Аннотация
Практика описывает комплексную систему сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие» для школьников и студентов в возрасте от 12 до 20 лет, охватывающую все этапы становления квалифицированного специалиста – от профессиональной диагностики до трудоустройства и обеспечивающую движение по пути эффективного профессионально-личностного развития.
Практика может быть интересна руководителям образовательных организаций и предприятий, работникам служб занятости, организаторам профориентационной деятельности.
Актуальность
Система сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие» (далее – Система) направлена на преодоление проблем в области профориентации и трудоустройства молодежи, таких как: устаревшие формы и методы профориентационной работы, отсутствие у обучающихся мотивации к обучению и необходимых навыков самоопределения на рынке труда, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства, недостаточная сформированность необходимых общих и профессиональных компетенций, а также необходимость тонкой настройки образовательных услуг на потребности рынка труда.
Цель и задачи
Цель:
Обеспечение успешного профессионального самоопределения обучающихся на этапах выбора сферы профессиональной деятельности, профессионального образования и проектирования профессиональной карьеры.
Задачи:
1. Организация работы в направлении функционирования и совершенствования системы сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж - Предприятие».
2. Организация профориентационной диагностики и консультирования, психологического сопровождения.
3. Реализация инновационных подходов в области профессиональной ориентации молодежи, совершенствование форм и методов профориентационной деятельности.
4. Организация обучения по дополнительным образовательным программам и обучения с одновременным освоением нескольких видов образовательных программ, повышение конкурентоспособности будущих специалистов
5. Организация деятельности студенческого конструкторского бюро (СКБ) «Расправляя крылья».
6. Организация творческих конкурсов, чемпионатов, ярмарок компетенций, поддержка инновационных проектов творческой молодежи.
7. Оказание содействия выпускникам колледжа в адаптации к рынку труда и обеспечение их эффективного трудоустройства.
Средства и способы реализации практики
Организационные условия
Работа по профессиональному самоопределению осуществляется педагогическими работниками ГАПОУ СО «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» (далее – Колледж) под руководством заместителя директора по учебно-производственной работе. Функции координации проектом выполняет Центр формирования контингента (Положение о Центре представлено в Приложении 1 ).
Профориентационный блок охватывает ряд направлений:
-
организация деятельности в области профессиональной ориентации молодежи, трудоустройства, дополнительного образования на основе инновационных подходов;
-
развитие сотрудничества и партнерских связей между образовательными организациями среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, работодателями и общественными организациями Свердловской области по вопросам профессиональной ориентации молодежи, трудоустройства, организации дополнительного образования граждан;
-
развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций различного уровня;
-
представление общественности и популяризация педагогического опыта в области профессиональной ориентации молодежи и трудоустройства выпускников.
Система непрерывного сопровождения профессионального самоопределения включает в себя 4 этапа:
1 этап «Абитуриент».
Задачи:
-
организация профориентационной диагностики и тестирования;
-
реализация программ дополнительного профессионального образования, направленных на профессиональное самоопределение и повышение мотивации к будущей профессиональной деятельности и включающей в себя прохождение профессиональных проб, знакомство с содержанием будущей профессии, подготовку к вступительным испытаниям;
-
организация участия школьников в олимпиадах профессиональной направленности, конкурсах, чемпионатах с целью ранней профориентации, в том числе по стандартам JuniorSkills;
-
организация профессионального обучения для школьников - освоение первой профессии.
2 этап «Студент»
Задачи:
-
реализация программ профессионального обучения, ориентированного на профессиональную саморефлексию и формирование индивидуальных карьерных маршрутов;
-
реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки – возможность получения дополнительных компетенций и квалификаций, с возможностью последующего подтверждения в центрах оценки квалификации.
-
организация участия студентов в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства, в том числе по стандартам WorldSkills Russia, участия в конкурсных отборах на получение стипендиальных грантов, учрежденных работодателями.
3 этап «Выпускник»
Задачи:
-
знакомство с реальными рабочими местами по полученной специальности (профессии) посредством реализации практико-ориентированного обучения: имитация и визуализация рабочего места, прохождение производственной практики на предприятии, участие в профессиональной деятельности и общественных мероприятиях на предприятии;
-
подготовка к участию в демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills Russia или в процедуре независимой оценки квалификации (в рамках государственной итоговой аттестации).
4 этап «Молодой специалист»
Задачи:
-
консультативная поддержка по определению карьерных маршрутов;
-
помощь в поиске места трудоустройства;
-
повторная профессиональная диагностика и помощь профконсультанта, психолога в первый год трудоустройства.
Интегративный подход Системы позволяет органично соединить элементы воспитательно-образовательного процесса с технологиями маркетинга, рекламы и PR, необходимыми для достижения целей профориентационной работы, привлечь ресурсы структурных подразделений колледжа и предприятий - социальных партнеров.
В Систему включены следующие проектные направления:
Направление 1. Познай себя: Я и мир профессий
Проектная идея: развитие диагностико-консультационной деятельности, включающей в себя проведение диагностики профессиональных склонностей, интересов и способностей, оказание консультационной помощи в выборе учебного заведения, профессии, специальности и места работы.
Профориентационное тестирование проводится по трем компьютерным диагностическим комплексам - «Профориентатор», «Профкарьера» и «Профконсультант» (разработка ЦТ «Гуманитарные технологии», г. Москва) для различных целевых групп: школьники, студены, выпускники профессиональных образовательных организаций и иные категории граждан.
Психолог и профконсультант проводят индивидуальное профконсультирование, выполняющее информационную, диагностическую, формирующую и психологическую функции. Для профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подготовлен и используется комплекс оборудования и специализированного программного обеспечения на базе библиотечного медиацентра колледжа с возможностью инклюзивного образования для лиц с ОВЗ из числа слепых и слабовидящих.
Для изучения образовательных потребностей различных групп целевой аудитории и прогнозирования развития спектра образовательных программ применяется разработанный маркетинговый инструментарий «Профнавигатор», позволяющий проводить мониторинг параметров приема, профориентационное анкетирование абитуриентов, мониторинг трудоустройства выпускников колледжа.
Направление 2. Профпробы и профигры
Проектная идея: разработка и проведение практико-ориентированных профессиональных проб, мастер-классов и профессиональных игр.
Профессиональные пробы проводятся в форме интерактивных занятий с моделированием элементов конкретного вида профессиональной деятельности. Разработано 12 программ профессиональных проб и мастер-классов: «Архитектурное проектирование», «Изготовление визитки», «Декоративный натюрморт», «Композиция и цветоведение», «Трехмерное моделирование в архитектуре», «Работа экскаватора», «Азбука гостеприимства», «Измерение горизонтальных и вертикальных углов, определение расстояния, с использованием электронного тахеометра», «Технология обработки космических снимков», «Декорирование», «Моя профессия – строитель!», «Проектирование и изготовление опытного образца элемента образовательной среды».
Ролевая профориентационная игра «Марафон выбора специальностей» проводится для потенциальных абитуриентов колледжа (Приложение 2).
В рамках работы по данному проектному направлению заключено 5 партнерских соглашений в области профориентационной деятельности с образовательными организациями Свердловской области (Приложение 3).
Организовано участие школьников 6−11 классов в проекте ранней профессиональной ориентации Билет в будущее, включая профессиональные пробы, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией, и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности.
В 2020 г. массовое распространение получил онлайн-формат проведения профориентационных мероприятий.
Направление 3. Шаг за шагом к накоплению капитала идентичности
Проектная идея: расширение спектра дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в Колледже для обеспечения возможности развития личностного и профессионального потенциала участников каждой целевой группы.
Колледж реализует практику одновременного освоения второй основной образовательной программы среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий по 3 специальностям и 3 программам повышения квалификации.
Для обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте 14–16 лет колледж предлагает уникальную возможность получить первую профессию. Учащиеся 8–11 классов в кратчайший срок без отрыва от школьных занятий могут освоить программу профессионального обучения и сдать квалификационный экзамен с получением 2-го или 3-го уровня квалификации по интересующей их профессии/специальности. Лучшие из них получают ещё одну уникальную возможность - принять участие в Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» Свердловской области по международным стандартам компетенций юниорского движения WorldSkills Russia.
Реализация программ профессионального обучения в рамках практики «Первая профессия» осуществляется в сетевой форме реализации образовательных программ образовательными организациями: колледжами, средними общеобразовательными организациями. По окончании обучения школьники / студенты проходят квалификационный экзамен и получают документы о квалификации.
Направление 4. Инжиниринг талантов
Проектная идея: организация деятельности по поддержке одаренной молодежи и развитию их профессионального мастерства.
В рамках деятельности Колледжа организована деятельность Студенческого конструкторского бюро (СКБ) «Расправляя крылья», реализуется общеобразовательная программа «Подготовительные курсы по рисунку и композиции», организуются творческие конкурсы и олимпиады.
Студенческое конструкторское бюро (СКБ) «Расправляя крылья» организовано в рамках комплексной региональной программы «Уральская инженерная школа». СКБ объединяет школьников и студентов колледжа для творческой практической деятельности по созданию благоприятной окружающей среды.
В основе деятельности СКБ лежит концепция инженерного образования: «Планировать – Проектировать – Производить – Применять». Члены СКБ проектируют и изготавливают опытные образцы, макеты, проводят испытания, создают изделия. Работа в научно-исследовательском коллективе, где наставниками школьников являются и студенты, и преподаватели, развивает коммуникативность, творческий потенциал, учит мыслить, позволяет довести задуманное до внедрения.
Работа студенческого конструкторского бюро СКБ «Расправляя крылья»в рамках проекта «Уральская инженерная школа» в 2020 году была организована в соответствии с планом работы по направлению «Промышленный дизайн: разработка элементов окружающей среды». Основное направление деятельности СКБ направлено на сопровождение обучающихся в процессе развития отдельных составляющих компетентности посредством разработки интегрированных учебных заданий - обучение, основанное на активном практическом подходе. Осуществлено изготовление опытных образцов и макетов с использованием приобретенного в рамках проекта лазерного станка для резки и гравировки ST-LG1280Gи имеющегося в колледже оборудования - профессионального электроинструмента марок Bosch, Dremel, 3D-принтера. Работа членов СКБ с оборудованием сопровождалась мастерами производственного обучения и преподавателями. Положение об СКБ «Расправляя крылья» представлено в Приложении 4.
Ежегодно для обучающихся средних общеобразовательных школ проводится областная олимпиада по композиции, в том числе с использованием дистанционных технологий, которая является творческим конкурсом, а также отборочным туром для формирования состава СКБ «Расправляя крылья».
Направление 5. Старт Карьеры: Школа эффективного трудоустройства
Проектная идея: организация системы управления карьерой выпускников, развитие сотрудничества и партнерских связей с образовательными учреждениями, работодателями и общественными организациями Свердловской области в области профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.
Оказание содействия выпускникам колледжа в эффективном трудоустройстве и система управления карьерой выпускников осуществляется посредством развития сотрудничества и партнерских связей с образовательными учреждениями, работодателями и общественными организациями Свердловской области в области профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи. Примером взаимодействия служит практика организации образовательного кластера «СТРОЙкадры» всероссийского специализированного форума «Expobuild Russia» (Приложение 5).
Организовано содействие трудоустройству выпускников, включая развитие целевой подготовки, формирование у всех выпускников готовности к профессиональному самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела («Школа – Колледж – Предприятие»). Организовано формирование индивидуальных перспективных планов профессионального развития выпускников. Проводится подбор специалистов по заявкам работодателей (форма заявки подбора представлена в Приложении 6, карточка индивидуального профессионального развития выпускника в Приложении 7).
В постоянном режиме функционируют разделы официального сайта колледжа «Содействие занятости студентов и адаптации выпускников», «Выпускнику», организованы занятия по обучению навыкам самопрезентации и оформлению резюме, проводится круглогодичное консультирование по трудоустройству.
Формирование, осуществление и развитие отношений с социальными партнерами в рамках содействия трудоустройству осуществляется по следующим направлениям.
Привлечение специалистов предприятий – социальных партнеров в качестве экспертов при проведении олимпиад и чемпионатов профессионального мастерства.
Совместное участие в деятельности по профессиональной ориентации молодежи и содействию трудоустройству - конференций, форумов, выставок, семинаров, круглых столов по вопросам занятости, трудоустройства и профориентации.
Предоставление оборудованных мест практик для обучающихся, их сопровождение с целью создания режима адаптации на предприятии, изыскание возможностей для последующего трудоустройства выпускников.
Эффективным инструментом содействия выпускникам в трудоустройстве является Ярмарка профессиональных компетенций выпускников колледжа. Будущие молодые специалисты строительного производства демонстрируют навыки работы с роботизированной техникой: электронным тахеометром, лазерным нивелиром, цифровым теодолитом, а также выполняют этапы работы в системе автоматизированного проектирования «AutoCAD», в режиме реального производственного процесса осуществляют процесс проектирования и создания объемной детали. На завершающем этапе мероприятия представители предприятий-работодателей формируют предложения по реальному трудоустройству выпускников.
Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia и прохождение выпускниками процедуры независимой оценки квалификации с участием представителей предприятий-работодателей является логическим продолжением мероприятий по содействию трудоустройству.
Нормативная база практики
Соглашение в области профориентационной деятельности.
Положение о студенческом конструкторском бюро «Расправляя крылья».
Индивидуальный план профессионального развития выпускника.
Заявка на подбор специалиста.
Соглашение о социальном партнерстве
Соглашение о сотрудничестве
Примеры соглашений о сотрудничестве и социальном партнерстве представлены в Приложении 8 и Приложении 9.
Критерии результативности
Критерии:
-
Удовлетворенность обучающихся и выпускников образовательных организаций, их родителей полнотой и качеством проведения мероприятий по содействию в профессиональном самоопределении и трудоустройстве с учетом потребностей и возможностей обучающихся, социально-экономической ситуации на рынке труда;
-
Сформированность у обучающихся общих и профессиональных компетенций, необходимых для профессионального самоопределения и успешного трудоустройства, повышение общей и профессиональной культуры обучающихся;
-
Обновление форм и методов профориентационной работы с применением современных технологий, ее практикоориентированная направленность;
-
Удовлетворенность обучающихся и выпускников колледжа выбранной профессией (специальностью);
-
Динамика трудоустройства выпускников по полученной специальности;
-
Удовлетворенность предприятий-работодателей качеством подготовки выпускников, адаптированных к современному рынку труда.
Данные о результативности
В 2020 г. проведены маркетинговые исследования: на выявление профессиональных намерений обучающихся, мониторинг результатов приема поступающих, индивидуальные перспективные планы профессионального развития выпускника 2020 года очной формы обучения. Всего в маркетинговых исследованиях приняли участие 1223 респондентов.
На этапе «Абитуриент»
-
Удовлетворенность качеством услуг обучающихся, родителей демонстрируют результаты маркетинговых исследований: 88% родителей школьников свидетельствуют о получении исчерпывающей (достаточной) информации о мире профессий; 100% обучающихся отметили профориентационную диагностику как эффективную форму помощи в осознанном выборе профессии; все участники профессиональных проб, творческих конкурсов и олимпиад отметили их полезность для ранней профориентации.
-
Участники СКБ приобрели эрудированность и повысили общую культуру – 86%, приобрели инженерные навыки и навыки в области предпринимательства – 68%.
-
Слушатели подготовительных курсов: повысили общетеоретическую подготовку – 71%, сформировали практические навыки – 85%, почувствовали готовность к прохождению вступительных испытаний – 96%.
-
Спектр образовательных программ расширен за счет профессий и специальностей из списка наиболее востребованных и актуальных профессий ТОП-50.
На этапе «Студент»
-
На 8,6% увеличился контингент обучающихся по программам одновременного параллельного освоения второй основной образовательной программы.
-
32% обучающихся очной формы обучения осваивают программы одновременного параллельного освоения второй основной образовательной программы или программы повышения квалификации.
-
84% студентов старших курсов, прошедших тестирование по комплексу «Профкарьера» отметили, что получили помощь в определении пути карьерного развития.
На этапе «Выпускник»
-
От 92 до 100% выпускников очной формы обучения имеют индивидуальные перспективные планы профессионального развития выпускника.
-
Более 70% выпускников оценивают свой уровень сформированности навыков трудоустройства как «хороший» и уверены в быстром трудоустройстве.
-
80% выпускников расценивают свои шансы на трудоустройство как более высокие в результате освоения второй основной профессиональной программы, остальные 20% выпускников считают, что полученные знания пригодятся в жизни.
На этапе «Молодой специалист»
-
В первый год после окончания колледжа трудоустраиваются от 68% до 96% выпускников.
-
По оценке работодателей, выпускники колледжа обладают уровнем самостоятельности решения профессиональных проблем на 83%, умением применять теоретические знания в практической деятельности – на 70%, готовностью к профессиональной деятельности в целом – на 85%.
-
По оценке работодателей, результат подготовки выпускников, продемонстрированный при проведении ГИА, «высокий» - у 50% выпускников, «хороший» - у 50% выпускников.
-
В 2020 году профориентационными мероприятиями охвачено 6313 человек, в том числе: «Дни открытых дверей» и «Дни открытых дверей - online» (839 чел.), организация работы студенческого конструкторского бюро (СКБ) «Расправляя крылья» (25 чел.), подготовительные курсы для поступающих (141 чел.), профориентационные мероприятия в рамках VIII открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkillsRussia) Свердловской области» (60 чел.), областное родительское собрание «Будущая профессия: мифы и реальность» (2196 чел.), профориентационные мероприятия в рамках чемпионата Свердловской области «Абилимпикс» (15 чел.), видео-конференции для абитуриентов и законных представителей по приемной кампании 2020 (2820 чел.) и другие.
-
Наиболее востребованными направлениями профориентационной работы стали: «Профпробы, профигры», а также «Дни открытых дверей» в онлайн формате.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Ограничением для применения представленной практики может служить отсутствие в штате образовательного учреждения психолога, либо лиц с необходимым опытом работы педагогической деятельности.
Алгоритм внедрения практики
-
Подготовка организационно-управленческих условий реализации практики:
-
Модель управления;
-
Финансовая модель;
-
Ресурсная модель;
-
Организационно-функциональная модель;
-
Формирование партнерской сети взаимодействия с работодателями.
-
Подготовка методической базы:
-
разработка программ профориентационной диагностики и консультирования, психологического сопровождения;
-
выбор и определение инновационных подходов в области профессиональной ориентации молодежи, совершенствование форм и методов профориентационной деятельности;
-
актуализация образовательных программ;
-
разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
-
Реализация практики:
-
Организация обучения по дополнительным образовательным программам и обучения с одновременным освоением нескольких видов образовательных программ, повышение конкурентоспособности будущих специалистов
-
Организация деятельности студенческого конструкторского бюро.
-
Организация творческих конкурсов, чемпионатов, ярмарок компетенций, поддержка инновационных проектов творческой молодежи.
-
Оказание содействия выпускникам колледжа в адаптации к рынку труда и обеспечение их эффективного трудоустройства.
Данные о тиражировании
Система сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие» в деятельности Колледжа, неоднократно была представлена при посещении учебного заведения делегациям профессиональных образовательных организаций Свердловской, Курганской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, а также на конференциях и семинарах различных уровней, в деловой программе в рамках проведения региональных олимпиад профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia и JuniorSkills, Международной промышленной выставке «Иннопром», Национальном Чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (WorldSkills Hi-Tech), Специализированном форуме «Expobuild Russia», региональном фестивале «Город ТехноТворчества», а также в рамках значимых открытых мероприятий, организованных в колледже.
Практика является открытой для трансляции своего опыта, проведение мероприятий в рамках системы сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие» освещается в СМИ.
В течение 2020 года была организована постоянно действующая рекламно-информационная кампания.
Изготовлено 16 видеороликов: «Проведение VIII Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)»; «Где получить перспективную и востребованную профессию?»; «Мастерские ГАПОУ СО «УКСАП»»; «День открытых дверей – online»; «Серия видеороликов по специальностям и профессиям колледжа»
Производилось размещение информации в интернет-СМИ: на сайтах http://www.vsekolledzhi.ru/, www.obrazovanie66.ru, http://www.uralucheba.ru/, http://abiturient-urala. ru/ опубликован справочный материал о специальностях колледжа.
Систематически пополнялись контентом профориентационные разделы официального сайта колледжа www.uksap.ru. «Приемная комиссия», «Фотогалерея», «Ресурсный центр развития программ профессиональной ориентации», «Содействие занятости студентов и адаптации выпускников», «Абитуриенту», «Выпускнику», а также в официальной группе вконтакте https://vk.com/uksap.