Аннотация
Наставничество – важнейшая часть процесса управления персоналом в ООО «Газпром трансгаз Томск». Благодаря внедрению в компании единой модели наставничества c применением цифровых инструментов и элементов геймификации удалось повысить показатель закрепляемости трудоустраиваемых в компанию работников, ускорить процесс их профессиональной адаптации, повысить вовлеченность в корпоративную культуру.
Модель наставничества ООО «Газпром трансгаз Томск» рекомендована для апробации крупными предприятиями, имеющими вертикально-интегрированную структуру управления.
Место реализации практики
Практика реализуется на территории 14 субъектов Российской Федерации. Головной офис ООО «Газпром трансгаз Томск» располагается в г. Томск.
Актуальность
Ежегодно ООО «Газпром трансгаз Томск» принимает на работу от 1700 до 1800 новых сотрудников. В целях закрепляемости на новых должностях данная категория работников в большей степени нуждается в социальной и профессиональной адаптации. Масштабные процессы приема новых сотрудников и внутреннего перемещения персонала делают наставничество актуальным и важным для предприятия.
Цель и задачи
Главной целью наставничества в компании является ускорение профессиональной и социальной адаптации сотрудников и их закрепление на предприятии. Система наставничества в ООО «Газпром трансгаз Томск» включает в себя комплекс мероприятий по сопровождению сотрудников, впервые принятых на работу в Общество; сотрудников, переведенных на новую должность; студентов, проходящих производственную практику в Обществе; других категорий сотрудников, осваивающих новые трудовые функции.
Задачи практики:
-
организация процесса оценки компетенций, обучения и методологического сопровождения наставников с использованием цифровых технологий;
-
создание модели онлайн-сопровождения процесса наставничества;
-
формирование профессиональных компетенций, наставляемых в соответствии с профилем должности (по ключевым производственным направлениям) для успешного закрепления на производстве и последующего карьерного развития.
Средства и способы реализации практики
В соответствии с положением о наставничестве в ООО «Газпром трансгаз Томск» (приложение №1), утвержденным приказом генерального директора (приложение №2), процесс наставничества представлен двумя типами: внутреннее (когда наставник и наставляемый являются сотрудниками одного структурного подразделения) и перекрестное (наставник и наставляемый трудоустроены в разных структурных подразделениях/филиалах).
Особенностью организации системы наставничества является функционирование модели онлайн-сопровождения процесса наставничества на всех этапах: от назначения наставника, оценки его компетенций до формирования индивидуального плана обучения наставляемого и контроля взаимодействия наставника и наставляемого руководителем структурного подразделения.
Алгоритм реализации внутреннего наставничества (в рамках одного структурного подразделения) включает следующие этапы:
-
Руководитель структурного подразделения заявляет (приложение №3) о потребности закрепления наставника за одним из своих работников куратору процесса (работнику, ответственному за процесс).
-
Куратор формирует распорядительный документ о закреплении наставника за подписью заместителя генерального директора по управлению персоналом.
-
Куратор организует процесс оценки компетенций, предоставления индивидуальной обратной связи (приложение №4), обучения и методологического сопровождения наставника. Данный этап реализуется при помощи мобильного приложения для наставников (приложение №5).
-
Наставник формирует план по наставничества (приложение №6), утверждает его у руководителя структурного подразделения, реализует его.
-
Наставник предоставляет отчет об итогах наставничества (приложение №7), знакомит с ним наставляемого и согласует с руководителем.
-
Руководитель заполняет чек-лист (приложение №8) качества работы наставника и передает его в подразделение, отвечающее за начисление материального вознаграждения.
Перекрестное наставничество реализуется согласно следующему алгоритму:
-
Руководитель структурного подразделения, в которое принят работник, нуждающийся в наставничестве, заявляет о потребности в наставнике руководителю структурного подразделения, в котором трудоустроен наставник. (Например, директор филиала направляет заявку в отдел кадров головного офиса о закреплении наставника за специалистом по кадрам в филиале).
-
Руководитель структурного подразделения, в котором трудоустроен наставник, формирует докладную записку на имя заместителя генерального директора по управлению персоналом с просьбой о закреплении наставника распорядительным документом.
-
Куратор процесса формирует распорядительный документ за подписью заместителя генерального директора по управлению персоналом с просьбой о закреплении наставника распорядительным документом.
-
Куратор организует процесс оценки компетенций, обучения и методологического сопровождения наставника. Данный этап реализуется при помощи мобильного приложения для наставников.
-
Наставник формирует план по наставничеству, утверждает его у руководителя структурного подразделения, реализует его.
-
Наставник предоставляет отчет об итогах наставничества, знакомит с ним подопечного и согласует с руководителем подопечного.
-
Руководитель заполняет чек-лист качества работы наставника и передает его в подразделение, отвечающее за начисление материального вознаграждения.
Процесс обучения и оценки компетенций наставников реализуется с применением цифровых технологий. Проектной командой Общества было разработано мобильное приложение для наставников (приложение №5), которое несет в себе информационно-обучающую функцию и позволяет реализовывать процесс в формате геймификации. В игровой соревновательной форме наставники участвуют в следующих процессах: оценка компетенций и ознакомление с рекомендациями по результатам оценки, обучение, формирование плана по наставничеству, реализация работы с наставляемым, формирование отчета по результатам наставничества. Благодаря мобильному приложению существует единое интернет-сообщество наставников компании, в котором есть возможность общаться и обмениваться опытом.
В процессе управления процессом наставничества задействованы как специалисты по управлению персоналом, так и руководители структурных подразделений. Специалист по работе с персоналом управляет наставничеством при помощи личного кабинета в мобильном приложении и может своевременно получать актуальную информацию, контролировать и осуществлять методологическое сопровождение процесса. Руководители структурных подразделений помогают наставникам составить план обучения наставляемого, отвечают за оценку результата работы наставника, организацию и контроль его вознаграждения.
На материальное поощрение наставников в соответствии с планом приема и назначений работников ежегодно закладываются средства при формировании бюджета на персонал.
С целью оценки эффективности работы наставника по итогам реализации плана по наставничеству руководители структурных подразделений заполняют чек-листы оценки качества работы наставника. В чек-листе руководитель оценивает, насколько корректно наставник соблюдал и учитывал его рекомендации, насколько успешно наставляемый освоил алгоритмы работы, имеет положительную мотивацию к профессиональной деятельности и профессиональному развитию. Система материального поощрения наставников включает в себя надбавку к заработной плате на период реализации наставничества и единовременную премию по итогам реализации программы. Размер итогового премирования зависит от количества баллов, проставленных руководителем в чек-листе.
Уникальность практики наставничества ООО «Газпром трансгаз Томск» выражается в современном подходе к организации процесса. Она сочетает в себе как единый формат организации процесса с применением цифровых технологий, так и индивидуальное внимание к потребностям каждого участника процесса. Принятая в Обществе единая модель наставничества позитивно влияет на эффективность труда через качественную подготовку молодых кадров и мотивацию заслуженных работников, развитие цифровых навыков через построение взаимодействия представителей разных поколений, ускорение социальных лифтов за счет диалога молодых работников и руководителей с более опытными и старшими коллегами и руководством компании.
Критерии результативности
-
Доля работников предприятия, получивших статус наставника.
-
Доля вновь принятых сотрудников, прошедших 3‑месячный испытательный срок.
-
Доля работников, работающих от 3 месяцев до 1 года, уволившихся по собственному желанию.
-
Соответствие фактического уровня развития профессиональных компетенций профилю должности (по ключевым производственным направлениям).
-
Вовлеченность персонала в корпоративную культуру.
Данные о результативности
Результаты и(или) показатели, на которые повлияло внедрение (социально-экономические и образовательные эффекты).
Несмотря на то, что официально процесс наставничества был описан и закреплен в работе Общества регламентирующим документом в декабре 2022 года, масштабная апробация пилотного проекта по наставничеству была начата в конце 2021 года. Это позволило оценить эффекты от его реализации и подтвердить результативность процесса в целом.
Получены следующие результаты:
Критерий «Доля работников предприятия, получивших статус наставника»:
увеличение численности наставников: 67 в 2021 г., 958 в 2022 г.
Критерий «Доля вновь принятых сотрудников, прошедших 3‑месячный испытательный срок»:
динамика закрепляемости персонала составила 92 % в 2021 г., 98 % в 2022 г.
Критерий «Доля работников, работающих от 3 месяцев до 1 года, уволившихся по собственному желанию»:
снижение текучести персонала данной категории работников: 2021 г. – 0,63 %; 2023 г. – 0,54 %.
Критерий «Соответствие фактического уровня развития профессиональных компетенций профилю должности (по ключевым производственным направлениям)»:
динамика развития профессиональных компетенций: 2021 г. – 97 %; 2022 г. – 99 %.
Критерий «Вовлеченность персонала в корпоративную культуру»:
оценка факторов, влияющих на вовлеченность персонала (работники со стажем от 6 мес. до 1 года):
Фактор |
Расшифровка |
2021 г. |
2022 г. |
Содержание работы |
Фактор отражает мнение сотрудников об их повседневной работе и удовлетворенность ее результатами |
80 % |
82 % |
Лояльность |
Фактор отражает мнение работников о Компании в целом |
79 % |
81 % |
Обучение и развитие |
Фактор отражает отношение сотрудников к возможностям обучения и развития, которые предлагает компания |
75 % |
83 % |
Карьерные возможности |
Фактор отражает мнение сотрудников о карьерных возможностях, которые им предоставляет компания – насколько доступна информация о них, насколько сотрудники считают их привлекательными |
73 % |
81 % |
Вознаграждение и признание |
Фактор отражает отношение сотрудников к политике вознаграждения и признания, которая существует в компании |
74 % |
78 % |
Развитие компании |
Фактор отражает понимание и принятие направлений, в которых идет развитие компании. |
78 % |
82 % |
Непосредственный руководитель |
Фактор отражает мнение сотрудников об их взаимоотношениях с непосредственным руководителем |
88 % |
90 % |
Баланс личной жизни и работы |
Фактор отражает мнение сотрудников об уровне стресса на рабочем месте, а также о балансе между рабочими задачами и личными делами |
67 % |
75 % |
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Возможные риски и трудности
Формальный подход к процессу со стороны наставников, недостаточная вовлеченность в процесс обучения наставляемых.
Способ минимизации: внедрение вовлекающих и мотивирующих инструментов: геймификация, «управление впечатлением», продуманная честная система премирования по результатам проделанной работы, внедрение элементов индивидуального подхода (например, куратор предоставляет обратную связь по результатам оценки индивидуально каждому наставнику. У наставника есть возможность задать куратору вопрос через приложение и получить оперативный ответ в любое время).
Сложность оперативного внедрения новой практики на многотысячном предприятии.
Способ минимизации: активное привлечение высшего руководства к информационной работе (информационное выступление на крупных совещаниях и мероприятиях), регулярное информирование и напоминание алгоритмов реализации процесса участникам наставничества, формирование внутренних видеороликов и презентаций, всплывающих визуальных баннерах на компьютерах, привлечение внутренних специалистов по маркетингу), привлечение административного ресурса в виде распорядительных документов, обязательных к исполнению.
Сложность реализации без применения цифровых инструментов, позволяющих автоматизировать процесс оценки, обучения и вовлечения наставников.
Способ минимизации: на этапе апробации пилотного проекта рассмотреть возможность параллельной разработки и апробации цифровых инструментов.
Алгоритм внедрения практики
-
Разработка модели онлайн-сопровождения процесса наставничества, учитывающей цели и задачи конкретного предприятия.
-
Формирование плана-графика (приложение №9) внедрения модели онлайн-сопровождения.
-
Определение и информирование целевой аудитории для привлечения к участию в реализации практики (наиболее перспективным вариантом является привлечение к апробации работников разных профессий и направлений деятельности (руководителей, ИТР, рабочих).
-
Реализация практики в соответствии с планом-графиком.
-
Проведение промежуточного контроля посредством анкетирования наставляемых по форме (приложение №10).
-
Предоставление промежуточной обратной связи всем участникам процесса.
-
Завершение апробации модели онлайн-сопровождения процесса наставничества. Получение итоговой обратной связи со стороны участников процесса посредством анкетирования наставников (приложение №11) и наставляемых (приложение №12). Учет замечаний и предложений по оптимизации процесса.
-
Актуализация положения о наставничестве на основании проведенной апробации.
Примеры тиражирования практики в других регионах, организациях, компаниях
На сегодняшний день практика реализуется по единому механизму в 27 филиалах ООО «Газпром трансгаз Томск».
С ноября 2022 года по февраль 2023 года был реализован проект апробации мобильного приложения для наставников в 3 дочерних Обществах ПАО «Газпром» (приложение №13) (Газпром трансгаз Уфа, Газпром трансгаз Сургут и Газпром трансгаз Самара).
Мобильное приложение полностью отражает структуру и модель процесса наставничества в Обществе.