Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Подготовка высококвалифицированных рабочих для горнодобывающих предприятий Компании «Норильский никель»

Номинация
Корпоративное обучение
Год внедрения
2018
Субъект РФ
Красноярский край
Организация
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Корпоративный университет «Норильский никель»

Аннотация

Практика описывает уникальную образовательную технологию блочно-модульного обучения с использованием тренажеров-симуляторов и реального оборудования для комплексного поэтапного формирования, и оценки ключевых профессиональных компетенций у рабочих горных профессий с целью дальнейшей эффективной и безопасной работы в условиях высокотехнологичных производств горнодобывающих предприятий.

Практика может представлять интерес для профессиональных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, учреждений СПО, ВО, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов горных профессий, а также для компаний, осуществляющих разработку месторождений полезных ископаемых. 

Актуальность

В современных условиях развития бизнеса работодатель предъявляет широкий спектр требований к квалификации, профессионализму и корпоративной культуре своих работников – они должны уметь работать на высокотехнологичном оборудовании, успешно адаптироваться к быстроменяющимся условиям производства, выполнять трудовые функции качественно и безопасно.

 Практика ЧОУ ДПО «Корпоративный университет «Норильский никель» является уникальной для нашей страны (учебный подземный полигон – единственная учебно-производственная площадка подобного рода на территории РФ) и представляет успешный опыт подготовки квалифицированного персонала для предприятий минерально-сырьевого комплекса Компании «Норильский никель» (далее – Компании). Предложенный практикой формат обучения позволяет значительно повысить качество практического обучения по профессиям горного профиля, мотивацию учащихся и в значительной мере сократить сроки адаптации работников на новом рабочем месте.

Весь цикл практики представляет собой процесс непрерывного формирования, развития и совершенствования профессиональных компетенций, где начальным этапом является теоретическая подготовка слушателей, затем формируются профессиональные умения и навыки путем их отработки на имитационно-тренажерных комплексах и оборудовании в условиях реального производства, заключительный этап - оценка сформированных компетенций.

Общие идеи и принципы, положенные в основу практики, применимы в системе подготовки кадров для сложных производств.

Устойчивость функционирования практики обусловлена ежегодной потребностью Компании в профессиональном обучении рабочих горных профессий с применением современных обучающих технологий и сложного дорогостоящего оборудования.

Цель и задачи

Цель: формирование у рабочих горнодобывающих предприятий Компании профессиональных компетенций по безопасной реализации производственных процессов. 

Задачи:

  1. Разработка системы непрерывного профессионального обучения, направленной на развитие профессиональных компетенций и формирование культуры безопасного поведения на производстве.

  2. Реализация модульных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации с применением современных обучающих технологий, в том числе технологий виртуальной реальности.

  3. Выявление уровня развития ключевых и профессиональных компетенций посредством проведения промежуточной и итоговой аттестаций с использованием имитационно-тренажерных комплексов и реального оборудования, применяемого на предприятиях Компании.

  4. Организация регулярного персонального контроля уровня квалификации рабочих горнодобывающих предприятий в области безопасности труда с применением терминалов-экзаменаторов. (описание в пункте 6.2.)

  5. Разработка и реализация программ оценки профессиональных компетенций, основой которых является выполнение практических работ на тренажерно-симуляционном комплексе, для мониторинга уровня квалификации рабочих горного профиля и выявления актуальных зон развития, требующих дополнительного обучения. (описание в пункте 6.3.)

Средства и способы реализации практики

Средства и способы реализации практики разработаны в соответствии с проектной идеей о модернизации содержания обучения и создании условий для обеспечения качественной подготовки и оценки персонала горнодобывающих предприятий Компании.

Новая модель обучения рабочих горных профессий включает в себя:

1. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, разработанные по модульному принципу, позволяющие поэтапно формировать и совершенствовать профессиональные компетенции рабочих по профессиям бурильщик шпуров, машинист ПДМ, машинист подземных самоходных машин ПСМ.

Система программ включает в себя:

  • программы профессиональной переподготовки лиц, уже имеющих профессию рабочего, в целях получения новой профессии рабочего с учетом потребностей производства, 

  • программы повышения квалификации рабочих, уже имеющих профессии рабочих в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии без повышения образовательного уровня.

2. Две учебно-производственные площадки с тренажерами-симуляторами, терминалами-экзаменаторами и аналогами дорогостоящего производственного оборудования, используемыми на предприятиях Компании, для отработки практических навыков работников и персонального контроля компетентности в области безопасности труда.

3. Программы оценки профессиональных компетенций рабочих горных профессий, разработанные для регулярного мониторинга квалификации персонала и выявления актуальных зон развития.

Данная практика успешно апробирована и реализуется с 2013 года по настоящее время. 

Программы профессионального обучения

В рамках практики разработаны программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по профессиям бурильщик шпуров, машинист ПДМ, ПСМ. 

Программы составлены на основании профессионального стандарта «Машинист подземного самоходного оборудования», утвержденного Приказом Минтруда РФ от 01.02.2017 № 128н. Применяемая в программах модульная технология позволяет формировать профессиональные компетенции в несколько этапов:

Блок – модуль 1 – базовый 

Место проведения – аудитории Университета. 

Направленность теоретического блока-модуля – формирование общепрофессиональных знаний и знаний по промышленной безопасности и охране труда.

Блок – модуль 2 – профессиональный 

Место проведения – аудитории Университета.

Направленность теоретического блока-модуля – формирование ключевых профессиональных знаний.

Блок – модуль 3 – практический 

Место проведения – Корпус производственного обучения Университета. 

Направленность практического блока-модуля – отработка практических навыков с применением технологий виртуальной реальности.

Блок – модуль 4 – учебно-производственный

Место проведения – Учебный подземный полигон Университета.

Направленность практического модуля - отработка практических навыков в условиях, приближенных к производству.

Текущий контроль (ежедневно) – «Предсменный экзаменатор».

Промежуточная аттестация – практический зачет с применением реального оборудования. Обязательное участие представителя работодателя.

Блок – модуль 5 - производственный 

Место проведения – основное место работы слушателя.

Направленность практического модуля – отработка практических навыков в условиях реального производства.

Итоговая аттестация – квалификационный экзамен.

Степень структурированности учебного материала оказывает значительное влияние на успешность обучения. Чем лучше структурирован учебный материал, тем легче он воспринимается и усваивается слушателями. 

К преимуществам выбранного блочно-модульного метода относятся:

  • структурированность учебного материала;

  • системность и комплексность подхода в определении содержания курса;

  • усиление мотивации и заинтересованности слушателей в результатах обучения, развитие самодисциплины и самооценки;

  • реализация принципов сознательности и активности в обучении; 

  • обеспечение эффективного контроля за ходом учебного процесса, усвоением слушателями каждого блока – модуля.

Учебно-производственные площадки

Фактор, оказывающий влияние на результаты обучения – сложность изучаемого материала: чем сложнее проблематика, тем больше времени требуется для усвоения. Практическим модулям, которые направлены на отработку технически сложных и небезопасных навыков рабочих горных профессий, определено в программах обучения более 50 % всего учебного времени. Организация практического обучения проводится на двух учебно-производственных площадках: в Корпусе производственного обучения Университета и на Учебном подземном полигоне на базе действующей шахты «Ангидрит» рудника «Кайерканский».

В Корпусе производственного обучения проводятся лабораторно-практические занятия по управлению самоходной буровой установкой и погрузочно-доставочной машиной при помощи тренажеров-имитаторов. 

Действующий парк тренажерного оборудования:

  • тренажер UG-360, имитирующий управление подземными погрузочно-доставочными машинами Caterpillar R1700G и R2900G (фирма-производитель ImmersiveTechnologiesPtyLtd);

  • тренажер IM-360, имитирующий управление подземной погрузочно-доставочной машиной Sandvik LH514 и самоходной буровой установкой с анкерным креплением Sandvik DS-411 (фирма-производитель Immersive Technologies PtyLtd);

  • тренажер ST-14, имитирующий управление подземными погрузочно-доставочными машинами (фирма-производитель «Атлас Копко»);

  • тренажер Boomer E2С, имитирующий работу самоходной буровой установки (фирма-производитель «Атлас Копко»);

  • тренажер Sandvik DD-422i, имитирующий работу самоходной буровой установки с автоматическим бурением (фирма-производитель «Sandvik»).

  • Использование тренажеров в учебном процессе позволяет слушателям погрузиться в условия, максимально приближенные к реальному производственному процессу, сформировать навык адекватного поведения в штатных и внештатных (аварийных) ситуациях в дальнейшей производственной деятельности, применять эффективные методы контроля за безопасностью ведения работ. 

Обучение проводят специалисты Университета, имеющие большой опыт производственной деятельности на горнодобывающих предприятиях и владеющие технологией ведения учебного процесса.

На Учебном подземном полигоне на базе действующей шахты «Ангидрит» рудника «Кайерканский» специально оборудованы учебные подземные выработки и применяется реальная техника, которая используется на горных предприятиях Компании. На данном оборудовании слушатели отрабатывают ключевые профессиональные навыки работы машинистов ПДМ, ПСМ и бурильщиков шпуров.

Действующий парк горной техники:

  • погрузочно-доставочная машина «Caterpillar R1600G»;

  • самоходно-буровая установка «Bommtr S1D».

Также на Учебном подземном полигоне обучающиеся перед спуском в шахту проходят регулярную тестовую процедуру «Предсменного экзаменатора». Это автоматизированный способ персонального контроля компетентности работников в области безопасности труда. Применение компьютерных технологий позволяет проводить массовое скоростное (10-20 секунд) тестирование персонала на знание методов и приемов безопасного выполнения работ перед началом каждой рабочей смены. Оперативный предсменный компьютерный контроль знаний, умений и навыков способствует эффективному закреплению в подсознании работников стереотипов безопасного поведения при выполнении ими трудовых обязанностей, что позволяет снизить уровень аварийности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве. Аналогичные терминалы-экзаменаторы установлены на горно-добывающих предприятиях Норникеля.

Организация учебной деятельности с применением имитационно-тренажерных комплексов и реального оборудования, используемого на предприятиях Компании, сокращает сроки адаптации работников на новом рабочем месте, снижает показатели производственного травматизма, позволяет осуществлять персональный контроль компетентности в области безопасности труда, увеличивает продолжительность эксплуатации производственной техники на предприятиях. 

Также, материально-техническая база Университета, используемая в рамках данной практики, может быть в дальнейшем использована для проведения независимой оценки квалификации рабочих горных профессий.

Программы оценки профессиональных компетенций
рабочих горных профессий

В 2017 году были разработаны краткосрочные программы повышения квалификации и оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у бурильщиков шпуров и машинистов самоходно-дизельного оборудования.

Каждая программа повышения квалификации включает в себя три блока:

  • Теоретическая и практическая подготовка, направленная на повышение уровня знаний и развитие умений по тем областям профессиональной деятельности, по которым выявлен низкий уровень компетентности;

  • оценка профессиональных компетенций, осуществляющаяся путем выполнения практических работ на тренажерно-симуляционном комплексе по отработке заданных сценариев работы.

Практические занятия и оценка компетенций слушателей проводятся в Корпусе производственного обучения Университета.

Проведение оценки профессиональных компетенций и анализ ее результатов:

  • позволяет выявить у рабочих горных профессий актуальные зоны развития, требующие дополнительного обучения;

  • облегчает разработку и актуализацию программ обучения и повышения квалификации работников горных профессий;

  • значительно влияет на снижение уровня травматизма при осуществлении рабочими своей профессиональной деятельности;

  • позволяет усилить контроль производственной дисциплины и повысить заинтересованность персонала в увеличении продуктивности и улучшении качества своего труда;

  • является хорошим стимулом для самих работников, получивших объективную характеристику своих профессиональных компетенций. 

Критерии результативности

Критерии:

  • Численность слушателей, обученных по программам профессиональной подготовки и повышения квалификации по профессиям горного профиля.

  • Численность рабочих предприятий минерально-сырьевого комплекса Компании, прошедших оценку профессиональных компетенций.

  • Уровень снижения травматизма среди рабочих предприятий Компании «Норильский никель».

  • Уровень удовлетворенности слушателей по окончании обучения.

Данные о результативности 

  1. Апробирована и внедрена новая образовательная система обучения, ориентированная на формирование профессиональных компетенций рабочих горных профессий.

  2. За период 2013-2020 гг. количество рабочих, прошедших модульное обучение по профессиям бурильщик шпуров – 621 человек (плановый показатель 2021 года – 170 человек), машинист самоходного дизельного оборудования (СДО) – 1682 человека (плановый показатель 2021года – 173 человека).

  3. Разработаны и реализованы программы оценки компетенций у рабочих по профессиям горного профиля. За период 2017 – 2020 гг. количество рабочих, прошедших оценку компетенций по профессиям бурильщик шпуров – 444 человека; машинист СДО – 676 человека.

  4. На 25% снизился уровень производственного травматизма у работников профессий бурильщик шпуров и машинист самоходного дизельного оборудования по данным анализа отчетов по несчастным случаям в подразделениях ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», ДЗО и филиалах Компании, проведенного за период 01.01.2015 – 31.12.2020.

  5. Согласно анализу анкет обратной связи 93, 5% слушателей подтвердили успешность обучения высокими оценками по таким критериям как качество обучения, практическая ценность материала и его соответствие профессиональным потребностям.

  6. Среднее количество ежегодно проходящих подготовку, переподготовку и оценку компетенций рабочих по профессиям бурильщик шпуров, машинист погрузочно-доставочной (ПДМ), подземной самоходной машины (ПСМ) составляет около 142 человека.

Нормативная база практики

Практика реализуется на основании заключенных договоров с подразделениями Компании «О практической подготовке обучающихся».

Данные о тиражировании

Создание уникальной учебно-производственной площадки (подземного полигона) послужило толчком к развитию партнерских отношений с другими крупными работодателями: «АЛРОСА» - лидера по добыче природных алмазов и горнодобывающей компанией «ЕВРАЗРУДА».  



Учредители