Аннотация
Практика описывает систему методического аутсорсинга - информационно-методического сопровождения профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (далее – СПО) частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Донской учебно-методический центр профессионального образования» (Территориальным центром повышения квалификации Базового центра АНО НАРК), ориентированную на оптимизацию и повышение эффективности методической деятельности образовательных организаций.
Практика может быть интересна региональным методическим центрам и организациям, выполняющим функции информационно-методического сопровождения процессов развития национальной системы квалификаций ( далее – НСК)в регионах.
Актуальность
Постоянное обновление содержания и форматов СПО, формирование новых инфраструктурных элементов, развитие современных методов управления образовательными организациями, и, соответственно, непрерывное совершенствование нормативной правовой базы, обусловили необходимость качественного изменения подходов к информационно-методическому обеспечению профессиональных образовательных организаций ( далее - ПОО), подготовке педагогических кадров, в том числе методических работников.
Реализация аутсорсинговой модели своевременного и профессионального информационно-методического обеспечения образовательных организаций СПО – современное и доказавшее свою эффективность решение, реализуемое Донским учебно-методическим центром профессионального образования (далее - ДУМЦ ПО) уже более 11 лет.
Цель и задачи
Цель:
реализация системы информационного, экспертно-методического сопровождения и обучения на рабочем месте методических работников профессиональных образовательных организаций СПО в рамках методического аутсорсинга (далее – Система).
Задачи:
-
Подготовка и поддержание нормативно-правовых оснований реализации Системы.
-
Подготовка и поддержание методического и кадрового обеспечения реализации Системы.
-
Формирование межрегионального сообщества руководителей и педагогических работников образовательных организаций ПОО.
-
Формирование и развитие абонентской базы.
Средства и способы реализации практики
Юридическим основанием реализации системы методического аутсорсинга в СПО является договор абонентского ПОО.
В рамках оказываемых услуг ПОО получают:
-
обзоры нормативных документов и методических материалов;
-
консультационные услуги по вопросам организации образовательного процесса;
-
информационные (однодневные) семинары (вебинары) для различных категорий работников образовательных учреждений;
-
дистанционное участие (выступления, сообщения) представителей учебно-методического центра в работе педагогических, методических советов, совещаний и др;
-
возможность формирования индивидуального заказа на методическую услугу.
Преимущества Системы:
-
комплексность: широкий набор услуг, покрывающих все информационно-методические аспекты образовательной деятельности ПОО.
-
системность: услуга предоставляется ежемесячно, семинары проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца;
-
высокий профессиональный уровень: услуга выполняется работниками Центра, а также представителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации, научными работниками, высококвалифицированными практиками – педагогическими и методическими работниками;
-
непрерывное образование методических работников: методические работники – координаторы проекта обучаются по дополнительной программе повышения квалификации, а затем становятся наставниками или продолжают совершенствовать приобретенные компетенции;
-
доступность: использование базы данных Центра - информация распространяются по электронной почте, консультирование проводится по телефону, скайпу, в онлайн-формате, в группах в социальных сетях, очно, письменные ответы по электронной почте; семинары проводятся очно и дистанционно;
-
адресность: конечными потребителями информационно-методических услуг являются руководители, заместители директоров, методические работники, преподаватели, мастера производственного обучения, работники воспитательной службы организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
-
финансовая привлекательность: доступная для каждого образовательного учреждения стоимость услуги, помесячная оплата.
-
гибкость: обновление содержания и комплектности услуг на основе результатов изучения общественного мнения (онлайн-опросы, интервьюирование, анкетирование). Например, в ноябре 2019 года первоочередными направлениями развития модели методического аутсорсинга (проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание») определено: создание электронного справочного центра для участников, онлайн-приемной для координаторов проекта, формирование базы методических материалов участников и др.
Структура управления Системой на уровне ПОО
Управление Системой осуществляют координаторы – руководящие и педагогические работники (в большинстве случаев методические работники), назначаемые руководителем ПОО на учебный год.
Координаторы, назначенные впервые, зачисляются на обучение по дополнительной профессиональной программе (ДПП) повышения квалификации в ДУМЦ ПО. Учебные занятия проводятся ежемесячно по актуальной для ПОО тематике. Содержание занятий обновляется ежегодно, в том числе с учетом запроса потребителей образовательных услуг.
Задачи координаторов:
-
Ежемесячная организация корпоративного обучения работников ПОО на основе презентационных и информационных материалов учебных занятий.
-
Ежемесячное формирование и поддержание в актуальном состоянии базы нормативных правовых документов и методических обзоров.
-
Постоянное обеспечение доступа педагогических работников к информационно-методической базе ПОО.
-
Ежемесячное ознакомление руководителей и педагогических работников с актуальными нормативными правовыми документами и методическими материалами.
-
Использование информационных баз нормативных документов и методических обзоров в практической работе руководящих работников и педагогов.
Задачами ДУМЦ ПО является организация тьюторского сопровождения координаторов.
Векторы развития координаторов Системы:
-
Методический работник продолжает выполнять функции координатора проекта (продолжает совершенствовать профессиональные и общие компетенции при тьюторском сопровождении работников ДУМЦ ПО);
-
Методический работник становится наставником, консультантом вновь назначенного координатора проекта – слушателя ДПП повышения квалификации (эти функции он выполняет добровольно, так как в проекте институт наставничества нормативно не закреплен).
Критерии результативности
-
Востребованность (устойчивый спрос у потребителей услуг) реализуемой системы методического аутсорсинга.
-
Количественные показатели обучения по ДПП повышения квалификации методических работников по модели обучения на рабочем месте.
-
Соответствие локальных нормативных и организационных документов нормам федерального и регионального законодательства, задачам реализуемой модели.
Данные о результативности
-
Разработаны формы договора (Приложение 1) на обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» и с учетом специфики реализации ДПП; форма заявления слушателя; форма личной карточки слушателя; форма согласия на обработку персональных данных.
-
Разработана необходимая методическая база - ДПП повышения квалификации для методических работников, программа и содержание теоретических занятий которой обновляется ежегодно в соответствии с тематикой проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание»; формы дневника/отчета. (Приложение 2).
-
Сформированы необходимые организационные и кадровые условия: эксперты и сотрудники ДУМЦ ПО регулярно повышают квалификацию по перспективным и актуальным направлениям, связанным с информационно-методическим обеспечением образовательного процесса в ПОО, а также участвуют в проектах Национального агентства развития квалификации.
-
За 10 лет реализации проекта в нем приняли участие более 200 профессиональных образовательных организаций, учебных центров (структурных подразделений предприятий) и организаций ДПО Ростовской области, Краснодарского края, в том числе на постоянной основе (больше 4 лет) - 132 профессиональные образовательные организации. С 2016 года клиентская база проекта расширена за счет образовательных организаций Республики Крым, Ставропольского края, Астраханской области, Волгоградской области, г. Санкт-Петербурга.
-
Сформировалось межрегиональное сообщество руководителей и педагогических работников образовательных организаций СПО, оценивших и признавших практическую значимость качественных, системных, своевременных информационно-методических услуг.
-
По дополнительной профессиональной программе в рамках реализации модели обучения методистов на рабочем месте повысили квалификацию 347 представителей методических служб и их резерва. Из прошедших обучение 72 % продолжили профессиональное развитие при тьюторском сопровождении работников ДУМЦ ПО в рамках проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание».
Форма анкеты о качестве реализации проекта и информация о результатах мониторинга его реализации представлены в Приложении 3 и Приложении 4.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Риск: экономическая неэффективность (неокупаемость) Системы.
Решение: расширение партнерской сети; расширение спектра оказываемых услуг.
Алгоритм внедрения практики
Организационный этап
-
Мониторинг рынка образовательных услуг в регионе.
-
Заключение договоров на абонентское обслуживание.
-
Формирование программ абонентского обслуживания с контрагентами (образовательными организациями СПО).
Этап реализации
-
Подготовка обзоров нормативных документов и методических материалов.
-
Организация консультирования по вопросам организации образовательного процесса.
-
Проведение информационных семинаров для различных категорий работников образовательных учреждений.
-
Обеспечение дистанционного участия представителей Организатора в работе педагогических, методических советов, совещаний образовательных организаций.
-
Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Аналитический этап
-
Анализ эффективности реализации услуг
-
Подготовка и внедрение новых услуг
-
Развитие базы контрагентов
Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
Элементы практики были успешно внедрены в деятельность Регионального методического центра Свердловской области в 2020 году.