Аннотация
Столкнувшись с проблемой недостаточного уровня рекрутинговых компетенций у студентов образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования (далее – студенты), министерство труда и занятости населения Оренбургской области в 2019 году внедрило сервис «Технология карьеры», направленный на освоение студентами данных навыков.
Практика может быть транслирована органами службы занятости населения, а также центрами карьеры образовательных организаций и др.
Актуальность
Освоение студентами навыков самостоятельного поиска подходящей работы, составления «продаваемого» резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, а также овладение иных рекрутинговых компетенций позволяет сократить время на поиск работы, а также выработать устойчивую мотивацию к трудоустройству.
Цель: подготовка студентов к выходу на рынок труда путем обучения их рекрутинговым компетенциям.
Задачи:
1. Популяризация платформы «Работа в России» для поиска работы среди студентов;
2. Увеличение численности участников практики (студентов, работодателей);
3. Минимизация рисков нетрудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования.
Средства и способы реализации практики
Основные участники практики:
-
обучающиеся - студенты
-
карьерный консультант для обучения студентов рекрутинговым компетенциям;
-
психолог для помощи в профессиональном самоопределении, оценке надпрофессиональных компетенций, повышении уровня мотивации для трудоустройства.
Сервис предусматривает проведение мероприятий по тематическим площадкам:
– Поиск работы. Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее - портал «Работа в России»).
Данный блок включает практическое изучение студентами работного сайта. Поиск вакансий по ключевым словам, фильтрам. Знакомство с другими карьерными разделами портала «Работа в России», такими как: практики и стажировки, профориентационное тестирование, целевое обучение, работа с переездом, государственные услуги в сфере занятости населения.
– Правовой навигатор (практика составления трудового договора).
На данной площадке участники практикума в игровой форме знакомятся с документами, необходимыми для трудоустройства, а также узнают из каких разделов состоит трудовой договор, на какой срок он может быть заключен и чем отличается от гражданско-правового договора и др.
– Первое резюме.
Карьерный консультант помогает студентам заполнить и разместить на портале «Работа в России» идеальное резюме, обозначает его основные разделы, секреты, на которые обращает внимание hr специалист при отборе кандидатов.
– Подготовка к собеседованию: отправные точки.
Участники проходят экспресс-собеседования с работодателями, приглашенными для участия в практикуме, учатся отвечать на неожиданные вопросы, а также развивают навыки самопрезентации.
– Тестирование на выявление сильных и слабых сторон личности, предпринимательских способностей.
Работа площадки предполагает проведение психологом тестирования «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (Приложение) по результатам, которого участники могут определить свои индивидуально-типологические различия, а также предпринимательский потенциал.
– Оценка и прокачка надпрофессиональных навыков.
Студентам предлагается оценить свои навыки, как с помощью бланковых тестов и опросов, так и с помощью инструментов платформы АНО «Россия - страна возможностей». По результатам оценки со студентами проводятся тренинговые упражнения на прокачку недостаточно развитых навыков, необходимых для трудоустройства (коммуникация, самопрезентация, лидерство, деловое общение и др.).
В рамках проведения практикума могут быть реализованы иные площадки, в зависимости от потребности студентов и получаемой ими профессии (специальности), а также могут быть приглашены социальные партнеры (Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес», комплексный центр социального обслуживания населения, другие заинтересованные структуры).
Время работы на каждой площадке 7-10 минут.
Эффект от внедрения практики:
для студентов – построение карьерной траектории, прокачка рекрутинговых компетенций, выработка мотивации к трудовой деятельности;
для службы занятости – повышение лояльности молодежи к услугам ЦЗН, подготовка студентов к выходу на рынок труда;
для работодателей – возможность найма мотивированного персонала из числа молодых специалистов, закрытие кадровой потребности;
для социальных партнеров – площадка для выстраивания работы с молодежной аудиторией.
Реализация сервиса не требует дополнительного финансирования.
Критерии результативности
Численность участников практики.
Количество размещенных в рамках реализации сервиса резюме студентов на портале «Работа в России».
Численность выпускников образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Количество работодателей, принявшие участие в практике.
Срок поиска работы выпускниками образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования.
Данные о результативности
– увеличение численности участников практики со 105 чел. в 2019 году до 9 736 чел. в 2023 году;
– увеличение количества размещенных в рамках реализации сервиса резюме студентов на портале «Работа в России» с 263 ед. в 2019 году до 2005 ед. в 2023 году;
– снижение численности выпускников образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, с 923 чел. в 2019 году до 541 чел. в 2023 году;
– увеличение количества работодателей, принявшие участие в практике, с 2 ед. в 2019 году до 180 ед. в 2023 году;
– сокращение выпускниками образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования времени на поиск работы с 3 мес. в 2019 году до 1 мес. в 2023 году.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении, и механизмы их минимизации
Ограничениями для применения представленной практики могут стать отсутствие в органах службы занятости лиц с необходимыми знаниями в области рекрутинговых компетенций и/или недостаточная мотивация студентов к освоению новых навыков.
Решение 1. Обучение карьерных консультантов органов службы занятости рекрутинговым компетенциям.
Решение 2. Предоставление возможности студентам прокачивать навыки по их конкретным запросам. Также для повышения мотивации студентов могут быть введены дополнительные механизмы поощрения (сувенирная продукция органов службы занятости населения, предоставление практик и стажировок партнерами-работодателями и др.).
Алгоритм внедрения практики
1. Назначение сотрудников, ответственных за практику (карьерный консультант, психолог).
2. Разработка программы практикума (подготовка методических материалов).
3. Согласование графика проведения практикумов с образовательными организациями высшего образования и среднего профессионального образования.
4. Согласование участия социальных партнеров (представители Центра «Мой бизнес», КЦСОН и др.).
5. Формирование списка студентов для участия (с участием отдела образования муниципального образования или образовательной организации).
6. Приглашение работодателей для участия в практикуме, имеющих потребность в специалистах по соответствующему профилю подготовки студентов.
7. Реализация сервиса.
Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
Практика тиражируется подведомственными учреждениями министерства труда и занятости населения Оренбургской области - центрами занятости населения в 38 муниципальных образованиях Оренбургской области.
Внедрение практики рекомендовано для апробации кадровым центрам службы занятости населения, а также центрам содействия трудоустройства выпускников ССУЗов и ВУЗов.