Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Предпринимательские инициативы современной молодежи

Номинация
Проектное обучение - шаг в будущее
Год внедрения
2022
Субъект РФ
г. Санкт-Петербург
Организация
Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса»

Аннотация

Практика «Предпринимательские инициативы современной молодежи» предлагает новое видение эффективного развития предпринимательских инициатив на основе проектного обучения, применяемого в учебных дисциплинах и профессиональных модулях.

Особое внимание уделяется формированию предпринимательских компетенций, механизму перехода от намерений к реальным действиям по созданию собственного бизнеса. Описание практики содержит алгоритмизированные рекомендации по применению проектного обучения, которое позволяет максимально приблизить студента к реальной предпринимательской деятельности и может быть интересно образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку по программам СПО.

Место реализации практики

Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и прикладных технологий»

Актуальность

Внедрение данной практики способствует формированию и развитию предпринимательских инициатив у молодежи, обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров, проявляющих устойчивый интерес к предпринимательству, созданию собственного бизнеса.

Практика обеспечивает подготовку современных кадров, мобильность выпускников на рынке труда, содействует трудоустройству выпускников профессиональной образовательной организации в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых, создает условия для эффективного формирования предпринимательских инициатив современной молодежи на основе применения проектного обучения при реализации учебных дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.

Использование проектной деятельности в процессе подготовки кадров способствует формированию у студентов творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении различных проблем, эффективно взаимодействовать и работать в коллективе (команде), а также грамотности в работе с информацией. Помимо этого, происходит формирование и развитие и профессиональных компетенций, в соответствии с основными видами профессиональной деятельности: «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью», «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности», «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров». То есть, формируются общие и профессиональные компетенции, которые в полной мере соответствуют требованиям современного работодателя.

Цель и задачи

Цель практики: развитие предпринимательских способностей студентов путем создания условий применения проектного обучения для профессионального самоопределения и устойчивой социальной адаптации выпускников колледжа.

Задачи:

  1. Определить педагогические условия использования проектного обучения при реализации рабочих программ учебных дисциплин, направленных на развитие предпринимательских компетенций студентов.

  2. Актуализировать перечень и содержание учебных дисциплин, в том числе введённых в учебный процесс за счет использования вариативной части ФГОС СПО.

  3. Внедрение практики проектного обучения при подготовке студентов по всем специальностям колледжа, направленной на формирование предпринимательских компетенций.

  4. Обобщение опыта, оценка результатов и тиражирование реализации практики.

Средства и способы реализации практики

В Колледже туризма Санкт-Петербурга с 2019 года функционирует проектный офис, основной функцией которого является создание системы управления проектами, методологическая и административная поддержка их реализации (приложение 1). Любой педагогический работник (группа педагогических работников) может стать инициатором разработки и внедрения проекта по направлениям деятельности колледжа. Для обеспечения и методической поддержки инициаторов разработаны методические рекомендации (приложение 2).

В 2021 году группой педагогических работников отделения колледжа «Коммерция и строительство» был предложен для реализации проект «Создай свой бизнес». В проектный офис поступил паспорт проекта (приложение 3).

Основной целью проекта «Создай свой бизнес» является разработка и внедрение в учебный процесс учебной дисциплины «Технология бизнес-проектирования», которая реализуется за счет часов вариативной части, предусмотренных в ФГОС СПО. Рабочая программа по учебной дисциплине «Технология бизнес-проектирования» разработана с учетом предложений и рекомендаций работодателей и социальных партнеров и реализуется посредством применения технологии проектного обучения (приложение 4). Для развития общих и профессиональных компетенций, предпринимательских навыков у студентов, разработаны методические рекомендации по выполнению практических и самостоятельных работ, а также контрольно-оценочные средства, входящие в комплект учебно-методического обеспечения для студентов (приложение 5.1, 5.2, 5.3, 6). Все задания носят практико-ориентированный и проблемный характер.

Проектное обучение основано на разработке кейсов по темам дисциплины:

  1. Общая характеристика предпринимательской деятельности и ее организационно-правовые формы.

  2. Организация и развитие собственного дела.

  3. Управление небольшой фирмой.

В образовательном процессе используются практико-ориентированные типы проектов по созданию бизнес-планов (стартапов) субъектов малого предпринимательства. Формы обучения предполагают, как индивидуальный, так и командный характер работы.

Результатом обучения по дисциплине является разработка и защита бизнес-плана (бизнес-идеи). На защиту проектов, разработанных студентами, приглашаются работодатели (потенциальные инвесторы). Взаимодействие с представителями бизнеса осуществляется на основе договоров о социальном партнерстве и не ограничивается только предоставлением мест для прохождения производственной и (или) преддипломной практики, работодатели активно участвуют в учебном процессе, консультируя педагогических работников по вопросам ведения бизнеса. Колледж туризма Санкт-Петербурга сотрудничает более чем с 350 социальными партнерами, а в рамках реализации проекта «Создай свой бизнес» с такими работодателями, как АО Тандер (ПАО Магнит), Росгеодезия. ООО АЛЕКСАНДР-НЕДВИЖИМОСТЬ, бизнес-инкубатором «Ингрия», профессиональной образовательной организаций высшего образования ЧОУВО «Санкт-Петербургский институт гостеприимства».

Особенностью проекта «Создай свой бизнес» является еще и то, что его реализация может основываться на принципах непрерывного обучения ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ПРЕДПРИЯТИЕ, через проведение совместных мероприятий (профориентационные мероприятия, мастер-классы, экскурсии, разработка совместных проектов).

Реализация проекта включает в себя 4 этапа:

1 этап «Абитуриент»

2 этап «Студент общеобразовательного отделения»

3 этап «Студент старших курсов»

4 этап «Без пяти минут специалист»

Задачи:

-     организация и участие в профориентационных мероприятиях, в целях раскрытия перед будущими абитуриентами всего спектра профессиональных направлений повышение мотивации к будущей профессиональной деятельности через знакомство с содержанием будущей выбранной профессии;

-     формирование образа будущей профессии

Задачи:

-   реализация программ общеобразовательного цикла, ориентированного на промежуточную самооценку профессиональных навыков через индивидуальный проект;

-   формирование модели индивидуального карьерного роста через принципы проектной деятельности;

-   организация участия студентов в конкурсах профессионального мастерства и научно-практических конференциях.

 

Задачи:

-      ознакомление через практико-ориентированное обучение с реальными условиями работы по будущей специальности: визуализация рабочего места (мастерские), прохождение производственной практики на предприятиях

-      реализация дополнительных профессиональных программ как возможности получения дополнительных компетенций и квалификаций;

-      подготовка студентов к участию в региональных и федеральных проектах по развитию навыков трудоустройства (приложение 7, 8)

Задачи:

-    взаимодействие с потенциальными работодателями по вопросам бизнес-проектирования и определению карьерного роста;

-    подготовка к участию в демонстрационном экзамене в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации;

-    содействие в трудоустройстве, в том числе через регистрацию в качестве самозанятого по выбранному направлению.

 



При реализации каждого этапа может быть использован обучающий модуль, выбор которого определяет преподаватель для получения наиболее эффективных результатов и достижения соответствующей цели. Каждый обучающий модуль может использоваться как в процессе образовательной деятельности (реализация учебной дисциплины «Технология бизнес-проектирования»), так и во внеурочной работе.

Обучающий модуль 1. Сделай себя: профессионализм как личный проект

Каждому студенту предлагается сформировать проект по построению своей профессиональной карьеры. Первоначальные навыки проектирования студенты получают в ходе изучения дисциплины «Введение в проектно-исследовательскую деятельность» на первом курсе в рамках общеобразовательной подготовки. Далее в течение всего срока обучения, в рамках программы учебной дисциплины «Технология бизнес-проектирования», изучаются навыки предпринимательства - применение маркетинговых методов при оценке устойчивости бизнес-идей, на этапе формализации бизнес-идей и при проведении технико-экономического обоснования своей идеи. Задача модуля – помочь студентам оценить жизнеспособность своей бизнес-идеи, которая в результате написания учебного бизнес-плана становится реальным проектом.

В одном из разделов дисциплины «Технология бизнес-проектирования» изучается использование возможностей программы 1С УНФ, который формирует навыки использования современных цифровых технологий, позволяющих мгновенно проводить аналитику финансового положения предприятия на данный момент, бюджетирование и формирование начальных навыков общения с контролирующими органами.

Наилучшим результатом можно считать регистрацию студента в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя. В остальных случаях полученные навыки являются основой для успешного построения карьеры руководителя или при необходимости смены вида профессиональной деятельности

Обучающий модуль 2. Профессиональные игры

Разработка и проведение практико-ориентированных профессиональных мастер-классов и профессиональных игр. Профессиональные пробы проводятся в форме занятий с моделированием элементов конкретного вида профессиональной деятельности. По каждой из специальностей разработаны мастер-классы или конференции с работодателями. Организуются экскурсии на предприятия отрасли. В рамках работы по данному модулю проходят дни открытых дверей. В программу мероприятия входит мастер-класс, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией, и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности (например, электронным тахеометром, лазерным нивелиром, цифровым теодолитом).

Обучающий модуль 3. «Профессионал +»

Основная идея - сближение уровня подготовки будущих выпускников СПО к требованиям рынка труда. Знание специализированных программ дает возможность поднять уровень профессиональных компетенций выпускника СПО выше, чем уровень молодого специалиста без опыта работы. Студенты осваивают прикладные программные продукты: автоматизированное проектирование «AutoCAD» и СметаВизард, 1С:Управление торговлей, собирают информацию в базы данных и обрабатывают ее, получая мгновенный результат.

Обучающий модуль 4. Индивидуальная поддержка талантов

В колледже активно развивается система наставничества. Преподаватели не только выступают в качестве наставников студентов, но и привлекают выпускников колледжа, которые уже создали и зарегистрировали свой бизнес и успешно его реализуют. Кроме того, наставниками будущих предпринимателей являются работодатели и представители бизнес-инкубатора «Ингрия».

Подобная система наставничества развивает в будущих предпринимателях такие деловые качества как коммуникативность, учит мыслить, позволяет принимать конструктивные решения. Консультации основаны на активном практическом подходе – процесс регистрации предпринимателя в налоговых органах с применением электронного документооборота, анализ рынка продукта с помощью классических маркетинговых приемов (в том числе маркетинговых инструментов соцсетей) и т.п.

Обучающий модуль 5. Старт Карьеры: эффективное трудоустройство

Оказание содействия выпускникам колледжа в эффективном трудоустройстве осуществляется посредством развития сотрудничества и партнерских связей с работодателями в области профессиональной ориентации. Примером взаимодействия служит практика организации трудоустройства в ООО «Александр Недвижимость», ЖКС №2 Калининского района г. Санкт-Петербурга. Функционирует «Центр содействия трудоустройству выпускников колледжа» (ЦСТВ) (https://www.ktgs.ru/students/cstv/), в рамках мероприятий центра организована подготовка студентов (в том числе с ОВЗ и инвалидностью) к участию в региональных и всероссийских мероприятиях, проводится круглогодичное консультирование по трудоустройству.

Представители предприятий участвуют в конференциях, круглых столах по вопросам занятости, трудоустройства и профориентации.

Предприятия-социальные партнеры предоставляют места практик для обучающихся. Из числа работников предприятия выделяются кураторы для сопровождения и оказания поддержки обучающимся.

Критерии результативности

Выпускники колледжа получают теоретические знания и практические навыки по избранной специальности, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В учебных программах и планах нет совсем или недостаточно дисциплин, которые могли бы дать специальные знания и навыки работы в собственном бизнесе. В связи с этим значение внедрения в программу подготовки специалистов учебной дисциплины «Технология бизнес-проектирования» имеет важное практическое значение.

Результативностью внедрения проекта в образовательный процесс в колледже являются следующие эффекты:

Эффекты

Социальные

Экономические

Образовательные

Для студента

снижение социальной напряжённости в среде выпускников и обучающихся образовательного учреждения

Расширение возможностей трудоустройства, в том числе за счет самозанятости и реализации новых бизнес-проектов как индивидуальных предпринимателей

Развитие профессиональных и общих компетенция, востребованных работодателем

Для образовательной организации (колледжа)

Развитие государственно-частного партнерства как инструмента консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательной организации

Повышение квалификации педагогического состава за счет совместной деятельности с представителями бизнес-сообщества

Для работодателя

Снижение продолжительности адаптационного периода молодого специалиста

Отсутствие затрат на переподготовку кадров

Возможность участия в процессе подготовки кадров, внесение предложений по содержанию образовательных программ

 

Данные о результативности

По итогам реализации проекта «Создай свой бизнес» был проведен мониторинг, результаты которого представлены в таблицах:

 Итоги обучения по дисциплине «Технология бизнес проектирования»

Год

Общее количество обученных

УД «Технология бизнес проектирования»

Результаты

Защитили свой проект

5

4

3

2020

218

80

94

44

164

2021

272

94

118

60

198

2022

307

125

122

60

220

2023

763

252

304

207

340

2024

861

320

316

225

365

Всего

2421

871

954

596

1287

Итоги трудоустройства выпускников колледжа (самозанятые, ИП)

ОПФ/годы

2020

2021

2022

2023

2024

Самозанятые

6

28

16

52

157

ИП

2

4

4

10

4


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокий профессиональный уровень педагогического состава, постоянное повышение квалификации в области предпринимательства

Развитие общих и профессиональных компетенций студентов, востребованных у работодателя

Дефицит временных ресурсов у преподавателей и студентов

Недостаточное использование информационных технологий преподавателями (недостаточно развитая ИКТ компетенция)

Длительный срок реализации проекта, невыполнение мероприятий проекта

Возможности

Угрозы

Повышение мобильности выпускников колледжа на рынке труда, возможность трудоустройства в качестве самозанятого и (или) индивидуального предпринимателя

Развитие социального партнерства, привлечение работодателей к участию в образовательном процессе

Отсутствие интереса и (или) возможности у обучающихся создания своего бизнеса

Возможное увеличение нагрузки на студентов из-за увеличения внеурочных мероприятий

Выводы

  • необходим административный контроль за выполнением мероприятий проекта при поддержке проектного офиса;

  • педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс колледжа инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития общих и профессиональных компетенций студентов;

  • разработка качественно учебно-методического обеспечения для мотивации студентов к изучению дисциплины и участию в проекте, а также к созданию своего дела;

  • проведение совместных мероприятий с приглашением представителей бизнеса.

Алгоритм внедрения практики

1 этап «Организационный»

  • создание проектного офиса (определение цели и задач офиса, разработка методических рекомендации для составления и представления паспортов проектов образовательной организации по различным направлениям е деятельности)

  • разработка нормативной локальной документации

  • определение участников проекта

2 этап «Основной»

  • разработка учебно-методического обеспечения (разработка и (или) актуализация рабочей программы учебной дисциплины по предпринимательству,

  • организация внеурочной деятельности студентов;

  • организация и проведение конкурсов по дополнительным профессиональным образовательным программам;

  • поддержка инновационных проектов студентов.

  • оказание содействия выпускникам колледжа в адаптации к рынку труда и обеспечение их последующего трудоустройства.

3 этап «Аналитико-коррекционный»

  • анализ эффективности проводимых мероприятий;

  • проведение корректировки учебно-методического обеспечения в соответствии с требованиями работодателей и запросами студентов.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

На сегодняшний день практика реализована на одном отделении Колледжа туризма Санкт-Петербурга.

С 2022 года в деятельность по проекту «Создай свой бизнес» включаются все отделения колледжа. Приказом директора колледжа определены рабочие творческие группы на отделениях. Разработанная рабочая программа «Технология бизнес-проектирования» включается в учебные планы всех специальностей и профессий, реализуемых в колледже, за счет вариативной части ФГОС СПО.

В 2024 году данная практика была представлена в целях обмена опытом в профессиональном сообществе, на Всероссийском конкурсе лучших практик проектного обучения среди образовательных организаций (организатор –- ФГБОУ ДПО ИРПО), реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и по итогам данного конкурса колледж стал призером.

Предлагаемая практика может быть использована всеми профессиональными образовательными организациями при условии ее адаптации к конкретным условиям.

Учредители