Аннотация
Практика описывает модель партнерства «бизнес – образование – власть» в решении практических задач развития кадрового потенциала и повышения производительности труда экономики региона с использованием ресурсов и инструментов национальной системы квалификаций (далее - НСК).
Практика может быть интересна для тиражирования региональным методическим центрам.
Актуальность
Организационно-функциональная модель – это структурированный, технологически описанный, апробированный и показавший свою результативность формат взаимодействия представителей системы образования, работодателей и исполнительной власти региона по решению совместных задач развития квалификационного потенциала региона с применением инструментов национальной системы квалификаций.
Цель и задачи
Цель:
создание продуктивной среды применения инструментов НСК системой образования и рынком труда для развития кадрового потенциала и повышения производительности труда экономики региона.
Задачи:
-
Формирование организационно-функциональной модели Партнерства.
-
Разработка региональной дорожной карты развития квалификационного потенциала экономики с использованием инструментов НСК.
-
Формирование информационно-коммуникационного пространства.
-
Формирование и развитие системы адресного экспертно-методического сопровождения инициатив образования и бизнеса в вопросах применения инструментов НСК в регионе.
-
Формирование и развитие нормативно-правовых условий реализации НСК в регионе.
Средства и способы реализации практики
Субъекты Партнерства:
Работодатели:
-
ведущие предприятия региона;
-
союзы работодателей (отраслевые рабочие группы);
-
центры оценки квалификаций (далее – ЦОК);
-
профессиональные союзы.
Система образования:
-
образовательные организации региона;
-
Центр опережающей профессиональной подготовки Свердловской области;
-
Региональный координационный центр АНО «Агентство развития профессионального мастерства «Молодые профессионалы ».
Исполнительная власть:
-
Координационный Совет Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики Свердловской области (далее – Координационный совет) (в составе: руководители отраслевых министерств, ведущих объединений работодателей, образовательных организаций; руководит работой Совета заместитель председателя Правительства Свердловской области);
-
региональные органы исполнительной власти.
Координатор - Региональный методический центр.
Задачи РМЦ:
-
Формирование информационно-коммуникационного пространства для обсуждения и презентаций проектов и инициатив, их поддержки со стороны органов исполнительной власти региона, объединений работодателей, лидеров ведущих корпораций и образовательных организаций.
-
Взаимодействие с национальными операторами - Национальным агентством развития квалификаций (далее – НАРК), Советами по профессиональным квалификациям в различных областях профессиональной деятельности (далее – СПК) по вопросам применения инструментов НСК в регионе.
-
Организация экспертно-методического сопровождения проектов и инициатив бизнеса и образования по применению инструментов НСК.
-
Информационное сопровождение процессов применения инструментов НСК на региональном уровне (размещение материалов в средствах массовой информации, на профильных сайтах РМЦ, органов исполнительной власти, объединений работодателей, крупных компаний).
Функции участников Партнерства определены в соответствии с направлениями реализации Дорожной карты по развитию квалификационного ресурса экономики Свердловской области с использованием инструментов НСК:
Направление 1: Формирование инструментов повышения производительности труда на основе системного подхода к управлению квалификацией трудовых ресурсов.
Региональные отраслевые сообщества, объединения работодателей – разработка алгоритмов и механизмов использования инструментов НСК в системе управления персоналом организаций.
РМЦ – адресное экспертно-методическое сопровождение процесса внедрения профессиональных стандартов и квалификаций с систему управления персоналом организаций; обучение по программам повышения квалификации работников служб по управлению персоналом в области применения профессиональных стандартов и квалификаций.
Координационный совет – организация профессионально-общественного обсуждения лучших федеральных и региональных практик использования инструментов НСК в управлении персоналом и выработка рекомендаций в адрес органов исполнительной власти региона по их тиражированию в регионе.
Министерство экономики и территориального развития Свердловской области – мониторинг процессов внедрения профессиональных стандартов и квалификаций в систему управления персоналом организаций и предприятий.
Направление 2: Внедрение механизмов и инструментов НСК в систему профессионального образования для обеспечения качества подготовки в соответствии с требованиями рынка труда региона.
Работодатели и организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения, – разработка и модернизация основных образовательных программ профессионального образования и профессионального обучения с учетом введения новых (актуализации действующих) профессиональных стандартов и квалификаций; разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ в сетевой форме.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения, – разработка и модернизация основных и дополнительных образовательных программ профессионального образования и профессионального обучения на основе требований профессиональных стандартов и квалификаций.
РМЦ – адресное экспертно-методическое сопровождение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения по вопросам применения инструментов НСК; реализация проектов Базового центра НАРК;
Координационный совет – обсуждение лучших федеральных и региональных практик подготовки кадров и выработка рекомендаций в адрес органов исполнительной власти региона по их тиражированию в региональной образовательной системе.
Министерство экономики и территориального развития Свердловской области, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Департамент труда и занятости населения Свердловской области – организация мониторинга регионального рынка труда и определение контрольных цифр приема в подведомственные образовательные организации; обеспечение организационной, финансовой и методической поддержки внедрения инструментов НСК в образовательных организациях региона; разработка и принятие региональных нормативных правовых актов, регламентирующих использование инструментов НСК в системе образования региона; создание центров опережающей подготовки и центров компетенций, функционирующих в формате сетевого взаимодействия с целью повышения качества профессионального образования; мониторинг трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.
Направление 3: Оптимизация организационно-функциональной инфраструктуры процессов развития квалификации трудовых ресурсов экономики
Работодатели – участие в создании ЦОК и экзаменационных центров, в разработке и актуализации оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов, делегирование экспертов для проведения профессиональных экзаменов (утвержденный реестр экспертов).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения, – разработка и модернизация основных и дополнительных образовательных программ профессионального образования и профессионального обучения с учетом инструментов независимой оценки квалификаций (далее – НОК); адаптация и обеспечение доступности инструментов НОК для обучающихся/выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения.
РМЦ – адресное экспертно-методическое сопровождение работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения, по вопросам применения механизмов НОК; повышение квалификации педагогических работников в области проведения процедуры НОК для обучающихся/выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения; создание региональных механизмов информационного и методического взаимодействия участников системы НОК (СПК, ЦОК, работодатели); мониторинг функционирования ЦОК на территории Свердловской области (по согласованию с СПК);
Координационный совет – мониторинг региональных практик применения механизмов НОК работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения.
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области – обеспечение организационной и финансовой поддержки внедрения и развития НОК в регионе; разработка и принятие региональных нормативных правовых актов и региональных программ, обеспечивающих эффективное внедрение основных элементов НСК на региональном уровне (программы поддержки НОК и нормативные правовые акты, регламентирующие использование результатов НОК и ПОА при разработке региональных программ развития образования).
Нормативная база практики
Распоряжение Правительства Свердловской области от 17.05.2013 № 621-РП «О Координационном совете Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики Свердловской области».
Распоряжение Правительства Свердловской области от 27.07.2018 № 473-РП «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Свердловской области от 17.05.2013 № 621-РП «О Координационном совете Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики Свердловской области».
План мероприятий (дорожная карта) по развитию квалификационного ресурса экономики Свердловской области с использованием инструментов национальной системы квалификаций на 2020 – 2021 гг. (утверждена протоколом Координационного совета от 12.04.2019 № 13) (Приложение 1).
Разработка и реализация локальных практик регламентирована соглашениями между Уральским федеральным университетом и контрагентами:
Соглашением о сотрудничестве между Правительством Свердловской области и Российским союзом промышленников и предпринимателей в области развития национальной системы профессиональных квалификаций от 19.12.2016 № 243 (Приложение 2).
Соглашением о сотрудничестве в области развития национальной системы профессиональных квалификаций в Свердловской области на региональном уровне между Правительством Свердловской области, Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» и Автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» от 14.07.2016 № 133/02-25/032.
Соглашением о сотрудничестве в области развития региональной системы профессиональных квалификаций между Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» от 26.04.2016 № 02-25/007
Критерии результативности
-
Наличие организационно-функциональной модели взаимодействия субъектов Партнерства.
-
Наличие Дорожной карты реализации совместных задач Партнерства.
-
Наличие сформированного информационно-коммуникационного пространства.
-
Сформированные нормативные условия реализации процессов НСК в регионе.
-
Наличие функционирующей системы экспертно-методического сопровождения инициатив бизнеса и образования по вопросам использования инструментов НСК.
Данные о результативности
-
Организационно-функциональная модель партнерства утверждена Координационным советом по кадровому обеспечению экономики при Правительстве Свердловской области, принята региональным профессиональным сообществом; сформирован пакет соглашений между ключевыми партнерами.
-
Утверждён План мероприятий (дорожная карта) по развитию национальной системы квалификаций в Свердловской области на период до 2021 года (протокол Координационного совета от 12.04.2019 № 13).
-
Сформировано информационно-коммуникационное пространство.
-
Созданы сайты МЦРК УрФУ https://mcrk.urfu.ru/ru/, центров оценки квалификаций, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей http://sospp.ru/deyatelnost/profstandarty/
-
Сформирована система ежегодных федеральных и региональных мероприятий по вопросам развития кадрового обеспечения экономики Свердловской области.
-
Сформирована система экспертно-методического сопровождения инициатив бизнеса и образования по вопросам использования инструментов НСК.
-
Создано сетевое профессиональное сообщество в социальных сетях.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Ограничение: общественный статус РМЦ, необходимость в усилении полномочий со стороны региональных органов исполнительной власти.
Решение: интенсивная программа совместных проектов и задач, позволяющая находится участникам Партнерства в постоянной актуальной повестке.
Алгоритм внедрения практики
Формирование организационно-содержательной модели Партнерства.
Определение участников Партнерства (РОИВ, региональные объединения работодателей, методическая служба).
Оформление нормативных условий взаимодействия партнеров:
- заключение соглашений, разработка дорожной карты проекта.
- формирование региональной инфраструктуры НСК (РМЦ, ЦОК, территориальный центр повышения квалификации и др.).
Формирование экспертного ресурса в области:
-
разработки и актуализации профессиональных стандартов;
-
применения профессиональных стандартов в управлении персоналом;
-
применения профессиональных стандартов при проектировании и реализации основных и дополнительных профессиональных программ;
-
независимой оценки квалификаций;
-
профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Создание информационно-коммуникационных условий:
-
интернет-ресурсы РМЦ, РОИВ, объединений работодателей, ЦОК, на которых регулярно размещается информация о процедурах и сервисах НСК;
-
комплекс мероприятий информационного, презентационного, аналитического, дискуссионного характера по вопросам развития НСК в регионе (конференции, форумы, выставки и др.);
-
система консультирования работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения по вопросам использования инструментов НСК.
Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
Данных о тиражировании практики не представлено.