Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Победитель 2022

Социологическая клиника прикладных исследований СПбГУ

Номинация
Проектное обучение - шаг в будущее
Год внедрения
2022
Субъект РФ
г. Санкт-Петербург
Организация
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

1. Наименование практики

Социологическая клиника прикладных исследований СПбГУ

2. Аннотация

В практике используется модель обучения, максимально приближенная к профессиональной деятельности в области менеджмента и реализации исследовательских проектов полного цикла. Выполнение обучающимися исследовательских проектов по запросу различных заказчиков в рамках практики позволяет сформировать у них исследовательские компетенции, востребованные на современном рынке труда, а также получить опыт работы в профессиональной сфере во время обучения без отрыва от образовательного процесса.

3. Место реализации практики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», 199034,
г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, д. 7/9.

4. Актуальность

В последние годы альтернативой классической системы обучения академических вузов становятся различные программы, направленные на усиление практической ориентированности образования. Инновационность клинического подхода заключается в создании внутри вуза учебных фирм, формирующих среду для взаимодействия профессионалов из различных сфер, студентов и преподавателей вуза, а также освоения обучающимися востребованных профессиональных и универсальных компетенций при решении реальных задач заказчиков и работодателей.

5. Цель и задачи

Главной целью создания и внедрения практики является формирование и развитие у обучающихся комплекса компетенций, знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области менеджмента и реализации исследовательских проектов полного цикла (маркетинговые исследования, социологические исследования, HR-исследования и др.), а также в области аналитики.

Основные задачи реализуемой практики:

  • сформировать у обучающихся комплексные представления о специфике работы исследователей и аналитиков в различных организациях;

  • создать условия для формирования у обучающихся профессиональных и образовательных траекторий в области проведения исследований и аналитики;

  • создать комплексные условия для повышения результативности освоения универсальных и профессиональных компетенций в области менеджмента и реализации исследовательских проектов полного цикла и в области аналитики;

  • увеличить количество исследовательских проектов, реализованных обучающимися;

  • сформировать у обучающихся навыки командной работы и управления командой исследовательского проекта.

6. Средства и способы реализации практики

6.1. Общее описание концепции реализации практики

Социологическая клиника прикладных исследований СПбГУ — это учебная фирма, работающая в формате акселератора в Санкт-Петербургском государственном университете. Практика по типу проектного обучения в Социологической клинике прикладных исследований проводится на протяжении 5 лет. Концептуальная форма клинического подхода в Социологической клинике прикладных исследований СПбГУ представлена в формате проектной деятельности, в рамках которой студенты в составе исследовательских проектных групп занимаются менеджментом и выполнением прикладных исследовательских проектов полного цикла (маркетинговые исследования, социологические исследования, HR-исследования и др.). Прохождение исследовательского цикла представляет собой последовательность прохождения обучающимися следующих этапов:

  1. встреча и переговоры с заказчиком; 

  2. написание программы исследования; 

  3. проведение литературного обзора и разработка теоретической модели; 

  4. разработка методологии; 

  5. испытание пилотного образца (модели и т. д.); 

  6. сбор данных;

  7. обработка данных и подготовка к анализу; 

  8. анализ данных; 

  9. подготовка отчета и итоговых документов;

  10. презентация результатов исследования; 

  11. распространение данных. 

Такая структура не является жесткой и корректируется в зависимости от запроса заказчика, типа конкретного исследования, его целей и задач. При организации практики используются разные типы заказчиков и проектов. В зависимости от сложности проекты могут быть среднесрочными (до 1–2 месяцев) и долгосрочными (до 4–5 месяцев). В зависимости от запроса заказчика проекты могут быть практико-ориентированными (направленными на решение практических задач и разработку определенного продукта), исследовательскими (направленными на получение информации по определенной исследовательской проблеме и разработку рекомендаций по ее решению). В зависимости от целей и задач проекты могут быть междисциплинарными (направленными на решение междисциплинарных задач при участии обучающихся различных направлений обучения). Заказчиками проектов выступают представители различных организаций (государственных, коммерческих, некоммерческих, международных и т. д.).

Практика в Клинике является обязательной для студентов 3-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры по направлению «Социология» в Санкт-Петербургском государственном университете, студенты других курсов могут участвовать в проектной деятельности по своему желанию. К участию в практике привлекаются студенты других курсов и направлений обучения СПбГУ, а также студенты колледжей СПбГУ (Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии, Медицинский колледж) и других образовательных учреждений (в том числе учреждений СПО), желающие приобрести компетенции в области менеджмента и реализации проектной исследовательской деятельности и аналитики. Студенты профильных колледжей СПбГУ обязательно приглашаются в случае реализации междисциплинарных проектов в области их будущей профессиональной деятельности, например, студенты Медицинского колледжа СПбГУ участвовали в серии проектов Социологической клиники в области общественного здравоохранения (Public health).

Деятельность Социологической клиники прикладных исследований реализована на базе учебно-научного подразделения «Факультет социологии», поэтому преимущественной рамкой для выделения компетенций являются федеральные государственные образовательные стандарты по направлению «Социология», а также профессиональный стандарт «Социолог». Кроме того, для формирования перечня компетенций и его актуализации регулярно проводятся встречи и различные мероприятия (круглые столы, форсайты, деловые игры и т. д.) с участием представителей профессионального сообщества и работодателей, а также мониторинг вакансий в области проведения прикладных исследований и аналитики. По результатам анализа информации, полученной из различных источников, формируетсяперечень универсальных и профессиональных компетенций, который используется в образовательном процессе, при проведении внешней оценки и самооценки сформированности компетенций, а также при дальнейшем построении индивидуальных образовательных траекторий.

6.2. Этапы и содержание основного цикла реализации практики

Основной цикл реализации практики состоит из четырех последовательных этапов.

6.2.1. Первый этап (подготовительный) — отбор и формирование перечня проектов

Основой клинического подхода в рамках практики является включение работодателей и реальных профессиональных задач в образовательный процесс без отрыва от основной программы обучения. Обязательными условиями выполнения исследовательского проекта является его практическая ориентированность и наличие реального запроса со стороны заказчика. Для обеспечения данного требования перед запуском очередного цикла практики научный руководитель и кураторы проектов Социологической клиники проводят предварительные встречи с потенциальными заказчиками с целью выявления их запросов и потребностей. По итогам проведенных встреч сотрудниками Социологической клиники принимается решение о возможности реализации данного проекта, формируется предварительный перечень организаций и проектов, предлагаемый студентам в рамках практики. В дальнейшем для каждого исследовательского проекта набираются руководители и заместители руководителей из числа опытных студентов, ранее прошедших клиническую практику. Их набор осуществляется по результатам конкурса мотивационных писем и личного собеседования. По итогам отбора кураторы проектов проводят с руководителями и заместителями установочные встречи, передают и разъясняют необходимые инструкции. Также в случае необходимости для реализации сложных проектов привлекаются консультанты из числа преподавателей и профессиональных исследователей.

6.2.2. Второй этап — формирование проектных команд

Проекты с утвержденными парами «руководитель — заместитель» предлагаются на выбор студентам. Для каждого проекта формируется описание, которое содержит основную информацию о проекте: заказчик, руководитель и заместитель, куратор, консультант, краткое описание проблемы заказчика, основные исследовательские темы и методы, ожидаемые результаты и поощрение от заказчика.

После ознакомления с перечнем заказчиков и проектов студенты заполняют форму записи на проект, в которой: 

  1. распределяют все проекты по приоритетам и выбирают два наиболее приоритетных проекта (с указанием первого и второго приоритета), указав причины выбора; 

  2. описывают свой опыт участия в проектной деятельности в области исследований и аналитики; 

  3. заполняют форму самооценки собственных компетенций.

По итогам анализа заполненных анкет и с учетом сложности проектов формируются проектные команды от 8 до 10 человек. При составлении команд также учитываются предыдущий опыт и уровень подготовки участников, наличие у участников компетенций, необходимых для реализации проекта. Обязательным условием формирования команды является наличие в ней студентов разных курсов (для междисциплинарных проектов — студентов разных направлений обучения). После формирования команд научный руководитель и кураторы проводят серию установочных встреч; каждая команда проходит тренинг, направленный на знакомство и командообразование. По окончании данного этапа студенты приступают к реализации полного цикла проекта начиная со встречи с заказчиком и заканчивая презентацией результатов проекта.

6.2.3. Третий этап — проектная деятельность и обучение

На старте проекта для руководителей и заместителей руководителей проекта проходит интенсив «Управление исследовательскими проектами». В рамках данного интенсива происходит разбор основных инструментов и технологий управления исследовательскими проектами, рассматриваются следующие вопросы и аспекты управления исследовательскими проектами: (1) планирование, (2) роли в исследовательских командах, (3) работа с мотивацией участников, (4) делегирование и постановка задач, (5) управление рисками и др. После прохождения интенсива кураторы проектов совместно с руководителями и заместителями руководителей формируют индивидуальный план каждого исследовательского проекта, в котором выделяют: (1) этапы и сроки их реализации, (2) роли и компетенции, необходимые для реализации проекта, (3) сервисы и методы управления проектами.

Прохождение каждого этапа исследовательского проекта сопровождается кураторами проекта с помощью: (1) проведения обучающих мероприятий (интенсивы, мастер-классы, решение кейсов и т. д.), направленных на формирование у обучающихся представлений об этапе, а также на приобретение компетенций, необходимых для его реализации; (2) предоставления учебно-методических материалов (инструкций, чек-листов и др.); (3) проведения консультационных занятий. По итогам каждого этапа исследовательская группа заполняет чек-лист и направляет его куратору. Помимо чек-листа руководитель и заместитель руководителя проекта заполняют форму обратной связи, в которой оценивают вовлеченность и качество выполненной на этапе работы каждого участника исследовательской команды. Также при прохождении основных этапов исследовательского проекта научный руководитель Клиники консультирует все исследовательские группы и утверждает итоговые варианты документов, что в свою очередь позволяет обеспечить высокое качество результатов проекта.

В процессе реализации проектов для всех участников цикла проводятся различные тематические мероприятия (экскурсии, лекции, мастер-классы, кейс-чемпионаты и т. д.), организованные работодателями, заказчиками исследований и партнерами Клиники. Основными партнерами Клиники являются: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, ОАО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», региональная общественная организация «СТЕЛЛИТ». Отношения с ними закреплены договорами о сотрудничестве и об организации практической подготовки обучающихся. Проводимые мероприятия направлены на знакомство студентов с различными сферами профессиональной деятельности, а также на расширение представлений о карьерных и образовательных траекториях в области менеджмента и реализации исследовательских проектов и в области аналитики.

Помимо проектного обучения в рамках Клиники внедрены элементы построения индивидуальных образовательных траекторий, а также разрабатывается система геймификации обучения. В настоящий момент в каждом проекте помимо руководителя и заместителя руководителя проекта выделяются следующие роли: (1) менеджер поля, (2) менеджер по продукту (product manager), (3) аналитик. Для каждой роли подготовлены описания, содержащие информацию о формируемых компетенциях, а также разработаны методические материалы, занятия и рекомендации по освоению данных ролей. Каждый участник исследовательского проекта в рамках цикла может попробовать себя в одной из этих ролей. Для таких участников проводится тестирование их исходных компетенций, на основе полученных данных при содействии куратора проекта формируется план индивидуальной траектория, который подразделяется на разные уровни освоения компетенции, по итогам прохождения этапа студенту присваивается «достижение», которое отражается в итоговом отзыве на его работу в рамках цикла. Студентам, успешно прошедшим обучение по индивидуальной траектории, предлагаются летние стажировки в организациях работодателей и заказчиков.

6.2.4. Четвертый этап (заключительный) — подведение итогов цикла, анализ результатов практики

По итогам выполнения проектов и завершения учебного цикла происходит сбор и систематизация комплексных отзывов от всех участников проекта, включая заказчиков. Основные элементы: (1) участник (самооценка, предложения по реализации практики); (2) руководитель и заместитель руководителя (самооценка, индивидуальная оценка работы членов команды, предложения по организации практики, оценка качества коммуникации с заказчиком); (3) куратор (оценка работы руководителя и заместителя проекта, оценка работы команды, оценка качества итогового продукта, оценка качества коммуникации с заказчиком); (4) консультант (оценка работы команды, оценка качества коммуникации с командой, оценка качества итогового продукта); (5) научный руководитель (оценка работы кураторов, оценка работы руководителя и заместителя проекта, оценка качества итогового продукта); (6) заказчик (оценка качества и результата проекта, предложения по реализации практики). Полученные отзывы ложатся в основу системы индивидуальных и групповых «достижений», по результатам каждого цикла выбираются лучший проект и лучшие студенты, которые получают различные поощрения от заказчиков и партнеров. В случае успешного прохождения цикла студент получает отзыв, рекомендательные и благодарственные письма от научного руководителя Клиники и от организации-заказчика. Также с целью изучения эффективности практики через полгода после завершения проекта проводится актуализация отзывов заказчика, направленная на получение информации о том, как были использованы результаты проекта.

7. Критерии результативности

  1. Уровень развития универсальных и профессиональных компетенций студентов (самооценка студентов). 

  2. Уровень развития универсальных и профессиональных компетенций студентов (заказчики и работодатели). 

  3. Количество организаций-работодателей, по заказам которых выполняются исследовательские проекты. 

  4. Количество студентов, вовлеченных в проектную исследовательскую деятельность. 

  5. Среднее число практико-ориентированных проектов, реализованных студентом.

  6. Внедрение результатов исследовательских проектов в организациях заказчиков. 

  7. Удовлетворенность студентов уровнем собственной подготовки. 

  8. Оценка студентами полезности участия в практике по типу проектного обучения в Социологической клинике прикладных исследований.

8. Данные результативности

8.1. Уровень развития универсальных и профессиональных компетенций студентов (самооценка)

Повышение доли студентов, высоко оценивающих собственные универсальные и профессиональные компетенции, с 34 % в 2018 г. до 76 % в 2022 г.

8.2. Уровень развития универсальных и профессиональных компетенций студентов (заказчики и работодатели)

Повышение доли заказчиков и работодателей, высоко оценивающих универсальные и профессиональные компетенции студентов, с 20 % в 2018 г. до 84 % в 2022 г.

8.3. Количество организаций-работодателей, по заказам которых выполняются исследовательские проекты

Увеличение количества организаций-работодателей, по заказам которых выполняются проектные работы с 0 в 2018 г. до 90 в 2022 г. Ранее проектная деятельность реализовывалась посредством работы студентов в учебных проектах без участия работодателей.

8.4. Количество студентов, вовлеченных в проектную исследовательскую деятельность

Увеличение доли студентов направления «Социология», вовлеченных в проектную исследовательскую деятельность, с 20 % в 2018 г. до 100 % в 2022 г. Кроме того, на базе Социологической клиники в реализации исследовательских проектов каждый семестр участвует около 10–15 студентов иных образовательных организаций (в том числе обучающиеся учреждений СПО).

8.5. Среднее число практико-ориентированных проектов, реализованных студентом

Увеличение среднего числа практико-ориентированных проектов, реализованных студентом, с 0 в 2018 г. до 3 в 2022 г.

8.6. Внедрение результатов исследовательских проектов в организациях заказчиков

Около 90 % работодателей — заказчиков исследовательских проектов полностью или частично внедрили в своих организациях результаты и рекомендации, полученные по итогам реализованных исследовательских и аналитических проектов.

8.7. Удовлетворенность студентов уровнем собственной подготовки

Повышение оценки удовлетворенности студентов уровнем собственной подготовки по группе образовательных программ «Социология» СПбГУ с 4,27 в 2018 г. до 4,62 в 2022 г. Кроме того, по результатам внутренних опросов выросла доля студентов, считающих, что они полностью или частично готовы к выходу на рынок труда, с 62 % в 2018 г. до 83 % в 2022 г.

8.8. Оценка студентами полезности участия в практике по типу проектного обучения в Социологической клинике прикладных исследований

По результатам самообследования 100 % обучающихся Клиники частично или полностью признают значимость и полезность участия в практике по типу проектного обучения в Социологической клинике.

9. Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении, и механизмы их минимизации

Основным ограничением для применения опыта является отсутствие потенциальных заказчиков для исследовательских проектов, однако в случае отсутствия внешних заказчиков в роли заказчиков могут выступать учебно-научные и административные подразделения образовательной организации.

К основным рискам, возникающим при внедрении практики, можно отнести: 

  • низкое качество исполнения исследовательских проектов; 

  • отсутствие или снижение мотивации у студентов; 

  • несоответствие компетенций, осваиваемых обучающимися в рамках практики, реальным запросам рынка труда.

Механизмы минимизации рисков: 

  1. В качестве страхующего и вспомогательного элемента для решения профессиональных задач в рамках реализуемой практики выступает система научного руководства и кураторства, которая обеспечивает высокое качество решения профессиональных задач. 

  2. Одним из способов интеграции слабо мотивированных студентов в работу Клиники является предоставление им возможности участия в исследовательском проекте в упрощенном варианте, которое заключается в выполнении базовых профессиональных задач и участии в несложных проектах. Также для повышения мотивации студентов созданы дополнительные механизмы поощрения их работы (сувенирная продукция от заказчиков, предоставление летних стажировок, объявление благодарностей, выдача рекомендательных писем и др.). 

  3. Для обеспечения соответствия компетенций, осваиваемых обучающимися в рамках практики, реальным запросам рынка труда научный руководитель и кураторы проектов проводят постоянную работу по привлечению работодателей к формированию перечня универсальных и профессиональных компетенций, а также по мониторингу вакансий и трендов в области проведения исследовательских проектов и аналитики.

10. Алгоритм внедрения практики

10.1. Первый этап — проведение аналитической работы для формирования модели практики

Результатом первого этапа является разработка образовательной и производственной модели Клиники

Шаги: 

  • анализ компетенций, востребованных на рынке труда у специалистов в соответствующей профессиональной области; 

  • поиск доступных форм практической деятельности для освоения выделенных на первом шаге компетенций и их отработки в рамках клинической практики; 

  • определение видов деятельности, которые способствуют формированию актуальных на рынке труда компетенций и могут выполняться студентами самостоятельно при минимальном вмешательстве со стороны научного руководителя и кураторов;

  • разработка и поиск готовых базовых учебно-методических материалов для реализации практики.

10.2. Второй этап — определение и поиск ресурсов

Результатом второго этапа является разработка структурной и организационной модели Клиники, а также планирование требуемых ресурсов.

Шаги: 

  • определение всех участников, задействованных в реализации модели клинического обучения; 

  • выделение ролей и функций участников;

  • определение необходимых компетенций для преподавателей и кураторов, задействованных при организации практики;

  • подбор преподавателей и кураторов;

  • поиск потенциальных работодателей и заказчиков;

  • определение требуемой материально-технической базы.

10.3. Третий этап — пилотирование модели практики и внедрение практики в образовательный процесс

Результатом третьего этапа является доработка и внедрение практики в образовательный процесс.

Шаги: 

  • проведение пилотного цикла;

  • фиксация процесса и результатов практики;

  • сбор отзывов о практике от всех ее участников;

  • корректировка и изменение первоначальной модели;

  • закрепление практики в учебных планах;

  • дальнейший мониторинг и развитие.

В настоящий момент проектная практика в Социологической клинике регламентируется положением «О практике обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования СПбГУ» , а также учебным планом и программой практик по направлению «Социология» СПбГУ. Ресурсным обеспечением работы Клиники занимается Санкт-Петербургский государственный университет, основными ресурсами для реализации практики являются: 

  • наличие отдельного помещения;

  • доступ к электронным базам данных научных журналов и изданий;

  • доступ к различным онлайн-курсам.

11. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

11.1. Практика была тиражирована на базе других учебно-научных подразделений СПбГУ

Ранее клиническая практика в СПбГУ была реализована только в формате индивидуального консультирования, студенты под руководством преподавателей оказывали консультационную поддержу частным лицам и организациям (юридическое и психологическое консультирование, предоставление социальной помощи и т. д.). Успешный опыт реализации модели проектного клинического обучения в Социологической клинике прикладных исследований лег в основу методического обеспечения деятельности пяти клиник, занимающихся проектным обучением.

11.2. Разработаны методические материалы

Научным руководителем и сотрудниками Социологической клиники прикладных исследований было разработано и подготовлено к публикации методическое пособие, посвященное внедрению клинической модели обучения в образовательный процесс на примере опыта СПбГУ.

Учредители