Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Победитель 2022

Организация системы эффективных коммуникаций в процессе взаимодействия обучающихся с реальным сектором экономики через элементы открытого образовательного пространства» / #МЦК_Бизнесу

Номинация
Проектное обучение - шаг в будущее
Год внедрения
2022
Субъект РФ
Тюменская область
Организация
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса»

1. Наименование практики

«Организация системы эффективных коммуникаций в процессе взаимодействия обучающихся с реальным сектором экономики через элементы открытого образовательного пространства» / #МЦК_Бизнесу.

2. Аннотация

Проблема: в системе СПО существует дефицит форматов реализации профессиональных компетенций обучающихся во взаимодействии с реальными заказчиками. Практическая подготовка, предусмотренная ФГОС СПО, не предоставляет возможности выполнять весь цикл работ в качестве самостоятельного экономического субъекта, что в конечном итоге не позволяет сформировать достаточный уровень профессиональных компетенций, коммуникативной, финансовой, предпринимательской и цифровой грамотности.

Решение проблемы: организация системы эффективных мультиканальных коммуникаций «заказчик — обучающийся (исполнитель) — наставник (преподаватель) — эксперт (профессионал)» в формате проектных групп. Проект дает возможность обучающимся работать с предпринимателями города как с заказчиками в разных сферах (строительство, недвижимость, финансы, рекреация и другие). Обучающиеся формируют портфолио, свою клиентскую базу, а наставники — портфель кейсов и современных требований к их выполнению.

Заинтересованные стороны

Техникум — повышение эффективности формирования основных и профессиональных компетенций; формирование базы партнеров для организации практического обучения, стажировки обучающихся и преподавателей (без отрыва от работы), трудоустройство выпускников.

Работодатели — прием на работу лучших обучающихся и выпускников, участие в подготовке кадров под современные отраслевые требования.

Обучающиеся — формирование портфолио, стажировка, отработка навыка самостоятельного выполнения работ по заказу под ключ.

Практика может быть интересна организациям среднего профессионального образования, педагогам, реализующим в образовательным процессе практику проектного управления, организациям дополнительного образования, межрегиональным центрам компетенций.

3. Место реализации практики

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса».

4. Актуальность

В системе СПО существует дефицит форматов применения профессиональных компетенций во взаимодействии с реальными заказчиками. Практическая подготовка, предусмотренная ФГОС СПО, не предоставляет возможности выполнять весь цикл работ в качестве самостоятельного экономического субъекта, что в конечном итоге не позволяет сформировать достаточный уровень профессиональных компетенций, коммуникативной, финансовой, предпринимательской и цифровой грамотности.

5. Цели и задачи

Цель проекта: организовать систему эффективных коммуникаций в процессе взаимодействия обучающихся с реальным сектором экономики через элементы открытого образовательного пространства.

Задачи проекта

  1. Вовлечение в проект обучающихся по специальностям/профессиям, в том числе входящим в Список наиболее приоритетных и востребованных на рынке труда Тюменской области перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (Топ-регион): «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Портной», «Гостиничное дело», «Графический дизайнер», «Коммерция (по отраслям)», — для отработки ими профессиональных навыков при выполнении заказов предприятий реального сектора экономики.

  2. Улучшение качества образования путем повышения компетентности педагогов, увеличения количества педагогов, использующих практико-ориентированные технологии, имитирующие профессиональную деятельность.

  3. Развитие партнерской базы проекта.

  4. Формирование профессиональных портфолио обучающихся, стажировки обучающихся, способствование их трудоустройству.

  5. Трансляция опыта в профессиональной и образовательной среде региона.

  6. Средства и способы реализации практики

Механизм работы. Реализация проекта ( дорожная карта: приложение 1) осуществляется во время обучения по основным образовательным программам при прохождении общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов, практической подготовки, внеучебных мероприятий.

Первоначально обучающиеся с наставниками направлений проекта #МЦК_Бизнесу — преподавателями формируют предложения (продукт или услугу) для предпринимателей в зависимости от изучаемой дисциплины. Эти предложения проходят внутреннюю оценку, по ним создается рекламный блок, принимаются заявки (форма: приложение 2).

Формируются проектные группы, включающие обучающихся различных курсов и направлений подготовки, с учетом компетентности обучающихся в сфере реализуемого проекта. За каждой группой закрепляются наставники, при необходимости — эксперты из реального сектора экономики. Далее идет работа по выполнению заказа. Определяется структура каждой проектной группы, распределяются обязанности; составляется бриф (форма: приложение 3), на основании которого создается и согласовывается техническое задание (форма: приложение 4); технические задания на каждую позицию заявки; график выполнения работ (форма: приложение 5); работы выполняются, согласуются с заказчиком (примеры работ: приложение 6). По каждой заявке работает минимум две проектные группы.

Защита работ происходит на итоговом конкурсном мероприятии — «Выставке работ #МЦК_Бизнесу». На итоговое мероприятие приглашаются все проектные команды, оформляющие выставочные зоны по принципу «одна заявка — одна зона», заказчики, эксперты и все желающие. Заказчики определяют победителей по своим заявкам (форма оценочного листа: приложение 7), награждают их и продолжают с ними сотрудничество. Ежегодно эксперты дают отзывы о работе проекта # МЦК_Бизнесу. Взаимодействие с заказчиками носит неформальный характер. Количество выполненных заявок в проекте — 41 (приложение 8).

Команда проекта имеет четкую структуру: руководитель, администратор, куратор наставников, пресс-центр, наставники-педагоги и обучающиеся. Все участники выполняют свои функциональные роли (приложение 9). Цикл работы в проекте над заказом — не менее 6 месяцев.

В управлении проектами, в том числе при планировании, организации совместной работы, оценке используются социальная сеть ВКонтакте (работа с активом обучающихся по распределению заявок), мессенджеры Viber (работа с наставниками по направлениям), Telegram (работа с заказчиками, бизнес-сообществом), облачная программа для управления и работы внутри проектных групп Trello. В качестве хранилища продуктов по техническим заданиям в период согласования и корректировки используется Яндекс-диск.

Ресурсное обеспечение проекта

Финансовое обеспечение: поскольку реализация проектов осуществляется в процессе реализации основных образовательных программ, то дополнительного финансирования на работу в проекте не требуется, проектная деятельность педагогов техникума внесена в KPI.

Кадровое обеспечение: руководитель проекта — 1 чел., координатор по работе со стейкхолдерами — 1–2 чел., администратор проекта — 1 чел.; руководитель направления — по 1 чел. на каждое направление; наставники направлений — 1 чел. на 3 проектные группы; наставник социального направления (работа с волонтерами) — 1–2 чел., пресс-центр — 1–2 чел.

Методические ресурсы: требования по формированию заявки на участие в проекте, по подготовке брифа, оформлению технического задания на проект, критерии оценки проектов.

Оборудование и материалы: используются в соответствии с требованиями ФГОС СПО в разрезе специальностей/профессий.

Регламентирующие документы: организация проектного обучения происходит в соответствии с локальными нормативными актами: «Программой модернизации ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса (“Межрегиональный центр компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг”)» на 2021–2024 гг.», приказами от 24.02.2022 № 155/01-од «Об организации проектной деятельности», от 14.03.2022 № 235/01-од «Об утверждении формы отчета о результатах реализации Программы модернизации техникума на 2022 год».

7. Критерии результативности

В оценке достижений образовательных результатов основополагающими являются принципы объективности (независимые эксперты, объективные показатели, средства и методы оценки). Независимость экспертов достигается привлечением сторонних заказчиков из сферы бизнеса, объективность показателей и средств оценки — соответствием отраслевым стандартам и техническим заданиям. Объективность методов оценки достигается выполнением профессиональных видов деятельности.

Критерии:

  • рост доли обучающихся, вовлеченных в проект #МЦК_Бизнесу, в общем количестве обучающихся по основным программам техникума;

  • рост доли обучающихся, прошедших стажировку / трудоустроившихся на партнерские предприятия;

  • рост доли преподавателей, вовлеченных в проект #МЦК_Бизнесу;

  • увеличение доли преподавателей, использующих практико-ориентированные технологии, имитирующие профессиональную деятельность, в рамках проекта #МЦК_Бизнесу;

  • увеличение числа организаций-работодателей Тюменской области, по заказам которых выполняются проектные работы;

  • увеличение числа заказов от бизнес-сообщества Тюменской области в рамках проекта #МЦК_Бизнесу;

  • рост удовлетворенности заказчиков качеством выполненных работ — увеличение доли положительных оценок по результатам опроса;

  • увеличение количества прототипов продуктов/услуг, созданных в результате проектной деятельности обучающихся и наставников, имеющих потенциал тиражирования;

  • увеличение числа внедрений проектов, разработанных обучающимися;

  • увеличение числа мероприятий регионального и межрегионального уровней.

8. Данные о результативности

  • рост доли обучающихся, вовлеченных в проект #МЦК_Бизнесу, в общем количестве обучающихся по основным программам техникума с 3 % в 2019 г. до 23 % в 2022 г. (I квартал);

  • рост количества обучающихся, прошедших стажировку / трудоустроившихся на партнерские предприятия с 1 в 2021 г. до 6 в 2022 г.;

  • рост доли преподавателей, вовлеченных в проект #МЦК_Бизнесу, с 2,5 % в 2019 г. до 21,6 % в 2022 г. (I квартал);

  • увеличение доли преподавателей, использующих практико-ориентированные технологии, имитирующие профессиональную деятельность, в рамках проекта #МЦК_Бизнесу с 1,25 % в 2019 г. до 19,7 % в 2022 г. (I квартал);

  • увеличение числа организаций-работодателей Тюменской области, по заказам которых выполняются проектные работы с 6 в 2019 г. до 23 в 2022 г. (I квартал);

  • увеличение числа заказов от бизнес-сообщества Тюменской области в рамках проекта #МЦК_Бизнесу с 7 в 2019 г. до 41 в 2022 г. (I квартал);

  • рост удовлетворенности заказчиков качеством выполненных работ — увеличение доли положительных оценок по результатам опроса с 5 в 2019 г. до 39 в 2022 г. (I квартал);

  • увеличение количества прототипов продуктов/услуг, созданных в результате проектной деятельности обучающихся и наставников, имеющих потенциал тиражирования, с 0 в 2019 г. до 56 в 2022 г. (I квартал);

  • увеличение числа внедрений проектов, разработанных обучающимися, с 5 в 2019 г. до 41 в 2022 г. (I квартал).

  • увеличение числа мероприятий регионального и межрегионального уровней с 1 в 2019 г. до 13 в 2022 г. (I квартал).

9. Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Ограничения

  1. Отсутствие четко описанных продуктов (товары, услуги, работы) для презентации заказчикам, регламентов и стандартов их реализации.

  2. Некомпетентность наставников, кураторов, осуществляющих коммуникации с заказчиками.

  3. Неготовность наставников к ситуации риска.

Риски

  1. Потеря репутации.

  2. Конфликты с заказчиком.

  3. Срыв сроков выполнения заказа.

  4. Отсутствие заказчика на итоговом мероприятии.

Механизмы минимизации:

  1. Работа в соответствии с алгоритмом.

  2. Четкая координация работ проекта (работа в режиме совместного доступа).

  3. Работа с профессиональными стандартами, современным оборудованием, по современным технологиям.

10. Алгоритм внедрения практики и работы в проекте

Алгоритм внедрения практики

  1. Этап обучения технологии работы в проекте (серия семинаров, мастер-классов, тренингов).

  2. Этап апробации (только по одной специальности/профессии, с сопровождением руководителя проекта).

  3. Этап расширения проекта (вхождение в проект других специальностей/профессий с сопровождением руководителя проекта).

  4. Оценка внедрения практики.

  5. Тиражирование (распространение информации, передача опыта).

Алгоритм работы в проекте

Таблица 1 — Алгоритм работы в проекте #МЦК_Бизнесу

Действия обучающегося  Действия преподавателя 
Выбор продукта для работы — товар или услуга, которую обучающиеся могут изготовить / оказать самостоятельно и с достаточным качеством
Упаковка продукта — подготовка продукта к презентации: определение его составляющих (основной и дополнительный, усиливающий продукт)      Определение целевой аудитории — поиск предпринимателей/заказчиков для участия в проекте, согласование вариантов кейсов/проектов
Составление брифа — документ, краткая письменная форма соглашения между планирующими сотрудничать сторонами, в которой отражаются основные параметры будущего результата  Проработка шаблонов брифа, адаптированных к конкретным продуктам.

Включение в УМК соответствующего вида работ.

Включение в УМК ОК и ЦК.

Мотивация и контроль деятельности обучающихся
Заполнение брифа заказчиком — ответы на вопросы Взаимодействие с предпринимателем/ заказчиком.

Инструктирование обучающегося по работе с заказчиком.

Включение в УМК соответствующего вида работ
Составление технического задания в соответствии с брифом Проработка шаблонов технического задания, адаптированных к конкретным продуктам.
Включение в УМК соответствующего вида работ.
Согласование технического задания с заказчиком и корректировка Взаимодействие с предпринимателем/ заказчиком.

Инструктаж по работе с заказчиком.

Включение в УМК соответствующего вида работ.
Составление календарного плана выполнения работ по техническому заданию и распределение работ в команде исполнителей  Взаимодействие с предпринимателем/ заказчиком.

Проработка шаблона календарного плана.

Формирование команды исполнителей. Контроль распределения работ в команде исполнителей. Включение в УМК соответствующих видов работ.
Выполнение работ по техническому заданию

Взаимодействие с предпринимателем/заказчиком.
Сопровождение обучающихся и контроль выполнения работ. Включение в УМК соответствующего вида работ     
Согласование работ с заказчиком

Взаимодействие с предпринимателем/ заказчиком.

Инструктаж обучающегося по согласованию работы с заказчиком.

Включение в УМК соответствующего вида работ     
Корректировка созданного продукта, доработка Взаимодействие с предпринимателем/заказчиком.

Сопровождение обучающихся и контроль выполнения работ в соответствии с распределением зон ответственности.

Включение в УМК соответствующего вида работ     
Подготовка к презентации

Проработка вариантов презентации продуктов.

Сопровождение обучающихся при подготовке ими презентационных материалов.

Включение в УМК соответствующего вида работ. Разработка формата и сценария мероприятия по презентации разработанных обучающимися продуктов.

Согласование с предпринимателями формата, степени их участия, времени и места проведения презентационного мероприятия     
Презентация продукта

Взаимодействие с предпринимателем/ заказчиком.

Проведение презентации в выбранном формате.

Организация обратной связи от предпринимателей.

Анализ работы, корректировка форматов работы     

Требования к ресурсному обеспечению: определяются в соответствии с направлениями подготовки обучающихся на основании ФГОС СПО и отраслевых стандартов.

11. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

  1. Доклад на межрегиональном онлайн-вебинаре «Лучшие практики» по направлению «Индивидуальное сопровождение личностного и профессионального развития обучающихся и молодых специалистов» на тему «#МЦК_Бизнесу: наставнические практики организации системы эффективных коммуникаций обучающихся с представителями реального сектора экономики».

  2. Участие в межрегиональном конкурсе «Лучшие практики наставничества» Номинация «Наставничество на рабочем месте». Проект «Наставнические практики организации системы эффективных коммуникаций обучающихся с реальным сектором экономики». Результат — 1-е место.

  3. Презентация проекта #МЦК_Бизнесу на межрегиональной нетворкинг-площадке по обсуждению актуальных вопросов национального проекта «Производительность труда» и обмену лучшими практиками в области внедрения инструментов бережливого производства и повышения производительности труда, организованной Тюменским индустриальным университетом (27 октября 2021 г.).

  4. Итоговое мероприятие #МЦК_Бизнесу-2019. Уровень — регион, дата 15.12.2019. Экспертное сообщество ТРОО «Опора России», предприниматели Тюменской области.

  5. Итоговое мероприятие #МЦК_Бизнесу-2020. Уровень — регион, дата 12.12.2020. Экспертное сообщество ТРОО «Опора России», предприниматели Тюменской области.

  6. Итоговое мероприятие #МЦК_Бизнесу-2021. Уровень — регион, дата 17.12.2021. Экспертное сообщество ТРОО «Опора России», предприниматели Тюменской области.

  7. Фестиваль обучающих мастер-классов #МЦК_Бизнесу: культура в цифровой среде с выступлениями предпринимателей Тюменской области и ведущих преподавателей техникума (14 открытых мастер-классов).

Учредители