Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Победитель 2023

Проект наставничества «VeКтОр»

Номинация
Развитие наставничества на рабочем месте
Год внедрения
2023
Субъект РФ
г. Москва
Организация
АО «Международный аэропорт «Внуково»

Аннотация

Практика описывает комплексную и унифицированную систему наставничества для вновь принятых работников предприятия (этапы отбора, подготовки, оценки, мотивации, непрерывного развития и поддержки наставников). Данное решение позволяет планировать и реализовывать политику преемственности, обеспечивать подразделения компетентными кадрами, сокращать срок вхождения в должность вновь принятых работников, а также снижать текучесть персонала.

Практика актуальна для организаций, ориентированных на ускорение процесса адаптации, долгосрочное закрепление работников в трудовых коллективах, формирование лояльного отношения к компании, вовлечение в корпоративную культуру.

Место реализации практики

Организация: АО «Международный аэропорт «Внуково» (далее – Предприятие).

Юридический адрес: г. Москва, ул. Рейсовая 2-я, дом 2, корпус 3.

Ответственное подразделение: отдел организации обучения персонала (далее – ОООП).

Актуальность

В условиях высокого уровня конкуренции и дефицита трудовых ресурсов на рынке труда, особенно среди рабочих профессий и профессий авиаотрасли, перед Предприятием стоит задача привлечения и закрепления квалифицированного персонала. Решением является внедрение системы наставничества, формирование пула высококвалифицированных наставников для развития профессионального потенциала работников массовых профессий.

Цель и задачи

Цель – подготовка квалифицированных наставников, которые стажируют вновь принятых работников или работников, переведенных из других подразделений Предприятия.

Практика ориентирована на быструю адаптацию работников, приобретение в короткие сроки необходимых знаний, навыков, компетенций, на мотивацию и продолжительную работу в компании.

Задачи:

  • организация процесса отбора и оценки компетенций наставников;

  • организация обучения, методического сопровождения и сертификации наставников;

  • повышение эффективности системы адаптации вновь принятых работников, выражающейся в сокращении срока вхождения в должность, в снижении текучести персонала и отсутствии технологических нарушений у стажеров.

Средства и способы реализации практики

С целью реализации практики на Предприятии разработаны следующие корпоративные документы:

  • Регламент организации системы наставничества и приказ об его утверждении (приложение 1);

  • Перечень действий наставника – форма для заполнения (приложение 2);

  • Памятка по составлению Положения о введении вновь принятых работников (приложение 3);

  • Форма сертификата наставника (приложение 4);

  • Форма листа обратной связи (приложение 5);

  • Форма Чек-листа стажера (приложение 6).

Способы реализации Практики (этапы):

1. Процедура отбора наставников происходит по письменному запросу руководителя структурного подразделения Предприятия.

Порядок отбора наставников включает в себя следующие этапы:

  • первоначальный список кандидатов в наставники формирует руководитель структурного подразделения Предприятия (возможно самовыдвижение работников);

  • кандидаты проходят оценку в ОООП по критериям отбора наставников;

  • кандидаты проходят оценку в ОООП по компетенциям наставника;

  • ОООП дает рекомендации руководителю структурного подразделения Предприятия по списку кандидатов в наставники;

  • финальный список кандидатов в наставники определяет руководитель структурного подразделения Предприятия.

Критерии отбора наставников:

  • возраст – от 25-ти (двадцати пяти) лет;

  • образование – среднее профессиональное/высшее, но не ниже требований по образованию к должности наставляемого;

  • стаж работы на предприятии в данной должности – не менее 2-х (двух) лет;

  • общий стаж работы по данной профессии – от 5-ти (пяти) лет;

  • стабильные показатели в работе, а также отсутствие дисциплинарных взысканий за последние 3 (три) года;

  • соответствие требованиям к компетенциям наставника;

  • внутренняя мотивация работника, желание быть наставником.

2. Подготовка наставников начинается после утверждения финального списка кандидатов в наставники. Продолжительность подготовки наставников – 2 (два) месяца.

Подготовка наставников включает следующие элементы: гибридное обучение, разработка регламентирующих документов, итоговое тестирование, сертификация наставников.

Гибридное обучение:

  • серия очных тренингов (возможен онлайн-формат); рассчитаны на 8 академических часов, состоят из трех занятий;

  • дистанционные учебные модули.

Форматы передачи информации: лекции, решение кейсов, разбор ситуаций, выполнение проектных/домашних заданий, тестирование.

Обучение включает следующие темы для изучения:

  • задачи и функции наставников;

  • навыки наставников;

  • технологии передачи информации;

  • технологии обратной связи;

  • особенности подготовки взрослых людей (основы андрагогики);

  • особенности подготовки разных возрастных групп (теория поколений);

  • развитие работников с точки зрения современных образовательных технологий и другие.

Разработка регламентирующих документов

Во время обучения производится разработка документов, которые в дальнейшем будут регламентировать деятельность наставников в конкретном структурном подразделении:

  • Перечень действий наставника (форма для заполнения) (приложение 2);

  • Положение о введении вновь принятых работников (каждого структурного подразделения Предприятия) (памятка по составлению Положения) (приложение 3).

Итоговое тестирование проводит ОООП в онлайн-формате (продолжительность до 1-го (одного) часа), в ходе которого оцениваются теоретические знания наставника. Далее работник ОООП направляет руководителю структурного подразделения Предприятия результаты тестирования и рекомендации для развития наставника.

Сертификация наставников проводится в случае успешного завершения итогового тестирования и разработки документов, регламентирующих деятельность наставников в конкретном подразделении. Сертифицированный работник может быть назначен наставником на должность, для которой разработан перечень действий наставника. Сертификат представлен в приложении 4.

3. Оценка эффективности работы наставников определяется рейтингом. Рейтинг наставника формируется в соответствии с анализом исходных данных по реализации проекта. Исходными данными являются:

  • численность подготовленных наставником стажеров;

  • численность работающих стажеров из числа подготовленных наставником;

  • количество нарушений работающими стажерами, подготовленными наставником;

  • количество пройденных курсов/тестов, назначенных наставнику.

4. В качестве мотивации наставников разработаны мероприятия, включающие материальную и нематериальную части.

Материальная мотивация наставников: за наставничество установлены две выплаты в размере 12% (двенадцати процентов) от основного оклада наставника. Периодичность выплат устанавливается по окончании 1-го и 2-го этапов наставничества.

Нематериальная мотивация наставников:

  • ежегодная номинация «Звезда Внуково», в номинацию попадает 1 (один) наставник с наивысшим рейтингом;

  • ежегодный выбор лучшего наставника в каждом подразделении определяется по рейтингу, сформированному из общего рейтинга по данному подразделению; лучший наставник по подразделению награждается корпоративным сувениром.

5. Непрерывное развитие и повышение компетенций наставников обеспечивают периодические учебные мероприятия (курсы / тесты в СДО / статьи и иное).

6. Поддержка наставников реализуется в мессенджерах, для каждой группы наставников создан отдельный чат. В чатах происходит информирование об основных этапах в период подготовки наставников, а также после его окончания. Наставники могут задавать интересующие их вопросы куратору проекта, делиться предложениями и обмениваться мнениями; проходить опросы куратора, результаты которых позволяют улучшать систему наставничества.

Критерии результативности

  • Численность подготовленных и сертифицированных наставников.

  • Количество курсов/тестов, успешно пройденных наставниками после сертификации.

  • Доля вновь принятых работников, уволившихся до окончания периода введения (в должность).

  • Доля вновь принятых работников, уволившихся после периода введения (в должность), но до достижения 12 месяцев работы с даты трудоустройства.

  • Доля вновь принятых работников на Предприятии после 12 месяцев работы.

  • Доля вновь принятых работников к уволенным до и после внедрения Практики.

  • Отсутствие технологических нарушений и дисциплинарных взысканий у вновь принятых работников.

  • Степень удовлетворенности процессом наставничества на Предприятии.

Данные о результативности

За 1 год и 9 месяцев подготовлено и сертифицировано 139 наставников, в настоящее время проходит подготовку 31 кандидат.

2021 год: 1 (пилотная) группа – 18 чел., 2 группа – 82 чел.;

2022 год: 3 группа – 24 чел., 4 группа – 15 чел.;

2023 год: 5 группа – проходит подготовку 31 кандидат.

За 1 год и 7 месяцев сертифицированными наставниками пройдено 1487 курсов/тестов на 80 и более баллов (каждому наставнику назначается 1 курс/тест в месяц).

Доля успешно прошедших период введения в должность работников – 90,1% (данные рассчитаны по каждой должности с даты появления первого стажера в подразделении и до 01.04.23). В течение первого года работы после прохождения периода введения в должность увольняется 2,1% вновь принятых работников.

97,24% вновь принятых работников работают без технологических нарушений и дисциплинарных взысканий.

Согласно мониторингу, удовлетворенность процессом наставничества на предприятии составляет 98,7%.

Ограничения для применения практики

Практика рассчитана на массовые должности. Относительно редких (единичных) должностей подготовка наставников становится неэффективной с точки зрения ресурсов ответственного подразделения, а также затрат на мотивацию наставников.

Решение: на предприятии Практика реализуется относительно должностей, где трудятся 6 и более идентичных работников в сменном графике.

При внедрении Практики необходима разработка регламентирующих документов по каждой должности, в отношении которой реализуется наставничество. Сотрудники курирующего подразделения не являются экспертами по всем направлениям, где есть наставники.

Решение: вовлечение в проект руководителей подразделений и закрепление кураторов внутри подразделения (с глубокой внутренней экспертизой) по каждой профессии.

Алгоритм внедрения практики

Основными ресурсами для внедрения практики являются:

  • сотрудник для оценки компетенций наставников; в его отсутствие возможно привлечение психодиагностических тестов консалтинговых компаний;

  • сотрудник-тренер для подготовки и курирования наставников;

  • административный ресурс для внедрения и поддержания системы наставничества (возможно, в одном лице с сотрудником-тренером);

  • ресурс для мотивации наставников.

Алгоритм внедрения:

1. Согласование концепции и выбор пилотных подразделений.

1.1. Определение требований к понятию «наставник», на основании этого формируются критерии оценки наставников и программа подготовки наставников.

1.2. Определение требований к понятию «наставничество», на основании которого производится отбор подразделений и должностей к участию в проекте.

1.3. Разработка программы оценки и обучения наставников.

1.4. Утверждение концепции проекта.

1.5. Определение размера и порядка материальной мотивации, выделение бюджета.

1.6. Подготовка документации по проекту.

1.7. Выбор пилотного подразделения. Презентация проекта.

2. Реализация полного цикла подготовки первой (пилотной) группы наставников выбранного подразделения.

3. Анализ и оценка работы сертифицированных наставников. Корректировка процесса. Определение формулы расчета рейтинга наставников.

4. Трансляция системы на другие подразделения

5. Подведение итогов. Планирование внедрения Практики на всем Предприятии.

Тиражирование практики

Практика реализована в 8 службах компании, в 24 подразделениях по 29 профессиям (от слесаря и электромеханика до спасателя, инспектора, кинолога и диспетчера). Наставниками подготовлено 130 работников, и 52 проходят подготовку. Таким образом, практика подтверждает возможность унифицированного подхода к подготовке наставников диаметрально разных профессий.

Учредители