1. Наименование практики
«Цифровая экосистема проектной работы»
2. Краткая характеристика практики
Учебная работа в формате реализации проекта под задачи государственных и бизнес-структур является одним из самых результативных и эффективных методов организации подготовки кадров в высшей школе. Актуальные задачи, предложенные предприятиями реального сектора экономики, междисциплинарность, навыки командной работы и конкретные практические результаты такой работы делают проектную модель обучения востребованной студентами, бизнесом и образовательными организациями.
Студенты, сталкиваясь с жизненными задачами и жесткими требованиями проектной работы, могут на практике применить багаж знаний и навыков, приобретенный во время обучения, опробовать свои способности в реальных практических задачах. Компании могут проверить силами студенческих команд гипотезы (proof-of-concept), провести анализ перспективных направлений, получить действующий прототип новых систем и собрать сплоченную и проверенную в деле команду молодых специалистов. Вуз получает прямые связи с индустрией, поток актуальных задач, рост уровня подготовки студентов и квалификации преподавателей.
В МИЭМ НИУ ВШЭ действует проектная модель обучения студентов по инженерным направлениям. Параллельно с введением проектной формы обучения создавалась поддерживающая ее инструментальная среда. В проектную деятельность в МИЭМ с 2018 года вовлечены более половины всех студентов, при этом проекты определяют не только содержание практической части учебного плана, но и состав получаемых конкретным студентом знаний и навыков. В таком индивидуализированном подходе управление и учет проектных и академических достижений в цифровой среде поддерживаются применяемой гибкой методологией ведения проектов, что позволяет в итоге добиваться управляемости сотен одновременно ведущихся проектов.
Выпускники, имеющие опыт решения практических задач в конкретной предметной области, обладают, с точки зрения работодателя, неоспоримыми преимуществами: их отличает наличие необходимых знаний и навыков, быстрое погружение в трудовую деятельность, сокращенный период интеграции в существующие процессы и др. Сфера информационных технологий постоянно развивается, создавая новые пути развития специалистов и формируя комплексные компетенции. Часто молодые специалисты, получая высшее образование, сталкивались с нехваткой опыта прикладной работы и испытывали затруднения в оформлении портфолио на ту или иную должность ввиду неучастия в крупных и/или командных разработках. Также взаимодействие с различными компаниями на уровне вуза часто ограничивалось стажировками. МИЭМ НИУ ВШЭ не был в этом смысле исключением. Образование должно развиваться, и самым эффективным путем решения перечисленных проблем стала интеграция проектной деятельности на факультете.
Проектная деятельность в МИЭМ НИУ ВШЭ практикуется с 2018 учебного года. Одной из основных задач, которую, по планам руководства должны решать новые функции в образовании, — вовлечение как можно большего числа обучающихся. Только за 2020/2021 учебный год в проектной деятельности приняли участие более 1500 студентов, было запущено 350 с лишним проектов. При обновлении учебных планов число вовлеченных в проектную деятельность студентов ежегодно растет. Была потребность в создании централизованной системы, в первую очередь нацеленной на решение следующих задач.
-
Единая система проектного управления — «Личный кабинет проектной работы». Студенты, сотрудники НИУ ВШЭ и внешние заказчики используют единую централизованную систему на всех этапах жизненного цикла проектов: от подачи заявки до итоговой приемки документации и результатов проекта.
-
Цифровой след проекта. У каждого проекта должен быть собственный веб-ресурс, отражающий его локальное «портфолио» на всем протяжении жизненного цикла проекта.
-
Корпоративные стандарты работы: трекеры, CI/CD, онлайн-контроль статуса, отзывы, peer/project review и т. п.
-
Биржа труда. Важно было создать систему со свободой выбора для студентов, где руководители проектов размещают вакансии, а студенты выбирают понравившиеся роли и подают соответствующую заявку.
-
Экосистема проектной деятельности. Помимо вышеперечисленных задач необходимо было каждому проекту предоставить специализированные программы и ресурсы, которые позволяют не только вести проекты, но и выстраивать вокруг проектов образовательный процесс, формировать корпоративную политику организации проектов и создавать комфортную доступную среду для проектной деятельности.
Рисунок 1. Цифровая экосистема проектной работы МИЭМ НИУ ВШЭ
Единая система управления — Личный кабинет проектной работы
С целью получения единой картины проектной работы в организации, объективного измерения эффективности участников и проектов, а также развития цифровой среды Института был разработана и внедрена единая система управления — «Личный кабинет проектной работы». Система агрегирует данные о проектной деятельности из внешних систем, объединяет их на базе общей системы идентификаторов проектов/участников, автоматически измеряет эффективность и результативность проектной работы.
Особенности работы системы:
-
единая точка входа во все сервисы;
-
непрерывный мониторинг всех этапов проектного цикла;
-
автоматическая оценка эффективности проекта;
-
поддержка различных моделей жизненного цикла проекта;
-
управление командой и результатами;
-
визуализация результатов проектной работы;
-
наличие подсистемы хранения данных, которая содержит:
-
информацию о проектах и участниках;
-
информацию об проектном цикле;
-
численные показатели проектной работы, характеризующие участников и проекты (отработанные часы, объем кода, число комитов и т. п.) в различные периоды.
Система включает:
-
подсистему визуализации, которая показывает данные и результаты анализа пользователям;
-
подсистему аналитики, которая производит автоматические расчеты и оценку эффективности участников и проектов;
-
подсистему агрегации данных, которая получает информацию из сторонних систем.
Ключевым отличием системы является возможность получения данных из внешних систем (трекеров, систем контроля версий, таблиц и т. п.) и использование нескольких шкал для измерения эффективности работы (накопленные часы, количество и уровень решенных задач, объем и качество программного кода и т. п.). Еще одна особенность — автоматическое интерактивное взаимодействие с пользователями и внешними системами: предусмотрен механизм автоматических запросов — ответов для получения дополнительной информации (например, уровень удовлетворенности работой подчиненного, экспертная оценка качества программного обеспечения и т. п.).
Ключевые функции:
-
отображение информации по проекту и прикрепление необходимых сопутствующих документов;
-
профили и история проектов студентов и преподавателей;
-
каталог проектов, фильтры, сортировка, многофункциональный поиск;
-
песочница проектов;
-
автоматизация процесса прохождения проектной заявки: подача — песочница — рассмотрение — одобрение — каталог — старт работы проекта — вакансии — сборка команды — работа;
-
мониторинг статистики по проделанной работе, накопленным часам для студентов, преподавателей, а также проектного офиса;
-
запись на проекты, в том числе создание новых вакансий, инструменты работы с вакансиями;
-
интеграция с проектными трекерами (Trello, Wekan, «Тайга» и др.);
-
интеграция с проектом «Цифровой след»;
-
интеграция с google-сервисами, в частности работа с инструментами администрирования google-групп.
Рисунок 2. Проектная модель МИЭМ НИУ ВШЭ, функции которой автоматизированы с помощью системы «Кабинет проектной работы»
Система доступна по внешней ссылке для незарегистрированных пользователей (с частичным набором функций для просмотра общей информации о проектах): https://cabinet.miem.hse.ru.
Рисунок 3. Единая система проектного управления — «Личный кабинет проектной работы МИЭМ НИУ ВШЭ»
Рисунок 4. Единая система проектного управления — «Личный кабинет проектной работы МИЭМ НИУ ВШЭ»
Проектный офис
Для сопровождения проектной деятельности было сформировано специальное подразделение «Центр управления проектными разработками МИЭМ НИУ ВШЭ» (далее — Проектный офис), перед которым были поставлены следующие задачи.
-
Привлечение проектов. Проектные заявки могут поступать как от сотрудников ППС НИУ ВШЭ, так и от внешних организаций. Проектный офис проводит консультации для любых заявителей, а также следит за правильностью оформления проектной заявки перед запуском проекта.
-
Инициирование проектных заявок. Проектный офис организует постоянный академический фильтр, который следит за соблюдением необходимых компетенций на проектах перед их запуском.
-
Формирование проектных команд. Важно, что руководителем проекта в нашей проектной модели может стать только сотрудник НИУ ВШЭ, обладающий необходимыми компетенциями. Проектный офис проводит поиск руководителей проектов на внешние заявки и производит контроль соответствия поставленных задач учебным нормативам.
-
Сопровождение жизненного цикла проекта. Все проекты в системе на протяжении всего жизненного цикла сталкиваются с трудностями как технического характера, так и информационного. Для решения технических проблем в проектном офисе организована круглосуточная служба технической поддержки с регламентом ответа в 24 часа после поступления заявки. Она доступна для всех проектов и участников по адресу support@miem.hse.ru. Для устранения проблем клиентов в информационном плане Проектный офис сформировал Базу знаний (ссылка: https://wiki.miem.hse.ru/ru/Projects), организовал соответствующие курсы (курс для студентов: https://classroom.google.com/c/MTAwNTc1ODUxNzE4?cjc=3nd3fey, курс для руководителей: https://classroom.google.com/c/NjQ0MTkyNzQxMjha?cjc=5cbq7re), а также открыл каналы связи для личного обращения: по телефону 8 (495) 772-95-90 доб. 15186 или по электронной почте project-office@miem.hse.ru.
-
Организация этапов контроля. За один учебный год Проектный офис организует 4 проектные сессии, в каждой из которых предусмотрены 3 контрольные точки. Для каждой контрольной точки необходимо сформировать профильные комиссии и провести по итогу консолидацию результатов.
-
Развитие экосистемы проектной работы. Ежегодно после проведения всех перечисленных работ Проектный офис формирует список модификаций и доработок системы.
Методология проектной работы и проектный цикл
За 4 года проектной деятельности МИЭМ сумел выработать собственную методологию проектной работы, встроенной в рамки образовательного процесса, дополняющей его и улучшающей по всем показателям. Всего доступно 4 типа проектов:
-
программный;
-
программно-аппаратный;
-
научно-исследовательская работа;
-
учебно-методический.
Рисунок 5. Типовые проектные циклы
В проектную деятельность вовлечены студенты бакалавриата (2-й, 3-й курс обязательно, 1-й и 4-й — по желанию), 1-го и 2-го курса магистратуры и 4-го курса специалитета (всего в 2021/2022 учебном году в проектной работе участвуют более 1500 студентов). Большинство проектов в системе ориентированы на командный результат, однако допускаются и индивидуальные проекты. Каждый проект до старта должен пройти три обязательных этапа инициализации заявки.
-
Подача заявки в Личном кабинете проектной работы. Заявка принимается как от внешнего заказчика, так и от внутреннего сотрудника НИУ ВШЭ, а форма доступна по ссылке: https://cabinet.miem.hse.ru/#/request-project.
-
Контроль Проектного офиса. Проверка корректности терминологии текста заявок и их принадлежности к проектным направлениям. Экспертный контроль. Комиссия по отбору проектных заявок (далее — «академический фильтр») проверяет актуальность и новизну предлагаемого комплекса разработки и/или исследования.
После инициирования проектной заявки в системе она попадает в раздел «Песочница проектов» (раздел доступен по ссылке https://cabinet.miem.hse.ru/#/projects/sandbox). На этом этапе проекту создается личная страница и в нем появляются первые разделы:
-
«Общая информация» — паспорт проекта, описывающий цели проекта, содержащий краткую аннотацию, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение и т. д.;
-
«Вакансии» — раздел формирования ролей проекта для студентов. Для каждой роли руководитель проекта обязательно указывает название роли, требуемое количество человек на роль и необходимые им обязательные знания и умения. Поле «Желательно знать/уметь» опционально;
-
«Команда» — раздел демонстрирует полную историю всех членов команды проекта — даты начала и/или окончания работы, полный список задач, выполненных каждым членом команды в рамках жизненного цикла проекта т. п.;
-
«Документы». Этот раздел имеет три подраздела (согласно трем контрольным точкам в рамках жизненного цикла проекта) и является функциональным для загрузки необходимой документации;
-
«Согласование заявки» — если проектная заявка не удовлетворяет требованиям академического фильтра, проектный офис возвращает ее на доработку, а руководителю проекта приходит уведомление с соответствующими комментариями от Проектного офиса. После исправления и/или дополнения заявки руководитель проекта может нажать кнопку «Исправлен», что позволит снова пройти академический фильтр для одобрения заявки.
После проверки Проектным офисом проект получает статус «Контроль проектного офиса» на странице проекта, что позволяет отображать личную страницу проекта в песочнице для всех пользователей. Теперь проекту остается лишь получить отметку «Экспертный контроль». Ее выставляет академический фильтр, который проводит заседания по рассмотрению проектных заявок еженедельно.
После успешного прохождения академического контроля проект получает функциональную кнопку «Старт проекта». Руководителю проекта необходимо набрать основной состав команды перед стартом проекта. После того как в проекте появились активные участники, руководитель проекта нажимает кнопку «Старт проекта», что позволяет индивидуально для этого проекта сформировать следующие системы.
-
Проектный трекер. На выбор руководителю предлагается упрощенная канбан-система управления проектом Wekan или более продвинутая система Taiga.
-
Система контроля версий и автоматизации тестирования GitLab для организации командной разработки и процессов CI/CD.
-
Google Classroom для организации образовательного трека проекта
-
Виртуальная комната для онлайн-коммуникаций (на базе движка Jitsi), позволяющая обеспечивать взаимодействие участников проектов в онлайн-режиме.
-
Корпоративный чат Zulip для создания среды общения студентов.
-
Wiki. Все изменения проекта будут записываться в автоматизированную базу знаний.
Также для руководителя проекта и команды становится доступен раздел «Отчетность», в котором индивидуально для проекта настраиваются проектные циклы согласно жизненному циклу проекта. На каждом цикле руководителю проекта необходимо указывать планируемые результаты и итоги цикла, а также обмениваться отзывами с членами команды.
Жизненный цикл каждого проекта состоит из трех контрольных точек, которые не взаимозаменяемы и которые нельзя пройти в одну проектную сессию:
-
Представление проекта — представление идеи проекта, а также формирование всех важных этапов цикла разработки.
-
Постерная сессия — представление прототипа проекта. Общая выставка проектов в рамках проектной деятельности текущего учебного года.
-
Итоговая защита проекта — представление MVP. Формирование и загрузка отчетной документации, а также презентация проекта экзаменационной комиссии.
Проектная деятельность в МИЭМ НИУ ВШЭ построена на следующих ключевых принципах:
-
полный цикл разработки от ТЗ до работающего прототипа;
-
задачи с открытыми решениями, ориентация на результат;
-
проект — центр образовательной траектории студента.
Цель внедрения практики проектного обучения
В дополнение к образовательному процессу для решения проблемы дефицита новых образовательных кейсов и улучшения эффективности обучения в 2018/2019 учебном году была внедрена проектная модель обучения на факультете МИЭМ НИУ ВШЭ. Проектная модель стартовала с 75 пилотными проектами для формирования необходимой методологии, критерии эффективности которой не навредят общему образовательному процессу. В рамках этих же пилотных проектов началось создание системы проектной работы под названием «Личный кабинет проектный работы». Система начала работу с 2019/2022 учебного года и успешно функционирует и развивается по настоящее время (ссылка на систему: https://cabinet.miem.hse.ru/). В 2021/2022 учебном году в проектную деятельность вовлечены 1500 студентов, запущено более 380 проектов, а Центр управления проектными разработками МИЭМ НИУ ВШЭ (Проектный офис) рассмотрел около 500 проектных заявок. Совместные с МИЭМ проекты ведут более 70 компаний, среди которых Сбербанк, Huawei, ГК «Инфовотч», АО «Инфотекс», группа «АстраЛинукс», группа «Элемент», ЕС-Лизинг, Тинькофф и др.
На каких курсах студенты занимаются проектной деятельностью, какие типы проектов и почему используются в образовательном процессе
При характеристике типов проектов рекомендуется указать на ведущую деятельность и (или) продуктовый результат, индивидуальный или командный характер работы, заказчиков (внешних и внутренних), обязательность выполнения и т. д.
Проектная деятельность обязательна для студентов 2-го и 3-го курса бакалавриата, 1-го и 2-го курса магистратуры и 4-го курса специалитета. В рамках выполнения поставленных руководителем проекта задач каждый студент набирает проектные часы, которые конвертируются в кредиты (также зачетные единицы) по формуле: 1 кредит = 38 академическим часам. Каждый студент НИУ ВШЭ в рамках индивидуального учебного плана должен набрать определенное суммарное количество зачетных единиц (бакалавриат — 240 з. е., специалитет 330 з. е., магистратура — 120 з. е.) для получения диплома. Дисциплина «Проект» является обаятельной для каждого студента МИЭМ НИУ ВШЭ, в ее рамках студент должен набрать от 8 до 10 з. е. Контроль выполненных задач, качества результатов, объема работы осуществляется в цифровой системе управления проектами — «Личном кабинете проектной работы». Согласно основному регламенту НИУ ВШЭ студент должен набрать необходимое количество зачетных единиц по дисциплине «Проект» до конца 3-го модуля выпускного курса, поэтому студенты свободны в выборе проектов и ролей в них. Также в нашей модели предусмотрена возможность выполнения выпускной квалификационной работы в форме проекта на 4-м курсе.
Как формируются кейсы (определяется тематика) для организации проектной деятельности. Как набираются команды в случае групповых проектов
Инициирование проектных заявок доступно как сотрудникам НИУ ВШЭ, так и внешним заказчикам по соответствующей форме прямо в Личном кабинете проектной работы. Заявки также делятся на два типа: внутренние и внешние. Внутренние заявки заполняются студентами и/или сотрудниками НИУ ВШЭ. Бланк внутренней заявки содержит множество разделов, на основе которых формируется паспорт проекта, встраиваемый в раздел «Общая информация» на индивидуальной странице проекта. В случае подачи заявки от внешнего инициатора Проектный офис уточняет с заказчиком задачу и обсуждает возможность подписания партнерского соглашения между организацией и вузом. Согласно нашей проектной модели руководителем проекта от внешнего инициатора может быть только внутренний сотрудник из числа профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ, поэтому Проектному офису необходимо найти руководителя, обладающего необходимыми компетенциями для решения проектной задачи.
Любой проект перед началом должен пройти два этапа: контроль Проектного офиса и академический фильтр. Все новые заявки создаются в разделе «Песочница проектов». Для каждой заявки создается индивидуальная страница с соответствующими функциями. Проектному офису необходимо оценить заявку с точки зрения корректности терминологии и принадлежности к проектным направлениям (в данном случае в МИЭМ НИУ ВШЭ рассматриваются ИТ-направления). На этом этапе руководитель проекта также должен разместить вакансии проекта. Вакансии — это инструмент набора членов команды с помощью внутренней биржи труда в экосистеме. Для создания роли в проекте руководителю проекта необходимо указать ее название, численность исполнителей, а также что необходимо обязательно знать/уметь для данной роди. Все роли сегментируются в разделе «Вакансии» на странице каждого проекта. Далее Проектный офис формирует комиссию по отбору проектных заявок (далее — академический фильтр), которая призвана оценить принадлежность задач и ожидаемых результатов проекта и необходимых ролей к тем или иным компетенциям образовательных программ МИЭМ НИУ ВШЭ. У комиссии есть возможность отправить проект на доработку через Личный кабинет проектной работы, что благоприятно влияет на проектные заявки в рамках содержательной части проекта. Если комиссия одобряет проект (ставит галочку в системе «Экспертный контроль»), то проект получает возможность запуска жизненного цикла через кнопку «Старт проекта», а сама проектная заявка выходит из «Песочницы проектов», попадая в общий «Каталог проектов». Все созданные роли становятся видны студентам и попадают в общий раздел «Вакансии», который имитирует функции биржи труда. Список пополняется динамически по мере поступления и одобрения новых проектных заявок. Студенты выбирают понравившиеся роли и имеют возможность подать заявку на вакансию в проекте. Студент имеет возможность одновременно подать заявку на несколько вакансий, что увеличивает его шансы попадания в проект. Порог входа и этапы собеседований руководитель проекта определяет индивидуально, и это не регламентируется и не отслеживается экосистемой, на уровне экосистемы контролируется только общий список желающих вступить в проект и первичные комментарии, которые студенты пишут о себе в качестве резюме на каждую из желаемых ролей.
В партнерстве с какими работодателями реализуется проектная деятельность?
Проектная модель нацелена на организацию более тесного взаимодействия между индустриальными партнерами и вузом, предлагая первым понятный и прозрачный инструмент для трансляции своих задач и опыта в систему образования, а для института — возможность привлечь бизнес. Проект может иметь инициативный характер или коммерческий. В случае коммерческого проекта с инициатором проекта может быть заключено соглашение о выполнении НИР/НИОКР, а также соглашение о конфиденциальности.
Объем коммерческих проектов, выполненных в 2021 году по заказу индустриальных партнеров с привлечением студенческих команд, составил более 15 млн рублей.
Проекты с МИЭМ ведут более 70 компаний-партнеров, среди которых Сбербанк, Huawei, ГК «Инфовотч», АО «Инфотекс», группа «АстраЛинукс», группа «Элемент», ЕС-Лизинг, Тинькофф, Вебинар.ру, Скайрос, Zecurion и др.
Ряд компаний запустили специальные стипендиальные проекты для вовлечения студентов в свои проекты, например ГК «АстраЛинукс» и АФК «Система» (результаты: https://miem.hse.ru/project_office/announcements/576220191.html).
коммерциализация проектов
В конце каждого проектного года МИЭМ организует масштабное проектное демонстрационное мероприятие — выставку проектов «Техношоу», на которую приглашаются проекты с наивысшей степенью готовности и коммерческими перспективами. На выставку приглашаются индустриальные партнеры для возможности организации диалога между индустрией и проектами.
Наиболее распространенным треком коммерциализации коммерческих проектов (реализуемых в рамках заказных НИР/НИОКР) является упаковка в решения и продукты компаний-партнеров. Решения студенческих команд МИЭМ интегрированы, например, в продукты таких компаний, как:
-
ГК «Инфовотч» (модуль для системы корпоративной безопасности Infowatch (IW) Traffic Monitor) https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/7;
-
Huawei (алгоритмы помехоустойчивого кодирования и множественного доступа для систем мобильной связи);
-
Вебинар.ру (система прокторинга) https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/298 и др.
Инициативные проекты проходят коммерциализацию через механизмы Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ, государственных акселерационных программ «Старт», «Умник», «Развитие».
Значительный объем проектов поддерживается непосредственно МИЭМ НИУ ВШЭ с целью развития образовательных сервисов и совершенствования материально-технической базы института, например:
-
мультивендорный эмуляторный комплекс для дистанционного выполнения лабораторных работ по сетевым технологиям https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/562/;
-
разработка онлайн системного генератора шаблонных проектов для отладочных плат на основе ПЛИС https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/369/;
-
разработка программно-аппаратного комплекса для удаленного доступа к отладочным платам Arduino https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/855/.
Регламентация проектного обучения
Для сопровождения проектной деятельности было сформировано специальное подразделение «Центр управления проектными разработками МИЭМ НИУ ВШЭ» — Проектный офис. Задачи Проектного офиса перечислены выше. К локальным нормативным актам, регламентирующим проектную модель обучения в МИЭМ, относятся:
-
Положение о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
-
Временный дополнительный регламент к Правилам ведения проекта в МИЭМ НИУ ВШЭ;
-
выписка из Протокола заседания ученого совета МИЭМ НИУ ВШЭ 18.05.2021 № 10;
-
Правила подготовки проекта в МИЭМ НИУ ВШЭ в 2020/2021 учебном году;
-
утвержденные инструкции по использованию инструментария проектной работы.
Отслеживание эффективности проектной деятельности: образовательные и иные результаты
К контролируемым показателям относятся работоспособность и функциональность представленного решения; количество часов, потраченных на проект; регулярность проектной работы (согласно данным в Личном кабинете), объём и качество документации, отзывы руководителя и заказчика, регулярность и число проектных встреч, объём и полнота исходного кода (для программных и аппаратных проектов), соответствие критериям научности и наличие публикаций (для научных проектов) и др.
Возможность применения практики в среднем профессиональном образовании, организации совместной работы студентов вузов и колледжей
Экосистема проектной работы МИЭМ НИУ ВШЭ полностью открыта для совместных проектов с другими образовательными организациями, в том числе организациями среднего профессионального образования.
В проектах принимают участие студенты вузов и колледжей со всей страны. Открытая система авторизации (SSO) Личного кабинета проектной работы позволяет выдавать аккаунты внешним пользователям.
Например, при участии преподавателей и студентов Колледжа связи г. Москвы им П. М. Вострухина в 2019–2022 годах были реализованы проекты в интересах группы компаний «Инфовотч». Решения, созданные в рамках этих проектов, после соответствующей доработки и упаковки стали полноценными продуктами, реализуемыми ГК «Инфовотч». Студенты этого же образовательного учреждения вовлечены в проекты, инициированные группой «АстраЛинукс» (НПО «Русбитех»).
Отдельно необходимо отметить использование проектной платформы при проведении обучения преподавателей вузов и колледжей — партнеров МИЭМ НИУ ВШЭ в рамках компетенций WorldSkills Russia «Корпоративная защита от внутренних угроз ИБ», «Интернет вещей», «Инженерия космических систем». В 2018–2022 годах более 300 преподавателей российских колледжей прошли переподготовку в НИУ ВШЭ с опорой на инструментарий проектной работы.
Результаты и показатели, на которые повлияло внедрение практики (социально-экономические и образовательные эффекты)
-
Рост доли студентов, вовлеченных в проектную деятельность, с 17 % в 2018/2019 учебном году до 60 % в 2021/2022 учебном году (ежегодно).
-
Рост доли студентов, прошедших во время обучения через проектную деятельность, с 25 % в 2018/2019 учебном году до 100 % в 2021/2022 учебном году.
-
Рост числа индустриальных партнеров, вовлеченных в проектную деятельность с нами с 7 в 2018/2019 учебном году до 68 в 2021/2022 учебном году.
-
Объем договоров услуг, НИР/НИОКР, грантов, реализуемый с привлечением студенческих команд: с 1,2 млн руб. в 2018/2019 учебном году до 23,3 млн руб. в 2021/2022 учебном году.
-
Увеличение числа прототипов продуктов/услуг, созданных в результате проектной деятельности студентов (с участием студентов), имеющих потенциал тиражирования, с 8 в 2018 г. до 41 в 2022 г.