1. Наименование практики
«Организация системы эффективных коммуникаций в процессе взаимодействия обучающихся с реальным сектором экономики через элементы открытого образовательного пространства» / #МЦК_Бизнесу.
2. Аннотация
Проблема: в системе СПО существует дефицит форматов реализации профессиональных компетенций обучающихся во взаимодействии с реальными заказчиками. Практическая подготовка, предусмотренная ФГОС СПО, не предоставляет возможности выполнять весь цикл работ в качестве самостоятельного экономического субъекта, что в конечном итоге не позволяет сформировать достаточный уровень профессиональных компетенций, коммуникативной, финансовой, предпринимательской и цифровой грамотности.
Решение проблемы: организация системы эффективных мультиканальных коммуникаций «заказчик — обучающийся (исполнитель) — наставник (преподаватель) — эксперт (профессионал)» в формате проектных групп. Проект дает возможность обучающимся работать с предпринимателями города как с заказчиками в разных сферах (строительство, недвижимость, финансы, рекреация и другие). Обучающиеся формируют портфолио, свою клиентскую базу, а наставники — портфель кейсов и современных требований к их выполнению.
Заинтересованные стороны
Техникум — повышение эффективности формирования основных и профессиональных компетенций; формирование базы партнеров для организации практического обучения, стажировки обучающихся и преподавателей (без отрыва от работы), трудоустройство выпускников.
Работодатели — прием на работу лучших обучающихся и выпускников, участие в подготовке кадров под современные отраслевые требования.
Обучающиеся — формирование портфолио, стажировка, отработка навыка самостоятельного выполнения работ по заказу под ключ.
Практика может быть интересна организациям среднего профессионального образования, педагогам, реализующим в образовательным процессе практику проектного управления, организациям дополнительного образования, межрегиональным центрам компетенций.
3. Место реализации практики
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса».
4. Актуальность
В системе СПО существует дефицит форматов применения профессиональных компетенций во взаимодействии с реальными заказчиками. Практическая подготовка, предусмотренная ФГОС СПО, не предоставляет возможности выполнять весь цикл работ в качестве самостоятельного экономического субъекта, что в конечном итоге не позволяет сформировать достаточный уровень профессиональных компетенций, коммуникативной, финансовой, предпринимательской и цифровой грамотности.
5. Цели и задачи
Цель проекта: организовать систему эффективных коммуникаций в процессе взаимодействия обучающихся с реальным сектором экономики через элементы открытого образовательного пространства.
Задачи проекта
-
Вовлечение в проект обучающихся по специальностям/профессиям, в том числе входящим в Список наиболее приоритетных и востребованных на рынке труда Тюменской области перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (Топ-регион): «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Портной», «Гостиничное дело», «Графический дизайнер», «Коммерция (по отраслям)», — для отработки ими профессиональных навыков при выполнении заказов предприятий реального сектора экономики.
-
Улучшение качества образования путем повышения компетентности педагогов, увеличения количества педагогов, использующих практико-ориентированные технологии, имитирующие профессиональную деятельность.
-
Развитие партнерской базы проекта.
-
Формирование профессиональных портфолио обучающихся, стажировки обучающихся, способствование их трудоустройству.
-
Трансляция опыта в профессиональной и образовательной среде региона.
-
Средства и способы реализации практики
Механизм работы. Реализация проекта ( дорожная карта: приложение 1) осуществляется во время обучения по основным образовательным программам при прохождении общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов, практической подготовки, внеучебных мероприятий.
Первоначально обучающиеся с наставниками направлений проекта #МЦК_Бизнесу — преподавателями формируют предложения (продукт или услугу) для предпринимателей в зависимости от изучаемой дисциплины. Эти предложения проходят внутреннюю оценку, по ним создается рекламный блок, принимаются заявки (форма: приложение 2).
Формируются проектные группы, включающие обучающихся различных курсов и направлений подготовки, с учетом компетентности обучающихся в сфере реализуемого проекта. За каждой группой закрепляются наставники, при необходимости — эксперты из реального сектора экономики. Далее идет работа по выполнению заказа. Определяется структура каждой проектной группы, распределяются обязанности; составляется бриф (форма: приложение 3), на основании которого создается и согласовывается техническое задание (форма: приложение 4); технические задания на каждую позицию заявки; график выполнения работ (форма: приложение 5); работы выполняются, согласуются с заказчиком (примеры работ: приложение 6). По каждой заявке работает минимум две проектные группы.
Защита работ происходит на итоговом конкурсном мероприятии — «Выставке работ #МЦК_Бизнесу». На итоговое мероприятие приглашаются все проектные команды, оформляющие выставочные зоны по принципу «одна заявка — одна зона», заказчики, эксперты и все желающие. Заказчики определяют победителей по своим заявкам (форма оценочного листа: приложение 7), награждают их и продолжают с ними сотрудничество. Ежегодно эксперты дают отзывы о работе проекта # МЦК_Бизнесу. Взаимодействие с заказчиками носит неформальный характер. Количество выполненных заявок в проекте — 41 (приложение 8).
Команда проекта имеет четкую структуру: руководитель, администратор, куратор наставников, пресс-центр, наставники-педагоги и обучающиеся. Все участники выполняют свои функциональные роли (приложение 9). Цикл работы в проекте над заказом — не менее 6 месяцев.
В управлении проектами, в том числе при планировании, организации совместной работы, оценке используются социальная сеть ВКонтакте (работа с активом обучающихся по распределению заявок), мессенджеры Viber (работа с наставниками по направлениям), Telegram (работа с заказчиками, бизнес-сообществом), облачная программа для управления и работы внутри проектных групп Trello. В качестве хранилища продуктов по техническим заданиям в период согласования и корректировки используется Яндекс-диск.
Ресурсное обеспечение проекта
Финансовое обеспечение: поскольку реализация проектов осуществляется в процессе реализации основных образовательных программ, то дополнительного финансирования на работу в проекте не требуется, проектная деятельность педагогов техникума внесена в KPI.
Кадровое обеспечение: руководитель проекта — 1 чел., координатор по работе со стейкхолдерами — 1–2 чел., администратор проекта — 1 чел.; руководитель направления — по 1 чел. на каждое направление; наставники направлений — 1 чел. на 3 проектные группы; наставник социального направления (работа с волонтерами) — 1–2 чел., пресс-центр — 1–2 чел.
Методические ресурсы: требования по формированию заявки на участие в проекте, по подготовке брифа, оформлению технического задания на проект, критерии оценки проектов.
Оборудование и материалы: используются в соответствии с требованиями ФГОС СПО в разрезе специальностей/профессий.
Регламентирующие документы: организация проектного обучения происходит в соответствии с локальными нормативными актами: «Программой модернизации ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса (“Межрегиональный центр компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг”)» на 2021–2024 гг.», приказами от 24.02.2022 № 155/01-од «Об организации проектной деятельности», от 14.03.2022 № 235/01-од «Об утверждении формы отчета о результатах реализации Программы модернизации техникума на 2022 год».
7. Критерии результативности
В оценке достижений образовательных результатов основополагающими являются принципы объективности (независимые эксперты, объективные показатели, средства и методы оценки). Независимость экспертов достигается привлечением сторонних заказчиков из сферы бизнеса, объективность показателей и средств оценки — соответствием отраслевым стандартам и техническим заданиям. Объективность методов оценки достигается выполнением профессиональных видов деятельности.
Критерии:
-
рост доли обучающихся, вовлеченных в проект #МЦК_Бизнесу, в общем количестве обучающихся по основным программам техникума;
-
рост доли обучающихся, прошедших стажировку / трудоустроившихся на партнерские предприятия;
-
рост доли преподавателей, вовлеченных в проект #МЦК_Бизнесу;
-
увеличение доли преподавателей, использующих практико-ориентированные технологии, имитирующие профессиональную деятельность, в рамках проекта #МЦК_Бизнесу;
-
увеличение числа организаций-работодателей Тюменской области, по заказам которых выполняются проектные работы;
-
увеличение числа заказов от бизнес-сообщества Тюменской области в рамках проекта #МЦК_Бизнесу;
-
рост удовлетворенности заказчиков качеством выполненных работ — увеличение доли положительных оценок по результатам опроса;
-
увеличение количества прототипов продуктов/услуг, созданных в результате проектной деятельности обучающихся и наставников, имеющих потенциал тиражирования;
-
увеличение числа внедрений проектов, разработанных обучающимися;
-
увеличение числа мероприятий регионального и межрегионального уровней.
8. Данные о результативности
-
рост доли обучающихся, вовлеченных в проект #МЦК_Бизнесу, в общем количестве обучающихся по основным программам техникума с 3 % в 2019 г. до 23 % в 2022 г. (I квартал);
-
рост количества обучающихся, прошедших стажировку / трудоустроившихся на партнерские предприятия с 1 в 2021 г. до 6 в 2022 г.;
-
рост доли преподавателей, вовлеченных в проект #МЦК_Бизнесу, с 2,5 % в 2019 г. до 21,6 % в 2022 г. (I квартал);
-
увеличение доли преподавателей, использующих практико-ориентированные технологии, имитирующие профессиональную деятельность, в рамках проекта #МЦК_Бизнесу с 1,25 % в 2019 г. до 19,7 % в 2022 г. (I квартал);
-
увеличение числа организаций-работодателей Тюменской области, по заказам которых выполняются проектные работы с 6 в 2019 г. до 23 в 2022 г. (I квартал);
-
увеличение числа заказов от бизнес-сообщества Тюменской области в рамках проекта #МЦК_Бизнесу с 7 в 2019 г. до 41 в 2022 г. (I квартал);
-
рост удовлетворенности заказчиков качеством выполненных работ — увеличение доли положительных оценок по результатам опроса с 5 в 2019 г. до 39 в 2022 г. (I квартал);
-
увеличение количества прототипов продуктов/услуг, созданных в результате проектной деятельности обучающихся и наставников, имеющих потенциал тиражирования, с 0 в 2019 г. до 56 в 2022 г. (I квартал);
-
увеличение числа внедрений проектов, разработанных обучающимися, с 5 в 2019 г. до 41 в 2022 г. (I квартал).
-
увеличение числа мероприятий регионального и межрегионального уровней с 1 в 2019 г. до 13 в 2022 г. (I квартал).
9. Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Ограничения
-
Отсутствие четко описанных продуктов (товары, услуги, работы) для презентации заказчикам, регламентов и стандартов их реализации.
-
Некомпетентность наставников, кураторов, осуществляющих коммуникации с заказчиками.
-
Неготовность наставников к ситуации риска.
Риски
-
Потеря репутации.
-
Конфликты с заказчиком.
-
Срыв сроков выполнения заказа.
-
Отсутствие заказчика на итоговом мероприятии.
Механизмы минимизации:
-
Работа в соответствии с алгоритмом.
-
Четкая координация работ проекта (работа в режиме совместного доступа).
-
Работа с профессиональными стандартами, современным оборудованием, по современным технологиям.
10. Алгоритм внедрения практики и работы в проекте
Алгоритм внедрения практики
-
Этап обучения технологии работы в проекте (серия семинаров, мастер-классов, тренингов).
-
Этап апробации (только по одной специальности/профессии, с сопровождением руководителя проекта).
-
Этап расширения проекта (вхождение в проект других специальностей/профессий с сопровождением руководителя проекта).
-
Оценка внедрения практики.
-
Тиражирование (распространение информации, передача опыта).
Алгоритм работы в проекте
Таблица 1 — Алгоритм работы в проекте #МЦК_Бизнесу
Действия обучающегося | Действия преподавателя |
---|---|
Выбор продукта для работы — товар или услуга, которую обучающиеся могут изготовить / оказать самостоятельно и с достаточным качеством | |
Упаковка продукта — подготовка продукта к презентации: определение его составляющих (основной и дополнительный, усиливающий продукт) | Определение целевой аудитории — поиск предпринимателей/заказчиков для участия в проекте, согласование вариантов кейсов/проектов |
Составление брифа — документ, краткая письменная форма соглашения между планирующими сотрудничать сторонами, в которой отражаются основные параметры будущего результата |
Проработка шаблонов брифа, адаптированных к конкретным продуктам.
Включение в УМК соответствующего вида работ. Включение в УМК ОК и ЦК. Мотивация и контроль деятельности обучающихся |
Заполнение брифа заказчиком — ответы на вопросы |
Взаимодействие с предпринимателем/ заказчиком.
Инструктирование обучающегося по работе с заказчиком. Включение в УМК соответствующего вида работ |
Составление технического задания в соответствии с брифом |
Проработка шаблонов технического задания, адаптированных к конкретным продуктам. Включение в УМК соответствующего вида работ. |
Согласование технического задания с заказчиком и корректировка |
Взаимодействие с предпринимателем/ заказчиком.
Инструктаж по работе с заказчиком. Включение в УМК соответствующего вида работ. |
Составление календарного плана выполнения работ по техническому заданию и распределение работ в команде исполнителей |
Взаимодействие с предпринимателем/ заказчиком.
Проработка шаблона календарного плана. Формирование команды исполнителей. Контроль распределения работ в команде исполнителей. Включение в УМК соответствующих видов работ. |
Выполнение работ по техническому заданию
|
Взаимодействие с предпринимателем/заказчиком. Сопровождение обучающихся и контроль выполнения работ. Включение в УМК соответствующего вида работ |
Согласование работ с заказчиком
|
Взаимодействие с предпринимателем/ заказчиком.
Инструктаж обучающегося по согласованию работы с заказчиком. Включение в УМК соответствующего вида работ |
Корректировка созданного продукта, доработка |
Взаимодействие с предпринимателем/заказчиком.
Сопровождение обучающихся и контроль выполнения работ в соответствии с распределением зон ответственности. Включение в УМК соответствующего вида работ |
Подготовка к презентации
|
Проработка вариантов презентации продуктов.
Сопровождение обучающихся при подготовке ими презентационных материалов. Включение в УМК соответствующего вида работ. Разработка формата и сценария мероприятия по презентации разработанных обучающимися продуктов. Согласование с предпринимателями формата, степени их участия, времени и места проведения презентационного мероприятия |
Презентация продукта
|
Взаимодействие с предпринимателем/ заказчиком.
Проведение презентации в выбранном формате. Организация обратной связи от предпринимателей. Анализ работы, корректировка форматов работы |
Требования к ресурсному обеспечению: определяются в соответствии с направлениями подготовки обучающихся на основании ФГОС СПО и отраслевых стандартов.
11. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
-
Доклад на межрегиональном онлайн-вебинаре «Лучшие практики» по направлению «Индивидуальное сопровождение личностного и профессионального развития обучающихся и молодых специалистов» на тему «#МЦК_Бизнесу: наставнические практики организации системы эффективных коммуникаций обучающихся с представителями реального сектора экономики».
-
Участие в межрегиональном конкурсе «Лучшие практики наставничества» Номинация «Наставничество на рабочем месте». Проект «Наставнические практики организации системы эффективных коммуникаций обучающихся с реальным сектором экономики». Результат — 1-е место.
-
Презентация проекта #МЦК_Бизнесу на межрегиональной нетворкинг-площадке по обсуждению актуальных вопросов национального проекта «Производительность труда» и обмену лучшими практиками в области внедрения инструментов бережливого производства и повышения производительности труда, организованной Тюменским индустриальным университетом (27 октября 2021 г.).
-
Итоговое мероприятие #МЦК_Бизнесу-2019. Уровень — регион, дата 15.12.2019. Экспертное сообщество ТРОО «Опора России», предприниматели Тюменской области.
-
Итоговое мероприятие #МЦК_Бизнесу-2020. Уровень — регион, дата 12.12.2020. Экспертное сообщество ТРОО «Опора России», предприниматели Тюменской области.
-
Итоговое мероприятие #МЦК_Бизнесу-2021. Уровень — регион, дата 17.12.2021. Экспертное сообщество ТРОО «Опора России», предприниматели Тюменской области.
-
Фестиваль обучающих мастер-классов #МЦК_Бизнесу: культура в цифровой среде с выступлениями предпринимателей Тюменской области и ведущих преподавателей техникума (14 открытых мастер-классов).