Аннотация
Практика описывает модель партнерства «бизнес – образование – власть» в решении практических задач развития кадрового потенциала и повышения производительности труда экономики региона с использованием ресурсов и инструментов национальной системы квалификаций (далее - НСК).
Практика может быть интересна для тиражирования региональным методическим центрам.
Актуальность
Региональная модель развития профессиональных квалификаций – это структурированный, технологически описанный, апробированный и показавший свою результативность формат партнерского взаимодействия представителей системы образования, работодателей и исполнительной власти региона по решению совместных задач развития квалификационного потенциала региона с применением инструментов НСК.
Цель и задачи
Цель: Развитие квалификационного потенциала региона с применением инструментов НСК посредством партнерского взаимодействия представителей системы образования, работодателей и исполнительной власти региона.
Задачи:
-
Формирование организационно-функциональной модели Партнерства.
-
Формирование площадок информационно-коммуникационного взаимодействия членов Партнерства и заинтересованных сторон.
-
Формирование и развитие системы адресного экспертно-методического сопровождения инициатив образования и бизнеса по вопросам развития квалификационного потенциала трудовых ресурсов.
-
Формирование и развитие нормативно-правовых условий реализации цели и задач Партнерства.
Средства и способы реализации практики
Субъекты Партнерства:
Работодатели:
-
ведущие предприятия региона;
-
союзы работодателей (отраслевые рабочие группы);
-
центры оценки квалификаций (далее – ЦОК);
-
профессиональные союзы.
Система образования:
-
образовательные организации высшего и среднего профессионального образования региона;
-
Центр опережающей профессиональной подготовки Свердловской области;
-
Центр опережающей профессиональной подготовки Свердловской области в социальной сфере.
Исполнительная власть:
- Координационный Совет Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики Свердловской области (далее – Координационный совет) (в составе: руководители отраслевых министерств, ведущих объединений работодателей, образовательных организаций; руководит работой Совета заместитель председателя Правительства Свердловской области);
- Министерство образования и молодежной политики Свердловской области;
- Министерство экономики и территориального развития Свердловской области»
- Министерство промышленности и науки Свердловской области.
Координаторы Партнерства
Региональный методический центр (далее – РМЦ):
-
Свердловской областной союз промышленников и предпринимателей (далее – СОСПП);
-
Межотраслевой центр развития квалификаций УрФУ (далее – МЦРК УрФУ).
Задачи РМЦ:
-
Формирование площадки обсуждения и презентаций проектов и инициатив, их поддержка со стороны органов исполнительной власти региона, объединений работодателей, лидеров ведущих корпораций и образовательных организаций:
-
Организация экспертно-методического сопровождения проектов и инициатив бизнеса и образования по вопросам развития квалификационного потенциала региона.
-
Взаимодействие с национальными операторами - Национальным агентством развития квалификаций (далее – НАРК), Советами по профессиональным квалификациям в различных областях профессиональной деятельности (далее – СПК) по вопросам развития контента НСК.
-
Информационное, организационное и методическое сопровождение реализации проектов НАРК в регионе.
Нормативная база практики
Распоряжение Правительства Свердловской области от 17.05.2013 № 621-РП «О Координационном совете Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики Свердловской области».
Распоряжение Правительства Свердловской области от 27.07.2018 № 473-РП «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Свердловской области от 17.05.2013 № 621-РП «О Координационном совете Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики Свердловской области».
Соглашение о сотрудничестве между Правительством Свердловской области и Российским союзом промышленников и предпринимателей в области развития национальной системы профессиональных квалификаций от 19.12.2016 № 243 (Приложение 1).
Соглашение о сотрудничестве в области развития национальной системы профессиональных квалификаций в Свердловской области на региональном уровне между Правительством Свердловской области, Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» и Автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» от 14.07.2016 № 133/02-25/032.
Критерии результативности
- Наличие организационно-функциональной модели взаимодействия субъектов Партнерства.
- Наличие площадок (системы мероприятий) обсуждения и презентаций проектов и инициатив со стороны органов исполнительной власти региона, объединений работодателей, лидеров ведущих корпораций и образовательных организаций по вопросам развития квалификационного потенциала региона.
- Сформированные нормативные правовые условия развития квалификационного потенциала региона с применением инструментов НСК.
- Наличие функционирующей системы развития квалификационного потенциала региона с применением инструментов НСК.
Данные о результативности
Организационно-функциональная модель партнерства утверждена Координационным советом, принята региональным профессиональным сообществом; сформирован пакет соглашений между ключевыми партнерами.-
ежеквартальные заседания Комитета СОСПП по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам;
-
ежеквартальные заседания Координационного совета;
-
ежегодная выставка «ИННОПРОМ».
Созданы: сайт и страницы в социальных сетях МЦРК УрФУ, сайт Комитета СОСПП по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам.
Осуществляется ежегодный мониторинг рынка труда региона со стороны Министерства экономики и территориального развития Свердловской области.
Сформирована система экспертно-методического сопровождения инициатив бизнеса и образования по вопросам использования инструментов НСК.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Ограничение: общественный статус РМЦ, необходимость в усилении полномочий со стороны региональных органов исполнительной власти.
Решение: интенсивная программа совместных проектов и задач, позволяющая находится участникам Партнерства в постоянной актуальной повестке.
Алгоритм внедрения практики
1. Формирование и утверждение организационно-содержательной модели Партнерства.
2. Оформление нормативных правовых условий взаимодействия партнеров - заключение соглашений, разработка плана реализации проекта.
3. Формирование региональной инфраструктуры НСК (РМЦ, ЦОК, территориальный центр повышения квалификации и др.).
4. Формирование экспертного ресурса в области:
-
разработки и актуализации профессиональных стандартов;
-
применения профессиональных стандартов в управлении персоналом;
-
применения профессиональных стандартов при проектировании и реализации основных и дополнительных профессиональных программ;
-
независимой оценки квалификаций;
-
профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
-
интернет-ресурсов РМЦ, РОИВ, объединений работодателей, ЦОК, на которых регулярно размещается информация о процедурах и сервисах НСК;
-
площадок взаимодействия участников Партнерства и заинтересованных сторон по вопросам развития квалификационного потенциала региона (комитеты, советы, конференции, форумы, выставки и др.);
-
системы консультирования работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения по вопросам использования инструментов НСК.
Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
Данных о тиражировании практики не представлено.