Аннотация
Практика описывает механизм формирования индивидуальных программ обучения педагогов системы среднего профессионального образования по востребованным цифровым компетенциям с использованием цифровой платформы.
Практика может быть тиражирована в любом регионе, в различных отраслях для организации обучения специалистов цифровым компетенциям, в том числе и в центрах опережающей профессиональной подготовки регионов.
Актуальность
Предлагаемый механизм формирования индивидуальных образовательных траекторий по развитию цифровых компетенций педагогов системы среднего профессионального образования включает в себя 4 базовых элемента:
-
Формализация современных цифровых компетенций для педагога.
-
Формирование конструктора программ подготовки по каждой компетенции.
-
Создание инструмента подбора образовательных модулей.
-
Формирования индивидуальных программ подготовки на цифровой платформе с применением системы дистанционного обучения.
Системный и инструментальный подход к обучению преподавателей цифровым компетенциям, индивидуализация образовательного процесса делают решения Практики возможными для дальнейшего тиражирования и масштабирования.
Цель и задачи
Цель:
Формирование и развитие цифровых компетенций педагогических работников системы среднего профессионального образования.
Задачи:
-
Создание инфраструктурных условий для формирования и развития цифровых компетенций преподавателей системы СПО на базе Центра опережающей профессиональной подготовки.
-
Формирование цифрового образовательного контента.
-
Создание организационных условий реализации индивидуальных образовательных программ.
Средства и способы реализации практики
Этапы реализации обучения:
-
Мониторинг востребованных системой СПО цифровых компетенций преподавателей.
-
Оценка уровня сформированности цифровых компетенций у преподавателей СПО.
-
Проектирование индивидуальной образовательной траектории и выбор курса повышения квалификации из модулей конфигуратора образовательных программ ЦОПП.
-
Обучение по выбранным модулям на цифровой платформе.
-
Опрос слушателей по итогам прохождения курса.
-
Разработка дополнительных модулей программы повышения квалификации.
-
Мониторинг применения освоенных умений преподавателями в образовательном процессе.
-
Консультационная поддержка преподавателя по созданию индивидуальной нелинейной образовательной среды, внедрения цифрового контента.
Организационно-содержательная структура процесса индивидуальной подготовки
-
Запись на программу.
Записаться на программу может любой житель региона через цифровую платформу ЦОПП или через личный кабинет гражданина.
Данные заявок обрабатываются через цифровую платформу и являются основанием для разработки программ по освоению цифровых компетенций для преподавателей, студентов, сотрудников предприятий – работодателей, социальных партнеров профессиональных образовательных организаций.
-
Выбор курса повышения квалификации из модулей конфигуратора образовательных программ ЦОПП.
Конфигуратор образовательных программ предлагает 4 модуля по 18 часов каждый:
Модуль 1. Дистанционные системы;
Модуль 2. Разработка персонального веб-приложения;
Модуль 3. Эффективная работа в MSOffice;
Модуль 4. Работа с современными интернет-ресурсами.
-
Проектирование индивидуальной образовательной траектории по выбранной цифровой компетенции:
-
коммуникации и кооперация в цифровой среде;
-
саморазвитие в условиях неопределенности;
-
креативное мышление;
-
управление информацией и данными;
-
критическое мышление в цифровой среде.
Структура и форма программ может варьироваться:
-
по количеству часов (от 18 до 72 часов);
-
по тематике (согласно тем цифровым компетенциям, которые необходимо сформировать или усовершенствовать преподавателю);
-
по выбору преподавателей (запрос может содержать потребность в преподавателях из других регионов);
-
по форме обучения (очная, очно-заочная, заочная);
-
по видам оборудования: современное учебное оборудование, расположенное на базе ЦОПП или оборудование, расположенное на партнерских площадках других профессиональных образовательных организаций области (VR, Jallinga, робототехника).
Обучение проводится по индивидуальной образовательной траектории.
Пример дополнительной профессиональной программы и модуль «Информационная образовательная среда в цифровой педагогике» приведены в Приложении 1).
Критерии результативности
-
количество запросов/заявлений на обучение, зафиксированных на Цифровой платформе;
-
наличие цифрового образовательного контента;
-
наличие организационных условий реализации образовательных программ.
-
количество обучившихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, ориентированных на подготовку по цифровым компетенциям.
Данные о результативности
-
Сформирован цифровой образовательный контент:
-
описаны цифровые компетенции преподавателя СПО;
-
сформированы по каждой компетенции программы подготовки в виде самостоятельных независимых модулей;
-
разработан инструмент оценки сформированности цифровых компетенций для преподавателей СПО, который помогает понять, какие компетенции нужно приобрести или какие компоненты компетенций необходимо усовершенствовать;
-
создан механизм подбора модулей обучения по цифровым компетенциям для персонального выбора и формирования индивидуальной программы подготовки (конструктор компетенций).
-
используется доступная информационная среда с применением дистанционных технологий для реализации персональных программ.
-
разработаны дополнительные модули на основе запросов потребителей.
-
Разработан организационно-содержательная структура процесса индивидуальной подготовки
-
Зафиксирован рост количества запросов на программу повышения квалификации:
-
рост запросов от руководителей профессиональных образовательных организаций; 2019 г. – 5 ПОО, 2020 г. – 35 ПОО, 1 квартал 2021 г. – 48.
-
рост запросов от методических служб профессиональных образовательных организаций; 2019 г. – 7 ПОО, 2020 г. – 15 ПОО, 2020 г. – 56.
-
рост индивидуальных запросов преподавателей на обучение; декабрь 2019 г. –25 человек, февраль 2020 г. – 90 человек, 1 квартал 2021 г. – 115 ч.
-
рост запросов студентов на обучение в рамках дополнительных программ по формированию цифровых компетенций: 2019 г. – 0 человек, 2020 г. – 110 человек, 1 квартал 2021 г. – 214 ч.
-
За период реализации практики с 2019 по 2021г.г. обучение прошли 619 человек:
-
27-28 мая 2020 года модули практики по повышению квалификации преподавателей, ответственных за разработку профессиональных проб для школьников, были использованы на II Всекузбасском съезде директоров школ в рамках Московского международного Салона образования «ММСО – карта образовательных решений».
Результат: рост запросов на обучение по программе увеличился на 20%.
-
Реализована программа дополнительного модуля «Цифровые ресурсы» для профессиональных образовательных организаций г. Новокузнецка, г. Прокопьевска, г. Кемерово, г. Белово
Результат: увеличение количество выпускников с ключевыми компетенциями цифровой экономики в 2019-2021г.г.
-
Реализована программа «Цифровые ресурсы» для специалистов по запросам КАО АЗОТ.
Результат: апрель 2020 г. - 15 человек КАО АЗОТ прошли обучение по данной программе, за 2020 - 2021 г.г.более 1100 специалистов предприятий региона прошли обучение по данной программе.
-
Реализация модуля «Работа с современными интернет-ресурсами» для преподавателей, находящихся в декретном отпуске.
Результат: 2020 - 2021 г.г. - 28 человек.
-
Разработан дополнительный модуль по программе «SocialMediaMarketing (работа с социальными сетями)».
Результат: сформированы и обучены 3 группы в сентябре 2020 г. по модулям «Дистанционные системы», «Разработка персонального веб-приложения».
-
Реализация онлайн-курса «SocialMediaMarketing (работа с социальными сетями)» совместно с ГБУ ДПО КРИРПО в рамках программы «Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями» - 287 человек.
-
Разработан дополнительный модуль по программе «Сервисы для проведения онлайн-мероприятий».
Результат: обучены 3 группы - 13 человек, преподаватели СПО в 1 квартале 2021 г.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Ограничением для применения представленной практики может служить отсутствие в штате образовательного учреждения психолога, либо лиц с необходимым опытом работы педагогической деятельности.
Алгоритм внедрения практики
Ресурсное обеспечение Практики:
Для создания, внедрения, тиражирования данной практики применен минимальный набор программного обеспечения.
Финансовые ресурсы:
-
Субсидии из бюджета на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг по реализации дополнительных образовательных программ.
-
Внебюджетные средства организации.
Алгоритм:
-
Мониторинг востребованных системой СПО цифровых компетенций преподавателей.
-
Оценка уровня сформированности цифровых компетенций у преподавателей СПО.
-
Проектирование индивидуальной образовательной траектории и выбор курса повышения квалификации из модулей конфигуратора образовательных программ ЦОПП.
-
Обучение по выбранным модулям на цифровой платформе.
-
Опрос слушателей по итогам прохождения курса.
-
Разработка дополнительных модулей программы повышения квалификации.
-
Мониторинг применения освоенных умений преподавателями в образовательном процессе.
-
Консультационная поддержка преподавателя по созданию индивидуальной нелинейной образовательной среды, внедрения цифрового контента.
Данные о тиражировании
Данные о тиражировании практики не представлены