Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Электронные средства обучения. Система внедрения в масштабах компании

Номинация
Цифровая трансформация подготовки кадров
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Калининградская область
Организация
ЧУ ДПО «Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр Газпрома»
Аннотация:

Система комплексного обеспечения персонала Группы Газпром электронными средствами обучения позволяет организовать обучение рабочих всех дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром» в соответствии с производственными потребностями, в кратчайшие сроки, в безопасных условиях, без остановки технологических процессов. Разработанная система позволяет при организации обучения добиться полного соответствия требованиям законодательства и профессиональных стандартов, а также стандартизировать деятельность по формированию компетентности персонала. Результаты внедрения системы: централизация обучения персонала, снижение затрат на обучение, повышение эффективности обучения, быстрая адаптация рабочих к производственным процессам при перемещениях.

Разработанная практика обладает достаточной универсальностью и может быть рекомендована компаниям, практикующим корпоративное обучение с большой численностью персонала, в том числе занятого на опасном производстве и работами, связанными с риском или сложными условиями.

Актуальность

Предлагаемые на рынке учебные материалы и средства обучения зачастую не учитывают специфику конкретного производства, текущих и перспективных потребностей потребителей данных продуктов; информационный материал дублируется в различных источниках, не систематизирован и не взаимосвязан, не позволяет сформировать стандартизированные знания, умения и навыки у рабочих всех предприятий. Отсутствие централизованного подхода ведет к неэффективным затратам организаций на закупку и/или разработку электронных средств обучения, дублированию одних и тех же расходов в рамках всех предприятий. Отсутствие инструмента анализа использования электронных средств обучения не позволяет оценить эффективность их применения и целесообразность разработки. Практика направлена на разрешение обозначенных проблем.

Цели и задачи

Цель: организовать систематизированный процесс планирования, проектирования, разработки, поставки и мониторинга использования электронных средств обучения.

Задачи:

1.    Разработка актуальных, востребованных типовых электронных средств обучения персонала Компании;

2.    Организация процесса обучения персонала Компании с использованием электронных средств обучения;

3.   Реорганизации процесса обучения с учетом вновь введенных требований законодательства (в части применения профессиональных стандартов);

4.  Обеспечение всех структурных подразделений и филиалов Компании возможностями по использованию электронных средств обучения;

5.    Оценка эффективности применения электронных средств обучения;

6.    Поддержание актуальности и работоспособности разработанных электронных средств обучения.

Средства и способы реализации практики

Созданная система обеспечения электронными средствами обучения распространяется на все дочерние общества и организации, входящие в состав ПАО «Газпром» и ведущие образовательный процесс. Организационная модель предполагает поэтапное и систематизированное выполнение ряда действий:

1)   Определение потребности в электронных средствах обучения

Потребность в разработке электронных средств обучения Группы Газпром формируется на основании:

  • требований законодательства (нормативные акты надзорных органов, Закон об образовании, профессиональные стандарты, обязательные к применению в Компании);
  • Комплексных программ развития Компании и анализа приоритетных направлений развития;
  • требований изменяющихся условий производства, перспектив внедрения новых технологий, совершенствования бизнес-процессов;
  • заявок всех производственных филиалов и структурных подразделений Компании (Администрации, дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром»).

В системе непрерывного фирменного профессионального образования ПАО «Газпром» (СНФПО) организацией-разработчиком электронных средств обучения может выступить любое дочернее общество или организация, входящая в состав Газпром.

С целью рационального использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов Компании ежегодно утверждается централизованный план разработки электронных средств обучения (Координационный план разработок).

В плане указаны наименования учебно-методических материалов и электронных средств обучения и их планируемые разработчики – дочерние общества и организации ПАО «Газпром». Координационный план 2016-2017 гг. включает в себя 141 наименование электронных средств обучения 25 разработчиками ПАО «Газпром».

ЧУ ДПО «Газпром ОНУТЦ» (ОНУТЦ) является основным разработчиком электронных средств обучения СНФПО. ОНУТЦ ежегодно собираются и анализируются заявки на разработку учебно-методических материалов (вид, тема, содержание) от дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром», учитываются требования законодательства, Программ, Планов, поручения Администрации ПАО «Газпром».

В 2016 г. ОНУТЦ получено 140 заявок на разработку электронных средств обучения от 35 дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром». В перечень работ ОНУТЦ 2017 г. вошло 30 наименований.

2)   Разработка актуальных и востребованных электронных средств обучения

С целью централизации затрат и стандартизации информационного материала Заказчиком основной доли разрабатываемых электронных средств обучения является Администрация ПАО «Газпром». Исполнителем Заказа является ОНУТЦ.

Процесс создания всех электронных средств обучения унифицирован и включает основные этапы:

  • подготовку и утверждение требований (технического задания);
  • разработку и согласование описания технологического процесса;
  • разработку и согласование программного обеспечения – макета;
  • сдачу электронного средства обучения Заказчику.

В целях соответствия содержания разработок производственным реалиям организован процесс согласования. После выполнения каждого этапа макет будущего электронного средства обучения согласовывается с будущим пользователем (учебные заведения и образовательные подразделения СНФПО, производственные подразделения дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром») и Заказчиком.

Принципы и этапы планирования, создания и использования электронных средств обучения в ПАО «Газпром» определяются Положением о планировании, создании и использовании учебно-методических материалов в Системе непрерывного фирменного профессионального образования персонала ПАО «Газпром».

Разработанные ОНУТЦ электронные средства обучения имеют не менее двух положительных рецензий производственных подразделений дочерних обществ ПАО «Газпром», а также технические акты согласования каждого этапа проектирования. Это позволяет считать разработки ОНУТЦ актуальными и принимать в качестве типовых для отрасли.

3) Обеспечение унификации и доступности электронных средств обучения для всех возможных пользователей

Для удобства разработчиков и пользователей электронных средств обучения в СНФПО разработан и используется единый классификатор, в оформлении применяется единообразный подход.

Требования к разработке, содержанию, оформлению и классификации, а также порядок согласования, контроля, рецензирования, утверждения, приемки и внесения изменений в электронные средства обучения определяется документами «Унификация учебно-методических материалов и их оформление» и «Требования к содержанию и оформлению компьютерных обучающих систем».

В целях агрегирования информации обо всех разработанных электронных средствах обучения создана единая библиотечная база - «Фонд учебно-методических материалов», сопровождение которой выполняет ОНУТЦ. Доступ к базе реализован через сайт http://snfpo.ru/umm

В базе представлено 4508 аннотаций на учебно-методические материалы (в т.ч. электронные средства обучения), разработанные для обучения в СНФПО. Из них 1333 разработано ОНУТЦ.

Данные о разработках хранятся в виде аннотаций и позволяют пользователям сформировать представление о назначении (профессии рабочих, направление деятельности), составе разработанного средства (содержание, названия учебно-методических разделов и учебно-тренировочных заданий), датах разработки и актуализации, условиях использования (программных и аппаратных требованиях).

На сайте реализована возможность онлайн заказа (скриншот), что обеспечивает доступность электронных средств обучения для всех участников системы.

Функции по распространению электронных средств обучения в дочерних обществах ПАО «Газпром» выполняет ОНУТЦ. Для этого в учреждении оснащен кабинет по производству полиграфических работ. Все разрабатываемые электронные средства обучения имеют защиту от несанкционированного доступа аппаратными средствами.

Технические возможности пользователей являются важным аспектом формирования доступности электронных средств обучения. В ПАО «Газпром» доступ к электронным средствам обучения реализуется не только из специализированных учебных кабинетов, но и с рабочих мест посредством специализированного удаленного портала.

Порталы удаленного доступа к электронным средствам обучения в 2017 г. активно используются в 8 дочерних обществах ПАО «Газпром». К 2018 г. их внедрение запланировано 17 дочерними обществами ПАО «Газпром». В целях методической поддержки ОНУТЦ разработан Регламент организации обучения работников филиалов дочерних обществ ПАО «Газпром» с использованием удаленного доступа.

4) Организация постоянного мониторинга использования электронных средств обучения и оценки эффективности их применения

В целях оценки эффективности разработки и применения электронных средств обучения необходимо ведение постоянного мониторинга их использования основными подразделениями и филиалами Компании. Анализируемые данные должны быть достоверны и объективны, а также легкодоступны для сбора и обработки.

Для ведения статистики обучения с использованием электронных средств обучения ОНУТЦ создана автоматизированная система «Информационно-статистическая система» (ИСС). Система поставляется в комплекте с электронными средствами обучения. Без ИСС электронные средства не запускаются. ИСС позволяет вести базы данных о количестве пользователей электронных средств обучения, количестве и результатах сданных экзаменов, времени использования.

По заказу ПАО «Газпром» ОНУТЦ ведет мониторинг использования электронных средств обучения дочерними обществами и организациями. В рамках мониторинга предусмотрен расчет ряда показателей, которые позволяют:

  • выявить и оперативно устранить проблемы при использовании электронных средств обучения;
  • получить объективную оценку качества разработок и сформировать предложения по его повышению в будущем;
  • проанализировать соответствие запланированного и реального эффекта от использования электронных средств обучения;
  • сформулировать управленческие решения.

С целью повышения мотивации персонала образовательных подразделений и учебных заведений к переходу от традиционных форм обучения к электронным средствам ОНУТЦ проводит конкурс на звание «Лучшая образовательная организация СНФПО по использованию компьютерных обучающих систем».

5)   Контроль и поддержка электронных средств обучения в процессе использования

В целях поддержания актуальности, эффективности и работоспособности электронных средств обучения, имеющихся у пользователей, ОНУТЦ создан механизм получения обратной связи и сопровождения разработок на всех этапах жизненного цикла.

Обратная связь от пользователей поступает посредством различных каналов – разделы «Часто задаваемые вопросы» (скриншот) и «Форум» (скриншот) на сайтах http://onutc.ru и http://snfpo.ru/umm), электронная почта, телефон.

С целью систематизации обработки обращений потребителей в ЧУ ДПО «Газпром ОНУТЦ» разработан «Регламент обработки обращений потребителей», который определяет порядок классификации обращения и подготовки ответа на обращение.

Сопровождение разработанных электронных средств обучения реализовано в виде информационной, методической и технической поддержки.

В целях актуализации и на основании изменений законодательства, нормативных и регламентирующих документов электронные средства обучения перерабатываются с последующей заменой версий у пользователей.

В целях эффективного использования электронных средств обучения педагогическими работниками в комплекты поставки включаются методические рекомендации по их использованию. По разработанным программам проводятся обучающие семинары по использованию электронных средств обучения (в очной, заочной, выездной формах).

В целях обеспечения работоспособности, устранения ошибок, расширения возможностей для использования электронных средств обучения (операционные среды, технические средства и пр.) ОНУТЦ проводит корректирующие действия по программной доработке с последующей заменой версий у потребителей.

Критерии результативности

Критериями результативности внедрения системы электронных средств обучения являются:

  • количество актуальных, достоверных, востребованных электронных средств обучения, разработанных для обучения персонала Компании;
  • численность персонала, прошедшего обучение с использованием электронных средств обучения;
  • соблюдение требований законодательства (обязательных профессиональных стандартов) при организации процесса обучения;
  • оценка обучения с использованием электронных средств обучения по сравнению с традиционными видами/формами обучения;
  • преобладание используемых электронных средств обучения в учебном процессе над традиционными;
  • обеспечение максимального числа профессий рабочих и специальностей электронными средствами обучения.

Данные о результативности

В процессе реализации системы в ПАО «Газпром» достигнуты следующие результаты:

  • более 1800 электронных средств обучения разработано ОНУТЦ и используется в дочерних обществах и организациях ПАО «Газпром»;
  • более 50 000 рабочих Группы Газпром ежегодно обучается с использованием электронных средств обучения;
  • электронные средства обучения разработаны для обучения по 75 % всех профессий Группы Газпром;
  • для планирования, создания, обеспечения и использования электронных средств обучения создана единая методическая база, охватывающая всю Группу Газпром;
  • 74 дочерних общества и организации ПАО «Газпром» используют электронные средства обучения не только в образовательном процессе, но и для самоподготовки в условиях без отрыва от производства;
  • 85 % от общего числа применяемых электронных средств обучения в образовательных подразделениях дочерних обществ ПАО «Газпром» составляют электронные средства обучения, разработанные ОНУТЦ;
  • по данным на 2016 г. оценка качества обучения электронными средствами составила 4,35 балла (по 5-ти балльной шкале), что является высокий и постоянным результатом в отношении к предыдущим годам;
  • в процессе сопровождения ранее разработанных электронных средств обучения произведено 104 корректирующих действия для поддержания достоверности, актуальности и работоспособности. Каждая переработанная версия заменена у потребителя.

Используемые показатели результативности, включая методику их сбора и определения, являются валидными и надежными, что обеспечивается внедренной Системой менеджмента качества, сертифицируемой на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008.

Нормативная база практики

Закон об образовании;

профессиональные стандарты, обязательные к применению в ПАО «Газпром»;

Положение об СНФПО ПАО «Газпром»,

Положение о планировании, создании и использовании учебно-методических материалов в Системе непрерывного фирменного профессионального образования персонала ПАО «Газпром»;

Унификация учебно-методических материалов и их оформление;

Требования к содержанию и оформлению компьютерных обучающих систем;

Регламент организации обучения работников филиалов дочерних обществ ПАО «Газпром» с использованием удаленного доступа;

Положение о конкурсе на звание «Лучшая образовательная организация СНФПО по использованию компьютерных обучающих систем»;

Регламент обработки обращений потребителей.

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

В реализации практики существуют ряд рисков и ограничений:

  • ресурсозатратность на всех этапах реализации практики.

Для минимизации риска предполагается возложение функции координации всего процесса на одну организацию/исполнителя. В ПАО «Газпром» это ОНУТЦ. Система является концентрационной и предполагает одного заказчика и одного разработчика. Остальные потребители получают копию готового продукта, что позволяет снизить финансовые затраты каждого участника системы.

  • сложность оценки эффективности внедрения системы.

Предполагает сбор и анализ большого массива данных по различным показателям (в т. ч. производственным) всех структурных подразделений Компании. Использование электронных средств обучения косвенно отражается на производственных показателях, эффект от обучения достигается в перспективе нескольких лет.

  • дефицит доступности использования электронных средств обучения.

Не на всех местах рабочих есть ПЭВМ. С целью минимизации риска необходимо поддержание технической оснащенности образовательного процесса Компании, ее постоянное обновление с учетом тенденций технического прогресса. ОНУТЦ в свою очередь осуществляет процесс сопровождения и переработки электронных средств обучения, а также ведет работу по созданию универсальных средств, функционирующих в любых имеющихся на сегодняшний день операционных средах и воспроизводимых на различных устройствах (компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны).

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

74 дочерних общества и организации ПАО «Газпром» внедрили систему.

Также система была тиражирована для внедрения в «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд», ТОО «ДУИТ-телеком» (Казахстан), АО «Интергаз Центральная Азия», ООО «Газпром трансгаз Беларусь», ООО «Газпром Кыргызстан».


Учредители