Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Призер 2023

И один в поле – воин!

Номинация
Развитие наставничества на рабочем месте
Год внедрения
2023
Субъект РФ
Кировская область
Организация
Акционерное общество «Ново-Вятка»

Аннотация

Практика ориентирована на развитие инструментов наставничества студентов-практикантов и вновь принятых работников для повышения эффективности производства. Особенностью практики является универсальный характер подготовки наставляемых для обслуживания многостаночного парка одним человеком во всех производственных подразделениях предприятия.

Место реализации практики

Акционерное общество «Ново-Вятка», цех по производству шестерённых насосов.

Актуальность

В связи с увеличением заказов на продукцию АО «Ново-Вятка» предприятие решает проблемы кадрового дефицита, быстрого и качественного обучения вновь принятых работников.

Цель и задачи

Цель практики – повышение эффективности производства за счет внедрения обслуживания многостаночного парка одним человеком во всех производственных подразделениях предприятия.

Задачи практики:

  • формирование модели обслуживания одним человеком многостаночного парка с целью повышения производительности труда;

  • формирование и расширение матрицы компетенций за счёт обучения работников наставниками в каждом производственном подразделении;

  • предоставление в ходе обучения наставляемым документации, необходимой для обслуживания оборудования, в соответствии с матрицей компетенций;

  • обучение наставляемых базовым принципам бережливого производства на рабочем месте;

  • сопровождение действий вновь принятого работника наставником с целью передачи производственного опыта, навыков и адаптации в коллективе;

  • контроль увеличения выработки наставляемым и снижения процента брака выпускаемой им продукции.

Средства и способы реализации практики

Практика по внедрению многостаночного обслуживания реализуется в несколько этапов. Отличительной особенностью является то, что наставник принимает непосредственное участие в каждом шаге освоения новых компетенций.

Диалог нового сотрудника и наставника ориентирован на ознакомление с полным производственным циклом и оборудованием, находящимся в цехе.

Следующим шагом является определение мастером цеха и наставником рабочего места для сотрудника в зависимости от производственной необходимости.

В последующем наставник демонстрирует методы и способы работы на одной единице оборудования.

Далее начинается освоение операции сотрудником, в том числе с участием коллег по цеху. Другие работники участка, которые находятся на последующих операциях, помогают освоению порученной операции, наблюдая за работой нового сотрудника и контролируя выход качественной продукции на определенном участке. При возникновении брака или вопросов по выполнению работы коллеги по цеху помогают решить проблему и объясняют технологические составляющие выполнения операции.

После того, как работник освоился на одном рабочем месте, ему предоставляется обратная связь от наставника, осуществляется разбор ошибок с рекомендациями и далее переход к освоению следующей операции. Впоследствии происходит объединение обеих операций наставляемым под руководством и контролем наставника. Таким образом формируется компетенция по многостаночному обслуживанию. При этом акцентируется внимание на инструментах бережливого производства, что в последующем минимизирует потери в производстве.

Далее сотрудник по такому же принципу осваивает другие операции, у него появляется опыт работы на нескольких станках в производственном цикле, что дает не только очевидные конкурентные преимущества работнику, но и позволяет увеличить выработку и снизить процент брака выпускаемой продукции.

Анализ полученной информации от сотрудника наставник использует при составлении и актуализации матрицы компетенций. Матрица компетенций наглядно оформлена и доступна мастерам в работе (приложение 1). Мастер, которому необходимо срочно заменить либо вновь найти на какую-либо операцию работника, по таблице может быстро и легко подобрать другого сотрудника с необходимыми компетенциями для выполнения операций. Матрица компетенций заполняется исходя из основных и смежных профессий.

Ежемесячно ведётся мониторинг производительности (выработки) наставляемым. В случае её роста наставляемому начисляется доплата до сумм, установленных по предприятию, но не более года.

В процессе обучения осуществляется подготовка к сдаче экзаменов на разряд (через 3 месяца) по основной и смежной профессиям, мониторинг результатов экзаменов. В случае успешного прохождения испытаний сотрудник имеет возможность продолжить обучение в техникуме или вузе по профильной специальности, что способствует формированию карового резерва предприятия.

Для систематизации наставничества в 2022 году в рамках Системы менеджмента качества разработан Стандарт организации «Процесс организации наставничества», регламентирующий деятельность наставников по сопровождению студентов-практикантов и вновь принятых работников (приложение 2).

Наставничество для студентов-практикантов

Наставничество для студентов-практикантов в соответствии с курсом обучения по основной образовательной программе вуза/ссуза состоит из ознакомительного модуля, профессионального модуля и сформированной индивидуальной программой обучения (далее – ИПО) студента-практиканта (образец приведен в приложении 2) по индивидуальной траектории развития в соответствии с видом практики студента.

Ознакомительный модуль включает:

  • знакомство с Обществом (история, стратегия развития, перспективные направления деятельности, производственные планы, основные процессы, ключевые подразделения Общества);

  • знакомство со структурным подразделением Общества, конкретным рабочим местом и правилами поведения в данном подразделении (направления деятельности, организационные вопросы и рабочие условия, смежные подразделения);

  • встречи с руководителями структурных подразделений Общества по направлениям деятельности.

Профессиональный модуль включает:

  • освоение рабочей профессии (в рамках пилотных групп образовательного проекта);

  • освоение профессиональных компетенций в соответствии с получаемой специальностью/профессией и курсом обучения;

  • участие в проектной деятельности/проектировании/конкурсах;

  • формирование руководителем подразделения и наставником ИПО на практику в соответствии с видом практики (учебная, производственная, включая преддипломную) и индивидуальной траекторией развития, выбранными профессиональными компетенциями, производственными условиями и требованиями программы практики вуза/ссуза.

В ИПО должны быть указаны сроки выполнения поставленных задач и оценки результатов. Решения по выполнению студенты представляют наставнику во время регулярных встреч (рекомендуется не реже одного раза в неделю).

Организация (трудовой) деятельности студентов-практикантов включает в себя постановку задач, обеспечение ресурсами, необходимыми для работы, контроль безопасности условий прохождения практики, их соответствия требованиям охраны труда, помощь в овладении квалификацией, развитии общих и профессиональных компетенций, в том числе демонстрация эталонных образцов деятельности, мотивацию студентов, установление социальных связей в организации, поддержку при возникновении коммуникативных, организационных и иных проблем.

Наставничество для вновь принятых работников

Процесс наставничества состоит из следующих основных разделов:

  • знакомство с организацией (история, стратегия развития, перспективные направления деятельности, производственные планы, основные процессы, ключевые подразделения, корпоративная культура);

  • знакомство с подразделением (направления деятельности, организационные вопросы и рабочие условия, смежные подразделения);

  • индивидуальная траектория развития наставляемого определяется индивидуальной программой подготовки (далее – ИПП) (образец приведен в приложении 2) в соответствии с требованиями должностной инструкции.

ИПП разрабатывается совместно непосредственным руководителем работника и наставником.

Деятельность наставника по введению наставляемого работника в должность включает в себя:

  • консультирование и (или) обучение наиболее рациональным приемам и методам выполнения работы/решения задач с учетом технологий, используемых в процессе и иных условий работы в Обществе;

  • демонстрацию эталонных образцов деятельности;

  • обеспечение ресурсами, необходимыми для работы;

  • поддержку в установлении деловых связей.

  • Инструменты наставничества при возникновении коммуникативных, организационных и иных проблем;

  • контроль выполнения порученных заданий (решения задач), процесса и результатов адаптации в должности;

  • участие в принятии решения о прохождении адаптации в должности;

  • корректировка (при необходимости) должностных обязанностей наставляемого работника с учетом результатов адаптации в должности.

Критерии результативности

  • % производительности (выработки) наставляемого;

  • % успешной сдачи экзаменов по основной и смежной профессиям (с первого раза);

  • численность обученных по программе «5С»;

  • численность наставников, прошедших обучение по программе «Основы наставничества»;

  • наличие матрицы компетенций в каждом производственном подразделении.

Данные о результативности

Динамика изменений представлена за 2021 и 2022 годы.

Выработка работников 6 цеха увеличилась на 28 % в 2022 году по отношению к 2021 году.

После внедрения практики наставничества на предприятии все 100% наставляемых с первой попытки сдают квалификационный экзамен. В 2021 году процент сдачи с первой попытки не превысил 78 %.

Смежной профессией в 2022 году овладели 13 человек, в 2021 году – 8 человек.

Численность прошедших обучение по программе «5С» в 2022 году составило 80 человек. Ранее система «5С» на предприятии не применялась. Её внедрение обусловило участие в Национальном проекте «Производительность» в 2022 году.

Разработана матрица компетенций для 6 цеха (приложение 1).

Численность наставников, прошедших обучение по программе «Основы наставничества», увеличилась с 2 человек в 2021 году до 10 человек в 2022 году.

Алгоритм внедрения Практики

Внедрение практики наставничества предполгает следующие организационные моменты:

  • закрепление за административными работниками функций курирования процесса наставничества (кто включен в эту работу?);

  • отбор наставников и их закрепление для сопровождения студентов-практикантов и вновь принятых работников;

  • формирование руководителем подразделения и наставником ИПО студента-практиканта в соответствии с видом практики (учебная, производственная, включая преддипломную) и индивидуальной траекторией развития, выбранными профессиональными компетенциями, производственными условиями и требованиями программы практики вуза/ссуза;

  • формирование руководителем подразделения и наставником ИПП вновь принятого работника в соответствии с требованиями должностной инструкции;

  • контроль реализации процесса наставничества и оценка результатов;

  • организация квалификационных экзаменов на присвоение разряда по основной и смежной профессиям.

Учредители