Аннотация
Модель разработана на основе сетевого взаимодействия СПб ГБПОУ «ПКГХ» и ведущих предприятий города в области создания радиоэлектронного оборудования, систем и комплексов – АО «Научно-производственное предприятие «Радар ммс» и АО «Навигатор», предложена для решения проблемы нехватки рабочих кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Рекомендована для применения кадровыми службами, HR-менеджерами производственных предприятий в качестве одного из направлений кадровой политики.
Актуальность
Современные предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК), отличаясь высокой наукоемкостью, имея долгосрочные государственные заказы на несколько лет вперед, работая в режиме непрерывного производства и имея большие риски, работая в условиях ведения в России специальной военной операции, испытывают сегодня острую нехватку рабочих кадров. Решение этой актуальной проблемы видится, прежде всего, в реализации представленной модели практической подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Цель: преодоление «кадрового голода» на предприятиях ОПК Санкт-Петербурга за счет ускоренной, но качественной подготовки «рабочих рук» через механизм «реального погружения» в производственный процесс.
Задачи:
1. Удовлетворение кадровой потребности предприятий ОПК посредством организации и развития системы сетевого взаимодействия;
2. Обновление содержания основных профессиональных образовательных программ на основе требований работодателей;
3. Обеспечение 100%-ого трудоустройства выпускников по профилю получаемой специальности.
Средства и способы реализации практики
Первый этап реализации практики предусматривает разработку концептуальной основы будущей Модели практической подготовки кадров (далее – Модель) – сетевого взаимодействия между профессиональной образовательной организацией и предприятиями-партнерами, заинтересованными в разработке, внедрении и дальнейшей апробации новой технологии подготовки рабочих кадров.
Второй этап – разработка самой структурно-функциональной модели практической подготовки кадров для предприятий ОПК, представляющей собой целостную систему, состоящую из закономерных, функционально связанных компонентов (блоков), которые логически раскрывают внутреннюю структуру процесса формирования необходимых профессиональных компетенций студентов.
Необходимо учитывать, что Модель строится на определенных, значимых для дальнейшей ее реализации, принципах, а именно:
- формализация конечного результата процесса обучения (т.е. формирование определенной модели компетенций выпускника);
- соответствие содержания ОП СПО исходным параметрам базового образовательного уровня (т.е. требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования) (далее – ФГОС СПО) и параметрам конечного результата (требованиям работодателей к подготовке кадров);
- соответствие сроков обучения темпам усвоения знаний, умений, навыков и как следствие, формирования профессиональных компетенций;
- корреляция практической подготовки с объемом самостоятельной работы студента в процессе обучения.
Модель представляет собой последовательную реализацию следующих компонентов:
Предпрофессиональный компонент включает разработку совместной специальной программы профориентационных мероприятий со студентами/абитуриентами (экскурсии на предприятия, встречи с выдающимися работниками, мастер-классы, совместные мероприятия в игровом формате и др.).
Содержательный компонент включает:
- оформление договорных отношений с предприятиями-партнерами;
- проведение экспресс-анализа запроса работодателей к подготовке кадров;
- разработку совместной Программы подготовки кадров (от концепции до «дорожной карты» и планируемых результатов);
- создание совместной рабочей группы по «пересборке» образовательных программ по определенным специальностям СПО;
- «пересборку» образовательных программ;
- разработку и принятие планируемой модели компетенций выпускника на основе требований ФГОС СПО, профессиональных стандартов, корпоративных требований предприятий-партнеров.
Процессуальный компонент предполагает:
- организацию рассредоточенной учебной и производственной практики на предприятиях в формате «4/2» (4 дня студенты работают на производстве в качестве полноправных работников и 2 дня обучаются в колледже, осваивая в полном объеме образовательную программу);
- официальное трудоустройство студентов на предприятия;
- разработку индивидуальных учебных планов (по согласованию);
- выстраивание карьерной навигации.
Контрольно-оценочный компонент включает:
- введение института наставничества на предприятиях-партнерах;
- разработку и апробацию контрольно-оценочных материалов для проверки уровня освоения обучающимися тех или иных профессиональных компетенций;
- разработку учебных, методических и др. необходимых для реализации Модели материалов.
Третий этап реализации практики – внедрение и апробация Модели (не менее трех лет), четвертый – анализ и оценка полученных результатов, корректировка и дальнейшая апробация.
Нормативной базой создания Модели являются положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в их взаимосвязи с положениями пункта 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, в которых законодательно закреплена возможность сетевого взаимодействия и иными юридическими лицами.
Методической основой для разработки Модели послужили Методические рекомендации по оперативному обновлению основных профессиональных образовательных программ СПО в соответствии с потребностями предприятий ОПК, включая формирование дополнительных компетенций (утверждены Советом Учреждения ФГБОУ ДПО ИРПО (протокол от 09.03.2023 №3).
Практика реализуется в рамках деятельности Центра практической подготовки и содействия в трудоустройстве как специализированного структурного подразделения профессиональной образовательной организации при условии обязательного взаимодействия с кадровыми службами, административно-управленческого персонала предприятий-партнеров, при участии методистов и педагогического персонала.
Критерии результативности
- количество предприятий, с которыми заключены и реализуются договоры о сетевом взаимодействии;
- количество/доля обучающихся, прошедших практическую подготовку в форме рассредоточенной практики на предприятиях-партнерах;
- количество/доля выпускников (от общего количества выпускников по специальности), прошедших практическую подготовку по «системе 4/2»;
- процент обновления содержания образовательных программ на основе требований работодателей;
- количество/доля выпускников, трудоустроенных в первый год после окончания колледжа;
- количество/доля выпускников, повысивших свой профессиональный уровень в первые два года после трудоустройства (разряд, должность).
Данные о результативности
За период апробации Модели (с 2021–2022 учебного года до мая 2023–2024 учебного года) достигнуты следующие результаты:
- количество предприятий, с которыми заключены и реализуются договоры о сетевом взаимодействии – 3 (АО «НПП «Радар ммс», АО «Навигатор», АО «НПК «Северная Заря») (в перспективе – до 8);
- процент обновления содержания образовательных программ на основе требований работодателей составляет 100%;
- количество/доля выпускников от общего количества выпускников, повысивших свой профессиональный уровень в первые два года после трудоустройства (разряд, должность) – 2 человека/7,1%.
Кроме того, можно отметить дополнительные положительные результаты:
- увеличение конкурса при поступлении на специальность 11.02.01 Радиоаппаратостроение с 0,5 чел/место в 2021 г. до 2,5 чел/место в 2023 г.;
- рост доли абитуриентов, поступивших в СПб ГБПОУ «ПКГХ» после прохождения описанных профориентационных мероприятий с 20% в 2022 г. до 42% в 2023 г.;
- увеличение контрольных цифр приема на обучение по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств с 25 до 50 чел.;
- увеличение количества предприятий-партнеров, которые приняли участие в профориентационных мероприятиях, до 13 предприятий в 2023–2024 учебном году;
- число студентов, которые считают осваиваемую профессию или специальность престижной: в 2021 г. – 45%, в 2024 г. – 100%.
- рост удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников: увеличение доли положительных оценок по результатам опроса с 72% в 2021 г. до 98% в 2023 г.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Основным «минусом» при реализации данной Модели является то, что предложенный формат практического обучения подходит не для всех студентов (примерно 10–12% студентов не могут совмещать трудовую деятельность с освоением образовательной программы), отсюда снижение общей успеваемости в группе и качества освоения учебно-программного материала. Второй «минус» – дистанционный формат обучения по некоторым учебным дисциплинам (например, экологические основы природопользования, иностранный язык, частично – физическая культура) не способствует качественному освоению отдельных дидактических единиц в связи с низкой самоорганизацией студентов, большим объемом теоретического материала, отсутствием личного контакта с преподавателем и, элементарно, нехваткой времени. В результате возникают проблемы с прохождением промежуточной аттестации, появление академических задолженностей и т.п.
Минимизация рисков видится только в совместном оказании помощи студенту, как со стороны предприятия, наставника, так и со стороны администрации, педагогического персонала профессиональной образовательной организации, включая психологов.
Однако, все вышеозначенные «минусы» перекрываются многими положительными элементами для студентов, а именно:
- создание равных условий для профессионального самоопределения;
- профессиональное развитие с учетом персональных интересов и мотивов;
- повышение уровня освоения практических навыков и профессиональных компетенций обучающихся;
- сокращение продолжительности адаптационного периода выпускников на реальном производстве;
- карьерная навигация.
Алгоритм внедрения практики включает в себя следующие основные шаги (этапы)
- определение и отбор заинтересованных в реализации данной практики предприятий;
- оформление договорных отношений (договоры о сетевом взаимодействии, о практической подготовке);
- создание совместной рабочей группы по реализации практики;
- разработка Программы и графика профориентационных мероприятий, их реализация как минимум в течение 1 года;
- проведение экспресс-анализа запроса работодателей по подготовке кадров, формирование модели выпускника;
- обновление образовательных программ СПО на основе требований ФГОС СПО, профессиональных и корпоративных стандартов, включая разработку учебных, методических, контрольно-оценочных и др. необходимых для реализации Модели материалов;
- организация рассредоточенной учебной и производственной практики на базе предприятий в формате «4/2» на основе календарного учебного графика;
- официальное трудоустройство студентов на предприятия во время прохождения практики;
- формирование института наставничества;
- разработка индивидуальных учебных планов (по согласованию);
- выстраивание карьерной навигации студентов;
- анализ и оценка полученных результатов, корректировка и дальнейшая апробация.
Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
Модель практической подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга: от идеи до реализации была представлена 10 апреля 2024 г. на III Всероссийской педагогической конференции «Среднее профессиональное образование: как учить и учиться в современном мире», организованной на базе Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (факультет среднего профессионального образования) в рамках тематического направления «Практико-ориентированные модели обучения и их связь с профильными предприятиями и организациями».
За высокий уровень подготовки студентов, вклад в формирование кадрового потенциала коллектив СПб ГБПОУ «ПКГХ» неоднократно отмечен благодарственными письмами со стороны предприятий ОПК Санкт-Петербурга.