Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Цифровая образовательная среда колледжа

Номинация
Цифровая трансформация подготовки кадров
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Нижегородская область
Организация
ГБПОУ «Перевозский строительный колледж»

Аннотация

Представленная практика является системным комплексным решением цифровизации всех бизнес-процессов профессиональной образовательной организации, фактического создания сетевого виртуального пространства взаимодействия участников образовательного процесса в дистанционных условиях. 

Данное решение может быть интересно менеджерам и специалистам профессиональных образовательных организаций и учебных центров, профессиональных сообществ, работающим над повышением эффективности процесса подготовки кадров.


 Актуальность

В условиях перехода бизнеса к цифровой экономике возникает потребность в создании образовательной среды нового типа – цифровой образовательной среды, функционирующей по сетевому принципу, позволяющей перейти на новый уровень качества управления бизнес-процессами образовательной организации, повысить их эффективность.

Новая образовательная среда за счет свободы доступа к образовательным ресурсам должна позволять обучающимся организовывать свое обучение, строить и мобильно обновлять свои образовательные траектории, обеспечивать индивидуализацию обучения и др.


Цель и задачи

Цель: повышение качества и расширение возможностей непрерывного образования через создание цифровой образовательной среды

Задачи:

  1. Создание цифровой образовательной среды, функционирующей по сетевому принципу и включающей в себя: информационную систему, позволяющую осуществить цифровизацию всех бизнес-процессов образовательной организации; специализированные сервисные структуры; электронное портфолио обучающихся с обеспечением авторизированного доступа к нему работодателей.

  2. Создание цифрового образовательного контента по основным профессиональным и дополнительным профессиональным образовательным программам, размещенного и поддерживаемого через информационную систему.

  3. Разработка критериев и показателей эффективности функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации.

  4. Разработка и принятие нормативных актов, обеспечивающих функционирование цифровой образовательной среды.

Реализация проекта закреплена Положением о системе менеджмента качества организации  (модуль «Реализация электронного обучения», «Положение о ресурсном информационном методическом центре», «Положение о базовой кафедре» (Приложение 1, 2, 3).


Средства и способы реализации практики

Технология создания и условия функционирования цифровой образовательной среды

История развития цифровой среды колледжа начинается с 2008 года с разработки электронных учебно-методических комплексов. Процесс создания единой высокотехнологичной цифровой образовательной среды начался в 2009 году с разработки информационной системы (ИС) «Студент», являющейся «сердцем» всей цифровой образовательной среды. ИС «Студент» предназначена для управления образовательным процессом по всем реализуемым колледжем образовательным программам и всем формам обучения. С 2019 года была проведена большая работа по оптимизации модулей информационной системы, разработаны новые программные модули по административно-управленческим процессам. В 2019 году колледж получил государственную регистрацию на программно-образовательный комплекс «ПСКХАБ».

Разработанная система выполняет задачи по автоматизации деятельности каждого структурного подразделения и всех бизнес-процессов колледжа. На основании базы данных «ПСК ХАБ» формируются отчетные документы, ведется мониторинг образовательной деятельности колледжа.

«ПСК ХАБ» представляет собой интеграцию учебных модулей, часть которых являются общими, т.е. обслуживают реализацию как основных, так и дополнительных профессиональных образовательных программ, часть – специализированными, обеспечивающими реализацию программ конкретного вида, отдельных подразделений и бизнес-процессов.

Общие модули:

1) Модуль «Электронная приемная комиссия» формирует весь пакет документов приемной комиссии, обеспечивает регистрацию абитуриентов с присвоением индивидуального логина и пароля входа в «ПСК ХАБ» на весь срок обучения, формирование пакета документов личного дела, формирование рейтинга по заданным параметрам, мониторинга абитуриентов по заданным параметрам, формирование журнала регистрации абитуриентов, приказов о зачислении. Данные базы модуля «Электронная приемная комиссия» используются при формировании базы для ФИС ГИА (Федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации).

2) Модуль «Электронный деканат» моделирует работу деканата: формирует группы обучающихся, распределяет их по факультетам и программам обучения, хранит информацию о группах. Войдя в электронный деканат, обучающиеся имеют возможность ознакомиться с маршрутным листом по каждой дисциплине и профессиональному модулю (ПМ), узнать объем часов в соответствии с рабочим учебным планом (РУП) и тип занятия (практическое, самостоятельное и т.д.). Данная функция позволяет обучающимся построить индивидуальную траекторию обучения, совместить обучение по программам разных видов и форм обучения.

Дополнительная опция для администрации – формирование рейтинга обучающихся и статистики по заданным параметрам.

3) Модуль «Электронный методический кабинет» аккумулирует и хранит единую базу учебно-методических материалов образовательных учреждений - участников сетевого сообщества, обеспечивает доступ всем педагогам к лучшим практикам обучения. Кроме того, база данного модуля позволяет формировать рабочие учебные планы, распределять нагрузку по кафедрам и преподавателям, рабочие программы и электронный календарно-тематический план (КТП), который лежит в основе электронного журнала, маршрутных листов для обучающихся и соответствующих электронных курсов дисциплин и ПМ. Модуль позволяет вести учет учебно-методической работы преподавателей в соответствии с критериями оценки качества их деятельности, формирует рейтинг преподавателей и кафедр.

4) Модуль «Электронный образовательный контент» содержит базу электронных образовательных ресурсов: электронные курсы, указания и инструментарий для выполнения практических работ, виртуальные тренажеры, мультимедийные материалы, оценочные средства, обеспечивающие реализацию основных и дополнительных профессиональных образовательных программ. Наполнение образовательных курсов ИС цифровым образовательным контентом происходит постоянно с учетом его актуализации к требованиям ФГОС, профессиональных стандартов, изменяющимся условиям профессиональной сферы. В разработке данного контента задействованы педагогические работники колледжа, представители профессиональных сообществ и специалисты предприятий и организаций бизнес-партнеров.

Электронный оценочный инструментарий для процедур итоговой аттестации по основным и дополнительным программам формируется с учетом примеров оценочного инструментария системы независимой оценки квалификаций.

5) Через модуль «Ресурсы бизнеса» бизнес-партнеры предоставляют авторизованный доступ к корпоративной нормативной и методической базе, специализированному программному обеспечению, базе проектов и другим ресурсам, не представляющим коммерческой тайны. Данный модуль интегрирован с модулем «Электронный образовательный контент».

6) Модуль «Электронный организатор внеаудиторной деятельности» систематизирует данные о социальной защищенности, стипендиальном обеспечении, мерах социальной поддержки, использовании инфраструктуры колледжа в социально-бытовых целях.

7) Модуль «Электронный журнал» обеспечивает учет посещаемости и успеваемости обучающихся в соответствии с внедренной в колледже балльно-рейтинговой системой оценки достижений обучающихся.

8) В модуле «Электронное портфолио» хранятся сведения о достижениях обучающихся в течение всего срока обучения в части профессиональных и социально-коммуникативных компетенций. Для предоставления информации бизнес-структурам об образовательных и профессиональных достижениях обучающихся, в целях их дальнейшего трудоустройства и обеспечения кадровых потребностей производства, реализован авторизированный доступ к нему работодателей.

9) Модуль «Конструктор компетенций» для реализации образовательных программ ДПО - конструктор компетенций, который позволяет оптимизировать процесс заключения договоров и осуществлять конструирование и заказ программы обучения онлайн по принципу интернет-магазина.

Специализированные модули, используемые при реализации платных образовательных услуг:

10) Модуль «Электронный договор» автоматизирует процесс формирования договоров на оказание платных образовательных услуг.

11) Модуль «Финансовые расчеты с обучающимися» формирует счета, счета-фактуры, квитанции для оплаты образовательных услуг, акты выполненных работ, формирует базу сведений о произведенных платежах.

Эффективное взаимодействие пользователей системы реализуется за счет коммуникативного сервиса: электронная почта, чат, форум. Сервисное обслуживание пользователей реализовано посредством системы поддержки (горячей линии).

Информационная система включается в цифровую образовательную среду, которая требует модернизации рабочих мест преподавателей, мастеров производственного обучения, тьюторов, оснащения ноутбуками, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, высокотехнологичным оборудованием на базе ПК и стабильным выходом в сеть Интернет оборудованы не только кабинеты, но и мастерские и учебно-производственные полигоны. Создана библиотека электронных ресурсов на 70 посадочных мест, позволяющая обучающимся работать с информационными электронными ресурсами не только колледжа, но и ресурсами электронных библиотек, ресурсами всемирной сети Интернет, специализированным программным обеспечением.

Важной составляющей цифровой образовательной среды являются специализированные сервисные структуры: базовые кафедры. Базовые кафедры – это структурные подразделения колледжа, территориально расположенные на производственных базах бизнес-партнеров, оснащенные техническими средствами доступа к ИС колледжа, с установленным специализированным программным обеспечением и специально подготовленными тьюторами, осуществляющими техническое и методическое сопровождение обучения. На базовых кафедрах реализуется электронное обучение для сотрудников предприятия и практическая подготовка обучающихся колледжа с использованием ресурсов предприятия (в т. ч. электронных). Такие кафедры созданы на базах Пешеланского гипсового завода, ООО «Силикатстрой», организаций группы компаний «Профессионал» и др.

Для эффективного функционирования цифровой образовательной среды было организовано повышение квалификации педагогических работников и тьюторов, направленное на формирование умений использования всех инструментов информационной системы и организации тьюторского сопровождения обучающихся.


Нормативная база практики

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

Паспорт национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)


Критерии результативности

Критерии:

  • Доля образовательных программ, реализуемых через цифровую образовательную среду в общей численности реализуемых колледжем образовательных программ (%).

  • Доля преподавателей и представителей бизнеса, участвующих в создании, экспертизе и тьюторском сопровождении электронных курсов в общей численности преподавателей и представителей бизнеса, занятых в образовательном процессе (%).

  • Доля доходов, полученных от реализации образовательных программ через цифровую образовательную среду в объеме доходов образовательной организации от реализации платных образовательных программ (%).


Данные о результативности 

  1. Создан программно-образовательный комплекс«ПСК ХАБ», прошедший регистрацию в Реестре программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, (Свидетельство о государственной регистрации № 2019665430 от 22.11.19)

  2. Создана цифровая образовательная среда, функционирующая по сетевому принципу и включающая в себя информационную систему и специализированные сервисные структуры.

  3. Создан цифровой образовательный контент по основным профессиональным и дополнительным профессиональным образовательным программам, размещенный и поддерживаемый через ИС.

  4. Разработаны нормативные акты, обеспечивающие функционирование цифровой образовательной среды.

  5. Создан специализированный сервис информационной системы – электронное портфолио обучающихся и обеспечен авторизированный доступ к нему работодателей

  6. Разработаны критерии и показатели эффективности функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации.

  7. Доля образовательных программ, реализуемых через цифровую образовательную среду в общей численности реализуемых колледжем образовательных программ  - 100%

  8. Доля преподавателей и представителей бизнеса, участвующих в создании, экспертизе и тьюторском сопровождении электронных курсов в общей численности преподавателей и представителей бизнеса, занятых в образовательном процессе – 100%.

  9. Доля доходов, полученных от реализации образовательных программ через цифровую образовательную среду в объеме доходов образовательной организации от реализации платных образовательных программ – 92%


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при  внедрении и механизмы их минимизации 

Риск 1:недостаточный уровень доверия и готовности обучающихся, профессиональных сообществ и самих образовательных организаций к использованию современных образовательных технологий, основанных на онлайн-курсах и цифровом контенте, что может привести к невыполнению плановых показателей по числу обучающихся, приступивших к освоению онлайн-курсов, препятствовать замещению традиционных методов обучения.

Механизмы предупреждения риска: а) реализация мероприятий по продвижению возможностей онлайн-обучения; б) обеспечение реальных возможностей участия работодателей в формировании траекторий обучения студентов и реализации образовательных программ; в) вовлечение преподавателей, специалистов предприятий, организаций и профессиональных сообществ в разработку онлайн-курсов и цифрового контента, обеспечение различных вариантов использования контента, включая смешанное обучение; г) передача инициативы по выбору курсов, как альтернативы традиционным методам обучения, самим обучающимся.

Ограничение:отсутствие у образовательных организаций свободных средств для создания и развития цифровой образовательной среды.

Мероприятия по нивелированию ограничения: а) создание условий, мотивирующих профессиональные сообщества и бизнес-партнеров к материальной и информационной поддержке практики; б) привлечение грантовой поддержки создания онлайн-курсов со стороны фондов развития образования.


Алгоритм внедрения практики

Дорожная карта разработки и запуска цифровой образовательной среды

1) Создание рабочей группы разработки и запуска цифровой образовательной среды.

2) Разработка модели цифровой образовательной среды образовательной организации.

3) Разработка технического задания для службы программирования на создание информационной системы колледжа с заданными параметрами.

4) Модернизация компьютерной техники и обновление программного обеспечения, в т.ч. антивирусного, мониторинг состояния локальных сетей, серверов, точек доступа к сети.

5) Создание информационной системы.

6) Формирование нормативной базы использования цифровой образовательной среды.

7) Создание сети специализированных сервисных структур – базовых кафедр и ресурсных информационно-методических центров.

8) Распределение полномочий пользователей системы.

9) Обучение специалистов структурных подразделений, педагогических работников и тьюторов (в т.ч. из числа бизнес-партнеров) навыкам работы в ИС.

10) Наполнение информационной системы нормативным и образовательным контентом.

11) Тестовый запуск системы, выявление и устранение проблем в ее функционировании.

12) Разработка инструкций для обучающихся по использованию системы.

13) Запуск системы в рабочий режим.

14) Разработка критериев и показателей эффективности функционирования цифровой образовательной среды.


Данные о тиражировании

Практика тиражировалась при реализации колледжем двух Нацпроектов: в 2007 году одним из первых в России был создан Ресурсный центр Перевозского строительного колледжа, а в 2009 – интегрированный учебный центр опережающей подготовки специалистов дорожной и строительной отрасли.

В 2010 году в целях выхода электронной образовательной среды на сетевой уровень развития, при Перевозском строительном колледже был создан межрегиональный образовательный консорциум, объединивший 22 участника – профессиональные образовательные организации из 10 регионов РФ и профессиональные сообщества строительной отрасли.

Интерес бизнес-сообществ к практике позволил колледжу пройти в 2012 году аккредитацию в Национальном объединении строителей в качестве образовательного учреждения повышения квалификации, центра тестирования специалистов строительной отрасли и Базового ресурсного центра НОСТРОЙ по ПФО.

В 2016 году практика получила свое дальнейшее развитие в сетевом взаимодействии профессиональных образовательных организаций в направлении реализации наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей ТОП-50. Для этих целей путем соглашения между ГБПОУ «Перевозский строительный колледж», ГАПОУ «Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства», ГБПОУ «Выксунский металлургический колледж», ГБПОУ «Выксунский индустриальный техникум» создан Межрегиональный сетевой учебный центр, деятельность которого также основана на функционировании цифровой образовательной среды. Также в этом году пользователями цифровой образовательной среды колледжа стали общеобразовательные учреждения ряда районов Нижегородской области.

В 2018 году практика колледжа была тиражирована в рамках деятельности федеральной инновационной площадки в системе образования для реализации проекта «Единая цифровая модель управления образовательным комплексом».

В 2019 году началась реализация совместного проекта Перевозского строительного колледжа и Госкорпорации «РОСАТОМ» по внедрению бережливых технологий в образовании. Оптимизация, а затем автоматизация административно-управленческих процессов на платформе ПСК ХАБ, получила высокую оценку и позволила получить колледжу статус регионального уровня образца, реализующего программу «Эффективный регион» с применением методов бережливого производства.

В 2020 году практика была представлена на Московском международном салоне образования в прямом эфире в рамках конференции, посвященной перспективным решениям образовательной системы Нижегородской области в области дистанционного обучения и работы на онлайн-платформах.



Учредители