Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Призер 2023

Энергия молодости КТЗ

Номинация
Развитие наставничества на рабочем месте
Год внедрения
2023
Субъект РФ
Калужская область
Организация
ПАО «Калужский турбинный завод» совместно с Калужским кадетским многопрофильным техникум им. А.Т. Карпова

Аннотация

Практика описывает комплексную систему наставничества для студентов на производстве, позволяющую формировать в процессе обучения в техникуме уникальные компетенции по производству передовой гражданской и военной техники, сокращать время адаптации выпускников при трудоустройстве.

Практика может быть интересна предприятиям и образовательным организациям, совместно реализующим образовательные программы профес1сионального образования в сетевой форме, с элементами дуального обучения; работодателям, ориентированным на развитие системы наставничества.

Актуальность

  • для ПАО «КТЗ»: удовлетворение потребности в кадрах с сокращением адаптационного срока вновь принятых сотрудников из числа выпускников техникума;

  • для техникума: увеличение количества трудоустроенных выпускников, проходивших практическую подготовку на базе ПАО «КТЗ», показателя их закрепляемости на рабочем месте.

Цель и задачи

Целью наставничества на рабочем месте является ускоренная адаптация студента к реальному производству, способствующая повышению эффективности труда через качественную подготовку молодых специалистов и мотивацию профессионального развития квалифицированных работников предприятия.

Задачи:

1. построение модели мотивации профессионального развития работников ПАО «КТЗ» внутри предприятия через статус наставника;

2. передача опыта, уникальных знаний и технологий молодым специалистам на рабочем месте;

3. обеспечение профессиональной адаптации студентов на предприятии в период прохождения практической подготовки и трудоустройства;

4. привлечение к реализации образовательных программ в качестве преподавателей работников ПАО «КТЗ» на основе договоров гражданско-правового характера.

Средства и способы реализации практики

Наставничество на рабочем месте для техникума представляется как этап профессионального обучения студентов, для предприятия - как возможность открытой, новой ступени роста в развитии квалификации работников ПАО «КТЗ». Наставничество на рабочем месте реализуется на базе ПАО «КТЗ» в период прохождения студентами практической подготовки (учебной, производственной и преддипломной практик, практических занятий в рамках общепрофессиональных дисциплин, междисциплинарных курсов) на основании договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключаемого между техникумом и ПАО «КТЗ» (Приложение 1.).

Учебная практика направлена на формирование у студентов базовых навыков для выполнения определенного вида профессиональной деятельности по специальности.

Производственная практика имеет целью закрепление полученных базовых навыков и приобретение новых навыков, характерных для реального производства.

Преддипломная практика направлена на систематизацию знаний о производственном процессе конкретного предприятия, формирование готовности к исполнению функциональных обязанностей специалиста, умение выявлять и анализировать производственные проблемы, разрабатывать предложения по рационализации производственного цикла (процесса).

В период практической подготовки на предприятии студенты также получают дополнительные теоретические знания в соответствии с особенностями производства. Учебные занятия проводятся на базе учебного центра предприятия, работниками ПАО «КТЗ». Данный опыт показал, что студенты с большим интересом воспринимают информацию, которую они получают от преподавателей–практиков, наставников, непосредственно на рабочем месте.

Финансирование прохождения практической подготовки студентом осуществляется в рамках государственного задания техникума на текущий период. Между техникумом и работником ПАО «КТЗ» заключается договор гражданско-правового характера на возмездное оказание услуг в объеме часов, предусмотренных программами практической подготовки по специальности.

Кадровые ресурсы, вовлеченные в реализацию практики наставничества:

от предприятия:

  • дирекция по персоналу – центр ответственности,

  • цеха основного производства,

  • вспомогательные подразделения,

  • директор по персоналу,

  • начальник учебного центра,

  • старший менеджер по обучению

от техникума:

  • директор;

  • зам. директора по учебно-производственной работе,

  • заведующий практической подготовкой,

  • методисты,

  • преподаватели профильных дисциплин, профессиональных модулей,

  • центр содействия трудоустройству выпускников.

Студента непосредственно курируют руководитель практики от техникума, начальник учебного центра ПАО «КТЗ» и наставник от предприятия. Руководитель практики от техникума назначается приказом директора техникума из числа преподавателей профильных дисциплин, наставник ПАО «КТЗ» назначается распорядительным актом предприятия. Наставничество на рабочем месте осуществляется в индивидуальной форме, за каждым студентом закреплен один наставник.

В функции наставников входит: предоставление подробной информации по содержанию работы, пояснение заданий, корректировка теоретических знаний, контроль выполняемых студентом работ, поэтапная оценка знаний, умений, приобретенного опыта, сопровождение студента, оказание ему помощи в налаживании отношений с сотрудниками предприятия, помощь в определении приоритетов в работе и общении.

На ПАО «КТЗ» разработаны критерии по отбору наставников для студентов. Кандидат должен соответствовать следующим требованиям:

  • стабильно высокие показатели работы (соблюдение технологической дисциплины, отсутствие брака, выполнение показателей производительности);

  • соблюдение норм и правил охраны труда и промышленной безопасности;

  • отсутствие нарушений трудовой дисциплины;

  • соблюдение корпоративных ценностей предприятия;

  • готовность делиться профессиональным опытом;

  • стаж работы по профессии не менее трех лет.

Методическое обеспечение практики разрабатывается совместно предприятием и техникумом на основе рабочих программ по дисциплине, междисциплинарному курсу, практике по специальности с учетом потребностей предприятия. Методической поддержкой от предприятия занимаются специалисты учебного центра ПАО «КТЗ», от техникума - преподаватели профильных дисциплин, методисты.

Методическая поддержка от техникума включает в себя:

  • разработку рабочей программы по практической подготовке с указанием общих и профессиональных компетенций, которыми должен овладеть студент в рамках вида профессиональной деятельности по специальности с учетом специфики производства предприятия (Приложение 2.);

  • разработку перечня и структуры отчетной документации, которую студент должен предоставить по окончании прохождения практической подготовки на базе предприятия (дневник практической подготовки, отчет о прохождении практики, характеристика с места практики, индивидуальное задание на практику);

  • оказание помощи студенту по заполнению отчетной документации.

Методическая поддержка от предприятия включает в себя:

  • разработку программы обучения по специальности, ориентированной на образовательную программу техникума и адаптированную к производственной базе предприятия;

  • оказание помощи студенту в подборе тематического материала к написанию дипломной работы (проекта);

  • оказание помощи студенту по заполнению отчетной документации.

По окончании практической подготовки студент сдает квалификационный экзамен на предприятии, который включает в себя проверку теоретических знаний и приобретенного практического опыта. Студент должен выполнить реальную производственную задачу с применением оборудования в цехе, а также ответить на теоретические вопросы комиссии.

Промежуточная аттестация проводится на основе комплекта оценочных средств, разработанного техникумом и согласованного с предприятием. Экзамен оценивается аттестационной комиссией предприятия.

В соответствии с результатами аттестации студента наставнику выплачивается денежное вознаграждение.

Критерии результативности

  • сокращение времени, необходимого для полноценного привлечения нового сотрудника к выполнению функциональных обязанностей;

  • число выпускников техникума, трудоустроенных на ПАО «КТЗ», проходивших практику наставничества на рабочем месте;

  • доля выпускников техникума, проходивших практику наставничества на рабочем месте и продолжающих работать на ПАО «КТЗ» не менее 2 лет;

  • число наставляемых, успешно прошедших процедуру аттестации на предприятии с первой попытки;

  • отсутствие неудовлетворительных оценок при прохождении процедуры государственной итоговой аттестации у студентов, проходивших практику наставничества на предприятии, в том числе более 70% оценок, полученных на государственной итоговой аттестации - оценки «хорошо» и «отлично»;

  • удовлетворенность работой и осознание собственной значимости работника в роли наставника;

  • число работников ПАО «КТЗ», осуществляющих преподавательскую деятельность в техникуме по договору гражданско-правового характера;

  • функционирование открытого и эффективного сообщества на основе партнерских отношений между наставниками, работодателем, техникумом при разработке новых функциональных обязанностей работника для конкретного производства.

Данные о результативности

  • сокращение срока вхождения в должность на 5 месяцев для выпускника техникума. При принятии на работу в ПАО «КТЗ» первые 5 месяцев молодой специалист проходит обучение в качестве ученика, а выпускник техникума, проходивший практическую подготовку на ПАО «КТЗ», принимается на должность без дополнительного обучения (Приложение 3., Приложение 4.);

  • рост показателя трудоустройства выпускников, прошедших практику под руководством наставника (в течение года после окончания обучения) с 5% 2021 г. до 61% в 2022 г. (по данным социологического мониторинга, проводимого ПАО «КТЗ»);

  • 80% наставляемых с первой попытки сдают квалификационный экзамен и проходят процедуру аттестации на предприятии, что подтверждается протоколами сдачи квалификационных экзаменов;

  • на базе ПАО «КТЗ» создан центр для подготовки и проведения демонстрационного экзамена по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) - компетенция «Цифровая метрология» (сертификат о присвоении статуса ЦПДЭ №49036 от 16.05.2022г.);

  • 100% выпускников по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям), проходившие практику под руководством наставника на рабочем месте ПАО «КТЗ», в 2022 году успешно прошли процедуру государственной итоговой аттестации в форме защиты дипломного проекта (работы) и демонстрационного экзамена, из них 73% с результатами «хорошо» и «отлично» (Приложение 5.);

  • рост удовлетворенности работой (в т.ч. ролью наставника) с 37% 2020 г. до 63% в 2022 г. (по данным социологического мониторинга, проводимого ПАО «КТЗ»);

  • рост численности работников ПАО «КТЗ», преподающих по договору ГПХ в техникуме с двух в 2021 году до семи в 2022 году.

Алгоритм внедрения практики

  • анализ потребностей в квалифицированных кадрах ПАО «КТЗ», разработка и согласование функциональных обязанностей списка востребованных должностей;

  • заключение договора о сотрудничестве в области подготовки кадров с предприятием (Приложение 1.);

  • рразработка локального акта о совместной подготовке кадров, согласование и утверждение (Приложение 5.);

  • составление календарного учебного графика, согласование с предприятием;

  • разработка методического обеспечения реализации практики наставничества на рабочем месте;

  • заключение трехсторонних договоров о прохождении практической подготовки студентами на ПАО «КТЗ»;

  • заключение техникумом трудовых договоров с наставниками от предприятия (по согласованию с ПАО «КТЗ»);

  • издание распорядительных актов о направлении на прохождение практической подготовки студентов техникума на предприятие, закреплении руководителя практической подготовки от техникума, наставника от предприятия;

  • организация практической подготовки студентов на ПАО «КТЗ»;

  • подготовка отчетной документации по прохождению практической подготовки и выставление оценки, определяющей уровень практической подготовки студента;

  • мониторинг прохождения студентами промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации, трудоустройства, закрепляемости на предприятии.

Тиражирование практики

практика наставничества на рабочем месте ПАО «КТЗ» реализована в рамках обучения студентов техникума по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) и успешно применяется в настоящее время для студентов техникума, обучающихся по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, профессиям 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 15.01.25 Станочник (металлообработка), 15.01.30 Слесарь.

 

Учредители