Аннотация
Практика направлена на формирование у современной молодежи предпринимательских компетенций, в т.ч. на основе сетевого взаимодействия между организациями различного уровня образования (школа-СПО-ДПО). Практика может быть интересна широкому кругу специалистов из учреждений общего и профессионального образования: методистам, учителям, преподавателям и мастерам производственного обучения, которые заинтересованы в развитии предпринимательских компетенций у своих обучающихся.
Место реализации практики
Практика реализуется на базе следующих профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга:
Полное название организации, юридический адрес |
ФИО, должность, телефон, e-mail лица, готового ответить на все вопросы о практике |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Юридический адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 11-13, лит. А |
Говорушина Татьяна Константиновна, ректор тел: 8 (812) 409-82-82, e-mail: appo@obr.gov.spb.ru |
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Радиотехнический колледж» Юридический адрес: 199155, г. Санкт-Петербург, наб. реки Смоленки, д. 1, лит. А, |
Добрякова Марина Геннадьевна, директор тел.: 8 (812) 405-85-59, e-mail: dobrmarina@spb-rtk.ru |
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж банковского дела и информационных систем» Юридический адрес: 195274, Санкт-Петербург, Учительская ул., дом 1/5, лит. А. |
Златин Никита Андреевич, директор тел.: 8 (812) 558-27-52, e-mail: wbsh@obr.gov.spb.ru |
Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса» Юридический адрес: 197022, Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 11а |
Антонова Светлана Александровна, директор тел.: 8 (812) 234-23-12, e-mail: ktgs@obr.gov.spb.ru |
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический колледж» Юридический адрес: 192283, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Балканская, д.41, лит. А |
Лучковский Родион Николаевич, директор тел.: 8 (812) 246-01-33, e-mail: ampl-77@mail.ru |
Актуальность
Формирование предпринимательских компетенций у современной молодежи обозначено в федеральных государственных образовательных стандартах на уровне общего образования (в части предметных результатов) и среднего профессионального образования (в части общих компетенций). Однако единого концептуального подхода и соответствующих апробированных методик формирования предпринимательских компетенций не разработано. Наша практика предлагает готовые, концептуально обоснованные разработки для формирования данных компетенций.
Цель и задачи
Целью практики является апробация и адаптация концептуального подхода и методики «Challenge» по формированию предпринимательских компетенций у современного digital-поколения.
Задачи практики:
-
изучение концептуальных оснований и технологии применения австрийской методики «Challenge», направленной на формирование предпринимательских компетенций у обучающихся;
-
анализ возможностей и вариантов применения австрийской методики «Challenge», направленной на формирование предпринимательских компетенций у обучающихся организаций среднего профессионального образования Санкт-Петербурга;
-
апробация и оценка реализации, а также количественных и качественных результатов применения австрийской методики «Challenge», направленной на формирование предпринимательских компетенций у обучающихся организаций среднего профессионального образования Санкт-Петербурга.
Средства и способы реализации практики
С 2019 г. на базе ряда учреждений СПО реализуется международный проект «Развитие предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Вены (Австрия)». Формирование предпринимательских компетенций происходит в процессе применения методики «Challenge» («челлендж»). «Челлендж» (с англ.) – это вызов, т.е. предлагается неординарная, творческая задача с соревновательным подтекстом. Методика представляет собой набор логически выстроенных заданий, которые направлены на развитие тех или иных предпринимательских компетенций. Каждый «челлендж» завершается процедурой самооценки студента, а также предоставлением развивающей обратной связи от преподавателя.
«Челленджи» развивают компетенции на нескольких уровнях (Приложение 1): от А1 (аналог простого «челленджа» для формирования «базовых» предпринимательских компетенций у учащихся) до С2 (аналог сложного «челленджа» для формирования «продвинутых» предпринимательских компетенций у студентов). Таким образом, разработаны «челленджи» для уровня А1, А2, В1, В2, С1, С2 (Приложение 2). Также один и тот же «челлендж» может быть разработан для разных уровней: название «челленджа» одинаковое, а набор его заданий может отличаться по уровню сложности. Например, «челлендж» Idea (Идея) разработан для уровня A2 и В1.
«Челленджи» включают в себя материалы для педагога и для студента с подробными инструкциями и раздаточным материалом (Приложение 3).
Внедрение «челленджей» осуществляется поэтапно:
1 этап – ОБУЧАЮЩИЙ: преподаватели и мастера производственного обучения изучают методику на семинарах, мастер-классах, методических объединениях, курсах повышения квалификации в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Пример программы повышения квалификации в рамках обучающего этапа представлен в Приложении 4.
2 этап – АНАЛИТИЧЕСКИЙ: преподаватели и мастера производственного обучения в команде с методистами анализируют возможности применения методики: «челленджи» можно интегрировать в учебные дисциплины, МДК, профессиональные модули либо реализовывать в рамках мероприятий студенческого самоуправления и внеурочной деятельности. Здесь мы обращаемся к списку «челленджей»: сначала анализируем заявленные предпринимательские компетенции, которые формируются в рамках того или иного «челленджа», а также количество часов, на которое рассчитан тот или иной «челлендж». Далее обращаемся к рабочим программам учебных дисциплин, МДК и т.д. и рассматриваем, предполагается ли в них развитие предпринимательских компетенций, сколько часов мы можем выделить для реализации того или иного «челленджа» и какой «челлендж» с точки зрения содержания возможно интегрировать. По итогу мы должны понимать, в каких темах или на каких мероприятиях будет реализовываться каждый «челлендж».
Пример анализа возможностей применения «челленджей» в рамках одной из дисциплин представлен в Приложении 5.
3 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: преподаватели и мастера производственного обучения более подробно изучают материалы «челленджей» («для педагога» и «для студента»), готовят презентации, раздаточные материалы.
4 этап – ОСНОВНОЙ: студенты проходят «входную» диагностику развития общих и предпринимательских компетенций (пример анкеты в Приложении 6), преподаватели и мастера производственного обучения систематически проводят занятия с использованием «челленджей» (на разных учебных дисциплинах, модулях, МДК, в воспитательной работе со студентами) в течение нормативного срока обучения.
Анкета для «входной» диагностики разработана согласно критериям определения уровня предпринимательских компетенций, описанных в Приложении 1.
5 этап – РЕФЛЕКСИВНЫЙ: по завершению каждого «челленджа» студенты заполняют лист самооценки (пример листа самооценки по одному из «челленджей» размещен в Приложении 7), который предусмотрен в каждом «челлендже», а также получают обратную связь от педагога.
По завершению учебного года студенты проходят «выходную» диагностику развития общих и предпринимательских компетенций, анализируют результаты и планируют свое дальнейшее профессиональное развитие.
Также нам важно мнение работодателей. В течение года по разработанным анкетам и опросникам среди работодателей проводится мониторинг сформированности общих и предпринимательских компетенций студентов.
Механизм реализации практики – включение «челленджей» в рабочие программы и расписание учебных дисциплин, МДК и профессиональных модулей или в рамках мероприятий студенческого самоуправления, проектной деятельности студентов и т.д. За счет этого каждый «челлендж» у нас реализуется с учетом контекста в учебной и воспитательной деятельности учреждения.
Условия реализации практики
Материальное-технические условия реализации практики:
-
возможность моделировать пространство и расставлять мебель в зависимости от формы проведения «челленджа»;
-
наличие ноутбука, колонок и проектора;
-
выход в Интернет.
Информационно-методические условия реализации практики:
наличие переведенных с английского языка материалов «для студента» и «для преподавателя» по каждому из «челленджей», рабочая тетрадь студента «Путь к успеху» (в рабочей тетради размещаются индивидуальные задания, которые студенты выполняют в рамках каждого из «челленджей»), раздаточный материал по каждому из «челленджей».
Кадровые условия реализации практики:
преподаватели и мастера производственного обучения, прошедшие стажировку в австрийских колледжах по теме «Знакомство с методикой формирования предпринимательских компетенций обучающихся», обучающие семинары австрийских партнеров и участников проекта или курсы повышения квалификации «Методические аспекты развития предпринимательских компетенций обучающихся» (36 часов) на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Финансовые условия реализации практики касаются затрат на тиражирование расходных и раздаточных материалов для проведения «челленджей», обучение преподавателей и мастеров производственного обучения на курсах повышения квалификации.
Критерии результативности
-
внедрение «челленджей» в учебно-воспитательный процесс организаций среднего профессионального образования Санкт-Петербурга;
-
наличие необходимых методических материалов для работы с «челленджами» (рабочие тетради, электронные ресурсы и др.);
-
уровень сформированности предпринимательских компетенций у студентов: осознанно планировать и реализовывать собственное профессиональное развитие, работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, презентовать себя, свой проект/продукт, умение вести переговоры, использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере (по результатам самоанализа, опроса и анкетирования студентов, работодателей, по результатам учебных и профессиональных достижений студентов в конкурсах) (оценивается количественно и качественно);
-
наличие индивидуальных предпринимателей и самозанятых среди студентов (оценивается количественно и качественно);
-
наличие у студентов мотивации по развитию предпринимательских компетенций (оценивается количественно);
-
удовлетворенность студентов результатами формирования предпринимательских компетенций (оценивается количественно);
-
удовлетворенность работодателей результатами формирования предпринимательских компетенций у студентов (оценивается количественно и качественно).
Данные о результативности
Каждое из учреждений-участников реализации практики разрабатывает собственные количественные показатели результатов внедрения практики. Это обусловлено спецификой содержания реализуемых федеральных государственных стандартов и реализуемых программ по профессиям и специальностям, а также заявленных в них общих и профессиональных компетенций.
Приведем пример количественных показателей результатов внедрения практики Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж банковского дела и информационных систем»
Количественные показатели результатов внедрения практики:
-
повышение уровня сформированности коммуникативных компетенций в контексте предпринимательской деятельности (умение работать в команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами) у студентов с 65% 2017/2018 учебном году до 80% в 2020/2021 учебном году (по результатам опроса преподавателей и данным анализа результатов выполнения «челленджей»);
-
повышение удовлетворенности работодателей уровнем сформированности таких предпринимательских компетенций выпускников как: умение презентовать себя, умение презентовать проект/продукт, умение вести переговоры с 50% в 2017/2018 учебном году до 80% в 2020/2021 учебном году (по результатам опроса представителей баз производственной практики);
-
повышение осознанности (с точки зрения способности аргументировать наличие у себя тех или иных предпринимательских качеств и привести примеры развития данных качеств в учебно-воспитательном процессе) в области развития предпринимательских компетенций с 50%-80% в 2017/2018 учебном году до 98% в 2020/2021 учебном году (по результатам опроса студентов);
-
повышение удовлетворенности студентов собственными результатами в области формирования и развития предпринимательских компетенций с 60% в 2017/2018 учебном году до 93% в 2020/2021 учебном году (по результатам опроса студентов);
-
рост посещаемости студентами всех специальностей занятий по дисциплинам и МДК, где применялись «челленджи» с 80% в 2017/2018 учебном году до 95-100% в 2020/2021 учебном году (по результатам опроса преподавателей и студентов);
-
повышение удовлетворенности студентов всех специальностей учебным процессом с 75% в 2017/2018 учебном году до 95% в 2020/2021 учебном году (по результатам опроса студентов).
Качественные показатели результатов внедрения практики
(представлены обобщенно по материалам всех учреждений, принимающих участие в реализации практики):
-
внедрены в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций-партнеров «челленджи» (заведены в рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, в рамках мероприятий студенческого самоуправления, проектной деятельности студентов и т.п.) (Приложение 8);
-
разработана адаптированная под российский понятийный аппарат рабочая тетрадь студента «Путь к успеху» и внедрена в образовательный процесс СПб ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж» (Приложение 9);
-
на базе СПб ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж» создана интерактивная образовательная площадка для поддержки внедрения инновационных методик развития предпринимательских компетенций у студентов, наполнения базы методик и успешных практик развития предпринимательских компетенций у студентов (Приложение 10);
-
четыре года подряд – первые места в Региональных Чемпионатах по компетенции «Предпринимательство» в движении «Молодые профессионалы WorldSkills Russia» в линейке WorldSkills Юниоры и WorldSkills (17–25), четвертое место в Национальном чемпионате 2019 г. – СПб ГА ПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса»;
-
открытие студентами СПб ГА ПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса» двух ИП (индивидуальный предприниматель):
-
в области «Строительства и эксплуатации зданий и сооружений» по рабочим ОКВЭДам: 41.10 Разработка строительных проектов, 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий, 43.31 Производство штукатурных работ, 43.32 Работы столярные и плотничные, 43.32.1 Установка дверей, окон, дверных и оконных рам из дерева или прочих материалов, 43.32.2 Работы по установке внутренних лестниц, встроенных шкафов, встроенного кухонного оборудования, 43.32.3 Производство работ по внутренней отделке, 43.33 Работы по устройству покрытий полов и облицовке стен, 43.34 Производство малярных и стекольных работ, 43.34.1 Производство малярных работ, 43.91 Производство кровельных работ, 26.6 Производство изделий из бетона, гипса и цемента;
-
в области «Земельно-имущественных отношений» по рабочим ОКВЭДам: 74.90.2 Деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости, 68.31.5 Предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе;
-
в рамках совместных онлайн-семинаров с австрийскими коллегами 18, 26 февраля 2021 года профессиональные образовательные организации-партнеры проекта представили презентацию разработанных на основе «челленджей» деловых игр по предпринимательству;
-
статьи в Приложении к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование», №4, 2021: М.Г. Добрякова, О.Н. Уткина (СПб ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж», Санкт-Петербург) «Интеграция отечественного и зарубежного опыта в формировании предпринимательской компетенции» и Научный журнал «Академический вестник», №1 (47), 2020: Муравкина Ю.В., Павлючок М.А (СПб ГА ПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса», Санкт-Петербург) «сетевое взаимодействие в рамках реализации проектной деятельности» (Приложение 11).
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
-
Необходимость сравнительно-сопоставительного анализа учебных дисциплин, МДК, профессиональных модулей и т.д., в рамках которых возможно использование «челленджей».
-
«Челленджи» предоставлены на английском языке, необходим их качественный языковой перевод и адаптация к целям, задачам и результатам учебных дисциплин, МДК и т.д.
-
Длительность проведения некоторых «челленджей» составляет 6-8 часов.
Алгоритм внедрения практики
В проекте «Развитие предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Вены (Австрия)» участвуют Центр Культур Контакт Австрия, Школа туризма Федеральной палаты экономики Австрии в Вене, Международный коммерческий колледж Хетцендорф, Среднее техническое училище Шпенгергассе, ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (далее – СПб АППО), СПб ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж» (далее – РТК), СПб ГБ ПОУ «Колледж банковского дела и информационных систем», СПб ГА ПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса», СПб ГБ ПОУ «Автомеханический колледж».
В 2019 году австрийские коллеги на базе своих профессиональных образовательных обучили представителей профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга инновационным подходам и методикам развития предпринимательских компетенций у обучающихся и передали для апробации свои разработки («челленджи»).
С 2019 по 2020 год российские преподаватели и мастера производственного обучения апробировали предложенные материалы, по согласованию с австрийскими коллегами вносили необходимые коррективы по итогам апробации и адаптировали содержание материалов к условиям российской системы профессионального образования (при сопровождении и консультировании австрийских партнеров).
В 2020-2021 году наши коллеги на основании полученных «положительных» результатов апробации приступили к дессиминации своего опыта на курсах повышения квалификации, проведению собственных мастер-классов и подготовке различных методических разработок.
Ежегодно для достижения результатов практики составляются планы-графики реализации международного проекта «Развитие предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Вены (Австрия)» для всех организаций-партнеров (Приложение 12), а также отдельно в каждом учреждении (пример в Приложении 13).
Таким образом, участие в данном проекте и обмен опытом с коллегами на международном уровне позволяет поддерживать постоянные профессиональные связи с образовательными учреждениями разных стран, совершенствовать методическую работу в колледжах Санкт-Петербурга. Подобного рода проекты помогают учреждениям среднего профессионального образования готовить конкурентоспособных выпускников не только для нашего отечественного рынка труда. Интеграция содержания образования, пусть даже пока, на уровне одной компетенции – предпринимательской, делает наших выпускников более привлекательными для потенциального отечественного и иностранного работодателя.
Примеры тиражирования практики в других регионах, кампаниях, организациях
На данный момент практика реализуется в 12 профессиональных образовательных организациях Санкт-Петербурга.
В рамках распространения нашей практики были заключены договоры сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций-участников проекта с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга, а также профессиональными образовательными организациями Российской Федерации (Приложение 14), организованы и проведены обучающие мастер-классы по линии многоуровнего обучения среди образовательных организаций Санкт-Петербурга для педагогического сообщества (детские сады-школы-колледжи).
Также практика получила отклик от общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга (ряд школ в партнерстве с участниками проекта апробирует «челленджи» для учеников):
-
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
-
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 334 Невского района Санкт-Петербурга является общеобразовательной организацией.
-
В 2020-2021 учебном году практика заинтересовала коллег из профессиональных образовательных организаций Российской Федерации:
-
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Калужский технический колледж»;
-
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства»;
-
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Муромский колледж радиоэлектронного приборостроения».