Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Региональная модель развития квалификаций «Совместное движение»

Номинация
Региональная инфраструктура НСК: развитие взаимодействия бизнеса и образования
Год внедрения
2020
Субъект РФ
Свердловская область
Организация
Межотраслевой центр развития квалификаций ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Аннотация

Практика описывает модель партнерства «бизнес – образование – власть» в решении практических задач развития кадрового потенциала и повышения производительности труда экономики региона с использованием ресурсов и инструментов национальной системы квалификаций (далее  - НСК).

Практика может быть интересна для тиражирования региональным методическим центрам.


Актуальность

Организационно-функциональная модель – это структурированный, технологически описанный, апробированный и показавший свою результативность формат взаимодействия представителей системы образования, работодателей и исполнительной власти региона по решению совместных задач развития квалификационного потенциала региона с применением инструментов национальной системы квалификаций. 


Цель и задачи

Цель: 

создание продуктивной среды применения инструментов НСК системой образования и рынком труда для развития кадрового потенциала и повышения производительности труда экономики региона.

Задачи:

  1. Формирование организационно-функциональной модели Партнерства.

  2. Разработка региональной дорожной карты развития квалификационного потенциала экономики с использованием инструментов НСК.

  3. Формирование информационно-коммуникационного пространства.

  4. Формирование и развитие системы адресного экспертно-методического сопровождения инициатив образования и бизнеса в вопросах применения инструментов НСК в регионе.

  5. Формирование и развитие нормативно-правовых условий реализации НСК в регионе.


Средства и способы реализации практики

Субъекты Партнерства:

Работодатели:

  • ведущие предприятия региона;

  • союзы работодателей (отраслевые рабочие группы);

  • центры оценки квалификаций (далее – ЦОК);

  • профессиональные союзы.

Система образования:

  • образовательные организации региона;

  • Центр опережающей профессиональной подготовки Свердловской области;

  • Региональный координационный центр АНО «Агентство развития профессионального мастерства «Молодые профессионалы ».

Исполнительная власть:

  • Координационный Совет Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики Свердловской области (далее – Координационный совет) (в составе: руководители отраслевых министерств, ведущих объединений работодателей, образовательных организаций; руководит работой Совета заместитель председателя Правительства Свердловской области);

  • региональные органы исполнительной власти.

Координатор - Региональный методический центр.

Задачи РМЦ:

  1. Формирование информационно-коммуникационного пространства для обсуждения и презентаций проектов и инициатив, их поддержки со стороны органов исполнительной власти региона, объединений работодателей, лидеров ведущих корпораций и образовательных организаций.

  2. Взаимодействие с национальными операторами - Национальным агентством развития квалификаций (далее – НАРК), Советами по профессиональным квалификациям в различных областях профессиональной деятельности (далее – СПК) по вопросам применения инструментов НСК в регионе.

  3. Организация экспертно-методического сопровождения проектов и инициатив бизнеса и образования по применению инструментов НСК.

  4. Информационное сопровождение процессов применения инструментов НСК на региональном уровне (размещение материалов в средствах массовой информации, на профильных сайтах РМЦ, органов исполнительной власти, объединений работодателей, крупных компаний).

Функции участников Партнерства определены в соответствии с направлениями реализации Дорожной карты по развитию квалификационного ресурса экономики Свердловской области с использованием инструментов НСК:

Направление 1: Формирование инструментов повышения производительности труда на основе системного подхода к управлению квалификацией трудовых ресурсов.

Региональные отраслевые сообщества, объединения работодателей – разработка алгоритмов и механизмов использования инструментов НСК в системе управления персоналом организаций.

РМЦ – адресное экспертно-методическое сопровождение процесса внедрения профессиональных стандартов и квалификаций с систему управления персоналом организаций; обучение по программам повышения квалификации работников служб по управлению персоналом в области применения профессиональных стандартов и квалификаций.

Координационный совет – организация профессионально-общественного обсуждения лучших федеральных и региональных практик использования инструментов НСК в управлении персоналом и выработка рекомендаций в адрес органов исполнительной власти региона по их тиражированию в регионе.

Министерство экономики и территориального развития Свердловской области – мониторинг процессов внедрения профессиональных стандартов и квалификаций в систему управления персоналом организаций и предприятий.

Направление 2: Внедрение механизмов и инструментов НСК в систему профессионального образования для обеспечения качества подготовки в соответствии с требованиями рынка труда региона.

Работодатели и организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения,  – разработка и модернизация основных образовательных программ профессионального образования и профессионального обучения с учетом введения новых (актуализации действующих) профессиональных стандартов и квалификаций; разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ в сетевой форме.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения,  – разработка и модернизация основных и дополнительных образовательных программ профессионального образования и профессионального обучения на основе требований профессиональных стандартов и квалификаций.

РМЦ – адресное экспертно-методическое сопровождение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения по вопросам применения инструментов НСК; реализация проектов Базового центра НАРК;

Координационный совет – обсуждение лучших федеральных и региональных практик подготовки кадров и выработка рекомендаций в адрес органов исполнительной власти региона по их тиражированию в региональной образовательной системе.

Министерство экономики и территориального развития Свердловской области, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Департамент труда и занятости населения Свердловской области – организация мониторинга регионального рынка труда и определение контрольных цифр приема в подведомственные образовательные организации; обеспечение организационной, финансовой и методической поддержки внедрения инструментов НСК в образовательных организациях региона; разработка и принятие региональных нормативных правовых актов, регламентирующих использование инструментов НСК в системе образования региона; создание центров опережающей подготовки и центров компетенций, функционирующих в формате сетевого взаимодействия с целью повышения качества профессионального образования; мониторинг трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.

Направление 3: Оптимизация организационно-функциональной инфраструктуры процессов развития квалификации трудовых ресурсов экономики

Работодатели – участие в создании ЦОК и экзаменационных центров, в разработке и актуализации оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов, делегирование экспертов для проведения профессиональных экзаменов (утвержденный реестр экспертов).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения, – разработка и модернизация основных и дополнительных образовательных программ профессионального образования и профессионального обучения с учетом инструментов независимой оценки квалификаций (далее – НОК); адаптация и обеспечение доступности инструментов НОК для обучающихся/выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения.

РМЦ – адресное экспертно-методическое сопровождение работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения, по вопросам применения механизмов НОК; повышение квалификации педагогических работников в области проведения процедуры НОК для обучающихся/выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения; создание региональных механизмов информационного и методического взаимодействия участников системы НОК (СПК, ЦОК, работодатели); мониторинг функционирования ЦОК на территории Свердловской области (по согласованию с СПК);

Координационный совет – мониторинг региональных практик применения механизмов НОК работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области – обеспечение организационной и финансовой поддержки внедрения и развития НОК в регионе; разработка и принятие региональных нормативных правовых актов и региональных программ, обеспечивающих эффективное внедрение основных элементов НСК на региональном уровне (программы поддержки НОК и нормативные правовые акты, регламентирующие использование результатов НОК и ПОА при разработке региональных программ развития образования).


Нормативная база практики

Распоряжение Правительства Свердловской области от 17.05.2013 № 621-РП «О Координационном совете Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики Свердловской области».

Распоряжение Правительства Свердловской области от 27.07.2018 № 473-РП «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Свердловской области от 17.05.2013 № 621-РП «О Координационном совете Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики Свердловской области».

План мероприятий (дорожная карта) по развитию квалификационного ресурса экономики Свердловской области с использованием инструментов национальной системы квалификаций на 2020 – 2021 гг.  (утверждена протоколом Координационного совета от 12.04.2019 № 13) (Приложение 1).

Разработка и реализация локальных практик регламентирована соглашениями между Уральским федеральным университетом и контрагентами:

Соглашением о сотрудничестве между Правительством Свердловской области и Российским союзом промышленников и предпринимателей в области развития национальной системы профессиональных квалификаций от 19.12.2016 № 243 (Приложение 2).

Соглашением о сотрудничестве в области развития национальной системы профессиональных квалификаций в Свердловской области на региональном уровне между Правительством Свердловской области, Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» и Автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» от 14.07.2016 № 133/02-25/032.

Соглашением о сотрудничестве в области развития региональной системы профессиональных квалификаций между Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» от 26.04.2016 № 02-25/007


Критерии результативности

  • Наличие организационно-функциональной модели взаимодействия субъектов Партнерства.

  • Наличие Дорожной карты реализации совместных задач Партнерства.

  • Наличие сформированного информационно-коммуникационного пространства.

  • Сформированные нормативные условия реализации процессов НСК в регионе.

  • Наличие функционирующей системы экспертно-методического сопровождения инициатив бизнеса и образования по вопросам использования инструментов НСК.


Данные о результативности 

  1. Организационно-функциональная модель партнерства утверждена Координационным советом по кадровому обеспечению экономики при Правительстве Свердловской области, принята региональным профессиональным сообществом; сформирован пакет соглашений между ключевыми партнерами.

  2. Утверждён План мероприятий (дорожная карта) по развитию национальной системы квалификаций в Свердловской области на период до 2021 года (протокол Координационного совета от 12.04.2019 № 13).

  3. Сформировано информационно-коммуникационное пространство.

  4. Созданы сайты МЦРК УрФУ https://mcrk.urfu.ru/ru/, центров оценки квалификаций, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей http://sospp.ru/deyatelnost/profstandarty/

  5. Сформирована система ежегодных федеральных и региональных мероприятий по вопросам развития кадрового обеспечения экономики Свердловской области.

  6. Сформирована система экспертно-методического сопровождения инициатив бизнеса и образования по вопросам использования инструментов НСК.

  7. Создано сетевое профессиональное сообщество в социальных сетях.


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации 

Ограничение: общественный статус РМЦ, необходимость в усилении полномочий со стороны региональных органов исполнительной власти.

Решение: интенсивная программа совместных проектов и задач, позволяющая находится участникам Партнерства в постоянной актуальной повестке.


Алгоритм внедрения практики

Формирование организационно-содержательной модели Партнерства.

Определение участников Партнерства (РОИВ, региональные объединения работодателей, методическая служба).

Оформление нормативных условий взаимодействия партнеров:

- заключение соглашений, разработка дорожной карты проекта.

- формирование региональной инфраструктуры НСК (РМЦ, ЦОК, территориальный центр повышения квалификации и др.).  

Формирование экспертного ресурса в области:

  • разработки и актуализации профессиональных стандартов;

  • применения профессиональных стандартов в управлении персоналом;

  • применения профессиональных стандартов при проектировании и реализации основных и дополнительных профессиональных программ;

  • независимой оценки квалификаций;

  • профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. 

Создание информационно-коммуникационных условий:

  • интернет-ресурсы РМЦ, РОИВ, объединений работодателей, ЦОК, на которых регулярно размещается информация о процедурах и сервисах НСК;

  • комплекс мероприятий информационного, презентационного, аналитического, дискуссионного характера по вопросам развития НСК в регионе (конференции, форумы, выставки и др.);

  • система консультирования работодателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования и обучения по вопросам использования инструментов НСК.


Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Данных о тиражировании практики не представлено.



Нормативная и документационная база практики

Учредители