Аннотация
Проблема: дефицит педагогических кадров.
Структуризация реализуемого проекта позволяет выстроить систему формирования профессионального самоопределения будущего педагога в соответствии с определенной логикой: вхождение и ранняя профориентация, профессиональный выбор, профессиональная идентификация и самореализация в профессии.
Использование опыта реализации данной практики может быть полезно для образовательных учреждений различного уровня; организациям работодателей, Центрам содействия трудоустройству выпускников.
Актуальность
По данным статистики российское образование сегодня испытывает дефицит педагогических кадров, налицо процесс «старения». Довольно остро стоит вопрос поиска новых форм, технологий, методов формирования профессионального самоопределения и становления педагога. Однако, нередко, наблюдается хаотичность, «бессистемность» применения образовательными организациями и организациями работодателей данных практик.
Назрела необходимость внедрения целостной системы формирования профессионального самоопределения будущего педагога.
Цель и задачи
Цель: формирование профессионального самоопределения будущего педагога: от выбора профессии до профессиональной карьеры.
Задачи:
1. Организовать раннюю профориентацию и вхождение в мир профессий детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Сформировать осознанность и готовность школьника к профессиональному самоопределению и выбору профессии.
3. Обеспечить эффективные условия для формирования профессиональной идентификации и самореализации в профессии.
Средства и способы реализации практики
Первый этап работы проекта направлен на вхождение и раннюю профориентацию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Студенты ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» инициировали разработку и внедрение системы профориентационных мероприятий для дошкольников в программы производственной практики. Создана площадка «Город профессий». В рамках деятельности площадки студенты с педагогами-наставниками на занятиях формируют начальные и максимально разнообразные представления воспитанников о профессиях. Этот эксперимент позволяет сформировать у детей первичные представления о мире профессий, развить интерес к трудовой деятельности взрослых. Особой популярностью пользуется игровой метод – экскурсии в города-профессии, ролевые игры с использованием современного оборудования, игровые модули.
В рамках площадки на базе колледжа проводятся мини-чемпионаты: «Маленький учитель» и «Маленький воспитатель». Конкурсные задания чемпионата состоят из 3 модулей и включают в себя выполнение заданий, связанных с осведомленностью участника о профессии воспитателя, учителя; с умением провести мастер-класс и гимнастику. Подготовка к чемпионатам проходит под чутким контролем наставников: воспитателей детских садов и студентов педагогического колледжа.
Данный этап проекта становится первой ступенью в дальнейшем выборе профессии.
Второй этап – направлен на формирование осознанности и готовности школьника к профессиональному самоопределению и выбору профессии. Эффективным методом здесь является «погружение в педагогическую профессию». Для этого в колледже создано пространство для первых профессиональных проб. Школьники с особым интересом моделируют конкретные виды деятельности педагога, что помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах.
Для удаленных школ области организована работа площадки «Виртуальный педагогический класс». В онлайн формате преподаватели колледжа совместно со студентами проводят интерактивные занятия с участниками виртуальной педагогики (охват: более 90 обучающихся из 11 школ области).
В режиме реального времени работает выездная площадка «Педагогический класс». Занятия в таких классах направленны на обучение основам педагогики и психологии и приобщение обучающихся к педагогической культуре. На данный период времени создано и функционирует 4 педагогических класса
Предложенная комплексная подготовка старшеклассников к выбору педагогической профессии позволяет участникам осознать свои потенциал, проявить себя в профессиональных пробах, по-новому воспринимать педагогическую действительность.
Это способствует повышению качества образования выпускников, сделавших осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности; повышению доли абитуриентов, выбравших педагогические профили обучения.
Третий этап проекта – профессиональная идентификация и самореализация в профессии. Уникальность педагогического парка состоит в том, что, пройдя все этапы, в колледж приходит мотивированный к освоению педагогической профессии студент. Особенность обучения заключается в том, что уже с первого курса выстраивается его индивидуальная траектория трудоустройства. Ее основными компонентами являются:
- организация практикоориентированного обучения с привлечением работодателей;
- закрепление наставника от работодателя с первого года обучения;
- определение баз практик;
- определение мер поддержки со стороны работодателей;
- создание карьерных карт выпускника, где студенты могут увидеть свое профессиональное будущее, возможности профессионального роста;
- включение студентов в реализацию проекта «Педагогический парк» (1 и 2 этап), для отработки профессиональных компетенций и повышения профессиональной мотивации;
- организация временной занятости студентов, в том числе в летний период;
- заключение договоров о целевом обучении;
- организация механизма раннего трудоустройства (более 35% студентов выпускных курсов трудоустроены по специальности и обучаются по индивидуальному учебному плану).
- авторская методика «Ярмарка выпускника»;
- мультиспециальность;
- мониторинг желаемого трудоустройства выпускников (интервьюирование выпускников);
- организационно-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации выпускников на основе взаимодействия с работодателем;
- уникальная база выпускников колледжа.
Чтобы выпускники нашего колледжа были востребованы и конкурентноспособны, колледж предоставляет возможность обучения не одной, а двум, трем профессиям и специальностям. Колледж предлагает студентам широкую продуктовую линейку образовательных программ от получения профессии уже на третьем курсе до переподготовки выпускника (мультиспециальность).
Важным звеном третьего этапа проекта «Педагогический парк» является наставничество. Для повышения эффективности практической подготовки созданы пары «работодатель-студент»; «педагог-студент». Особый интерес представляет партнерское наставничество в форме «студент-студент (такое взаимодействие служит траекторией профессионально-личностного саморазвития студента-наставника и его подопечного).
В этом учебном году в колледже воплощена в жизнь идея создания клуба «Наставник», в рамках которого происходит общение молодежи с талантливыми людьми из разных сфер жизни, которые смогли своим трудом достичь определенных высот и стать лидером в своей профессии. Фишка Клуба – это «История успеха»! Вдохновляющие истории наставников, приближают к собственному успеху наших студентов! С первого года обучения происходит закрепление наставника от работодателя за каждым студентом.
Совместно с Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н. Г. Чернышевского разработана авторская методика «Ярмарка выпускника». Студенты представляют свои лучшие проекты, презентуют практический опыт, проводят самопрезентацию лучших идей и педагогических находок. За последние 5 лет более пятисот работодателей посетили мероприятие, дали высокую оценку подготовке выпускникам колледжей, сделали свой выбор.
Организационно-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации выпускников включает в себя: мониторинг адаптации выпускников на первом рабочем месте (опрос); организационно-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации выпускников на основе взаимодействия с работодателем; трансляция опыта успешной адаптации выпускников на рабочем месте (подготовка информации на сайт о выпускниках, успешно адаптировавшихся в образовательных организациях).
Создана уникальная база выпускников колледжа. Новаторство идеи заключается в том, что база используется для организации качественного, расширенного взаимодействия в сети с выпускниками по таким направлениям как: наставничество, профориентация, трудоустройство. Наши выпускники – наша ценность!
В настоящий период в Саратовской области реализуется региональная программа «Преодоление дефицита квалифицированных педагогических кадров в системе образования Саратовской области» на 2022-2025 годы. В рамках межведомственного взаимодействия по преодолению дефицита педагогических кадров при министерстве образования Саратовской области создан Координационный совет, включающий ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»; образовательный кластер «Педагогика-регион 64»; областную организацию «Общероссийский Профсоюз образования», органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Критерии результативности
1. Мониторинг сформированности у детей дошкольного и младшего школьного возраста четкого представления о мире профессий, в частности позитивное представление о педагогической профессии.
2. Мониторинг качества аттестатов и увеличения количества учащихся из числа участников проекта, которые осознанно и целенаправленно делают выбор педагогической профессии, обучаясь в стенах Вольского педагогического колледжа.
3. Рост процентов студентов, определившихся с будущим местом работы (анкетирование);
4.Рост процента выпускников, трудоустроенных по специальности.
Данные о результативности
1. Согласно примененному методу исследования (структурированное интервью) стабильно 80% - 90% из участников проекта знают основные признаки педагогической профессии, умеют выделять субъект и объект педагогической деятельности.
2. Согласно проведенному мониторингу фиксируем положительную динамику результатов деятельности проекта по увеличению количества поступивших участников проекта в колледж: если в 2020 году среди поступивших в колледж было 23% участников проекта, то в 2023 году – это уже 39% поступивших от набора. Следовательно, увеличивается количество студентов, осведомленных об особенностях деятельности учителя, знающих где ее получить, желающих быть педагогами.
3. Согласно проведенному анкетированию в 2024 году более 85% студентов определились с будущим местом работы, из них 35 % осуществляют профессиональную деятельность, обучаясь по индивидуальному учебному плану;
4. По данным мониторинга 2019-2020 учебного года трудоустройство выпускников нашего колледжа составляло 60%, в 2023 году более 80%, прогноз 2024 года более 85%. Ежегодный рост процента трудоустройства выпускников по специальности.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении
Риски:
- Нехватка времени;
- Увеличение нагрузки педагогов;
- Организация участия школьников во втором этапе проекта по принципу принуждения.
Пути минимизации рисков:
- Обучение педагогов Тайм-менеджменту.
- Стимулирование педагогов в реализации данного проекта, через включение в стимулирующие критерии «Участие в реализации проекта «Педагогический парк».
- Популяризация проекта среди обучающихся школ.
Алгоритм внедрения практики
Реализация проекта проходит в 3 этапа.
1 этап «Подготовительный», включает в себя следующие мероприятия:
1. Разработка системы формирования профессионального самоопределения будущего педагога в условиях инновационного проекта «Педагогический парк».
2.Выступление руководителя проекта перед руководством дошкольных и общеобразовательных учреждений города и района с информацией о содержании проекта;
3.Объявление для населения города и района о старте проекта;
4. Заключение договоров о сотрудничестве с партнёрами – образовательными учреждениями.
2 этап «Исследовательский»:
1. Разработать контрольно-диагностического инструментария.
2. Составление расписания занятий Проекта.
3. Обсуждение имеющейся МТБ, возможностей имеющегося оборудования на базе колледжа.
3 этап Основной:
1. Реализация мероприятий по плану Проекта на базе колледжа и общеобразовательных учреждений города и район.
2.Проведение мастер-классов для студентов колледжа по реализации Проекта (два раза в месяц).
3. Проведение мониторинга эффективности разработанной системы формирования профессионального самоопределения будущего педагога.
4. Реализация Проекта в последующие годы.
Ресурсы проекта:
Проект рассчитан на внутренние ресурсы колледжа и сотрудничество с педагогами детских садов и школ города и района:
- Кадровые ресурсы: в проекте задействованы педагоги колледжа, социальный педагог, психолог колледжа, студенты колледжа, совместно с которыми реализуется программа «Педагогический парк».
- Материально-технические ресурсы: мастерские колледжа по компетенциям «Физическая культура, спорт и фитнес», «Преподавание в младших классах», «Дошкольное воспитание», десять зон под виды работ.