Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Методический аутсорсинг в СПО

Номинация
Кадры профессионального образования
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Ростовская область
Организация
ЧОУ ДПО «Донской учебно-методический центр профессионального образования»
Руководитель
Демиденко Лидия Дмитриевна, директор
тел. (863)232-10-12
demidenkold@yandex.ru

Аннотация

Практика описывает систему методического аутсорсинга - информационно-методического сопровождения профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (далее – СПО) частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Донской учебно-методический центр профессионального образования» (Территориальным центром повышения квалификации Базового центра АНО НАРК), ориентированную на оптимизацию и повышение эффективности методической деятельности образовательных организаций.

Практика может быть интересна региональным методическим центрам и организациям, выполняющим функции информационно-методического сопровождения процессов развития национальной системы квалификаций ( далее – НСК)в регионах.


Актуальность

Постоянное обновление содержания и форматов СПО, формирование новых инфраструктурных элементов, развитие современных методов управления образовательными организациями, и, соответственно, непрерывное совершенствование нормативной правовой базы, обусловили необходимость качественного изменения подходов к информационно-методическому обеспечению профессиональных образовательных организаций ( далее - ПОО), подготовке педагогических кадров, в том числе методических работников. 

Реализация аутсорсинговой модели своевременного и профессионального информационно-методического обеспечения образовательных организаций СПО – современное и доказавшее свою эффективность решение, реализуемое Донским учебно-методическим центром профессионального образования (далее - ДУМЦ ПО) уже более 11 лет.


Цель и задачи

Цель: 

реализация системы информационного, экспертно-методического сопровождения и обучения на рабочем месте методических работников профессиональных образовательных организаций СПО в рамках методического аутсорсинга (далее – Система).

Задачи:

  1. Подготовка и поддержание нормативно-правовых оснований реализации Системы.

  2. Подготовка и поддержание методического и кадрового обеспечения реализации Системы.

  3. Формирование межрегионального сообщества руководителей и педагогических работников образовательных организаций ПОО.

  4. Формирование и развитие абонентской базы.


Средства и способы реализации практики

Юридическим основанием реализации системы методического аутсорсинга в СПО является договор абонентского ПОО.

В рамках оказываемых услуг ПОО получают:

  • обзоры нормативных документов и методических материалов;

  • консультационные услуги по вопросам организации образовательного процесса;

  • информационные (однодневные) семинары (вебинары) для различных категорий работников образовательных учреждений;

  • дистанционное участие (выступления, сообщения) представителей учебно-методического центра в работе педагогических, методических советов, совещаний и др;

  • возможность формирования индивидуального заказа на методическую услугу.

Преимущества Системы:

  • комплексность: широкий набор услуг, покрывающих все информационно-методические аспекты образовательной деятельности ПОО.

  • системность: услуга предоставляется ежемесячно, семинары проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца;

  • высокий профессиональный уровень: услуга выполняется работниками Центра, а также представителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации, научными работниками, высококвалифицированными практиками – педагогическими и методическими работниками;

  • непрерывное образование методических работников: методические работники – координаторы проекта обучаются по дополнительной программе повышения квалификации, а затем становятся наставниками или продолжают совершенствовать приобретенные компетенции;

  • доступность: использование базы данных Центра - информация распространяются по электронной почте, консультирование проводится по телефону, скайпу, в онлайн-формате, в группах  в социальных сетях, очно, письменные ответы по электронной почте; семинары проводятся очно и дистанционно;

  • адресность: конечными потребителями информационно-методических услуг являются руководители, заместители директоров, методические работники, преподаватели, мастера производственного обучения, работники воспитательной службы организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

  • финансовая привлекательность: доступная для каждого образовательного учреждения стоимость услуги, помесячная оплата.

  • гибкость: обновление содержания и комплектности услуг на основе результатов изучения общественного мнения (онлайн-опросы, интервьюирование, анкетирование). Например, в ноябре 2019 года первоочередными направлениями развития модели методического аутсорсинга (проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание») определено: создание электронного справочного центра для участников, онлайн-приемной для координаторов проекта, формирование базы методических материалов участников и др.

Структура управления Системой на уровне ПОО

Управление Системой осуществляют координаторы – руководящие и педагогические работники (в большинстве случаев методические работники), назначаемые руководителем ПОО на учебный год.

Координаторы, назначенные впервые, зачисляются на обучение по дополнительной профессиональной программе (ДПП) повышения квалификации в ДУМЦ ПО. Учебные занятия проводятся ежемесячно по актуальной для ПОО тематике. Содержание занятий обновляется ежегодно, в том числе с учетом запроса потребителей образовательных услуг.

Задачи координаторов:

  • Ежемесячная организация корпоративного обучения работников ПОО на основе презентационных и информационных материалов учебных занятий.

  • Ежемесячное формирование и поддержание в актуальном состоянии базы нормативных правовых документов и методических обзоров.

  • Постоянное обеспечение доступа педагогических работников к информационно-методической базе ПОО.

  • Ежемесячное ознакомление руководителей и педагогических работников с актуальными нормативными правовыми документами и методическими материалами.

  • Использование информационных баз нормативных документов и методических обзоров в практической работе руководящих работников и педагогов.

Задачами ДУМЦ ПО является организация тьюторского сопровождения координаторов. 

Векторы развития координаторов Системы:

  1. Методический работник продолжает выполнять функции координатора проекта (продолжает совершенствовать профессиональные и общие компетенции при тьюторском сопровождении работников ДУМЦ ПО);

  2. Методический работник становится наставником, консультантом вновь назначенного координатора проекта – слушателя ДПП повышения квалификации (эти функции он выполняет добровольно, так как в проекте институт наставничества нормативно не закреплен).


Критерии результативности

  • Востребованность (устойчивый спрос у потребителей услуг) реализуемой системы методического аутсорсинга.

  • Количественные показатели обучения по ДПП повышения квалификации методических работников по модели обучения на рабочем месте.

  • Соответствие локальных нормативных и организационных документов нормам федерального и регионального законодательства, задачам реализуемой модели.


Данные о результативности 

  1. Разработаны формы договора (Приложение 1) на обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» и с учетом специфики реализации ДПП; форма заявления слушателя; форма личной карточки слушателя; форма согласия на обработку персональных данных.

  2. Разработана необходимая  методическая база -  ДПП повышения квалификации для методических работников, программа и содержание теоретических занятий которой обновляется ежегодно в соответствии с тематикой проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание»; формы дневника/отчета. (Приложение 2). 

  3. Сформированы необходимые организационные и кадровые условия: эксперты и сотрудники ДУМЦ ПО регулярно повышают квалификацию по перспективным и актуальным направлениям, связанным с информационно-методическим обеспечением образовательного процесса в ПОО, а также участвуют в проектах Национального агентства развития квалификации.

  4. За 10 лет реализации проекта в нем приняли участие более 200 профессиональных образовательных организаций, учебных центров (структурных подразделений предприятий) и организаций ДПО Ростовской области, Краснодарского края, в том числе на постоянной основе (больше 4 лет) - 132 профессиональные образовательные организации. С 2016 года клиентская база проекта расширена за счет образовательных организаций Республики Крым, Ставропольского края, Астраханской области, Волгоградской области, г. Санкт-Петербурга.

  5. Сформировалось межрегиональное сообщество руководителей и педагогических работников образовательных организаций СПО, оценивших и признавших практическую значимость качественных, системных, своевременных информационно-методических услуг.

  6. По дополнительной профессиональной программе в рамках реализации модели обучения методистов на рабочем месте повысили квалификацию 347 представителей методических служб и их резерва. Из прошедших обучение 72 % продолжили профессиональное развитие при тьюторском сопровождении работников ДУМЦ ПО в рамках проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание».

Форма анкеты о качестве реализации проекта и информация о результатах мониторинга его реализации представлены в Приложении 3 и Приложении 4.

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации 

Риск: экономическая неэффективность (неокупаемость) Системы.

Решение: расширение партнерской сети; расширение спектра оказываемых услуг.


 Алгоритм внедрения практики

Организационный этап

  • Мониторинг рынка образовательных услуг в регионе.

  • Заключение договоров на абонентское обслуживание.

  • Формирование программ абонентского обслуживания с контрагентами (образовательными организациями СПО).

Этап реализации

  • Подготовка обзоров нормативных документов и методических материалов.

  • Организация консультирования по вопросам организации образовательного процесса.

  • Проведение информационных семинаров для различных категорий работников образовательных учреждений.

  • Обеспечение дистанционного участия представителей Организатора в работе педагогических, методических советов, совещаний образовательных организаций.

  • Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

Аналитический этап

  • Анализ эффективности реализации услуг

  • Подготовка и внедрение новых услуг

  • Развитие базы контрагентов


Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях 

Элементы практики были успешно внедрены в деятельность Регионального методического центра Свердловской области в 2020 году.



Учредители