Аннотация
Идея реализации практики «Кванто-проектирование под задачи бизнеса» подчинена необходимости совместного проектирования направлений для решения актуальных вопросов формирования и удовлетворения запросов всех ключевых стейкхолдеров (заинтересованных сторон) проекта:
-
потребителей образовательных услуг детского технопарка «Кванториум», созданного на базе колледжа в 2021 году;
-
студентов и преподавателей ГОБПОУ «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий»;
-
бизнес-партнеров колледжа - предприятий работодателей города Ельца.
Внедрение (масштабирование) практики Кванто-проектирования в колледже проводится на протяжении трех лет, но благодаря созданию структурного подразделения колледжа - детского технопарка «Кванториум» получило реальную ресурсную базу для организации системной профориентационной работы со школьниками, далее выполнения курсовых и дипломных работ студентами для достижения конкретного результата под задачи предприятий г. Ельца.
Выбор и формулировка тематики Кванто-проектов отражает проблемы современной науки и практики, вызывает интерес в данный момент и востребована в будущем, конкретна и соответствует запросам заказчиков, бизнес-партнеров колледжа: ОАО «Гидропривод», АО «Елецгидроагрегат», АО «Энергия» г. Елец, ООО «АВТОДОМ», салоны косметики, гостиницы г. Ельца, управление социальной политики г. Ельца. По источнику возникновения кейсы Кванто-проектов делятся на исходящие от: авторов (студентов и школьников), преподавателей и мастеров колледжа, бизнес-партнеров колледжа и обязательно согласовываются с ведущими работодателями, обеспечивающими базу для прохождения учебной и производственной практики.
Место реализации практики
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий» (ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ»), 399774 Липецкая область, г. Елец ул. Мира, д.119, тел. 8(47467)2-63-02, E-mail: elmt@yelets.lipetsk.ru, http://www.epet48.ru
Актуальность
Практика Кванто-проектирования обеспечила решение проблемы преемственности, взаимопроникновения и интеграции содержания образовательных программ, реализуемых педагогами дополнительного образования детского технопарка «Кванториум», преподавателями колледжа и наставниками предприятий реального сектора экономики на рабочем месте в период практики студентов.
Цель и задачи
Целью Кванто-проектирования является поиск функционально эффективных решений от простого к сложному на основе логически связанных простых частей для удовлетворения разных потребностей благо получателей: заказчиков, разработчиков, производителей, потребителей.
Задачи:
-
обеспечить эффективное партнерство с работодателями, переход к проектному типу взаимного сотрудничества;
-
разработать последовательность процедур (паспорта Кванто-проектов), ведущих к достижению конкретного результата;
-
повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности, обучающихся и профессионального развития педагогических работников;
-
внедрить результаты проектной деятельности в реальные производственные (бизнес) процессы, т.е. реализовать системное преобразование знаний в продукт, услугу или деятельность, которые могут быть использованы в целях получения прибыли, поддержки клиентов и других функций для достижения коммерческого успеха бизнес-партнеров колледжа;
-
обобщить и распространить позитивный опыт работы по внедрению результатов Кванто-проектирования в массовую практику профессионального образования.
Средства и способы реализации практики
Термин квант «минимальная частичка энергии» был впервые введен Максом Планком (немецкий физик теоретик, основоположник квантовой физики) в 1900 году. Ученые размыли это понятие до чего-то маленького, какой-то части чего-то, что вообще не относится к понятию энергии. Идея создания практики Кванто-проектирования базируется как на термине квант, так и на ключевых целевых ориентирах субсидиарной сущности национального проекта «Образование» - детский технопарк «Кванториум»,
По итогам участия в национальном проекте «Образование» федеральный проект «Успех каждого ребенка» в 2020 году в колледже создано структурное подразделение Детский технопарк «Кванториум», реализующий программы дополнительного образования детей, ранней профессиональной ориентации абитуриентов колледжа, учебных модулей ФГОС СПО, обеспечивающие практическое выполнение студентами Кванто-проектов.
Центром ответственности за проектное обучение в колледже является отдел «Центр проектного управления», который осуществляет текущее руководство и координацию деятельности по реализации Кванто-проектирования (рис. 1).
Структурно-функциональная модель практики «Кванто-проектирование под задачи бизнеса»
Практика «Кванто-проектирование под задачи бизнеса» представляет собой механизм развития системы среднего профессионального образования по направлениям формирования актуальных общих, профессиональных и мультикомпетенций в области цифровых технологий, управления проектами, проектирования образовательных и карьерных траекторий.
Кванто-проектирование предполагает целевую подготовку для конкретного работодателя, создание вариативных программ и профессиональных модулей, для достижения согласованного заинтересованными сторонами результата, продукта, решения. Примеры приведены в табл.1
Таблица1. Синхронизация работы квантумов, цикловых методических комиссий колледжа и заказчиков
Наименование квантума |
Тип проекта по ФГОС |
Наименование Кванто-проекта (тема) |
Результат, продукт, решение |
Заказчик, бизнес-партнер колледжа |
Наименование специальности, профессии, дисциплины |
|
школьник, абитуриент |
студент, выпускник |
|||||
Цикловая методическая комиссия «Машиностроение» |
||||||
|
Инженерный |
Управляющая программа об-работки деталей на V-panel |
Система автома-тизированного проектирования технологических процессов обработки деталей |
Управляющая программа на станок с ЧПУ для изготовле-ния детали Опора серийного производства |
АО «Елецгидро агрегат» АО «Гидро-привод» |
15.02.08 Технология машиностроения |
Цикловая методическая комиссия «Электро- и теплоэнергетика» |
||||||
|
Конструкторский |
Ночное освещение с датчиком движения на Arduino |
Проектирование автоматического включения света в помещении по звуку |
Умный дом, Импорто-замещение
|
АО «Энергия» г. Елец
|
13.02.11 Тех экспл. и обсл. элект-го и элект-мех-го оборудования |
Цикловая методическая комиссия «Экономика и управление» |
||||||
|
Информационный |
Жизнь улитки |
Особенности оценки и экспертизы качества косметических товаров |
Крем с муцином (содержащим слизь улитки) |
Салоны косметики
|
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества пот-ребительских товаров |
Цикловая методическая комиссия «Сервис и туризм» |
||||||
|
Инновационный |
Символика и мини-объекты исторического наследия |
Развитие малого гостиничного бизнеса в г. Ельце |
Сувенирная продукция |
Гостиницы г. Ельца |
43.02.11 Гостиничное дело |
Цикловая методическая комиссия «Подготовка квалифицированных рабочих и служащих» |
||||||
|
Прикладной |
Изучение принципа работы механической коробки передач на примере Lego |
Диагностика двигателя внутреннего сгорания автомобиля Ford |
Заключение на замену узлов и деталей двигателя внутреннего сгорания |
ООО «АВТО-ДОМ» |
23.01.03 Автомеханик |
Цикловая методическая комиссия «Общепрофесcиональные дисциплины» |
||||||
|
Творческий |
Создание модели прототипа КШМ |
Графическое изображение технолог-кого оборудования и схем |
Чертежи технических деталей в машинной графике |
АО «Елецгидро-агрегат» |
ОП 02 «Компьютерная графика» |
На подготовительном этапе организации процесса Кванто-проектирования педагогические работники разрабатывают паспорта проектов, в которых отражается специфика работы обучающихся с конкретным типом Кванто-проектироекта:
-
Информационный проект - сбор и анализ информации, обобщение фактов, создание на основе полученной информации конкретного продукта (приложение 1).
-
Конструкторский проект - разработка технического задания, создание технологической карты, принципиальной схемы или чертежа изделия (приложение 2).
-
Инженерный проект - оптимизация уже существующего изделия и/или адаптация изделия к новым условиям (приложение 3).
-
Инновационный проект - достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта (приложение 4).
-
Прикладной проект - продукт, решение, которое имеет реальное практическое применение (приложение 5).
-
Социальный проект – изучение и формирование общественного мнения, определение необходимых ресурсов (приложение 6).
-
Творческий проект– выбор объекта, на основе которого будет создан продукт (приложение 7).
Технология Кванто-проектирования представляет собой набор действий, конкретных мероприятий, контрольных точек, реализация которых позволяет достигнуть поставленной цели и решить задачи всего проекта (табл. 2).
Таблица 2. Технология реализации проекта «Кванто-проектирование под задачи бизнеса»
Содержание работы |
Контрольные точки |
Прогнозируемые результаты |
Определение целей и задач проекта. Деление студентов на группы с учетом диагностических карт. Изучение и анализ информационных материалов по теме проекта |
Согласование темы и типа Кванто-проекта с заказчиком. Сформированны рабочие группы по проекту. Собраны материалы по проекту |
Паспорт Кванто-проекта |
Согласование перечня необходимых ресурсов для реализации Кванто-проекта Определение объёмов и сроков выполнения работ. Отработка до автоматизма hard-skils, soft-skils, профессиональных компетенций исполнителей Кванто-проекта. |
Подготовлены необходимые ресурсы. Проведена промежуточная аттестация участников проекта. |
«Дорожная карта» Кванто-проекта. Наличие необходимых ресурсов и компетенций у участников проекта
|
Выполнение работ по проектированию и конструированию проекта. |
Контроль промежуточных результатов проекта |
Достигнут запланированный результат проекта |
Обработка и оформление результатов Кванто-проекта. Отчет, презентация, обсуждение полученных результатов. Защита. Семинары, конференций, круглые столы, дискуссии, ролевые игры, выставки в качестве трансляции опыта по реализации Кванто-проекта. |
Отзыв заказчика. Подготовлены и реализованы отчетно-презентационные мероприятия |
Отчетная и методическая документация по результатам проекта с зафиксированными результатми. Сформированные устойчивые склонности и возможности в избранной сфере профессиональной деятельности студентов |
При выполнении Кванто-проектов применяется деление обучающихся по количеству участников в соответствии с тематикой (индивидуальное, парное, групповое). Организация командной работы происходит в разных по составу группах. Способ разделения основан на объединении обучающихся по типу темперамента, что дает возможность проявить себя каждому участнику. Практика показывает, что на различных этапах реализации Кванто-проектов обучающиеся с разным доминирующим типом темперамента выполняют взаимодополняющие и взаимокомпенсирующие проектные роли:
-
холерик - лидер на подготовительном этапе проекта;
-
сангвиник – ключевая фигура практического этапа;
-
меланхолик – хедлайнер завершения этапов проекта;
-
флегматик – рейдер обобщающего этапа и контроля выполнения проекта.
Основной вопрос, ответ на который дает знание и опора на тип темперамента личности, — как продуктивно формировать проектные группы и оптимально выстраивать образовательный, воспитательный и коммуникационный маршруты становления профессионала на основе психологической диагностики личности обучающихся (приложение 8).
Организация проектного обучения в колледже регламентируется следующими локальными нормативными актами:
-
Положение об отделе «Центр проектного управления ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ»
-
Положение о курсовом и дипломном проектировании обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования.
-
Положение о реализации проектной деятельности в структурном подразделении ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ» детском технопарке «Кванториум».
-
Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся.
-
Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования.
-
Приказ о реализации проектной деятельности в ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ».
-
План-график реализации и тематика проектов в ГОБПОУ «ЕКЭП и ОТ».
-
Положение о сетевом взаимодействии.
В колледже наряду с уже привычными цифровыми инструментами управления проектами: электронный документооборот, электронная почта, специализированное программное обеспечение используется новый уровень коммуникаций и цифровой визуализации «проектная команда – потребители результатов проекта». Например, планировать и делегировать работу, обеспечивать совместное решение задач, согласовывать и утверждать рабочие процессы и планы-графики практики удобно и эффективно на основе созданного в колледже чат-бота (приложение 9), выступающего в качестве инструмента, позволяющего улучшить взаимодействие между студентами, преподавателями, родителями и работодателями.
Критерии и данные о результативности
Эффективность проектной деятельности отслеживается в рамках проведения самообследования и мониторинга внутреннего контроля.
Качественные результаты:
-
предоставление мест практической подготовки (учебной и производственной практики);
-
привлечение наставников от реального производства для обучения профессиональным компетенциям;
-
адаптация и трудоустройство выпускников в реальном секторе экономики;
-
приглашение работников предприятий в качестве экспертов для участия в проведении независимой аттестации и демонстрационного экзамена.
Количественные результаты:
-
рост доли студентов, вовлеченных в проектную деятельность, с 43% в 2018 г. до 54 % в 2021 г.;
-
увеличение числа организаций-работодателей, по заказам которых выполняются проектные работы с 3 в 2018 г. до 19 в 2021 г.;
-
рост удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников: увеличение доли положительных оценок по результатам опроса с 63% в 2018 г. до 85% в 2021 г.;
-
рост показателя трудоустройства выпускников, вовлеченных в проектное обучение (в течение года после окончания обучения), с 43% в 2018 г. до 54 % в 2021 г.;
-
увеличение количества прототипов продуктов/услуг, созданных в результате проектной деятельности студентов (с участием студентов), имеющих потенциал тиражирования с 2 в 2018 г. до 5 в 2021 г.;
-
увеличение числа внедрений проектов, разработанных студентами (с участием студентов) с 3 в 2018 г. до 8 в 2021 г.
-
число компаний-технологических стартапов, способных самостоятельно продолжать работу, начатую в рамках проектной деятельности студентов (с участием студентов).
Ограничения для применения опыта, риски, механизмы минимизации рисков
Таблица 4. Основные риски проекта «Кванто-проектирование под задачи бизнеса»
Риски проекта |
Пути минимизации рисков |
Инертность группы педагогических работников |
Убеждение в необходимости и важности реализации проекта. Моральное и материальное стимулирование. |
Дополнительная нагрузка на обучающихся |
Синхронизация работы по проекту» Кванто-проектирование под задачи бизнеса» с образовательным процессом |
Недостаточная активность представителей работодателей |
Персональное приглашение и предоставление площадки для выступлений. Реклама предприятий, организаций. |
Скепсис со стороны родителей |
Просвещение родителей. Опора на профессиональный опыт родителей. |
Незапланированное увеличение) затрат на реализацию проекта |
Поиск заменителей ресурсов |
Недостаточное финансирование |
Привлечение внебюджетных средств. |
Возможности и преимущества Кванто-проектирования:
-
развитие общих, профессиональных и мультикомпетенций обучающихся;
-
развитие дополнительного интереса к образовательному процессу;
-
развитие кадрового потенциала (целевая подготовка) на основе текущих и перспективных потребностей в специалистах у заинтересованных бизнес-партнеров;
-
сокращение затрат на обучение персонала благодаря отработке на специализированных площадках навыков под востребованные на производстве виды работ;
-
быстрая адаптация выпускников на рабочем месте;
-
актуальная профессиональная ориентация.
Примеры тиражирования практики
Информирование о практике и ее результатах на региональном уровне проведено через организацию и участие колледжа в научно-практических конференциях, дискуссиях, круглых столах, учебно-методических семинарах, стажировках и др. мероприятиях.
С целью распространения (диссеминации) опыта Кванто-проектирования подготовлена статья «Кванто-проектирование под задачи бизнеса», которая принята к публикации и будет размещена в № 7 за 2022 год ежемесячного теоретического и научно-методического журнала «Среднее профессиональное образование», входящего в перечень ВАК (приложение 10).