Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Проект наставничества «VeКтОр»

Номинация
Развитие наставничества на рабочем месте
Год внедрения
2023
Субъект РФ
г. Москва
Организация
АО «Международный аэропорт «Внуково»
Ответственное лицо
Алексеева Марина Владимировна, ведущий специалист отдела организации обучения персонала, тел.: +7 (495) 436 23 31, Marina.Alekseyeva@vnukovo.ru

Аннотация

Практика описывает комплексную и унифицированную систему наставничества для вновь принятых работников предприятия (этапы отбора, подготовки, оценки, мотивации, непрерывного развития и поддержки наставников). Данное решение позволяет планировать и реализовывать политику преемственности, обеспечивать подразделения компетентными кадрами, сокращать срок вхождения в должность вновь принятых работников, а также снижать текучесть персонала.

Практика актуальна для организаций, ориентированных на ускорение процесса адаптации, долгосрочное закрепление работников в трудовых коллективах, формирование лояльного отношения к компании, вовлечение в корпоративную культуру.

Место реализации практики

Организация: АО «Международный аэропорт «Внуково» (далее – Предприятие).

Юридический адрес: г. Москва, ул. Рейсовая 2-я, дом 2, корпус 3.

Ответственное подразделение: отдел организации обучения персонала (далее – ОООП).

Актуальность

В условиях высокого уровня конкуренции и дефицита трудовых ресурсов на рынке труда, особенно среди рабочих профессий и профессий авиаотрасли, перед Предприятием стоит задача привлечения и закрепления квалифицированного персонала. Решением является внедрение системы наставничества, формирование пула высококвалифицированных наставников для развития профессионального потенциала работников массовых профессий.

Цель и задачи

Цель – подготовка квалифицированных наставников, которые стажируют вновь принятых работников или работников, переведенных из других подразделений Предприятия.

Практика ориентирована на быструю адаптацию работников, приобретение в короткие сроки необходимых знаний, навыков, компетенций, на мотивацию и продолжительную работу в компании.

Задачи:

  • организация процесса отбора и оценки компетенций наставников;

  • организация обучения, методического сопровождения и сертификации наставников;

  • повышение эффективности системы адаптации вновь принятых работников, выражающейся в сокращении срока вхождения в должность, в снижении текучести персонала и отсутствии технологических нарушений у стажеров.

Средства и способы реализации практики

С целью реализации практики на Предприятии разработаны следующие корпоративные документы:

  • Регламент организации системы наставничества и приказ об его утверждении (приложение 1);

  • Перечень действий наставника – форма для заполнения (приложение 2);

  • Памятка по составлению Положения о введении вновь принятых работников (приложение 3);

  • Форма сертификата наставника (приложение 4);

  • Форма листа обратной связи (приложение 5);

  • Форма Чек-листа стажера (приложение 6).

Способы реализации Практики (этапы):

1. Процедура отбора наставников происходит по письменному запросу руководителя структурного подразделения Предприятия.

Порядок отбора наставников включает в себя следующие этапы:

  • первоначальный список кандидатов в наставники формирует руководитель структурного подразделения Предприятия (возможно самовыдвижение работников);

  • кандидаты проходят оценку в ОООП по критериям отбора наставников;

  • кандидаты проходят оценку в ОООП по компетенциям наставника;

  • ОООП дает рекомендации руководителю структурного подразделения Предприятия по списку кандидатов в наставники;

  • финальный список кандидатов в наставники определяет руководитель структурного подразделения Предприятия.

Критерии отбора наставников:

  • возраст – от 25-ти (двадцати пяти) лет;

  • образование – среднее профессиональное/высшее, но не ниже требований по образованию к должности наставляемого;

  • стаж работы на предприятии в данной должности – не менее 2-х (двух) лет;

  • общий стаж работы по данной профессии – от 5-ти (пяти) лет;

  • стабильные показатели в работе, а также отсутствие дисциплинарных взысканий за последние 3 (три) года;

  • соответствие требованиям к компетенциям наставника;

  • внутренняя мотивация работника, желание быть наставником.

2. Подготовка наставников начинается после утверждения финального списка кандидатов в наставники. Продолжительность подготовки наставников – 2 (два) месяца.

Подготовка наставников включает следующие элементы: гибридное обучение, разработка регламентирующих документов, итоговое тестирование, сертификация наставников.

Гибридное обучение:

  • серия очных тренингов (возможен онлайн-формат); рассчитаны на 8 академических часов, состоят из трех занятий;

  • дистанционные учебные модули.

Форматы передачи информации: лекции, решение кейсов, разбор ситуаций, выполнение проектных/домашних заданий, тестирование.

Обучение включает следующие темы для изучения:

  • задачи и функции наставников;

  • навыки наставников;

  • технологии передачи информации;

  • технологии обратной связи;

  • особенности подготовки взрослых людей (основы андрагогики);

  • особенности подготовки разных возрастных групп (теория поколений);

  • развитие работников с точки зрения современных образовательных технологий и другие.

Разработка регламентирующих документов

Во время обучения производится разработка документов, которые в дальнейшем будут регламентировать деятельность наставников в конкретном структурном подразделении:

  • Перечень действий наставника (форма для заполнения) (приложение 2);

  • Положение о введении вновь принятых работников (каждого структурного подразделения Предприятия) (памятка по составлению Положения) (приложение 3).

Итоговое тестирование проводит ОООП в онлайн-формате (продолжительность до 1-го (одного) часа), в ходе которого оцениваются теоретические знания наставника. Далее работник ОООП направляет руководителю структурного подразделения Предприятия результаты тестирования и рекомендации для развития наставника.

Сертификация наставников проводится в случае успешного завершения итогового тестирования и разработки документов, регламентирующих деятельность наставников в конкретном подразделении. Сертифицированный работник может быть назначен наставником на должность, для которой разработан перечень действий наставника. Сертификат представлен в приложении 4.

3. Оценка эффективности работы наставников определяется рейтингом. Рейтинг наставника формируется в соответствии с анализом исходных данных по реализации проекта. Исходными данными являются:

  • численность подготовленных наставником стажеров;

  • численность работающих стажеров из числа подготовленных наставником;

  • количество нарушений работающими стажерами, подготовленными наставником;

  • количество пройденных курсов/тестов, назначенных наставнику.

4. В качестве мотивации наставников разработаны мероприятия, включающие материальную и нематериальную части.

Материальная мотивация наставников: за наставничество установлены две выплаты в размере 12% (двенадцати процентов) от основного оклада наставника. Периодичность выплат устанавливается по окончании 1-го и 2-го этапов наставничества.

Нематериальная мотивация наставников:

  • ежегодная номинация «Звезда Внуково», в номинацию попадает 1 (один) наставник с наивысшим рейтингом;

  • ежегодный выбор лучшего наставника в каждом подразделении определяется по рейтингу, сформированному из общего рейтинга по данному подразделению; лучший наставник по подразделению награждается корпоративным сувениром.

5. Непрерывное развитие и повышение компетенций наставников обеспечивают периодические учебные мероприятия (курсы / тесты в СДО / статьи и иное).

6. Поддержка наставников реализуется в мессенджерах, для каждой группы наставников создан отдельный чат. В чатах происходит информирование об основных этапах в период подготовки наставников, а также после его окончания. Наставники могут задавать интересующие их вопросы куратору проекта, делиться предложениями и обмениваться мнениями; проходить опросы куратора, результаты которых позволяют улучшать систему наставничества.

Критерии результативности

  • Численность подготовленных и сертифицированных наставников.

  • Количество курсов/тестов, успешно пройденных наставниками после сертификации.

  • Доля вновь принятых работников, уволившихся до окончания периода введения (в должность).

  • Доля вновь принятых работников, уволившихся после периода введения (в должность), но до достижения 12 месяцев работы с даты трудоустройства.

  • Доля вновь принятых работников на Предприятии после 12 месяцев работы.

  • Доля вновь принятых работников к уволенным до и после внедрения Практики.

  • Отсутствие технологических нарушений и дисциплинарных взысканий у вновь принятых работников.

  • Степень удовлетворенности процессом наставничества на Предприятии.

Данные о результативности

За 1 год и 9 месяцев подготовлено и сертифицировано 139 наставников, в настоящее время проходит подготовку 31 кандидат.

2021 год: 1 (пилотная) группа – 18 чел., 2 группа – 82 чел.;

2022 год: 3 группа – 24 чел., 4 группа – 15 чел.;

2023 год: 5 группа – проходит подготовку 31 кандидат.

За 1 год и 7 месяцев сертифицированными наставниками пройдено 1487 курсов/тестов на 80 и более баллов (каждому наставнику назначается 1 курс/тест в месяц).

Доля успешно прошедших период введения в должность работников – 90,1% (данные рассчитаны по каждой должности с даты появления первого стажера в подразделении и до 01.04.23). В течение первого года работы после прохождения периода введения в должность увольняется 2,1% вновь принятых работников.

97,24% вновь принятых работников работают без технологических нарушений и дисциплинарных взысканий.

Согласно мониторингу, удовлетворенность процессом наставничества на предприятии составляет 98,7%.

Ограничения для применения практики

Практика рассчитана на массовые должности. Относительно редких (единичных) должностей подготовка наставников становится неэффективной с точки зрения ресурсов ответственного подразделения, а также затрат на мотивацию наставников.

Решение: на предприятии Практика реализуется относительно должностей, где трудятся 6 и более идентичных работников в сменном графике.

При внедрении Практики необходима разработка регламентирующих документов по каждой должности, в отношении которой реализуется наставничество. Сотрудники курирующего подразделения не являются экспертами по всем направлениям, где есть наставники.

Решение: вовлечение в проект руководителей подразделений и закрепление кураторов внутри подразделения (с глубокой внутренней экспертизой) по каждой профессии.

Алгоритм внедрения практики

Основными ресурсами для внедрения практики являются:

  • сотрудник для оценки компетенций наставников; в его отсутствие возможно привлечение психодиагностических тестов консалтинговых компаний;

  • сотрудник-тренер для подготовки и курирования наставников;

  • административный ресурс для внедрения и поддержания системы наставничества (возможно, в одном лице с сотрудником-тренером);

  • ресурс для мотивации наставников.

Алгоритм внедрения:

1. Согласование концепции и выбор пилотных подразделений.

1.1. Определение требований к понятию «наставник», на основании этого формируются критерии оценки наставников и программа подготовки наставников.

1.2. Определение требований к понятию «наставничество», на основании которого производится отбор подразделений и должностей к участию в проекте.

1.3. Разработка программы оценки и обучения наставников.

1.4. Утверждение концепции проекта.

1.5. Определение размера и порядка материальной мотивации, выделение бюджета.

1.6. Подготовка документации по проекту.

1.7. Выбор пилотного подразделения. Презентация проекта.

2. Реализация полного цикла подготовки первой (пилотной) группы наставников выбранного подразделения.

3. Анализ и оценка работы сертифицированных наставников. Корректировка процесса. Определение формулы расчета рейтинга наставников.

4. Трансляция системы на другие подразделения

5. Подведение итогов. Планирование внедрения Практики на всем Предприятии.

Тиражирование практики

Практика реализована в 8 службах компании, в 24 подразделениях по 29 профессиям (от слесаря и электромеханика до спасателя, инспектора, кинолога и диспетчера). Наставниками подготовлено 130 работников, и 52 проходят подготовку. Таким образом, практика подтверждает возможность унифицированного подхода к подготовке наставников диаметрально разных профессий.

Учредители