Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга

Номинация
Дуальное и целевое обучение
Год внедрения
2017
Субъект РФ
г. Санкт-Петербург
Организация
Санкт-Петербургское ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий»
Аннотация:

В условиях импортозамещения и реализации программ модернизации предприятий судостроительной отрасли возникает потребность в рабочих кадрах высокого уровня квалификации, быстро адаптирующихся на предприятии. Решению этой проблемы способствует модель дуального обучения, реализуемая в процессе профессионального обучения и при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Организатором такого обучения в Санкт-Петербурге выступает Колледж судостроения и прикладных технологий. Совместно с Колледжем в реализации модели дуального обучения принимают участие АО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь», АО «Балтийский завод» и др.

Практика может быть полезной всем профессиональным образовательным организациям, имеющим прочные связи с социальными партнерами, изъявившими желание принять участие в такой форме реализации программ профессионального обучения и профессионального образования.

Актуальность практики

Судостроение – один из наиболее значимых кластеров промышленных отраслей в экономике Санкт-Петербурга. По данным кадровых служб предприятий судпрома Санкт-Петербурга дефицит в рабочих кадрах на сегодняшний день составляет 3000 человек. Кроме того, в условиях реализации программ модернизации предприятий возросли требования к профессиональному уровню подготовки работников, при этом часть из них оказались под угрозой увольнения.

Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров позволяет повысить качество подготовки выпускников ПОО благодаря созданию системы наставничества на предприятии и организации практико-ориентированного обучения на базе Колледжа, а обучающимся получить необходимую квалификацию на конкретном рабочем месте и легче адаптироваться в трудовом коллективе.

Цель и задачи практики

Целью реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров, осваивающих программы профессионального обучения и образовательные программы среднего профессионального образования, является содействие решению проблемы кадрового обеспечения судостроительных предприятий города и подготовка рабочих, максимально ориентированных на запросы производства.

Задачи, решаемые при реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга:

1. Реализация программ профессионального обучения на основании заявок организаций и предприятий на основе модели дуального обучения;

2. Внедрение элементов дуальной модели обучения в образовательные программы среднего профессионального образования;

3. Педагогическое сопровождение ускоренной адаптации обучающихся, участвующих в реализации дуальной модели обучения;

4. Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) для производственного персонала предприятий, участвующего в образовательном процессе, и педагогических работников колледжа с целью реализации модели дуального обучения;

5. Диссеминация опыта реализации инновационной образовательной программы в массовую практику профессионального образования города.

6. Средства и способы реализации практики

Структурно-функциональная модель практики включает:

1) Колледж и работодателей - судостроительные предприятия города. Колледж является исполнителем заказа на подготовку кадров. Функции колледжа для решения этой задачи заключаются в следующем: разработка совместно с представителями предприятий образовательных программ профессионального обучения и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием дуальной модели обучения; заключение договоров с предприятиями о совместной реализации образовательных программ; заключение ученических договоров; разработка материалов для проведения квалификационного экзамена и государственной итоговой аттестации, а также проведение итоговой аттестации выпускников совместно с представителями предприятий; мониторинг трудоустройства выпускников в течение года после выпуска. Работодатели являются заказчиками на подготовку кадров, в связи с чем они определяют потребность в необходимых рабочих, участвуют в разработке модели учебного процесса, учитывающей принципы дуального обучения и специфику предприятия, обеспечивают наставничество на рабочих местах при проведении производственной практики, совместно с Колледжем разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с учетом исходного уровня их образования и производственного опыта.

2) Документы для нормативно-правового обеспечения образовательного процесса (см. в п. 9).

3) Схема реализации модели дуального обучения (Приложение 1).

3.1) Осуществление мониторинга потребностей предприятий в рабочих кадрах с количественной точки зрения и с точки зрения номенклатуры наиболее востребованных профессий. С этой целью руководство Колледжа и кадровые службы предприятий раз в квартал проводят совместные совещания, на которых обсуждаются проблемы потребностей в кадрах. Определяются профессии, по которым предприятия испытывают нехватку в кадрах и выбирается один из вариантов реализации образовательных программ.

3.2) При реализации модели дуального обучения в процессе профессионального обучения предприятие либо осуществляет набор на востребованные профессииобучающихся «с улицы» (которые могут не иметь никакой квалификации), либо организовывает переподготовку собственных сотрудников, чьи услуги в данный момент не востребованы в производственном процессе, и они находятся под угрозой увольнения. После этого Колледжем проводится обучение по программам профессионального обучения: программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих лиц, ранее не имевших профессии рабочего, или по программам профессиональной переподготовки рабочих предприятий, уже имеющих какую-либо профессию, соответственно сроки обучения составляют в зависимости от конкретной программы профессионального обучения 1,5 - 6 месяцев. Со всеми обучающимися предприятие заключает ученический договор. Во время действия ученического договора предприятие выплачивает обучающимся стипендию. После заключения договора вновь принятые работники направляются в цеха учениками. За это время определяется их желание и возможность работать на предприятии, так как в ряде случаев устраивающиеся на судостроительные предприятие не представляют себе специфики работы, ориентируются на высокие зарплаты и гарантированные социальные льготы. После этого специалисты отделов кадров предприятий совместно с мастерами производственного обучения и преподавателями Колледжа отбирают из этой группы наиболее заинтересованных «учеников», которые затем направляются на теоретическое обучение в Колледж. С лицами, не прошедшими отбор ученический договор не продлевается. А при переподготовке сотрудников предприятий, имеющих рабочую профессию и находящихся под угрозой увольнения, последние после заключения ученического договора сразу отправляются на теоретическое обучение в Колледж.

Для расширения применения практики Колледжем совместно с работодателями было принято решение о внедрении элементов дуальной модели обучения в образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

3.3) Для внедрения дуальной модели в образовательные программы среднего профессионального образования(ППКРС) были выбраны наиболее востребованные профессии «Слесарь-монтажник судовой», «Судостроитель-судоремонтник металлических судов», по которым совместно с работодателями Колледж разработал учебные планы. Внедрение элементов дуального обучения в основные профессиональные образовательные программы для профессии «Слесарь-монтажник судовой» начинается на 2-ом курсе обучения (2017-2018 учебный год), а для профессии «Судостроитель-судоремонтник металлических судов» - на 3-ем курсе (2018-2019 уч. год). Такое распределение связано с особенностью ФГОС по данным профессиям. При реализации учебного плана по профессии «Слесарь-монтажник судовой» на втором курсе проводилась концентрированная производственная практика по ПМ.01 «Выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте, сборке, монтаже судовых конструкций и механизмов» на ПАО СЗ «Северная верфь» в объеме 490 часов. На 3 курсе на производственную практику по ПМ 02 «Гибка труб в цехах и на судах» отведено 612 часов. Такое большое количество часов на производственную практику по данным модулям объясняется тем, что данные модули участвуют в формировании компетенций, по которым потом выпускникам присваиваются квалификации. Результаты квалификационного экзамена по ПМ.01 (первый этап реализации практики для образовательных программ СПО) представлен в аналитической справке (Приложение 2).

Для реализации практики была создана рабочая группа из педагогических работников колледжа, других ОУ, а также из сотрудников судостроительных предприятий. Перед рабочей группой была поставлена задача по разработке мероприятий по внедрению дуальной модели обучения в образовательные программы среднего профессионального образования и по организации совместной работы с представителями судостроительных предприятий.

3.4) Для реализации программ профессионального обучения   между предприятием и колледжем заключаются договора (Приложение 3) о профессиональном обучении с использованием модели дуального обучения.

3.5) При реализации образовательных программ среднего профессионального образования (ППКРС) на период прохождения производственной практики заключается трехсторонний договор (Приложение 4) об организации производственной практики с использованием дуального обучения между Колледжем, предприятием и обучающимся (законным представителем обучающегося, если он несовершеннолетний).

3.6) После заключения договоров педагогические работники и сотрудники верфей, участвующие в образовательном процессе, разрабатывают или корректируют образовательные программы с учетом требований дуального обучения и специфики конкретного предприятия. Таким образом, для подготовки рабочих по одной и той же профессии для разных предприятий могут быть разработаны дифференцированные образовательные программы.

3.7) Разработка или обновление образовательных программ состоит из следующих шагов:

а) анализ профессиональных стандартов по выбранным профессиям и определение результатов обучения;

б) разработка процедур и средств оценки (Приложение 5 и Приложение 6) результатов обучения по программе;

в) разработка структуры и содержание программ (Приложение 7 и Приложение 8), удовлетворяющей требованиям профессиональных стандартов и требованиям организаций-работодателей.

г) разработка учебного плана (Приложение 7 и Приложение 9) и календарного графика, синхронизированного с деятельностью предприятия. В связи с тем, что Колледж готовит рабочие кадры для современных высокотехнологичных судостроительных производств, соотношение между теоретической подготовкой и практикой ориентировано на существенное превышение практического обучения по отношению к теоретическому: ~70% и ~30%.   Именно на такое соотношение направлено дуальное обучение.

д) экспертиза образовательной программы с участием всех заинтересованных сторон.

3.8) Для организации образовательного процесса в Колледже издаются приказы о зачислении обучающихся на программы профессионального обучения с использованием дуального обучения, в соответствии с учебным планом составляется расписание теоретических занятий, а для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (ППКРС) – приказы об организации производственной практики.

3.9) После завершения теоретического обучения в Колледже обучающиеся направляются на предприятие для прохождения производственной практики.

На предприятии за каждым обучающимся приказом по подразделению назначается наставник. Каждый обучающийся обеспечивается средствами обучения, расходными материалами, спецодеждой.

Для организации работы наставника на каждом предприятии, с которыми сотрудничает Колледж, разработаны и активно применяются положения о наставничестве, учитывающие специфику каждого конкретного предприятия. Согласно положениям, работа наставников дополнительно оплачивается предприятием, поэтому наставник отвечает за качество практической подготовки. К наставничеству привлекаются опытные работники-профессионалы, которые непосредственно на рабочем месте передают свои знания и опыт практикантам, знакомят их с производством, а также способствуют формированию взаимоотношений в новом коллективе. Для каждого обучающегося в зависимости от уровня его подготовки и рабочего места, на которое он принимается на работу, сотрудниками Колледжа совместно с наставником разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.

3.10) Важным этапом реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров является оценка результатов обучения. Для определения соответствия полученных знаний, умений и практического опыта профессиональным стандартам для осваивающих программы профессионального обучения и требованиям ФГОС для осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования и установления на этой основе выпускникам квалификационных разрядов, разрабатываются контрольно-оценочные средства.

3.11) Для осваивающих программы профессионального обучения проводится итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена, который включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Квалификационный экзамен проводится на предприятии, при этом практическая квалификационная работа выполняется обучающимся на его рабочем месте. К проведению квалификационного экзамена привлекаются преподаватели колледжа и представители цехов.

По окончании обучения, лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство о квалификации. Лица, успешно завершившие обучение, принимаются на постоянную работу на предприятие. По завершению обучения Колледж в течение года отслеживает деятельность выпускника, проводя телефонные опросы руководства подразделений и участков, где они работают, а также собеседования мастеров производственного обучения с выпускниками, трудоустроенными на предприятиях. В случае необходимости сотрудниками Колледжа и представителями подразделений предприятий выпускникам оказывается консультационная помощь в решении производственных проблем.

3.12) Для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (ППКРС) государственная итоговая аттестация еще не проводилась, так как реализация программы не завершена, но проводился экзамен по модулю (Приложение 2).

Реализация модели дуального обучения требует дополнительных усилий и от предприятия и образовательного учреждения. Колледж несет полную ответственность за качество теоретической подготовки, методическое обеспечение образовательного процесса, предоставляя обучающимся доступ к электронным образовательным ресурсам, лабораториям и учебно-производственным мастерским. Занятия в Колледже ведут педагогические работники образовательного учреждения и специалисты предприятий. Для качественной теоретической подготовки преподавателями и мастерами производственного обучения Колледжа разрабатываются программы обучения, в которых учитываются требования работодателей и профессиональных стандартов. Педагогические работники, участвующие в реализации модели дуального обучения, в обязательном порядке проходят стажировки в цехах предприятий, чтобы быть постоянно в курсе процесса модернизации производства.

Предприятие отвечает за практическую составляющую обучения, обеспечивая обучающихся квалифицированным наставником, рабочим местом, расходными материалами, спецодеждой и др. При прохождении практического обучения на предприятии используется материально-техническая база цехов и участков, за которыми закреплены обучающиеся. Реализация образовательных программы с применением дуальной модели полностью финансируется предприятием, при этом часть средств, затраченных на обучение, возвращается предприятию в рамках реализации целевой городской программы опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. Несмотря на существенные финансовые затраты на обучение, предприятия заинтересованы в нем, так как выпускники по окончании обучения сразу без «доучивания» приступают к производственной деятельности, показывая хорошие результаты, при этом значительно снижается текучесть кадров (данные представлены в п. 8).

Работники предприятий, привлекаемые к процессу обучения, получают консультационную помощь по вопросам педагогики, психологии общения с практикантами и др. от сотрудников образовательного учреждения и профильных образовательных организаций, с которыми у Колледжа заключены договора.

Критерии результативности

Для оценки эффективности применения модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров в Колледже были разработаны критерии (Приложение 10), из которых наиболее значимыми являются: доля завершивших обучение в СПб ГБПОУ КСиПТ по программам профессионального обучения с использованием модели дуального обучения от общего количества обученных (83 % от числа обученных); доля в общем количестве обучающихся лиц, осваивающих программы профессионального обучения, по договорам с предприятиями (67 % от общего количества обученных); доля трудоустроившихся по окончании обучения в общей численности лиц, завершивших обучение (93 % от числа завершивших обучение), доля трудоустроенных выпускников, продолжающих работу на предприятии в течение года (88% от числа трудоустроенных), доля реализуемых программ профессионального обучения, прошедших экспертизу отраслевых работодателей (профессиональных объединений работодателей), количество разработанных и реализованных образовательных программ для реализации модели дуального обучения и др.

Для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, разработанные критерии не применялись, так как реализация программ еще не завершена, выпуск групп, участвующих в реализации дуальной модели обучения запланирован на июнь 2019 года.

Данные о результативности

Результаты реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров за период с 2013 по 2018 год представлены в таблице «Критерии и показатели (Приложение 10) оценки эффективности реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров (профессиональное обучение). Цифры, приведенные в данной таблице, свидетельствуют о том, что реализуемая колледжем практика дает положительные результаты. Для групп, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, представлены промежуточные результаты (Приложение 2).

При реализациимодели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга были отмечены также:

1) высокие результаты промежуточной и итоговой аттестации;

2) высокая мотивация у обучающихся к обучению, так как результаты обучения напрямую влияют на трудоустройство и уровень заработной платы выпускников;

3) заинтересованность руководителей предприятий в программах профессионального обучения для своих работников;

4) заинтересованность образовательного учреждения в получении дополнительного дохода, который позволяет улучшать условия для реализации образовательного процесса.

Анализ результатов подготовки рабочих с использованием модели дуального обучения показал, что качество подготовки при такой форме обучения возрастает, что подтверждается закрепляемостью выпускников на предприятиях и отзывами работодателей об их работе. Количество групп, при обучении которых реализуется дуальное обучение, растет из года в год: так за период с декабря 2012 года, когда началась реализация этой модели обучения, до настоящего время на базе Колледжа было переобучено 72 группы (более 1180 человек) по профессиям: слесарь-монтажник судовой, электросварщик ручной сварки, сборщик корпусов металлических судов, трубогибщик судовой, сборщик-достройщик судовой и др.

В целях диссеминации опыта реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров Колледжем проводились семинары, круглые столы, видеоконференции, в которых принимали участие педагогические работники профессиональных образовательных учреждений города и представители работодателей. Сведения о проведенных мероприятиях представлены в табл. «Показатели деятельности Колледжа по диссеминации опыта реализации модели дуального обучения» (Приложение 11).

Опыт реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих, осваивающих программы профессионального обучения, позволил Колледжу совместно с работодателями начать внедрение модели дуального обучения при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования по нескольким профессиям. Сейчас ведется активная работа по реализации этого проекта: заключаются договора между Колледжем и предприятиями судостроительной отрасли, разрабатываются локальные акты, образовательные программы и т.д.

Нормативная база практики

Реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров осуществляется на основе нормативно-правовой базы, которая включает в себя:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
  • Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
  • Профессиональные стандарты;
  • Устав колледжа.

В связи с отсутствием федеральной и региональной нормативной базы в Колледже совместно с работодателями, участниками реализации практики, были разработаны следующие локальные нормативные акты:

  • Положение (Приложение 12) о порядке реализации дуального обучения при подготовке рабочих кадров в СПБ ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий» - определяет порядок организации и проведения обучения с использованием дуального обучения;
  • Положение (Приложение 13) о предприятии, учитывающем требования методики реализации модели дуального обучения – закрепляет обязанности предприятия и колледжа при реализации модели дуального обучения.

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы минимизации

Сильными сторонами реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга являются:

  • заключение договоров о профессиональном обучении и обучении по образовательным программам СПО с использованием дуального обучения с крупнейшими судостроительными верфями города (гарантия дальнейшего трудоустройства слушателей);
  • возможность подготовки для предприятий рабочих с востребованным набором компетенций;
  • возможность сетевого взаимодействия образовательного учреждения и предприятия для использования материально-технической базы предприятия;
  • профессиональный рост педагогов и совершенствование методик обучения на основе современных производственных технологий;
  • повышение квалификации выпускников за счет формирования профессиональных компетенций, необходимых предприятиям;
  • участие социальных партнеров в образовательном процессе в форме согласования образовательных программ, контрольно-оценочных средств, предоставление наставников при проведении производственной практики и т.д. с целью подготовки рабочих, необходимых конкретному предприятию.

Сильные стороны подтверждаются результатами реализации модели дуального обучения: высокий процент трудоустроившихся выпускников свидетельствует о том, что они успешно завершили обучение и качество их подготовки, оцененное в процессе проведения итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена с привлечением представителей предприятий, удовлетворяет требованиям работодателей. Подтверждением успешной адаптации на предприятиях является 91% трудоустроенных выпускников, продолжающих работать на предприятии через год после завершения обучения. Основной причиной увольнения с предприятия является смена жительства, что не связано с проблемами адаптации.  

Слабые стороны реализации практики применения модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга:

  • использование дуального обучения сиюминутно влияет на производительность труда за счет отвлечения наставников на обучение практикантов, осваивающих программы профессионального обучения и образовательные программы СПО, но это может минимизироваться за счет высокого качества подготовки кадров и отсутствием в дальнейшем необходимости «доучивать» выпускников на рабочих местах;
  • возрастание нагрузки на преподавателей и мастеров производственного обучения Колледжа и наставников от предприятия в связи с необходимостью постоянной корректировки образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, но это компенсируется возможностью дополнительного заработка.

Риски реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга:

  • недостаточный исходный уровень образования слушателей программ профессионального обучения, не позволяющий за короткое время обучения, 70 % которого приходится на предприятие, сформировать необходимый уровень квалификации. Для минимизации этого риска проводится анализ уровня образования обучающихся с помощью собеседования и анкетирования и разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для них, учитывающие исходный уровень образования.
  • не каждое предприятие готово финансировать обучение своих будущих работников; минимизируется за счет реализации целевой городской программы опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения.

Для минимизации рисков выстраивается новый формат взаимоотношений между образовательным учреждением и предприятием, когда заинтересованность и ответственность за качество подготовки рабочего лежит не только на Колледже, но и на работодателе. К процессу обучения максимально привлекаются специалисты предприятий, а преподаватели и мастера производственного обучения в обязательном порядке повышают свой профессиональный уровень в процессе стажировок на предприятиях.


Учредители