Аннотация
Практика ориентирована на развитие инструментов наставничества студентов-практикантов и вновь принятых работников для повышения эффективности производства. Особенностью практики является универсальный характер подготовки наставляемых для обслуживания многостаночного парка одним человеком во всех производственных подразделениях предприятия.
Место реализации практики
Актуальность
В связи с увеличением заказов на продукцию АО «Ново-Вятка» предприятие решает проблемы кадрового дефицита, быстрого и качественного обучения вновь принятых работников.
Цель и задачи
Цель практики – повышение эффективности производства за счет внедрения обслуживания многостаночного парка одним человеком во всех производственных подразделениях предприятия.
Задачи практики:
-
формирование модели обслуживания одним человеком многостаночного парка с целью повышения производительности труда;
-
формирование и расширение матрицы компетенций за счёт обучения работников наставниками в каждом производственном подразделении;
-
предоставление в ходе обучения наставляемым документации, необходимой для обслуживания оборудования, в соответствии с матрицей компетенций;
-
обучение наставляемых базовым принципам бережливого производства на рабочем месте;
-
сопровождение действий вновь принятого работника наставником с целью передачи производственного опыта, навыков и адаптации в коллективе;
-
контроль увеличения выработки наставляемым и снижения процента брака выпускаемой им продукции.
Средства и способы реализации практики
Практика по внедрению многостаночного обслуживания реализуется в несколько этапов. Отличительной особенностью является то, что наставник принимает непосредственное участие в каждом шаге освоения новых компетенций.
Диалог нового сотрудника и наставника ориентирован на ознакомление с полным производственным циклом и оборудованием, находящимся в цехе.
Следующим шагом является определение мастером цеха и наставником рабочего места для сотрудника в зависимости от производственной необходимости.
В последующем наставник демонстрирует методы и способы работы на одной единице оборудования.
Далее начинается освоение операции сотрудником, в том числе с участием коллег по цеху. Другие работники участка, которые находятся на последующих операциях, помогают освоению порученной операции, наблюдая за работой нового сотрудника и контролируя выход качественной продукции на определенном участке. При возникновении брака или вопросов по выполнению работы коллеги по цеху помогают решить проблему и объясняют технологические составляющие выполнения операции.
После того, как работник освоился на одном рабочем месте, ему предоставляется обратная связь от наставника, осуществляется разбор ошибок с рекомендациями и далее переход к освоению следующей операции. Впоследствии происходит объединение обеих операций наставляемым под руководством и контролем наставника. Таким образом формируется компетенция по многостаночному обслуживанию. При этом акцентируется внимание на инструментах бережливого производства, что в последующем минимизирует потери в производстве.
Далее сотрудник по такому же принципу осваивает другие операции, у него появляется опыт работы на нескольких станках в производственном цикле, что дает не только очевидные конкурентные преимущества работнику, но и позволяет увеличить выработку и снизить процент брака выпускаемой продукции.
Анализ полученной информации от сотрудника наставник использует при составлении и актуализации матрицы компетенций. Матрица компетенций наглядно оформлена и доступна мастерам в работе (приложение 1). Мастер, которому необходимо срочно заменить либо вновь найти на какую-либо операцию работника, по таблице может быстро и легко подобрать другого сотрудника с необходимыми компетенциями для выполнения операций. Матрица компетенций заполняется исходя из основных и смежных профессий.
Ежемесячно ведётся мониторинг производительности (выработки) наставляемым. В случае её роста наставляемому начисляется доплата до сумм, установленных по предприятию, но не более года.
В процессе обучения осуществляется подготовка к сдаче экзаменов на разряд (через 3 месяца) по основной и смежной профессиям, мониторинг результатов экзаменов. В случае успешного прохождения испытаний сотрудник имеет возможность продолжить обучение в техникуме или вузе по профильной специальности, что способствует формированию карового резерва предприятия.
Для систематизации наставничества в 2022 году в рамках Системы менеджмента качества разработан Стандарт организации «Процесс организации наставничества», регламентирующий деятельность наставников по сопровождению студентов-практикантов и вновь принятых работников (приложение 2).
Наставничество для студентов-практикантов
Наставничество для студентов-практикантов в соответствии с курсом обучения по основной образовательной программе вуза/ссуза состоит из ознакомительного модуля, профессионального модуля и сформированной индивидуальной программой обучения (далее – ИПО) студента-практиканта (образец приведен в приложении 2) по индивидуальной траектории развития в соответствии с видом практики студента.
Ознакомительный модуль включает:
-
знакомство с Обществом (история, стратегия развития, перспективные направления деятельности, производственные планы, основные процессы, ключевые подразделения Общества);
-
знакомство со структурным подразделением Общества, конкретным рабочим местом и правилами поведения в данном подразделении (направления деятельности, организационные вопросы и рабочие условия, смежные подразделения);
-
встречи с руководителями структурных подразделений Общества по направлениям деятельности.
Профессиональный модуль включает:
-
освоение рабочей профессии (в рамках пилотных групп образовательного проекта);
-
освоение профессиональных компетенций в соответствии с получаемой специальностью/профессией и курсом обучения;
-
участие в проектной деятельности/проектировании/конкурсах;
-
формирование руководителем подразделения и наставником ИПО на практику в соответствии с видом практики (учебная, производственная, включая преддипломную) и индивидуальной траекторией развития, выбранными профессиональными компетенциями, производственными условиями и требованиями программы практики вуза/ссуза.
В ИПО должны быть указаны сроки выполнения поставленных задач и оценки результатов. Решения по выполнению студенты представляют наставнику во время регулярных встреч (рекомендуется не реже одного раза в неделю).
Организация (трудовой) деятельности студентов-практикантов включает в себя постановку задач, обеспечение ресурсами, необходимыми для работы, контроль безопасности условий прохождения практики, их соответствия требованиям охраны труда, помощь в овладении квалификацией, развитии общих и профессиональных компетенций, в том числе демонстрация эталонных образцов деятельности, мотивацию студентов, установление социальных связей в организации, поддержку при возникновении коммуникативных, организационных и иных проблем.
Наставничество для вновь принятых работников
Процесс наставничества состоит из следующих основных разделов:
-
знакомство с организацией (история, стратегия развития, перспективные направления деятельности, производственные планы, основные процессы, ключевые подразделения, корпоративная культура);
-
знакомство с подразделением (направления деятельности, организационные вопросы и рабочие условия, смежные подразделения);
-
индивидуальная траектория развития наставляемого определяется индивидуальной программой подготовки (далее – ИПП) (образец приведен в приложении 2) в соответствии с требованиями должностной инструкции.
ИПП разрабатывается совместно непосредственным руководителем работника и наставником.
Деятельность наставника по введению наставляемого работника в должность включает в себя:
-
консультирование и (или) обучение наиболее рациональным приемам и методам выполнения работы/решения задач с учетом технологий, используемых в процессе и иных условий работы в Обществе;
-
демонстрацию эталонных образцов деятельности;
-
обеспечение ресурсами, необходимыми для работы;
-
поддержку в установлении деловых связей.
-
Инструменты наставничества при возникновении коммуникативных, организационных и иных проблем;
-
контроль выполнения порученных заданий (решения задач), процесса и результатов адаптации в должности;
-
участие в принятии решения о прохождении адаптации в должности;
-
корректировка (при необходимости) должностных обязанностей наставляемого работника с учетом результатов адаптации в должности.
Критерии результативности
-
% производительности (выработки) наставляемого;
-
% успешной сдачи экзаменов по основной и смежной профессиям (с первого раза);
-
численность обученных по программе «5С»;
-
численность наставников, прошедших обучение по программе «Основы наставничества»;
-
наличие матрицы компетенций в каждом производственном подразделении.
Данные о результативности
Динамика изменений представлена за 2021 и 2022 годы.
Выработка работников 6 цеха увеличилась на 28 % в 2022 году по отношению к 2021 году.
После внедрения практики наставничества на предприятии все 100% наставляемых с первой попытки сдают квалификационный экзамен. В 2021 году процент сдачи с первой попытки не превысил 78 %.
Смежной профессией в 2022 году овладели 13 человек, в 2021 году – 8 человек.
Численность прошедших обучение по программе «5С» в 2022 году составило 80 человек. Ранее система «5С» на предприятии не применялась. Её внедрение обусловило участие в Национальном проекте «Производительность» в 2022 году.
Разработана матрица компетенций для 6 цеха (приложение 1).
Численность наставников, прошедших обучение по программе «Основы наставничества», увеличилась с 2 человек в 2021 году до 10 человек в 2022 году.
Алгоритм внедрения Практики
Внедрение практики наставничества предполгает следующие организационные моменты:
-
закрепление за административными работниками функций курирования процесса наставничества (кто включен в эту работу?);
-
отбор наставников и их закрепление для сопровождения студентов-практикантов и вновь принятых работников;
-
формирование руководителем подразделения и наставником ИПО студента-практиканта в соответствии с видом практики (учебная, производственная, включая преддипломную) и индивидуальной траекторией развития, выбранными профессиональными компетенциями, производственными условиями и требованиями программы практики вуза/ссуза;
-
формирование руководителем подразделения и наставником ИПП вновь принятого работника в соответствии с требованиями должностной инструкции;
-
контроль реализации процесса наставничества и оценка результатов;
-
организация квалификационных экзаменов на присвоение разряда по основной и смежной профессиям.