Аннотация
Ежегодное трудоустройство на предприятие более 400 рабочих, не имеющих востребованной производством квалификации, заставляет искать решения по их эффективному обучению и адаптации. Ключевую роль в этом процессе играют наставники. Развитие наставничества на предприятии требует создания системы мотивации, обучения навыкам работы с наставляемыми, последовательной и качественной реализации индивидуальных программ обучения, выстраивания эффективной коммуникации, документального оформления результатов обучения. Проект «Наставничество как актуальная персонал-технология» реализуется во всех производственных подразделениях ПАО «ОДК-Сатурн»» и способствует оптимизации процесса обучения вновь принятых на предприятие учеников (новых рабочих).
Место реализации практики
Публичное акционерное общество «ОДК-Сатурн», Российская Федерация, 152903, Ярославская область, г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 163
Актуальность
Формирование команды высококвалифицированных наставников позволяет сократить потери времени и расходы на обучение учеников (новых рабочих), уменьшить численность отсеявшихся в процессе обучения, сократить период адаптации к специфике конкретного рабочего места на производстве.
Цель и задачи
Цель – создание условий для отбора, сопровождения и стимулирования высококвалифицированных наставников, обеспечивающих эффективную подготовку учеников (новых рабочих), их мотивацию на профессиональную деятельность и успешную адаптацию на производстве.
Задачи проекта:
-
разработка критериев подбора наставников;
-
актуализация нормативных документов, сопровождающих процесс организации и проведения обучения;
-
разработка программ обучения наставников;
-
оценка эффективности работы наставников;
-
разработка системы материального и морального стимулирования наставников;
-
создание реестра наставников в соответствии с критериями отбора.
Средства и способы реализации практики
Для реализации мероприятий по развитию системы наставничества на предприятии использован проблемно-ориентированный подход, в результате которого были выявлены проблемы, влияющие на результативность процесса обучения учеников, потери времени и расходы на обучение. В практике представлены организационные решения указанных проблем.
Проблема 1. Недостаточная численность в производственных подразделениях подготовленных наставников, что сказывается на нарушении сроков подбора наставников до 14 дней.
Способы решения:
-
разработана схема взаимодействия учебного центра, отдела кадров, руководителей структурных подразделений по организации работы наставников;
-
актуализировано положение о наставничестве;
-
разработаны критерии по отбору наставников;
-
разработаны мероприятия, направленные на мотивацию сотрудников повышать свою квалификацию и становиться наставниками.
Результат: сокращение времени на подбор наставника, повышение статуса наставника.
Проблема 2. Отсутствие системы контроля наставником процесса производственного обучения.
Способы решения:
- разработана новая визуализированная форма дневника индивидуального производственного и теоретического обучения (приложение 1);
-
введен промежуточный контроль знаний и умений.
-
Результат: дневник содержит программу обучения, что позволяет вести промежуточный контроль знаний и умений ученика (нового рабочего) в процессе реализации программы.
Проблема 3. Отсутствие мотивации работников предприятия к наставнической деятельности, в том числе по причинам материального характера.
Способы решения:
-
актуализировано положение «О ставках оплаты труда за организацию, подготовку и проведение обучения работников предприятия», внесены коррективы по вопросам оплаты труда наставников;
-
разработан комплекс мероприятий по материальному и моральному стимулированию наставников для отбора высокопрофессиональных работников, повышения их статуса в качестве наставников;
-
организовано проведение конкурса «Лучший наставник года», в рамках которого предусмотрено вручение сувенирной продукции с корпоративной символикой конкурса (вымпел участника, наградной значок, спецодежда для победителя конкурса);
-
разработана памятка (алгоритм действий) наставника (приложение 2).
Результат: потери в заработной плате наставника по основной деятельности компенсируются оплатой за сопровождение учеников (новых рабочих).
Проблема 4. Отсутствие комплексной системы сопровождения учеников (новых рабочих) в процессе обучения.
Способы решения:
-
организовано обучение наставников по программам «Психолого-педагогические навыки», «Основы производственного инструктажа TWI»;
-
разработаны анкеты для оценки наставника и ученика (приложение 3);
-
разработаны показатели эффективности работы наставника по сопровождению учеников (новых рабочих) (приложение 4).
Результат: комплекс мероприятий позволил организовать подготовку наставников к профессиональному сопровождению учеников (новых рабочих), организовать обратную связь для принятия управленческих решений и повышения эффективности работы наставников.
Проблема 5. Высокая текучесть среди новых рабочих в течение 1 года работы.
Способы решения:
внести в положение об адаптации новых рабочих пункт по дальнейшей поддержке руководителями и мастерами производственных групп молодого рабочего в 1-й год самостоятельной работы.
Результат: сокращение текучести кадров.
Проблема 6. При трудоустройстве ученик (новый рабочий) не знаком со спецификой выбранной профессии.
Способы решения:
-
создан комплект информационных материалов о профессиях и структурных подразделениях предприятия;
-
разработаны тесты с критериями оценки компетенций кандидатов в ученики по станочным профессиям (приложение 5);
-
внесены изменения в ученический договор с целью мотивации учеников на продолжение обучения: «Если Договор расторгнут по инициативе «Ученика» в период первого, второго месяца после начала обучения, то «Предприятие» не удерживает с «Ученика» стипендию за первый месяц обучения при условии отсутствия нарушений правил внутреннего трудового распорядка».
Результат: уменьшение текучести кадров по причине неудовлетворенности профессией, сокращение потерь времени и расходов на обучение.
Критерии результативности
-
Численность наставников, прошедших обучение по программам «Психолого-педагогические навыки», «Основы производственного инструктажа TWI»;
-
сокращение времени на подбор и назначение наставников;
-
численность учеников, завершивших обучение с повышенным 4-ым разрядом;
-
численность учеников (новых рабочих), уволенных по собственному желанию в первый год работы.
Данные о результативности
Организовано обучение наставников по программам «Психолого-педагогические навыки», «Основы производственного инструктажа TWI» (обучено 176 наставников);
сокращение времени на подбор и назначение наставников в начале обучения на 30%, что снизило период простоя учеников, в течение 2021-2022 гг.;
увеличение численности учеников, завершивших обучение с повышенным 4-ым разрядом, от 25 человек до 54 за период 2021-2022 гг.;
снижение численности учеников (новых рабочих), уволенных по собственному желанию в первый год работы:
2021 год: принято 207 чел. уволено 23 чел.,
2022 год: принято 760 чел. уволено 106 чел.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизм их минимизации
Ограничения отсутствуют. Представленная практика применима как при обучении вновь принимаемых рабочих без профессии и опыта работы, так и при обучении рабочих при получении 2-ой профессии, Положение о наставничестве распространяется на все подразделения предприятия ПАО «ОДК-Сатурн» и все профессии.
Алгоритм внедрения практики
Внедрение практики предполагает следующую последовательность мероприятий:
-
разработка корпоративных требований к наставникам и критериев отбора работников для выполнения функционала наставника;
-
актуализация нормативных документов, сопровождающих процесс организации наставничества (положение о наставничестве, локальные нормативные акты по вопросам материального и морального стимулирования работников);
-
создание условий для подготовки работников к наставнической деятельности (разработка программ обучения наставников, журнала производственного обучения, памятки наставнику); организация обучения наставников;
-
контроль процесса наставничества (фактического выполнения программы в соответствии с утвержденной индивидуальной программой, зафиксированной в журнале производственного обучения); промежуточного контроля, результатов анкетирования наставников, учеников (новых рабочих), руководителей структурных подразделений;
-
комплексная оценка эффективности работы наставников, выявление проблемных зон, рекомендации для дальнейшей работы;
-
создание и постоянная актуализация реестра наставников в соответствии с корпоративными критериями;
-
проведение корпоративного конкурса «Лучший наставник года» с целью повышения статуса наставников, публичного признания результатов наставнической деятельности, поощрения и мотивации на дальнейшую деятельность в области наставничества.
Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
В целях популяризации наставничества, его развития, приобретения новых профессиональных знаний и навыков среди персонала предприятий Акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК») на базе АО «ОДК-Климов» состоялся форум «Наставничество».
На форуме в целях тиражирования лучших практик был представлен доклад «Совершенствование системы наставничества на ПАО «ОДК-Сатурн».
Ежегодно на предприятии проводится конкурс «Лучший наставник».
ПАО «ОДК–Сатурн» приняло участие в конкурсе наставничества среди предприятий России на Кубок Никиты Изотова и стало победителем IV Конгресса наставничества среди предприятий России в номинации «Лучшая команда наставников-напарников России».