компетентность и профессионально-трудовая мотивация работников напрямую влияют на качество производимой продукции, влекут за собой снижение затрат на качество.

Основная проектная идея практики – постоянный поиск новых форм и методов профориентационной работы, способствующих эффективному профессиональному самоопределению обучающихся, формированию у них высокой профессионально-трудовой мотивации, привлечению их на предприятие и как следствие повышение качество производимой продукции.

В основе мероприятий по профессиональной ориентации школьников лежит процесс определения структуры наиболее развитых способностей ребенка с целью последующего выбора будущей профессии. Специалисты ПО «Старт», активно участвуют в реализации данной практики и постоянно отрабатывают инновационные методы и приемы профессиональной ориентации, анализируют результат и готовы в дальнейшем представить полученный опыт коллегам. Слаженная организация мероприятий, работа в единой команде, соблюдение Ценностей Росатома, заинтересованность предприятия в привлечении профессионально ориентированных специалистов — перечень некоторых условий, обеспечивающих успешность реализации практики.

При реализации мероприятий практики учитываются основные составляющие современной профориентационной технологии:

  1. Информирование учащихся о мире профессий, создание образа профессии, участие в интерактивных профессиональных пробах.

  2. Организация конкурсов профессионального мастерства, олимпиады.

  3. Профориентационные экскурсии, встречи с профессионалами и др.

Каждое проводимое в рамках практики мероприятие реализуется в три этапа: подготовительный (создание условий для реализации мероприятия, обеспечение взаимодействие с образовательными организациями); основной (реализация мероприятия); обобщающий аналитический (анализ деятельности по реализации мероприятия, обобщение полученных данных).

В реализации каждого профориентационного мероприятия участвует группа специалистов предприятия. При этом используются следующие ресурсы:

  • кадровые – специалисты Учебного Центра, отдела кадров, отдела коммуникаций и корпоративной политики предприятия, производственных цехов, служб главного технолога и главного конструктора, научно-технического отдела, центральной заводской лаборатории, управления информационных технологий, службы охраны труда и промышленной экологии, управления качества, первичной профсоюзной организации ПО «Старт»;

  • финансовые – за счет средств предприятия;

  • методические – научно-техническая библиотека предприятия;

В рамках социального партнерства ПО «Старт» взаимодействует с Департаментом образования города, в структуру которого входят учреждения основного и дополнительного образования, которые содействуют в организации учащихся для профориентационной работы; учреждения среднего и высшего профессионального образования, студенты которых проходят практику и стажировку на предприятии; учреждения культуры города, направляющие своих воспитанников для участия в профориентационных мероприятиях.

На предприятии используются следующие формы профориентационной работы с различными категориями обучающихся.

Заводская олимпиада школьников. Цель олимпиады – повышение престижа рабочих и инженерных профессий предприятия, привлечение школьников после окончания обучения к работе на ПО «Старт». Каждая Олимпиада посвящается определенным событиям, значимым для предприятия, города или страны. В олимпиаду включаются состязания и конкурсы для разных возрастных групп для учащихся: 4-х, 7-8-х и 9-11-х классов. Основным состязанием олимпиады для старшей возрастной группы является металлообработка. Участники демонстрируют навыки работы на токарном станке и слесарном деле. ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» является единственным предприятием дивизиона «Ядерный оружейный комплекс», где организуется и проводится данное мероприятие. В 2017 году заводская олимпиада школьников проводилась двадцать первый раз, ежегодно в данном мероприятии принимают участие 70-75 обучающихся общеобразовательных организаций региона (Положение о заводской олимпиаде школьников приведено в Приложении 1).

На протяжении многих лет олимпиада служит поддержкой одаренным школьникам, заставляет ребят готовиться самостоятельно, изучать вопросы за рамками школьной программы и одновременно осваивать профессии, нужные заводу. Олимпиада формирует у ребят не только профессиональные, но и социальные, лидерские качества: здоровое честолюбие, стремление к успеху, умение добиваться высших результатов, уважения со стороны окружающих. В организации и проведении Олимпиады ежегодно участвуют в качестве организаторов около 80 работников предприятия (см. График заводской олимпиады – Приложение 2). Конкурсные задания по всем дисциплинам готовят специалисты нашего предприятия, имеющие профильное высшее профессиональное образование. Заводская олимпиада школьников вошла в пятерку лучших практик ГК «Росатом» в 2015 году. В Приложении 3 приведены публикации о заводской олимпиаде школьников разных лет в корпоративной газете «Старт».

Профориентационные экскурсии на производство. Основная цель организации профориентационных экскурсий в производственные цеха предприятия — знакомство со спектром профессий, представленных на предприятии, их популяризация, реальная демонстрация производственных процессов предприятия. Экскурсии организуются в интерактивной форме: обучающимся предоставляется возможность участия в производственном процессе в игровой форме: участие в демонстрации химических экспериментов в Центральной заводской лаборатории; участие в демонстрации процесса плавки и литья металла; участие в непосредственном изготовлении изделий из керамики и пластмассы.

Участие в организации конкурса профессионального мастерства «Я-мастер!».Цель – содействие в профессиональном самоопределении молодежи, организация профессиональных проб. Благодаря данному конкурсу учащиеся имеют возможность проявить свои знания и умения в таких профессиях, как токарь, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ и др. Обучающиеся, студенты участвуют в региональном конкурсе профессионального мастерства по номинациям «Лучший токарь», «Лучший фрезеровщик», «Лучший слесарь механосборочных работ». Положение о конкурсе профессионального мастерства «Я-мастер!» приведено в Приложении 4.

Организация профориентационных мероприятий на базе Маркетинго-выставочного комплекса (МВК) предприятия. МВК - структурное подразделение предприятия, одним из видов деятельности которого является профориентационная работа по следующим направлениям:

  • профессиональная пропаганда и социальная реклама: изготовление и демонстрация видеофильмов, видеороликов, пропагандирующих работу предприятия, основных видов продукции предприятия, его социальной политики;

  • экскурсионно-музейная деятельность: МВК имеет собственный музей, куда организуются экскурсии. Уникальность музея состоит в том, что в нем представлены все виды производимой продукции, в актуальной и доступной форме представлена история развития предприятия, перспективные направления работы;

  • встречи с профессионалами, ветеранами отрасли для обучающихся;

  • тематические выставки работ художников, творческих людей;

  • дни открытых дверей, где все желающие могут посетить музей градообразующего предприятия;

  • мероприятие «У мамы с папой на работе» для детей работников предприятия, нацеленное на поддержание и развитие трудовых династий.

Участие в мероприятиях, организованных отраслью (ГК «Росатом»): «Школа Росатома».

Организация производственной практики для студентов региона. Для студентов вузов и профессиональных образовательных организаций региона на предприятии организуется практика. Приказы и Положения о проведении практики приведены в Приложении 5 и Приложении 6.

Организация временного трудоустройства обучающихся. Предприятие ежегодно принимает на трудоустройство более 100 школьников, которые не только трудятся на заводе, но и осваивают различные профессии.

Сопровождение молодых специалистов предприятия. Уже профессионально сориентированные молодые работники на предприятии проходят ряд этапов сопровождения: наставничество; дистанционное обучение по курсу «Введение в атомную отрасль»; участие в «Дне молодого работника». Кроме того, на предприятии работает самостоятельный общественный орган «Совет молодых работников», основные функции которого: привлекать и закреплять молодых работников на предприятии, содействовать их карьерному росту, повышению профессионального уровня.

Стажировка выпускников вузов. Годичная циклограмма практики «От школьной скамьи до рабочего места в «Росатоме» приведена в Таблице 1.

Критерии результативности

  • Увеличение количества обучающихся, имеющих осознанный выбор профессии, связанной с профилем предприятия.

  • Динамика прием на работу на предприятие специалистов с профильным образованием.

  • Повышение профессионального уровня работников предприятия.

  • Эффективное сопровождение молодых специалистов на предприятии.

  • Увеличение доли молодых работников предприятия.

Данные о результативности

Предприятие во взаимодействии с Департаментом образования города Заречный ежегодно отслеживает процент выпускников, поступающих в учебные заведения, обучающиеся по профессиям и специальностям, востребованных на предприятии: 2013 год – 26,5%; 2014 год – 30,1%; 2015 – 36,2%; 2016 год – 41,3%. Таким образом, количество обучающихся, профессионально сориентированных на трудоустройство на предприятие, имеет положительную динамику.

По данным 2016 года 90% рабочих и специалистов принимаются с базовым профессиональным образованием. В 2016 году показатель «Увеличение доли молодых работников предприятия» составил 35%.

Нормативная правовая база практики

  1. Положение о заводской олимпиаде школьников.

  2. График проведения заводской олимпиады.

  3. Положение о производственной (профессиональной) практике студентов и учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В Проценко» (утверждено Приказом по предприятию от 31.12.2008 г № 1291).

  4. Положение об организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В Проценко» (введено в действие Приказом по предприятию от 14.12.2012 г № 671).

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Несмотря на устойчивость реализуемой практики, существуют ограничения, связанные с положением предприятия на территории Закрытого административно-территориального образования. Это сказывается на возможности участвовать в профориентационных мероприятиях обучающихся, находящихся рядом с городом, но не имеющих возможности в него попасть. Молодые специалисты, привлеченные для работы на предприятии, имеют возможность работать и проживать в городе.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

  1. Представлены результаты практики по направлению: «Ранняя профориентация школьников, продвижение рабочих и инженерных профессий», доклад по теме: «Профориентационная работа на ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В Проценко» на II Чемпионате профессионального мастерства по методике WOLDSKILLS Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» «ATOMSKILLS-2017» (г. Екатеринбург, 19-23 июня 2017 года).

  2. Информация о используемых формах практики регулярно транслируется в системе городов Росатома (Заречный, Снежинск, Глазов, Трехгорный, Саров и др.).

  3. Практика освещается в местных и региональных СМИ, в том числе в сети Интернет.

Учредители