Аннотация
Практика направлена на внедрение новой технологии сопровождения раннего профессионального самоопределения школьников через реализацию междисциплинарных научно-исследовательских проектов в рамках профильных смен «Уральская проектная смена» на базе лидирующих образовательных центров. Практика дает возможность ВУЗам и предприятиям начать работать с талантливой молодёжью еще на этапе обучения в школе, что позволяет персонифицировать траекторию профессионального обучения («школа-вуз-предприятия»).
Место реализации практики
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина») 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19.
Организаторы практики: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина», Министерство образования и молодежной политики Свердловской области и Образовательный Фонд «Талант и успех» (ОЦ «Сириус» (Сочи).
Актуальность
Важнейшими механизмами развития человеческого капитала для новой экономики являются ранняя профессиональная ориентация талантливых и одаренных школьников, вовлечение их в научное и техническое творчество, получение опыта разработки и реализации инновационных проектов, а также формирование сквозных траекторий развития в процессе профессионального развития и становления (траектория - «школа-ВУЗ-предприятие»). Отсутствие ориентации школьников в технологиях «новой экономики» и сложность определения будущей профессии решается через выполнение междисциплинарных проектов научно-исследовательской и инженерно-конструкторской направленности, которые реализуются в ходе новых практикоориентированных программ дополнительного образования и профильных смен, где в качестве наставников выступают представители вузов, промышленных предприятий и ученые научно-исследовательских организаций.
Цель и задачи
Цель практики: реализация цикла ежегодных мероприятий по выявлению, развитию и сопровождению более 500 талантливых школьников Урала, ориентированных на техническое творчество, научно-исследовательскую деятельность, которые в процессе профильных смен «Уральская проектная смена» (включая систему постпрограммного сопровождения) разрабатывают и реализуют междисциплинарные проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники (например, новая медицина, качество жизни, пространственное развитие, новые технологии и материалы), развивая мотивацию, навыки и опыт в области технического творчества, проектной деятельности и технологического предпринимательства.
Задачи практики:
-
Совершенствование модели и технологий по выявлению детей и подростков, обладающих высокой мотивацией и ориентированных на техническое творчество, исследовательскую и проектную деятельность (разработка практикоориентированных программ дополнительного образования одаренных и талантливых школьников, технология выявления и отбора школьников Свердловской области и т.д.);
-
Организация и проведение конкурса «Наставник Уральской проектной смены» из числа представителей образования, науки и бизнеса;
-
Организация и проведение профильной смены по практикоориентированным программам дополнительного образования школьников для развития научного и технического творчества, исследовательской и проектной деятельности школьников 7-10 классов Свердловской области;
-
Разработка и апробация программ постпрограммного сопровождения школьников, которые стали участниками системы вовлечения и развития в творческой, исследовательской и проектной деятельности (постпрограммное сопровождение);
-
Формирование многоканальных (организационно-финансовых) механизмов сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, промышленных предприятий, научных организаций и бизнес-сообществ в части организации получения детьми и подростками навыков проектной, научно-исследовательской деятельности.
Средства и способы реализации практики
Практика с 2017 года базируется на следующих этапах:
1 этап – Конкурс «Наставник Уральской проектной смены» (Положение-о-конкурсе-Наставник-Уральской-проектной-смены.pdf (usma.ru)). Конкурс проводится с целью выявления талантливых педагогических работников и молодых учёных, способных к разработке и реализации междисциплинарных проектов со школьниками от 14 до 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях Свердловской области для развития интереса к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству, популяризации и пропаганды научных знаний, выявления одаренных школьников в области проектной и исследовательской деятельности.
Наставниками могут стать талантливые и креативные студенты-старшекурсники, а также специалисты из научной и образовательных сфер и промышленности. Участники конкурса должны быть заинтересованы в проектной работе с учащимися 8-10-х классов и в воплощении в жизнь собственных инновационных проектов с активным привлечением на базе уникальный лабораторий «Сириуса».
Конкурс представляет собой образовательную лабораторию, состоящую из 3 этапов: отборочный, образовательный и заключительный.
Отборочный этап предполагает регистрацию заявок и онлайн-собеседование, образовательный включает очно-заочный курс для конкурсантов, состоящий из пяти тематических модулей (программа дополнительного профессионального образования «Основы наставнической деятельности для образовательных программ и профильных смен одаренных и талантливых школьников»). В ходе заключительного этапа будущим наставникам предстоит защита проектных идей, которые будут реализованы на «Уральской проектной смене» в «Сириусе» (Сочи).
По результатам конкурса отобранные наставники «Уральской проектной смены» для подготовки и организации профильной «Уральской проектной смены» принимают участие в собеседованиях при конкурсном отборе школьников Свердловской области, участвуют в презентационных мероприятиях конкурсного отбора (Презентация проектов наставников Уральской проектной смены в Сириусе-2022 - YouTube).
СМИ о Конкурсе «Наставник Уральской проектной смены» - Конкурс «Наставник Уральской проектной смены» (robogeek.ru), Подведены итоги конкурса наставников Уральской проектной смены в «Сириусе»: Пресс-релизы: Облгазета (oblgazeta.ru), Подведены итоги конкурса наставников Уральской проектной смены в «Сириусе» (urfu.ru)
2 этап – Конкурсный отбор школьников для участия в «Уральской проектной смене» (проводиться в 2 этапа – заочный, очный) (Сириус 2022. Уральская проектная смена (urfu.ru). В рамках заочного этапа будущие участники выполняют конкурсные задания по естественно-научным и технологическим дисциплинам. Этап состоит из следующих мероприятий: регистрация участников на официальном сайте Конкурса, заполнение профиля пользователя в личном кабинете, выполнение конкурсного задания, оценка выполненных заданий. Задание состоит из 3 блоков: инженерный, естественно-научный и блок информационных технологий.
На очном этапе руководитель – наставник проектной деятельности проводит собеседование с каждым кандидатом в соответствии с набором требуемых компетенций, необходимых для реализации проекта (разработчик, конструктор, биолог и т.д.) Участники в группах прорабатывают проблематику и актуальность выбранных проектов при помощи наставников.
К участию в Конкурсе допускаются обучающиеся 7–11 классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области. Участие в Конкурсе осуществляется индивидуально.
По результатам конкурса участник знакомится с результатами своих достижений в виде профиля компетенций и рекомендаций к дальнейшему профессиональному развитию.
СМИ о Конкурсном отборе на «Уральскую проектную смену» - 75 школьников пройдут стажировку в Уральской проектной смене в сочинском «Сириусе» - Официальный сайт Правительства Свердловской области (midural.ru), «Сириус» для уральских школьников – Золотое Сечение (zsfond.ru), Школа талантов УрФУ (vk.com), Новости дня (xn--72-6kc3bfr2e.xn--p1ai).
3 этап – Профильная «Уральская проектная смена» в ОЦ «Сириус» (Сочи) (Сириус 2022. Уральская проектная смена (urfu.ru). На данном этапе участники разрабатывают и воплощают командный проект на базе научно-технических и научно- исследовательских разработок вузов и предприятий. Темы проектов всегда связаны с актуальными вопросами развития экономики и общества – информационные технологии (большие данные, искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности), космос, конструирование технических систем и объектов, нанотехнологии, химические технологии, биотехнологии и медицина будущего, умный город, новые материалы и передовые производственные технологии, нейротехнологии и когнитивные исследования, возобновляемые источники энергии и т.д.
В рамках профильной «Уральской проектной смены» в течение 21 дня реализуется программа дополнительного образования «Реализация инновационных проектов в экосистеме технологического предпринимательства», которая включает в себя 2 типа модулей – общеобразовательный модуль, посвященный вопросам управления высокотехнологичными проектами, лидерства и навыкам развития креативности, и модули проектной деятельности, в рамках которых участники работают над разработкой и реализацией инновационного проекта в соответствии с выбранной темой.
Результаты проектной деятельности школьников оцениваются экспертной комиссией, состоящей из представителей вузов, предприятий и представителей экосистемы поддержки инноваций в РФ (Защита проектов. Направление "Умный город". Уральская проектная смена в Сириусе-2021 - YouTube).
Все участники Уральских проектных смен награждаются дипломами победителей в Конкурсе проектных работ школьников, которые позволяют получить дополнительные баллы при поступлении в УрФУ или в Уральский государственный медицинский университет (УрГМУ) и/или без конкурса пройти на образовательные или акселерационные программы вузов. (Правила приема граждан на обучение по программам бакалавриата и специалитета в 2022 году в УрФУ: 4 балла).
СМИ о профильных сменах «Уральская проектная смена» -Состоялась защита проектов VI Уральской проектной смены - Инновационная инфраструктура (urfu.ru), Состоялась защита проектов VI Уральской проектной смены | Общество | Селдон Новости (myseldon.com), Сириус 2021. Уральская проектная смена (urfu.ru), Умная система наставничества | Дворец Молодёжи (dm-centre.ru), Технологии, инновации и школьники: итоги Уральской проектной смены (obltv.ru)
4 этап – Постпрограммное сопровождение школьников при поддержке Инновационной инфраструктуры УрФУ (Школа талантов - Инновационная инфраструктура (urfu.ru). Для реализации мероприятий постпрограммного сопровождения в рамках Практики с 2018 года введена работа по включению школьников в другие проекты Инновационной инфраструктуры УрФУ:
-
Проект «Лаборатория технологического предпринимательства» (развитие компетенций в области технологического предпринимательства https://vk.com/lab_urfu);
-
Проект «Акселератор УрФУ» (развитие и коммерциализация проектов школьников Акселератор - Инновационная инфраструктура (urfu.ru));
-
Консультационная и менторская поддержка при подаче школьниками научно-технологических проектов на грантовые конкурсы (например, грант Фонда содействия инновациям РФ «УМНИК» для школьников).
-
Участники проекта «Школа талантов УрФУ», в дальнейшем поступившие в УрФУ, продолжают работу над инновационным решением уже в рамках проектного обучения в вузе и активно принимают участие в других проектах Инновационной инфраструктуры (например, участники «Уральской проектной смены» могут принять участие в качестве стажеров профильной смены, пройдя дополнительный отбор).
Примеры истории успеха участников проекта «Школа талантов УрФУ» - https://vk.com/@urfuschool-istoriya-odnogo-proekta, https://vk.com/@urfuschool-2, https://vk.com/@urfuschool-glavnaya-molekula-ekaterina-kiseleva
СМИ о постпрограммной работе с одаренными и талантливыми школьниками - Чем проекты уральских школьников полезны бизнесу и чиновникам (radiokp.ru),
Критерии результативности
В целом реализация практики позволяет достигать следующих результатов:
-
обновление содержания и технологий дополнительного образования через создание и периодическое обновление практико-ориентированных программ дополнительного образования по приоритетным направлениям развития науки и техники;
-
внедрение обновленных методик и инновационных технологий выявления и стимулирования одаренных детей, ориентированных на творческую, исследовательскую и проектную деятельность, способствующих ранней профессиональной ориентации и позволяющей осуществить выбор будущей специальности в вузе и профессии;
-
создание и расширение базы одаренных и талантливых школьников Свердловской области в рамках реализации системы отбора одаренных и талантливых школьников Свердловской области, определения уровня мотивации и навыков к внедрению инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники;
-
формирование сообщества наставников проектной деятельности одаренных и талантливых школьников Свердловской области через развитие сетевых механизмов взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, промышленных предприятий, научных организаций и бизнес-сообществ;
-
проведение регулярных профильных смен «Уральская проектная смена» как одного из важных элементов образовательной среды, позволяющей одаренных и талантливым детям и подросткам заниматься изобретательством, научным и техническим творчеством в составе проектных групп под руководством специалистов на базе сетевой площадки (с использованием возможностей университета, образовательных учреждений дополнительного образования, финансируемых из бюджета Свердловской области, Уральского отделения РАН и индустриальных партнёров) с учётом разработанной и утвержденной траектории оплаты в рамках системы дополнительного образования;
-
развитие и внедрение системы работы с одаренными и талантливыми детьми и подростками в рамках ведущих общеобразовательных учреждений, обеспечивающих территориальную доступность высокоуровневого обучения для талантливых учащихся Уральского региона.
Данные о результативности
Ежегодно участниками Практики становятся более 500 школьников 7–11 классов образовательных учреждений Свердловской области.
Результаты и показатели, на которые повлияло внедрение (социально-экономические и образовательные эффекты):
№ п/п |
Количественный показатель |
Единица измерения |
2019 |
2020 |
2021 |
Итого с 2017 |
1 |
Программы дополнительного образования довузовской подготовки для школьников по приоритетным направлениям развития науки и техники |
шт. |
8 |
8 |
3 |
35 |
2 |
Количество педагогов наставников, которые прошли программу повышения квалификации в области осуществления наставнической и экспертной деятельности |
чел. |
20 |
20 |
32 |
72 |
3 |
Количество комплектов оценочных средств, разработанных для отбора школьников в рамках конкурных отборов на «Уральскую проектную смену» |
шт. |
8 |
8 |
4 |
36 |
4 |
Количество участников конкурсного отбора на «Уральские проектные смены» |
чел. |
300 |
450 |
500 |
3922 |
5 |
Количество проектных смен «Уральская проектная смена» в год |
шт. |
1 |
1 |
1 |
10 |
6 |
Количество предприятий-партнеров, которые приняли участие в экспертной деятельности на «Уральской проектной смене» |
шт. |
5 |
7 |
8 |
31 |
7 |
Количество подписанных соглашений м партнерами о сотрудничестве в рамках реализации проекта «Школа талантов УрФУ» |
шт. |
4 |
5 |
5 |
28 |
8 |
Количество презентационных мероприятий и выставок, в которых принимают участие проектные команды школьников в год |
шт. |
2 |
4 |
1 |
12 |
9 |
Количество выпускников «Уральской проектной смены», которые стали студентами УрФУ |
% |
15 |
15 |
20 |
35 |
С 2017 года в рамках Практики было подписано более 15 соглашений с вузами, предприятиями и министерствами о сотрудничестве в сфере поддержке одаренных и талантливых школьников 5–11 классов Свердловской области, ориентированных на техническое творчество, исследовательскую и проектную деятельность. Ключевыми партнерами Практики являются:
-
Образовательный центр «Сириус» (Сочи). УрФУ с 2016 года является партнером ОЦ «Сириус». За 6 лет 1162 школьника разработали и реализовали в виде опытных образцов 251 инновационный проект. Проекты школьников получили высокую оценку Президента РФ В.В. Путина во время посещения УрФУ в 2019 году.
-
Правительство Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (совместная организация профильных проектных смен «Уральская проектная смена» в ОЦ «Сириус» и в ЗЦ «Таватуй» с 2017 года по настоящее время).
-
ГАУДО СО «Дворец молодежи» (организация заочного и очного конкурса регионального этапа Всероссийского конкурса работ школьников «Большие вызовы» в 2018–2019 годах, реализация программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования Свердловской области в сфере проектного обучения одаренных детей).
Алгоритм внедрения практики: краткое описание последовательности действий, требования к ресурсному обеспечению
№ |
Этап реализации Практики |
Сроки |
Результат |
Участники |
1. |
Презентация Практики, взаимодействие с партнерами и подписание соглашений о сотрудничестве |
Май – сентябрь |
Подписанные соглашения, определение потенциальных направлений проектной деятельности школьников |
Министерство образования и науки Свердловской области, потенциальные партнеры Практики, организаторы Практики |
2. |
Организация и проведение конкурса «Наставник Уральской проектной смены» |
Сентябрь – октябрь |
База потенциальных наставников, Программа ДПО в области наставничества проектной деятельности, паспорта проектов для «Уральской проектной смены», результаты отбора наставников, «дорожные карты развития проектов» на «Уральской проектной смене», список материально-технического обеспечения проектной деятельности школьников |
Партнеры Практики, наставники Практики, организаторы Практики (Экспертные и конкурсные комиссии, рабочая группа и т.д.) |
3. |
Информационная кампания по привлечению участников |
Сентябрь – октябрь |
Регистрация участников, формирование базы школьников |
Школы Свердловской области, представители системы дополнительного образования, кружкового и олимпиадного движения, выпускники Практики |
4. |
Конкурсный отбор школьников на «Уральскую проектную смену» в ОЦ «Сириус» (Сочи) |
Ноябрь – декабрь |
База зарегистрировавшихся школьников, выполненные задания по естественно-научным и инженерным направлениям, список приглашенных на Практику, рекомендации по развитию предметных навыков для школьников – участников Конкурсного отбора |
Организаторы Практики, наставники проектной деятельности, Экспертная и конкурсная комиссия |
5. |
Подготовка к «Уральской проектной смене» |
Ноябрь – декабрь
|
Утвержденная в ОЦ «Сириус» образовательная программа, материально-техническое оснащение научных лабораторий, мероприятия для школьников по подготовке к разработке проекта на «Уральской проектной смене» (совместно с наставниками), общее родительское собрание |
Организаторы Практики, наставники проектной деятельности, организаторы ОЦ «Сириус» (Сочи), представители Министерства образования и науки Свердловской области |
6. |
Реализация «Уральской проектной смены» |
Январь
|
Реализованная образовательная программа дополнительного образования Подготовленные и реализованные проекты в соответствии с планом «Уральской проектной смены» |
Организаторы Практики, наставники проектной деятельности, приглашенные эксперты по основным направлениям развития науки и техники в РФ, представители ОЦ «Сириус» (вожатые, воспитатели, эксперты, организаторы), Экспертная комиссия из числа представителей экосистемы поддержки инноваций |
7. |
Программа постпрограммного сопровождения Практики |
Февраль-май |
План участия выпускников Практики в презентационных мероприятиях и выставках, план стажировок и практики в научных лабораториях УрФУ для продолжения работы над проектами, список мероприятий по подготовке проектных команд к участию в федеральных и региональных конкурсах |
Призеры и победители Практики, выпускники «Уральских проектных смен», наставники и менторы инновационных проектов, представители инновационной инфраструктуры УрФУ
|
Ресурсное обеспечение: оплата расходов, связанных с проездом и проживанием обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области, осуществляется за счет средств бюджета Свердловской области, иные расходы – за счет средств УрФУ.
Примеры тиражирования практики
С 2018–2019 года Практика была использована при реализации региональных этапов Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», а в 2022 году опыт Практики будет реализован в виде проведения профильной проектной смены «Передовые производственные технологии», которая пройдет в ОЦ «Сириус» (Сочи).
Опыт реализации Практики в 2022 году в рамках Всероссийского научно-исследовательского конкурса проектов «Большие вызовы» позволил добавить к 12 традиционным направлениям 13-е – «Передовые производственные технологии». Организатор конкурса – Фонд «Талант и успех», партнер направления, который ответственен за содержание и методологию – УрФУ, руководитель нового направления - первый проректор УрФУ, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, Кортов Сергей Всеволодович.