Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Кванто-проектирование под задачи бизнеса

Номинация
Проектное обучение - шаг в будущее
Год внедрения
2022
Субъект РФ
Липецкая область
Организация
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий»
Видео-визитка

Аннотация

Идея реализации практики «Кванто-проектирование под задачи бизнеса» подчинена необходимости совместного проектирования направлений для решения актуальных вопросов формирования и удовлетворения запросов всех ключевых стейкхолдеров (заинтересованных сторон) проекта:

  • потребителей образовательных услуг детского технопарка «Кванториум», созданного на базе колледжа в 2021 году;

  • студентов и преподавателей ГОБПОУ «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий»;

  • бизнес-партнеров колледжа - предприятий работодателей города Ельца.

Внедрение (масштабирование) практики Кванто-проектирования в колледже проводится на протяжении трех лет, но благодаря созданию структурного подразделения колледжа - детского технопарка «Кванториум» получило реальную ресурсную базу для организации системной профориентационной работы со школьниками, далее выполнения курсовых и дипломных работ студентами для достижения конкретного результата под задачи предприятий г. Ельца.

Выбор и формулировка тематики Кванто-проектов отражает проблемы современной науки и практики, вызывает интерес в данный момент и востребована в будущем, конкретна и соответствует запросам заказчиков, бизнес-партнеров колледжа: ОАО «Гидропривод», АО «Елецгидроагрегат», АО «Энергия» г. Елец, ООО «АВТОДОМ», салоны косметики, гостиницы г. Ельца, управление социальной политики г. Ельца. По источнику возникновения кейсы Кванто-проектов делятся на исходящие от: авторов (студентов и школьников), преподавателей и мастеров колледжа, бизнес-партнеров колледжа и обязательно согласовываются с ведущими работодателями, обеспечивающими базу для прохождения учебной и производственной практики.

Место реализации практики

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий» (ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ»), 399774 Липецкая область, г. Елец ул. Мира, д.119, тел. 8(47467)2-63-02, E-mail: elmt@yelets.lipetsk.ruhttp://www.epet48.ru 

Актуальность

Практика Кванто-проектирования обеспечила решение проблемы преемственности, взаимопроникновения и интеграции содержания образовательных программ, реализуемых педагогами дополнительного образования детского технопарка «Кванториум», преподавателями колледжа и наставниками предприятий реального сектора экономики на рабочем месте в период практики студентов.

Цель и задачи

Целью Кванто-проектирования является поиск функционально эффективных решений от простого к сложному на основе логически связанных простых частей для удовлетворения разных потребностей благо получателей: заказчиков, разработчиков, производителей, потребителей.

Задачи:

  • обеспечить эффективное партнерство с работодателями, переход к проектному типу взаимного сотрудничества;

  • разработать последовательность процедур (паспорта Кванто-проектов), ведущих к достижению конкретного результата;

  • повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности, обучающихся и профессионального развития педагогических работников;

  • внедрить результаты проектной деятельности в реальные производственные (бизнес) процессы, т.е. реализовать системное преобразование знаний в продукт, услугу или деятельность, которые могут быть использованы в целях получения прибыли, поддержки клиентов и других функций для достижения коммерческого успеха бизнес-партнеров колледжа;

  • обобщить и распространить позитивный опыт работы по внедрению результатов Кванто-проектирования в массовую практику профессионального образования.

Средства и способы реализации практики

Термин квант «минимальная частичка энергии» был впервые введен Максом Планком (немецкий физик теоретик, основоположник квантовой физики) в 1900 году. Ученые размыли это понятие до чего-то маленького, какой-то части чего-то, что вообще не относится к понятию энергии. Идея создания практики Кванто-проектирования базируется как на термине квант, так и на ключевых целевых ориентирах субсидиарной сущности национального проекта «Образование» - детский технопарк «Кванториум»,

По итогам участия в национальном проекте «Образование» федеральный проект «Успех каждого ребенка» в 2020 году в колледже создано структурное подразделение Детский технопарк «Кванториум», реализующий программы дополнительного образования детей, ранней профессиональной ориентации абитуриентов колледжа, учебных модулей ФГОС СПО, обеспечивающие практическое выполнение студентами Кванто-проектов.

Центром ответственности за проектное обучение в колледже является отдел «Центр проектного управления», который осуществляет текущее руководство и координацию деятельности по реализации Кванто-проектирования (рис. 1).

рис1 .png

Структурно-функциональная модель практики «Кванто-проектирование под задачи бизнеса»

Практика «Кванто-проектирование под задачи бизнеса» представляет собой механизм развития системы среднего профессионального образования по направлениям формирования актуальных общих, профессиональных и мультикомпетенций в области цифровых технологий, управления проектами, проектирования образовательных и карьерных траекторий.

Кванто-проектирование предполагает целевую подготовку для конкретного работодателя, создание вариативных программ и профессиональных модулей, для достижения согласованного заинтересованными сторонами результата, продукта, решения. Примеры приведены в табл.1

Таблица1. Синхронизация работы квантумов, цикловых методических комиссий колледжа и заказчиков

Наименование квантума

Тип проекта по ФГОС

Наименование Кванто-проекта (тема)

Результат, продукт, решение

Заказчик, бизнес-партнер колледжа

Наименование специальности, профессии, дисциплины

школьник, абитуриент

студент,

выпускник

Цикловая методическая комиссия «Машиностроение»

хайтек.jpg

Инженерный

Управляющая программа об-работки деталей на V-panel

Система автома-тизированного проектирования технологических процессов обработки деталей

Управляющая программа на станок с ЧПУ для изготовле-ния детали Опора серийного производства

АО «Елецгидро агрегат»

АО «Гидро-привод»

15.02.08 Технология машиностроения

Цикловая методическая комиссия «Электро- и теплоэнергетика»

энерджи.jpg

Конструкторский

Ночное освещение с датчиком движения на Arduino

Проектирование автоматического включения света в помещении по звуку

Умный дом, Импорто-замещение

 

АО «Энергия»

г. Елец

 

13.02.11 Тех экспл. и обсл. элект-го и элект-мех-го оборудования

Цикловая методическая комиссия «Экономика и управление»

био.jpg

Информационный

Жизнь улитки

Особенности оценки и экспертизы качества косметических товаров

Крем с муцином (содержащим слизь улитки)

Салоны косметики

 

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества пот-ребительских товаров

Цикловая методическая комиссия «Сервис и туризм»

промдиз.jpg

Инновационный

Символика и мини-объекты исторического наследия

Развитие малого гостиничного бизнеса в г. Ельце

Сувенирная продукция

Гостиницы г. Ельца

43.02.11 Гостиничное дело

Цикловая методическая комиссия «Подготовка квалифицированных рабочих и служащих»

автокван.jpg

Прикладной

Изучение принципа работы механической коробки передач на примере Lego

Диагностика двигателя

внутреннего сгорания

автомобиля Ford

Заключение на замену узлов и деталей двигателя внутреннего сгорания

ООО

«АВТО-ДОМ»

23.01.03 Автомеханик

Цикловая методическая комиссия «Общепрофесcиональные дисциплины»

it.jpg

Творческий

Создание модели прототипа КШМ

Графическое изображение технолог-кого оборудования и схем

Чертежи технических деталей в машинной графике

АО

«Елецгидро-агрегат»

ОП 02 «Компьютерная графика»


На подготовительном этапе организации процесса Кванто-проектирования педагогические работники разрабатывают паспорта проектов, в которых отражается специфика работы обучающихся с конкретным типом Кванто-проектироекта:

  • Информационный проект - сбор и анализ информации, обобщение фактов, создание на основе полученной информации конкретного продукта (приложение 1).

  • Конструкторский проект - разработка технического задания, создание технологической карты, принципиальной схемы или чертежа изделия (приложение 2).

  • Инженерный проект - оптимизация уже существующего изделия и/или адаптация изделия к новым условиям (приложение 3).

  • Инновационный проект - достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта (приложение 4).

  • Прикладной проект - продукт, решение, которое имеет реальное практическое применение (приложение 5).

  • Социальный проект – изучение и формирование общественного мнения, определение необходимых ресурсов (приложение 6).

  • Творческий проект– выбор объекта, на основе которого будет создан продукт (приложение 7).

Технология Кванто-проектирования представляет собой набор действий, конкретных мероприятий, контрольных точек, реализация которых позволяет достигнуть поставленной цели и решить задачи всего проекта (табл. 2).

Таблица 2. Технология реализации проекта «Кванто-проектирование под задачи бизнеса»


Содержание работы

Контрольные точки

Прогнозируемые результаты

Определение целей и задач проекта.

Деление студентов на группы с учетом диагностических карт.

Изучение и анализ информационных материалов по теме проекта

Согласование темы и типа Кванто-проекта с заказчиком.

Сформированны рабочие группы по проекту.

Собраны материалы по проекту

Паспорт Кванто-проекта

Согласование перечня необходимых ресурсов для реализации Кванто-проекта

Определение объёмов и сроков выполнения работ.

Отработка до автоматизма hard-skils, soft-skils, профессиональных компетенций исполнителей Кванто-проекта.

Подготовлены необходимые ресурсы.

Проведена промежуточная аттестация участников проекта.

«Дорожная карта» Кванто-проекта.

Наличие необходимых ресурсов и компетенций у участников проекта

 

Выполнение работ по проектированию и конструированию проекта.

Контроль промежуточных результатов проекта

Достигнут запланированный результат проекта

Обработка и оформление результатов Кванто-проекта.

Отчет, презентация, обсуждение полученных результатов.

Защита.

Семинары, конференций, круглые столы, дискуссии, ролевые игры, выставки в качестве трансляции опыта по реализации Кванто-проекта.

Отзыв заказчика.

Подготовлены и реализованы отчетно-презентационные мероприятия

Отчетная и методическая документация по результатам проекта с зафиксированными результатми.

Сформированные устойчивые склонности и возможности в избранной сфере профессиональной деятельности студентов


При выполнении Кванто-проектов применяется деление обучающихся по количеству участников в соответствии с тематикой (индивидуальное, парное, групповое). Организация командной работы происходит в разных по составу группах. Способ разделения основан на объединении обучающихся по типу темперамента, что дает возможность проявить себя каждому участнику. Практика показывает, что на различных этапах реализации Кванто-проектов обучающиеся с разным доминирующим типом темперамента выполняют взаимодополняющие и взаимокомпенсирующие проектные роли:

  • холерик - лидер на подготовительном этапе проекта;

  • сангвиник – ключевая фигура практического этапа;

  • меланхолик – хедлайнер завершения этапов проекта;

  • флегматик – рейдер обобщающего этапа и контроля выполнения проекта.

Основной вопрос, ответ на который дает знание и опора на тип темперамента личности, — как продуктивно формировать проектные группы и оптимально выстраивать образовательный, воспитательный и коммуникационный маршруты становления профессионала на основе психологической диагностики личности обучающихся (приложение 8).

Организация проектного обучения в колледже регламентируется следующими локальными нормативными актами:

  • Положение об отделе «Центр проектного управления ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ»

  • Положение о курсовом и дипломном проектировании обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования.

  • Положение о реализации проектной деятельности в структурном подразделении ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ» детском технопарке «Кванториум».

  • Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся.

  • Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования.

  • Приказ о реализации проектной деятельности в ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ».

  • План-график реализации и тематика проектов в ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ».

  • Положение о сетевом взаимодействии.

В колледже наряду с уже привычными цифровыми инструментами управления проектами: электронный документооборот, электронная почта, специализированное программное обеспечение используется новый уровень коммуникаций и цифровой визуализации «проектная команда – потребители результатов проекта». Например, планировать и делегировать работу, обеспечивать совместное решение задач, согласовывать и утверждать рабочие процессы и планы-графики практики удобно и эффективно на основе созданного в колледже чат-бота (приложение 9), выступающего в качестве инструмента, позволяющего улучшить взаимодействие между студентами, преподавателями, родителями и работодателями.

Критерии и данные о результативности

Эффективность проектной деятельности отслеживается в рамках проведения самообследования и мониторинга внутреннего контроля.

Качественные результаты:

  • предоставление мест практической подготовки (учебной и производственной практики);

  • привлечение наставников от реального производства для обучения профессиональным компетенциям;

  • адаптация и трудоустройство выпускников в реальном секторе экономики;

  • приглашение работников предприятий в качестве экспертов для участия в проведении независимой аттестации и демонстрационного экзамена.

Количественные результаты:

  • рост доли студентов, вовлеченных в проектную деятельность, с 43% в 2018 г. до 54 % в 2021 г.;

  • увеличение числа организаций-работодателей, по заказам которых выполняются проектные работы с 3 в 2018 г. до 19 в 2021 г.;

  • рост удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников: увеличение доли положительных оценок по результатам опроса с 63% в 2018 г. до 85% в 2021 г.;

  • рост показателя трудоустройства выпускников, вовлеченных в проектное обучение (в течение года после окончания обучения), с 43% в 2018 г. до 54 % в 2021 г.;

  • увеличение количества прототипов продуктов/услуг, созданных в результате проектной деятельности студентов (с участием студентов), имеющих потенциал тиражирования с 2 в 2018 г. до 5 в 2021 г.;

  • увеличение числа внедрений проектов, разработанных студентами (с участием студентов) с 3 в 2018 г. до 8 в 2021 г.

  • число компаний-технологических стартапов, способных самостоятельно продолжать работу, начатую в рамках проектной деятельности студентов (с участием студентов).

Ограничения для применения опыта, риски, механизмы минимизации рисков

Таблица 4. Основные риски проекта «Кванто-проектирование под задачи бизнеса»

Риски проекта

Пути минимизации рисков

Инертность группы педагогических работников

Убеждение в необходимости и важности реализации проекта.

Моральное и материальное стимулирование.

Дополнительная нагрузка на обучающихся

Синхронизация работы по проекту» Кванто-проектирование под задачи бизнеса» с образовательным процессом

Недостаточная активность представителей работодателей

Персональное приглашение и предоставление площадки для выступлений.

Реклама предприятий, организаций.

Скепсис со стороны родителей

Просвещение родителей.

Опора на профессиональный опыт родителей.

Незапланированное увеличение) затрат на реализацию проекта

Поиск заменителей ресурсов

Недостаточное финансирование

Привлечение внебюджетных средств.

Возможности и преимущества Кванто-проектирования:

  • развитие общих, профессиональных и мультикомпетенций обучающихся;

  • развитие дополнительного интереса к образовательному процессу;

  • развитие кадрового потенциала (целевая подготовка) на основе текущих и перспективных потребностей в специалистах у заинтересованных бизнес-партнеров;

  • сокращение затрат на обучение персонала благодаря отработке на специализированных площадках навыков под востребованные на производстве виды работ;

  • быстрая адаптация выпускников на рабочем месте;

  • актуальная профессиональная ориентация.

Примеры тиражирования практики

Информирование о практике и ее результатах на региональном уровне проведено через организацию и участие колледжа в научно-практических конференциях, дискуссиях, круглых столах, учебно-методических семинарах, стажировках и др. мероприятиях.

С целью распространения (диссеминации) опыта Кванто-проектирования подготовлена статья «Кванто-проектирование под задачи бизнеса», которая принята к публикации и будет размещена в № 7 за 2022 год ежемесячного теоретического и научно-методического журнала «Среднее профессиональное образование», входящего в перечень ВАК (приложение 10).

Учредители