1. Наименование практики
«От идеи к законченным проектным решениям»
2. Аннотация
Практика содержит описание системной работы по внедрению проектной деятельности в колледже в рамках учебной и внеучебной деятельности обучающихся; модель функционирования проектной деятельности; перечень требований к техническим и социальным проектам; балльную шкалу оценки технических проектов; примеры вхождения в социальное проектирование. Приведен опыт применения цифрового инструмента управления проектами, определены ресурсное обеспечение реализации проектной деятельности и критерии ее результативности.
Проектное обучение заведено в учебную деятельность через учебные планы специальностей технологического профиля — включена общепрофессиональная дисциплина «Основы проектной деятельности». В рамках внеучебной деятельности развивается социальное проектирование. В целом проектная деятельность позволяет формировать профессиональные и общие компетенции, а также наращивать личностные результаты обучающихся.
Практика может быть полезна профессиональным образовательным организациям, которые заинтересованы во внедрении моделей проектного обучения.
3. Место реализации практики
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий», адрес: г. Тюмень, ул. Луначарского, д. 19.
4. Актуальность
При планировании учебной и внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях необходимо учитывать вопрос мотивации к будущей самостоятельной профессиональной деятельности, профессионально ориентировать и выстраивать профессиональную траекторию начиная с первых курсов обучения.
Одна из крайне сложных задач для профессиональной образовательной организации — добиться полноценного включения обучающихся в образовательный процесс, создать среду, в которой возникает потребность в получении необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности знаний, навыков и компетенции.
Проектная деятельность начиная с первого, второго курсов позволяет обучающимся погрузиться в получаемую специальность, определить дефицит имеющихся
компетенций.
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги.
Проектное обучение — это тщательно спланированная деятельность в рамках учебной дисциплины, на которой обучающиеся самостоятельно или в проектной команде совместно с педагогами-наставниками выполняют работу над проектом с учетом его жизненного цикла для достижения поставленных результатов.
Проект — это ограниченная во времени и ресурсах деятельность, направленная на достижение уникальных результатов.
5. Цель и задачи
Цель: формирование профессиональных и общих компетенций, личностных результатов обучающихся колледжа через организацию проектной деятельности.
Задачи:
-
Разработать алгоритм внедрения проектной деятельности в учебную и внеучебную деятельность колледжа.
-
Сформировать банк тем для проектных решений.
-
Подготовить пул педагогов — наставников проектных команд (в том числе из числа работодателей).
-
Разработать технические задания для технических проектов и организовать поиск конкурсов получения грантовой поддержки для социальных проектов.
-
Создать доступ обучающимся к материально-технической базе лабораторий, мастерских колледжа, баз работодателей / партнеров.
-
Организовать разработку проектных идей и реализацию их в реальный продукт проектными командами обучающихся колледжа.
-
Провести экспертную оценку проектных решений.
-
Средства и способы реализации практики
Внедрение проектного обучения в колледже началось с 2020 г. Основной замысел — сближение образовательного процесса с отраслями экономики и их потребностями, подготовка и включение обучающихся в профессиональную деятельность в процессе работы над проектами путем интеграции и отработки на практике в нестандартных ситуациях профессиональных и общих компетенций, личностных результатов при решении поставленных задач в рамках проектов во взаимодействии с обучающимися других направлений подготовки (при необходимости).
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ
I этап: инициирование идеи внедрения проектного обучения в колледже.
Погружение в проектное обучение — изучение опыта высшей школы, системы среднего профессионального образования. Разработка алгоритма внедрения проектной деятельности в учебную и внеучебную деятельность колледжа и вынесение ее на рассмотрение педагогического коллектива.
II этап: внедрение в учебную деятельность проектного обучения.
Процесс внедрения проектного обучения осуществлялся системно через мероприятия: проведение стратегических и проектных сессий с педагогами-наставниками, разработка новых учебных планов с включением общепрофессиональной дисциплины «Основы проектной деятельности» и разработка рабочей программы по дисциплине, обучение и консультирование педагогов-наставников, участников проектной деятельности, работа над техническими проектами, защита проектных идей и готовых прототипов на проектных стартах.
Параллельно с этой работой в колледже был открыт проектный офис.
III этап: внедрение во внеучебную деятельность социального проектирования. Проведение проектных интенсивов для педагогов и обучающихся, защита проектных идей, формирование заявок на конкурсы по предоставлению грантов и поиск партнеров.
IV этап: анализ деятельности и определение стратегии дальнейшего развития направления.
В процессе внедрения проектной деятельности в колледже разработана модель функционирования проектной деятельности.
Синергетический эффект проектной деятельности достигается за счет новых технологий, современной обновляемой материально-технической базы колледжа и кадрового потенциала. Новые возможности образуются при реализации индивидуальных образовательных траекторий через выбор тем проектов, уникальные проектные решения и трансляцию лучших практик (проектов). В качестве рамок при реализации проектной деятельности в колледже действуют Положение о проектном офисе, рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Основы проектной деятельности», организационная структура, конкурсная документация грантовых конкурсов. Любой проект в колледже начинается с идеи, которая генерируется через заказ заинтересованной стороны — колледжа; интерес самих студентов; потребность внешних заказчиков/работодателей; идею педагогов-наставников из числа преподавателей дисциплин профессионального цикла; общественных организаций и т. д. Координацию проектной деятельности (планирование, запуск, мониторинг и контроль) осуществляет проектный офис (ПО). Шаг развития колледжа осуществляется за счет внедрения проектной деятельности в учебную и внеучебную деятельность обучающихся и системное мышление участников проектных команд, включая администрацию колледжа.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
1. Технические проекты
Проектное обучение в колледже начинается с первого, второго курсов, что позволяет обучающимся погрузиться в выбранную специальность и познакомиться с преподавателями дисциплин профессионального цикла как с педагогами-наставниками. Внедрение проектного обучения (постановка проектной задачи, проведение ознакомительных экскурсий по лабораториям/мастерским колледжа, базам предприятий, принятие командных решений проектной задачи, прототипирование, макетирование, тестирование разработки, подготовка отчетной документации) позволяет формировать профессиональные и общие компетенции (матрица формируемых компетенций по результатам освоения ОПД «Основы проектной деятельности» на примере специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов), личностные результаты (системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, самоорганизация и саморазвитие), которые будут востребованы будущими работодателями.
В рамках общепрофессиональной дисциплины «Основы проектной деятельности» обучающиеся в составе полной учебной группы получают представление о проектах, реализуемых в отрасли, изучают технологию разработки технических проектов, жизненный цикл проекта, осваивают способы командной работы. При выборе темы технического проекта формируются проектные команды из четырех человек и закрепляются педагоги-наставники. Под непосредственным руководством педагогов-наставников обучающиеся выполняют проектируемые макеты, модели в соответствии с техническими заданиями.
На сайте колледжа в разделе «Проектный офис» размещены технические задания по темам проектов https://tkpst.ru/proektnyy-ofis/obuchenie/.
Для реализации основных идей проектного обучения в колледже сформирован перечень требований к техническим проектам, которые реализуются обучающимися первых, вторых курсов в рамках учебной дисциплины:
-
Нацеленность на результат. В обязательном порядке в конце технического проекта должен быть получен продуктовый результат, удовлетворяющий исходному техническому заданию или решающий обозначенную проблему.
-
Выделена этапность проекта — в начале семестра обучающиеся составляют план-график его реализации.
-
У проекта есть внешний интересант — заказчик продукта (колледж, работодатель, сам обучающийся, команда с лидером группы и т. д.), который по итогам работы беспристрастно оценивает результат проекта, принимает его, отклоняет или отправляет на доработку.
-
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Основы проектной деятельности» и проект интегрированы: материал, который обучающийся получил на лекции и практическом занятии, закрепляется в проектной работе.
-
Команда проекта должна быть в полной мере обеспечена оборудованием, программным обеспечением и помещениями для всех видов работ. Оборудование может находиться в мастерских колледжа, на базе партнеров или в домашнем пользовании, но условие — обучающийся должен иметь к нему доступ.
-
На учебных занятиях регулярно проводится переосмысление методов работы проектной команды, фиксируются промежуточные результаты и цели группы.
-
В работу над проектами должны вовлекаться педагоги-наставники.
-
Результаты проектов оцениваются в рейтинговой форме.
-
Обучающиеся, набравшие пороговое значение баллов, получают зачет по дисциплине «Основы проектной деятельности», а лучшие представляют проекты на «Проектных стартах» и конкурсах другого уровня: «Большие вызовы», «ТехЛидер», «ИнтраИзобретатель» и др.
Для приобретения навыков проектной деятельности используются разные практики. Например, в 2022 году — участие в проектно-образовательном интенсиве Университет «20.35» — «В поисках единорога», направленном на формирование у обучающихся системы среднего профессионального образования компетенций в области проектной деятельности. Идея интенсивов — погружение студентов в реалии рынков будущего и формирование способности ориентироваться в них; запуск новых проектов, основанных на прорывных технологиях, самостоятельном формировании запроса по развитию и образованию. Студенты, обучающихся по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, совместно с педагогом-наставником прошли через все форматы интенсива — лекции, мастер-классы, брифинги и защитили проектную идею на тему «Строительство дороги в условиях горной местности». Суть идеи — создание современной комфортной и надежной транспортной инфраструктуры посредствам внедрения дорожного полотна из полимербетона.
2. Социальные проекты
С 2022 г. в образовательное пространство колледжа внедряется социальное проектирование через внеучебную деятельность и вовлекает педагогов и обучающихся независимо от курса обучения. Началом стал обучающий семинар по социальному проектированию от Тюменской областной общественной организации Центр «Свобода». Результат обучения — разработка четырех новых проектных идей:
-
«Активный выходной в каждый двор» — проект направлен на популяризацию спорта, физической культуры и здорового образа жизни с привлечением жителей микрорайонов разных возрастных категорий к регулярным занятиям спортом через средства оздоровительных занятий (специальности: 49.02.01 Физическая культура, 49.02.02 Адаптивная физическая культура).
-
«Посади лес!» — реализация проекта направлена на посадку леса на территориях, подвергшихся вырубкам, пожарам и т. д. (специальность: 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство).
-
«Образовательный интенсив "Ярче!"» — проект получил грантовую поддержку Росмолодежи в 2022 году (https://myrosmol.ru/?special) и направлен на обучение педагогов и учеников школ города Тюмени основам создания дизайн-проектов озеленения пришкольных территорий и их реализации (специальность: 35.02.02 Садово-парковое и ландшафтное строительство).
-
«Инклюзивный театр» — проект получил грантовую поддержку (https://vk.com/wall-30643958_30378) для социализации и развития творческого потенциала обучающихся профессиональных образовательных организации города Тюмени с ограниченными возможностями здоровья посредством театральных постановок и занятий по актерскому мастерству на базе колледжа (специальность: 39.02.02 Организация сурдокоммуникации).
-
«Школа тифлокулинарии» — совместный проект с Тюменской областной организацией общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» получил грантовую поддержку Второго конкурса президентских грантов — 2022 (https://президентскиегранты.рф/). Проект направлен на социально-бытовую реабилитацию незрячих людей, проживающих в г. Тюмени, через освоение профессиональных компетенций и обучение их кулинарным умениям и навыкам в количестве 20 человек в течение 6 месяцев.
-
Идея социализации инвалидов с нарушением слуха вылилась в реальный проект «Создание Агентства сурдоперевода» — проект направлен на организацию временных рабочих мест для студентов, обучающихся по специальности 39.02.02 Организация сурдокоммуникации, в рамках которого обучающиеся осуществляют сурдосопровождение людей с нарушением слуха при получении профессионального образования (в том числе разработку адаптированного образовательного контента), в физкультурно-спортивных, культурно-массовых мероприятиях. Проект совместно с социально ориентированной автономной некоммерческой организацией «Инклюзивный семейный центр “Большая медведица”» получил грантовую поддержку Второго конкурса президентских грантов — 2022 (https://президентскиегранты.рф/). Проект реализуется совместно с Ресурсным учебно-методическим центром среднего профессионального образования Тюменской области по развитию инклюзивного профессионального образования и является одним из направлений деятельности учебно-производственного предприятия колледжа.
В организационной структуре колледжа имеется учебно-производственное предприятие, которое помогает обучающимся находить первые рабочие места по направлениям деятельности: участок деревообработки, лесного хозяйства, общественного питания и др. В рамках деятельности учебно-производственного предприятия студенты, обучающиеся по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, в 2022 году получили техническое задание на разработку сайта учебно-производственного предприятия колледжа. После проведения конкурса проектных идей по структуре сайта была определена проектная команда обучающихся, которые приступили к разработке и верстке сайта. После получения обучающимися статуса самозанятых с ними были заключены договоры на оказание услуг (первый официальный трудовой опыт).
Требования к социальным проектам определяются документацией конкурсов с грантовой поддержкой.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ:
-
координация проектной деятельности в колледже осуществляется заместителем директора по проектной деятельности;
-
методист учебно-методического отдела осуществляет методическое сопровождение проектной деятельности — разработку методических рекомендаций, технических заданий, обучение педагогов-наставников по проектной деятельности;
-
ведущий преподаватель дисциплины «Основы проектной деятельности» осуществляет основную подготовку по работе над проектами;
-
педагоги-наставники осуществляют консультативную профильную поддержку.
С целью планирования, запуска, мониторинга и контроля проектной деятельности обучающихся в колледже создан Проектный офис, действующий на основании положения «О проектном офисе» (утв. приказом директора от 24.11.2020 № 246).
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
С целью управления проектами в колледже действует сервис управления бизнесом БИТРИКС 24 — модуль «Управление проектами». Наставник регистрирует участников проекта в системе в качестве пользователей и отслеживает своевременное выполнение контрольных точек, проводит видеоконференции, создает чат. Лидер группы ставит дополнительные задачи со сроками для членов команды и ведет ее к результату.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-
сформирован реестр педагогов-наставников и лидеров проектов;
-
реестр тем проектов по направлениям;
-
информационный блок по работе над проектами (вкладка «Проектный офис» на официальном сайте колледжа, сервис управления бизнесом БИТРИКС 24);
-
кадровое обеспечение (педагоги-наставники, работодатели — роль заказчика, эксперта);
-
проектный офис;
-
материально-техническая база мастерских и лабораторий колледжа;
-
материально-техническая база профильных предприятий/организаций.
7. Критерии результативности
-
количество обучающихся первых, вторых курсов, вовлеченных в проектное обучение;
-
количество обучающихся, вовлеченных в социальное проектирование;
-
количество педагогов-наставников из числа преподавателей дисциплин профессионального цикла;
-
количество педагогов-наставников из числа работодателей;
-
количество технических/социальных проектов, разработанных обучающимися;
-
объем финансовых средств гранатовой поддержки;
-
уровень удовлетворенности обучающихся процессом и результатом проектной деятельности;
-
положительные отзывы работодателей о сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся по результатам практики.
8. Данные о результативности
-
рост количества обучающихся первого, второго курсов, вовлеченных в проектное обучение, с 325 чел. в 2020 г. до 425 чел. в 2022 г.;
-
количество обучающихся, вовлеченных в социальное проектирование в 2022 году, составило 97 человек;
-
рост числа педагогов-наставников с 22 чел. в 2020 г. до 35 чел. в 2022 г., в том числе 7 работодателей;
-
в 2020–2022 гг. защиту прошли 122 проекта (из них 115 — технические, 7 — социальные);
-
увеличение объема финансовых средств гранатовой поддержки с 50 000 руб. в 2020 г. до 2 214 304,56 руб. в 2022 г. (проект «Образовательный интенсив "Ярче!"» — 562 000,00 руб., проект «Инклюзивный театр» — 40 000,00 руб., проект «Школа тифлокулинарии» — 1 112 620,90 руб., проект «Агентство сурдоперевода» — 499 683,66 руб.);
-
увеличение доли обучающихся, удовлетворенных процессом и результатом проектного обучения, с 52 % в 2020 г. до 75 % в 2022 г.;
-
от 90 % работодателей получены положительные отзывы о сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся по результатам практики;
-
в 2022 г. проекты обучающихся «Плавучий дом» (специальность: 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины) и «Распределитель электрической энергии» (профессия: 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики) на Всероссийском конкурсе научных и творческих работ обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования «ТехЛидер» в номинациях «Физика, электроэнергетика и приборостроение» и «Техническое творчество и изобретательство» заняли 2-е места.
9. Ограничения для применения опыта, риски, механизмы минимизации рисков
Ограничениями для применения представленной практики могут стать отсутствие в образовательной организации лиц с необходимым опытом работы в проектной деятельности и/или недостаточная мотивация студентов к участию в проектной деятельности.
Решение 1. Обучение педагогических работников механизму организации проектной деятельности и вовлечение их в конкурсы с грантовой поддержкой.
Решение 2. Использование реальных практических кейсов, проекты должны быть достаточно сложными и требовать взаимодействия внутри команды, распределения ролей и обязанностей в ней.
10. Алгоритм внедрения практики:
-
Принятие решения о внедрении проектной деятельности в образовательную организацию.
-
Анализ существующих условий и ресурсов образовательной организации с учетом партнеров.
-
Разработка модели функционирования проектной деятельности.
-
Информирование и мотивация педагогических кадров для реализации модели.
-
Обучение педагогических работников, участвующих в реализации практики.
-
Разработка и утверждение рабочей программы общепрофессиональной дисциплины «Основы проектной деятельности».
-
Разработка и выполнение плана-графика мероприятий по внедрению проектного обучения в образовательную организацию.
-
Деятельность проектных команд по разработке и защите проектных решений.
-
Подготовка заявок на конкурсы с грантовой поддержкой.
-
Обеспечение постоянного анализа деятельности и определение стратегии дальнейшего развития направления.
-
Информационно-методическая поддержка реализации практики.
-
Обобщение и трансляция опыта реализации практики.
11. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
Практика была представлена на межрегиональном форуме «Наставничество: эстафета знаний и опыта» (г. Тюмень, 14 декабря 2021 г.).