Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Лаборатория Soft Skills: новому времени новые возможности

Номинация
Компетенции XXI века: определение, развитие и оценка общих компетенций
Год внедрения
2021
Субъект РФ
г. Санкт-Петербург
Организация
ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1 (ранее - ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»)

Аннотация

Быстрое развитие технологий, изменение условий и форматов профессиональной деятельности, появление новых профессий на рынке труда, повышение значимости различных способов коммуникации, командной работы при выполнении профессиональных задач требуют достаточно высокого уровня развития soft skills (гибких навыков) у студентов и выпускников учреждений СПО.

Практика содержит описание алгоритма действий по реализации организационно-методической модели развития soft skills обучающихся на основе поэтапного и целенаправленного включения их в различные организационные форматы деятельности.

Опыт, полученный в процессе реализации практики, адресован широкому кругу специалистов: руководителям образовательных организаций, методистам, преподавателям, психологам.

Место реализации практики

ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1 (ранее - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»)


Актуальность

Развитие soft skills в системе профессиональной подготовки необходимо для обеспечения успешности и конкурентноспособности выпускника СПО на рынке труда и существенно повышает уровень сформированности профессиональных компетенций (результатов профессиональной подготовки). Однако массового, системного и целенаправленного опыта развития soft skills в системе СПО в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ пока нет. Поэтому в настоящее время особенно актуальной является проблема создания в колледжах организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование и развитие гибких умений.

Для решения этой задачи в ГБОУ «ПК №4 СПб» разработана и внедрена в практику организационно-педагогическая модель развития soft skills обучающихся в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ СПО, выступающая как система условий на всем протяжении обучения студентов.

Цель и задачи

Цель практики: реализация организационно-педагогической модели развития soft skills обучающихся в ходе освоения основных профессиональных и дополнительных образовательных программ СПО, обеспечивающей подготовку конкурентноспособных кадров для современного рынка труда, позволяющих эффективно решать задачи технологического развития экономики и промышленного роста.

Задачи:

  • создание комплексных условий для развития soft skills обучающихся, общих компетенций будущих специалистов в рамках основного образовательного процесса, дополнительного образования, специально создаваемых внутриколледжных и сетевых образовательных форматов;

  • создание условий для проектирования студентами персональных траекторий профессионально-личностного развития;

  • формирование профессионального сообщества преподавателей системы СПО с целью обмена методическим опытом развития soft skills в системе СПО;

  • реализация конкурсных, соревновательных и творческих форматов сетевого взаимодействия образовательных учреждений, общения студентов, участия в совместных проектах, развивающих гибкие навыки;

  • создание системы диагностики процессов и результатов реализации организационно-педагогической модели формирования гибких навыков.

Средства и способы реализации практики:

Основная идея практики - создание условий для проектирования и реализации индивидуальной траектории личностно-профессионального развития гибких навыков (soft skills) студентов.

Практика предполагает поэтапное и целенаправленное включение студентов в различные организационные форматы деятельности, в рамках которых создаются комплексные условия для развития soft skills и общих компетенций будущих специалистов:

Основной образовательный процесс, в рамках которого осуществляется ориентация конкретных учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики на развитие soft skills обучающихся, реализация специально разработанного (в рамках вариативной части учебного плана) универсального междисциплинарного модуля для развития общих компетенций. Преимуществом основного образовательного процесса является его высокий уровень организованности и иерархически упорядоченный контекст. В процесс освоения учебных курсов, модулей, практики включены абсолютно все обучающиеся, и есть возможность поэтапного освоения содержания и навыков деятельности.

Внутриколледжные организационные форматы объединяют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, профессионально-образовательные проекты во внеучебной деятельности, профессиональные конкурсы. Преимуществом внутриколледжных организационных форматов является многообразие и вариативность содержания деятельности обучающихся, акцент на использование личностно-ориентированных методов, ориентация на конкретные образовательные запросы обучающихся, более глубокая собственная мотивация участников деятельности, более высокий уровень личностных смыслов и как следствие высокая активность участников образовательной деятельности.

Сетевые организационные форматы обеспечивают знакомство с лучшим профессиональным опытом в сфере будущей профессиональной деятельности (посредством организации мастер-классов, тренингов и др.), самопрезентацию собственных достижений в рамках научно-образовательных мероприятий, фестивалей, профессиональных конкурсов, организуемых в сетевом взаимодействии или социальном партнерстве с различными учреждениями, организациями, структурами. Преимуществом сетевых организационных форматов является возможность использования ресурсов социальных партнеров.

Предлагаемая нами практика, с точки зрения реализации ее основной идеи, представляет собой систему целенаправленно внедряемых и постепенно усложняемых видов деятельности студентов, представленных тремя этапами:

1 этап «Soft skills – основа успешного обучения»: ознакомление с классификацией soft skills, самодиагностика, осознание потребностей, возможностей и перспектив развития soft skills в обучении.

2 этап «Soft skills – основа успешного освоения профессии»: проектирование и реализация индивидуальной траектории развития soft skills в рамках общепрофессиональной дисциплины «Soft-компетенции в профессиональной деятельности», программы дополнительного образования «Soft skills – ступени успеха», учебной и производственной практики, участия в внутриколледжных мероприятиях.

3 этап «Soft skills – основа успешной самореализации»: организация и участие в внутриколледжных мероприятиях, участие в сетевых событиях колледжа, профессиональных конкурсах, в том числе чемпионатах «Молодые профессионалы (Worldskills Russia)», промежуточной и итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена.

Поэтапное целенаправленное введение различных организационных форматов деятельности обучающихся способствует постепенному развитию soft skills и личностно-профессиональному росту студентов.

Системообразующим компонентом реализации организационной модели развития soft skills является сам обучающийся с его запросом на собственное личностно-профессиональное развитие, интересом к различным видам образовательной и социальной деятельности, его личностными особенностями и возможностями. Механизмом мотивации и включения обучающегося в различные организационные форматы деятельности становится проектирование траектории личностно-профессионального развития, формализованного плана активной, самостоятельной деятельности и рефлексии. На основе результатов диагностики и самодиагностики каждый студент выстраивает индивидуальную траекторию профессионального становления, создает собственную программу приоритетных целей развития, шагов и мероприятий, необходимых для достижения заявленных целей. Таким образом, студенты выстраивают свое движение, делая выбор из образовательных возможностей, предоставляемых Колледжем.

Координационно-методическим центром реализации модели является «Лаборатория soft skills» - творческое объединение педагогических работников, представителей работодателей и студентов, заинтересованных в реализации новых проектных идей. Лаборатория обеспечивает демократичный характер практики и выполняет следующие функции:

  • разработка и апробация методик, программ, учебно-методических комплексов, инструментов диагностики, конспектов мероприятий и т.д. в рамках различных организационных форматов деятельности обучающихся Колледжа;

  • выявление, систематизация и обобщение лучших практик по развитию soft skills обучающихся;

  • разработка и реализация программ дополнительного образования; организация методической работы по вопросам развитию soft skills обучающихся в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ СПО;

  • разработка системы диагностики soft skills обучающихся;

  • планирование, организация, координация подготовки к внешним и внутриколледжным профессиональным конкурсам и фестивалям.

Практика развития и оценки гибких навыков базируется на оригинальной авторской классификации soft skills, построенной исходя из характера универсальных задач, решаемых студентами.

Значимым элементом описываемой модели является система оценивания общих компетенций. Каждая общая компетенция, прописанная в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (https://fgos.ru/), соотносится с обобщенной группой soft skills, объединяющей необходимые гибкие навыки, востребованные для конкретной профессиональной деятельности. Для каждой обобщенной группы soft skills разрабатываются критерии и показатели сформированности входящих в нее навыков. В качестве основных инструментов их оценки мы используем психологические диагностики (стандартный психологический многофакторный личностный опросник Кеттелла) и специально разработанные авторские кейсы. Предлагаемые инструменты позволяют, с одной стороны, отслеживать индивидуальный прогресс каждого студента, а с другой стороны учитывать при формировании общих компетенций особенности будущей профессиональной деятельности.

Диссеминация предлагаемой практики зависит, прежде всего, от кадровых и организационных ресурсов. Авторами практики разработана и успешно реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организационно-методическая модель развития soft skills обучающихся в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ СПО».

Практика тиражируема, ее можно легко адаптировать для различных регионов, так как она систематизирует, интегрирует и развивает образовательные форматы, инструменты и организационно-педагогические решения, универсальные для образовательных организаций системы СПО.

Критерии результативности

  • уровень развития общих компетенций студентов;

  • потребность студентов в развитии гибких навыков;

  • динамика участия студентов в профессиональных конкурсах и олимпиадах;

  • реализация студентами социально значимых инициатив;

  • положительные результаты диагностики (опросы), самооценки студентов;

  • удовлетворенность работодателей уровнем сформированности soft skills студентов по итогам преддипломной практики;

  • удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников;

  • удовлетворенность педагогов - участников сетевых профессиональных, методических и образовательных форматов характером взаимодействия, опытом сотрудничества;

  • положительная динамика сетевого регионального и межрегионального партнерства.

 Данные о результативности

Уровень развития общих компетенций студентов
Устойчивая динамика повышения уровня развития общих компетенций студентов по результатам использования стандартного многофакторного личностного опросника Кеттелла, 16PF и разработанных авторских кейсов. Доля студентов, участвующих в реализации практики:
с высоким уровнем ОК 04: 21% в 2019 г., 42 % в 2020 г., 64% в 2021 г.с высоким уровнем ОК 05: 25% в 2019 г., 47 % в 2020 г., 71% в 2021 г.
с высоким уровнем ОК 01: 18 % в 2020 г., 27% в 2021 г.
с высоким уровнем ОК 02: 13 % в 2020 г., 82% в 2021 г.
с высоким уровнем ОК 03: 42 % в 2020 г., 64% в 2021 г.
Потребность студентов в развитии гибких навыков
Устойчивая динамика роста запросов студентов на обучение в рамках дистанционных курсов по развитию гибких навыков:
2019 г. – 0 человек, 2020 г. – 50 человек, 2021 г. – 76 человек.
Динамика участия студентов в профессиональных конкурсах и олимпиадах
Наличие положительной динамики участия в профессиональных конкурсах и олимпиадах, имеющих официальный статус:
в 2018/2019 учебном году - 26 студентов, в 2019/2020 учебном году – 42 студента
Реализация студентами социально значимых инициатив
Рост количества реализованных студентами колледжа социально значимых инициатив:
2018 г. – 147, 2019 г. – 176, 2020 г. – 183.
Положительные результаты диагностики (опросы), самооценки студентов
Рефлексивный опрос удовлетворенности обучающихся результатами освоения учебной дисциплины «Soft-компетенции в профессиональной деятельности учителя начальных классов»: 100% респондентов признали курс полезным и необходимым для профессионального роста, 96 % оценили результаты как личностно значимые.
Удовлетворенность работодателей уровнем сформированности soft skills студентов по итогам преддипломной практики
Повышение удовлетворенности работодателей уровнем сформированности soft skills студентов по итогам преддипломной практики: 
Средний балл оценки работодателями степени сформированности обобщенных групп soft skills: 2020 г. – 6,2, 2021 г. – 8,6.
Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников
Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников подтверждается результатами мониторинговых исследований, которые проводятся Центром содействия трудоустройству выпускников. Проводимые ежегодные мониторинговые исследования показывают стабильно высокие показатели удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников. Показатели соответствия уровня подготовки выпускников требованиям работодателей за 2017 – 2020 годы: полностью соответствует требованиям 76-77% выпускников.
Удовлетворенность педагогов - участников сетевых профессиональных, методических и образовательных форматов -  характером взаимодействия, опытом сотрудничества
Дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Реализация организационно-методической модели развития soft skills обучающихся в практике деятельности учреждений СПО» освоили 47 педагогических работников из 12 образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Педагоги, прошедшие обучение, включились в работу по развитию гибких навыков студентов, разработали кейсы по развитию и оценке soft skills студентов, входящих в ОК.
Результаты анкетирования педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по программе «Реализация организационно-методической модели развития soft skills обучающихся в практике деятельности учреждений СПО», показали, что уровень удовлетворенности программой составляет 98%.
Положительная динамика сетевого регионального и межрегионального партнерства
Выросла востребованность в мероприятиях по диссеминации опыта развития гибких навыков среди образовательных учреждений: в 2019/2020 учебном году в мероприятиях участвовали работники из 10 учреждений СПО Санкт-Петербурга, в 2020/2021 учебном году в мероприятиях участвовали работники из 14 учреждений СПО Санкт-Петербурга  и работники 31 образовательного учреждения из 25 регионов Российской Федерации. 

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Механизм минимизации рисков – организация целенаправленной проектной деятельности педагогического коллектива, коллегиального обсуждения и стимулирования профессионального творчества как условия профессионально-личностного развития педагогов.

Алгоритм внедрения практики

  1. Анализ существующих условий и потенциалов развития.

  2. Информирование и мотивация педагогических кадров для реализации организационно-педагогической модели.

  3. Создание творческой группы педагогических работников, представителей работодателей, обучающихся – Лаборатории soft skills.

  4. Обучение, повышение квалификации педагогических работников, участвующих в реализации модели.

  5. Мониторинг востребованных гибких навыков по специальностям.

  6. Разработка программно-методического обеспечения процесса формирования гибких навыков на основе инвариантной и вариативной части учебного плана.

  7. Разработка и утверждение дополнительных образовательных программ, направленных на развитие soft skills.

  8. Разработка, утверждение и реализация годового плана мероприятий, направленных на развитие гибких навыков студентов, организация различных образовательных форматов развития гибких навыков.

  9. Обеспечение постоянного психолого-педагогического сопровождения процесса реализации модели.

  10. Информационно-методическая поддержка реализации модели.

  11. Обобщение и трансляция опыта реализации модели.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Практика была тиражирована в рамках деятельности Ресурсного центра подготовки специалистов ГБПОУ «ПК №4 СПб» в системе СПО Санкт-Петербурга.

Востребованность и значимость практики подтверждается:

  • для учреждений СПО Санкт-Петербурга – активностью обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организационно-методическая модель развития soft skills обучающихся в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ СПО» (обучены представители 15 учреждений СПО, осуществляющих подготовку по различным специальностям и профессиям);

  • для учреждений регионов России, реализующих программы профессионального обучения – активностью участия в научно-образовательных событиях по диссеминации опыта по развитию и оценке soft skills и технологии реализации практики.

 

Учредители