Аннотация
Практика описывает цифровую систему оценки квалификации и развития производственного персонала с применением дистанционных технологий, ориентированную на минимизацию отвлечения работников от своих функциональных обязанностей.
Практика рекомендована компаниям с высокой долей численности персонала, занятого на опасных производственных объектах.
Актуальность
Повышение производительности труда за счет цифровизации процессов оценки и развития производственного персонала – структурированный и технологически описанный механизм, эффективность которого подтверждена системными положительными производственными результатами. Рассматриваемый механизм – это решение, которое можно тиражировать в различных областях профессиональной деятельности и особенно, связанных с опасными производствами.
Цель и задачи
Цель:
Системы оценки и профессионального развития производственного персонала в условиях цифрового пространства (далее – Система) является достижение высокого уровня профессионализма работников за счет развития навыков soft-skills и hard-skills с применением новых технологий и непрерывного обмена опытом, обучения персонала без потерь качества и эффективности подготовки.
Задачи:
-
Сокращение временных и финансовых затрат на процессы оценки персонала;
-
Снижение командировочных расходов на выездные корпоративные мероприятия;
-
Обеспечение надлежащего контроля за процессами без увеличения временных затрат;
-
Увеличение объема обучения в дистанционной форме без потери качества полученных знаний и эффективности обучения;
-
Предоставление доступа к ресурсам для развития у сотрудников навыков hard-skills (профессионального уровня экспертности) и soft-skills (широко применяемые навыки для личностного и профессионального развития);
-
Снижение расходов на организацию обучающих программ;
-
Снижение отвлечения производственного персонала от трудовых процессов;
-
Возможность обучения в оптимально удобное время для сотрудника;
-
Обеспечение преемственности, карьерного роста работников;
-
Рост научного потенциала работников, научно-технических разработок, внедрение рационализаторских предложений в производство;
-
Повышение производительности труда.
Средства и способы реализации практики
Основу реализации практики составляют 11 функциональных диджитал-групп (инструментов) оценки и развития персонала:
1. ИСУ «Персонал»:
-
учет и формирование списка работников для конкретных задач, мероприятий, проектов в системе;
-
формирование учебных групп под проекты или цели;
-
учет информации о развитии сотрудников;
-
формирование отчетности.
2. Оценка персонала на базе SAP. Позволяет планировать и проводить оценку по компетенциям и эффективности деятельности, а также планировать развитие сотрудников.
Основные возможности:
-
формирование базы компетенций, знаний и навыков, поведенческих индикаторов и ключевых показателей эффективности (KPI);
-
построение профилей компетенций и профилей KPI;
-
планирование и проведение процедуры оценки с оповещением всех участников и заполнением оценочных форм в системе;
-
анализ результатов оценки, расчет интегральных оценок для нескольких участников и формирование механизма премирования;
-
подготовка аналитических отчетов.
3. Система дистанционного обучения (СДО). Более 1500 пройденных электронных курсов и тестов ежегодно: обязательные (при приеме на работу/переводе/изменении технологических и организационных процессов Общества), по направлениям охраны труда и промышленной безопасности, предаттестационная подготовка, обучающие программы Hard-skills и Soft-skills.
4. Тестирование SHLTools. Позволяет проводить оценку компетенций кандидатов, используя тесты вербальных и числовых способностей, системного мышления, профессиональный личностный опросник.
Используется для:
-
тестирования кандидатов при приеме на работу;
-
тестирования работников для принятия кадровых решений;
-
получения комплексных отчетов о результатах тестирования.
5. ВКС-мероприятия. Позволяют организовывать массовые мероприятия, вебинары, веб-конференции, собрания и совещания посредством различных каналов видеоконференцсвязи.
Мероприятие: День профессиональной подготовки производственного персонала Общества. Проводится регулярно (2-3 раза в год) по профильным направлениям деятельности производственного персонала среднего звена: добыча нефти и газа, механизированный фонд, бурение, геология и др. во взаимодействии с ТОП-менеджерами Общества, ключевыми специалистами и руководителями: для развития необходимых компетенций, обмена профессиональным опытом и знаниями технологических особенностей процессов на производственных объектах. Доля участия специалистов в мероприятии составляет порядка 25 % от общей численности работников среднего звена. Ежегодный показатель карьерного роста участников составляет в среднем 36% от общей численности производственного персонала. Согласно Регламента проверки знаний и оценки профессиональных компетенций производственного персонала (Приложение 1), составляется График проведения проверки знаний и оценки профессиональных компетенций производственного персонала ООО «РИТЭК» на год (Приложение 2). Непосредственно перед проведением мероприятия определяются списки участников – работники производственных подразделений (согласно указанным в Графике направлениям деятельности) и утверждается Программа мероприятия (Приложение №3).
Конкурс на лучшую научно-техническую разработку. Проводится ежегодно с целью выявления инновационных идей, изобретений и раскрытия перспективных молодых работников, а также развития их творческой и научной инициативы.
6. Корпоративное обучение:
-
сбор и обработка заявок на обучение в цифровом формате;
-
формирование программ и планов обучения дистанционной формы;
-
взаимодействие с ведущими образовательными организациями страны в режиме онлайн;
-
организация групповых межрегиональных тренингов и семинаров в режиме онлайн.
7. Оценка эффективности обучения:
-
автоматизированный выходной контроль качества обучения и аналитика результатов (с использованием MS Access);
-
автоподсчет баллов для контроля эффективности корпоративного обучения;
-
составление рейтинга учебных организаций.
-
LUKOIL AR. Корпоративный мобильный канал обучения и развития:
-
свободный доступ к вебинарам ведущих специалистов, тренеров и коучей России;
-
творческие конкурсы и эстафеты;
-
новостная лента;
-
дайджесты по адаптации для работников.
9. Корпоративная система управления знаниями (КСУЗ). Корпоративная социальная сеть с возможностью решения рабочих вопросов, оперативного обмена опытом и знаниями между специалистами всех уровней и направлений деятельности, обсуждение производственных задач, а также своевременного получения информации об изменениях в законодательстве или нормативной базе. Предназначена для упорядочивания знаний и организации работы с экспертами:
-
ознакомление работников с материалами, размещенными на Портале;
-
«привязка» экспертов к тематическим разделам;
-
обмен опытом между сотрудниками Организаций Группы «ЛУКОЙЛ» по заданным темам и направлению деятельности (общий чат).
10. Развитие карьеры. Основная задача – предоставить руководителям инструмент для выявления талантливых сотрудников и управления процедурами их развития и адаптации.
Основные возможности:
-
учет кадрового резерва и работа с ним;
-
составление планов развития сотрудников, назначение наставников и отслеживание результатов роста;
-
поиск «талантов»;
-
создание условий для преемственности.
11. Карьерный лифт. Общекорпоративный банк резюме сотрудников организаций Группы «ЛУКОЙЛ», используется для обеспечения эффективного механизма отбора персонала для работы в стратегических проектах; выявляет работников, готовых к ротации и владеющих необходимыми профессиональными, корпоративными и личностными компетенциями, повышению в должности, расширению функциональных обязанностей и зоны ответственности:
база данных для внешней ротации работников Компании;
поиск сотрудников на вакантные должности (участвуют все предприятия Группы «ЛУКОЙЛ»).
Из набора функциональных диджитал-групп в зависимости от потребности, составляются Модули под необходимые процессы службы управления персоналом:
-
подбор персонала для Проектов Общества;
-
выявление инициативной молодежи;
-
работа с высокопотенциальными сотрудниками;
-
развитие научного потенциала работников;
-
работа с лидерами;
-
определение кандидатов в резерв кадров;
-
подготовка внутренних тренеров по направлению деятельности;
-
организация аттестации и оценки деятельности работников Общества;
-
работа по оценке результатов деятельности, корпоративных и управленческих компетенций персонала в Обществе;
-
перспективное, текущее планирование и организация профессионального обучения работников Общества;
-
работа с молодыми специалистами Общества;
-
организация участия молодых специалистов и работников Общества в отраслевых и корпоративных Конкурсах;
-
взаимодействие с учебными заведениями;
-
прохождение независимой оценки квалификации.
Критерии результативности
увеличение объема чел/курсов дистанционного формата обучения;
оптимизация командировочных расходов;
сокращение времени отвлечения производственного персонала от процессов в связи с получением обязательных знаний без потерь качества и эффективности обучения;
обеспечение карьерного роста персонала;
рост производительности труда;
расширение перечня стратегических партнеров в области подготовки кадров;
рост научного потенциала работников и научно-технических разработок, внедряемых на производственных объектах.
Данные о результативности
-
Увеличение количества чел/курсов дистанционного формата обучения составило 37% от общего Плана подготовки персонала с максимально зафиксированным снижением фактических расходов на 11 млн. руб./год и возможностью обучения большего количества работников.
-
Достигнута оптимизация затрат на командировочные расходы, связанные с обучением работников и проведением оценочных мероприятий в связи с переходом на дистанционные форматы.
-
Минимизация отвлечения производственного персонала от трудовых процессов в связи с прохождением требуемого обучения составила в среднем 1 500 чел./дней/год. Согласно проведенному анализу анкет выходного контроля, качество и эффективность обучения остались на прежнем высоком уровне, при этом работники отметили положительные аспекты данной формы (удобное время прохождения, широкий спектр обучающих программ и курсов, рост возможности прохождения большего количества обучающих программ по сравнению с очной формой).
-
С применением Системы в Обществе ежегодный показатель карьерного роста работников по специальностям среднего звена составляет 28%-36% от общей численности производственного персонала, участвующего в заявленных процессах.
-
Наблюдается устойчивая положительная динамика роста производительности труда.
-
Расширен перечень стратегических партнеров в области подготовки кадров, зарекомендовавших себя надежными и качественными поставщиками услуг:
-
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет нефти и газа» имени И.М. Губкина г. Москва;
-
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы» г. Москва;
-
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский институт нефтегазового бизнеса» г. Москва;
-
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университет» г. Волгоград;
-
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр охраны труда» г. Ханты-Мансийск;
-
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Уфимский учебный центр «Башнефтехим» г. Уфа;
-
Образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования Корпоративный учебный центр г. Астрахань;
-
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу» г. Ростов-на-Дону;
-
Частное образовательное учреждение дополнительного образования «Академик» г. Жирновск;
-
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (ПНИПУ) и др.
-
При применении «Системы оценки и профессионального развития производственного персонала в условиях цифрового пространства» активен процесс наставничества и развития специалистов среднего звена, который ведет к планомерному росту научного потенциала работников и научно-технических разработок, внедряемых на производственных объектах. Например, в 2019 году в Обществе внедрены следующие рационализаторские предложения:
-
на скважинах с внутренним диаметром эксплуатационной колоны менее 140 мм внедрены установки электроприводных центробежных насосов 5-го габарита с погружным электродвигателем диаметром 92 мм при помощи переходной стыковочной гидрозащитой вместо УЭЦН 4-го габарита». Прогнозируемый экономический эффект одного года составляет 4 млн. руб.;
-
реконструкция штанг методом горячей радиально-сдвиговой винтовой прокатки (РСВП) прутка ШН-19, 22, 25 мм б/у, не подлежащего ремонту, до ШН-16, 19, 22 мм соответственно, за счет уменьшения диаметра поперечного сечения тела прутка. Прогнозируемый экономический эффект одного года составляет более 1,5 млн. руб.;
-
активно внедряя «Систему оценки и профессионального развития производственного персонала в условиях цифрового пространства» ООО «РИТЭК» демонстрирует устойчивое повышение производительности труда за счет воздействия на внутренние факторы роста, а именно: профессиональную подготовку и повышение квалификации работников, рост технического уровня производства и автоматизации, применение новейших технологий, эффективную организацию труда.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Риск (для предприятий малого и среднего бизнеса): неокупаемость вложений в технические средства для внедрения Системы.
Механизм минимизации: использование меньшего количества функциональных диджитал-групп/альтернативных программных ресурсов.
Альтернативные программные продукты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Альтернативные ресурсы
Алгоритм внедрения практики
Ресурсное обеспечение практики составляют:
-
информационные системы;
-
администраторы информационных систем (обученные пользователи – работники службы управления персоналом);
-
финансовые средства на подготовку работников (обучение).
Алгоритм тиражирования практики связан с выбором программного обеспечения и его технологическим внедрением в деятельность организаций.
Данные о тиражировании
Практика реализована в регионах деятельности ООО «РИТЭК» – четырех территориально-производственных предприятиях:
ТПП «Волгограднефтегаз» (Волгоградская область, Астраханская область, Республика Калмыкия);
ТПП «ТатРИТЭКнефть» (Республика Татарстан, Республика Удмуртия);
ТПП «РИТЭКБелоярскнефть» (ХМАО-Югра, ЯНАО);
ТПП «РИТЭК-Самара-Нафта» (Самарская область, Ульяновская область).