Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Призер 2017

Система наставничества на производстве

Номинация
Развитие наставничества на рабочем месте
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Свердловская область
Организация
ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»

Аннотация:

Разработана и внедряется система подготовки наставников, обеспечивающих учебный процесс на производстве.

Реализация практики – результат запроса работодателей, представляющих пищевую промышленность Свердловской области. Проект осуществляется на основе социального партнерства с колледжем, при поддержке Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской.

Практика может быть интересна предприятиям и образовательным организациям, внедряющим элементы дуального обучения; работодателям, ориентированным на возрождение системы наставничества с учетом современных условий.

Номинантом представлены алгоритм и механизмы внедрения системы наставничества на предприятиях, модели взаимодействия профессиональных образовательных организаций и организаций работодателей при создании системы наставничества на производстве; программы формирования педагогических компетенций наставников; система оценки эффективности их деятельности.

В рамках практики разработан комплекс документов: Программа реализации проекта «Формирование системы наставничества на предприятиях Ассоциации Уралпищепром; Документированная процедура (Регламент, карта управления процессом) «Формирование системы наставничества для предприятий Ассоциация Уралпищепром; Положение о наставничестве; Положение о Совете по наставничеству.

Практика реализуется на 10 предприятиях Свердловской области.

Описание практики:

Актуальность

Многие предприятия, использующие современные производственные технологии и высокотехнологичное оборудование, испытывают проблемы не только с наличием высококвалифицированных, быстро адаптирующихся к меняющимся условиям кадров (квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена), но и с подготовкой таких кадров на рабочем месте с участием наставников, поскольку не располагают условиями для подготовки наставников или не имеют такого опыта.

С целью снижения остроты названных проблем в Свердловской области с 2010 года по настоящее время реализуется совместный проект «Формирование системы наставничества на производстве» ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» и Ассоциации Уралпищепром, в состав которой входят более 20 предприятий пищевой промышленности области. Роль колледжа в проекте-методическое сопровождение подготовки наставников на производстве.

Проект по формированию системы наставничества на производстве разработан и внедрен по запросу работодателей-представителей отрасли пищевой промышленности Свердловской области, осуществляющих взаимодействие в рамках социального партнерства с колледжем, при поддержке Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Комитета по товарному Рынку Администрации г. Екатеринбурга.

Внедрение системы наставничества на производстве, особенно в условиях развития практико-ориентированного (в том числе, дуального) профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, является действенным инструментом профессионального становления молодых кадров, формирования и непрерывного развития у них профессиональных компетенций и социально важных качеств, способствует их социально-профессиональной адаптации.

Наставники разных уровней (рабочие, мастера, инженерно-технические работники и т.д.) участвуя в таких этапах реализации образовательных программ, как разработка содержания, особенно в части практического обучения, фондов оценочных средств, промежуточная и государственной итоговая аттестация, транслируют требования работодателей и рынка труда образовательным организациям.

В связи с тем, что существовавший в советское время институт наставничества практически утрачен, а новый находится в стадии формирования и становления, отсутствует системность в организации и реализации наставничества. Отсутствуют массовые программы подготовки наставников. Существуют проблемы координации деятельности наставников, как правило, опытных высококвалифицированных работников, прекрасно выполняющих технологические операции, но не имеющих подготовки в области педагогики и психологии, не всегда представляющих требования образовательных программ СПО при работе с обучающимися профессиональных образовательных организаций, проходящих практическое обучение на предприятии.

Практика представляет позитивный опыт развития системы наставничества на производстве в тесном взаимодействии с профессиональными образовательными организациями, позволяющий существенно повысить качество подготовки кадров.

Цель и задачи

Цель: формирование системы наставничества на производстве в условиях практико-ориентированного, в том числе, дуального профессионального образования (на примере подготовки кадров для предприятий Ассоциации Уралпищепром Свердловской области)

Задачи:

  • создание организационно - педагогических условий внедрения и развития системы наставничества на производстве;
  • разработка алгоритмов и механизмов внедрения наставничества на предприятиях, моделей взаимодействия профессиональных образовательных организаций и организаций работодателей при формировании системы наставничества на производстве;
  • создание организационно-методического обеспечения по формированию и реализации системы наставничества на производстве, в том числе, программ по формированию педагогических компетенций наставников;
  • разработка и внедрение информационной системы «Наставник» на платформе «1С Предприятие 8.3.», позволяющую формировать документы о назначении наставника; осуществлять поиск по критериям наставника для стажеров; хранить данные о всех наставниках предприятия; формировать рейтинг наставников по отзывам стажеров; формировать печатные отчеты; определять психотип наставника по результатам тестирования;
  • разработка и внедрение системы мониторинга и регулярной оценки профессиональной деятельности наставников.

Средства и способы реализации практики

Средства и способы реализации проекта разработаны в соответствии с проектной идеей о достижении повышения качества подготовки квалифицированных кадров, снижения сроков адаптации на рабочем месте на предприятиях отрасли пищевой промышленности Свердловской области в соответствии с запросами этих предприятий за счет формирования и внедрения на них системы наставничества.

Механизм реализации проекта – это комплексная система мероприятий, направленная на решение поставленных задач проекта:

  • анализ существующих практик наставничества на предприятиях;
  • разработка и внедрение регламентов наставничества;
  • составление перечня профессиональных компетенций на основе анализа требований к компетенциям и личностным качествам наставников;
  • разработка и внедрение методики выявления профессионально-важных качеств и умений потенциальных наставников;
  • отбор потенциальных претендентов на роль наставников по результатам входящей диагностики личностных качеств и профессиональных компетенций сотрудников;
  • разработка и внедрение мотивационных систем для наставников разных категорий;
  • проектирование программ обучения навыкам и технологиям наставничества, повышения квалификации наставников;
  • разработка и внедрение управленческих регламентов и документооборота по наставничеству (бланки, оценочные листы, тесты, документы, должностные инструкции, положения, формы отчетности, схемы взаимодействия) (Приложение 1);
  • создание информационно-методического обеспечения системы оценивания, контроля, мотивации наставников.

Ресурсное обеспечение проекта приведено в Таблице 1.

Типовая дорожная карта внедрения проекта представлена в Приложении 5.

Условием устойчивости практики является гармонизация интересов, целей и действий субъектов деятельности по формированию наставничества на производстве: квалифицированных сотрудников предприятий и профессиональных образовательных организаций, вновь принятых работников, студентов профессиональных образовательных организаций, проходящих обучение на рабочем месте.

Предприятия располагают необходимыми для подготовки кадров материально-техническими ресурсами и квалифицированными сотрудниками, владеющими современными производственными технологиями, но испытывающими затруднения по передаче своего опыта и умений молодым работникам. Профессиональные образовательные организации имеют кадровые и информационно-методические ресурсы, позволяющие осуществлять методическое сопровождение проекта, психолого-педагогическую подготовку наставников.

Совместное использование материально-технических, финансово-экономических, нормативно-правовых, организационно-управленческих, кадровых, научно-методических, информационных и иных ресурсов профессиональных образовательных организаций и предприятий обеспечит качество подготовки кадров на производстве.

Перспективой развития проекта может стать создание на базе профессиональной образовательной организации стажировочной площадки по обучению наставников.

Критерии результативности

Основным итоговым показателем эффективности системы наставничества на производстве является процент стажеров, достигших по окончании обучения приемлемого уровня адаптации 75-100 %.

При достижении показателя менее 75 % Советом по наставничеству проводится анализ причин снижения показателей эффективности наставничества и планируются мероприятия по их устранению и улучшению системы наставничества на предприятии.

В соответствии с проектной идеей и поставленными задачами для оценки результативности проекта были разработаны критерии:

  • количество подготовленных наставников на предприятиях;
  • сокращение сроков адаптации новых работников на рабочем месте;
  • процент снижения текучести кадров на предприятиях;
  • процент наставников, повысивших свой профессиональный уровень;
  • процент образовательных программ колледжа, актуализированных с учетом реальных требований производства и имеющих практико-ориентированную направленность с участием наставников в образовательном процессе;

Данные о результативности

Полученные результаты практики значимы как для предприятий, на которых внедрена система наставничества, так и для колледжа, поскольку взаимодействие с наставниками позволило учесть реальные требования рынка труда при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

За период реализации проекта с 2010 г. по 1 июля 2018 гг. на предприятиях Свердловской области, входящих в Ассоциацию Уралпищепром, зафиксировано повышение качества подготовки кадров в процессе профессионального образования и профессионального обучения, подтвержденное следующими показателями:

  • подготовлено 183 наставника, которые приняли участие в обучении более 880 человек (рабочих предприятий и студентов колледжа);
  • сократился срок адаптации работников на рабочем месте с 1 года до 6 месяцев (по данным кадровых служб предприятий);
  • на 75% предприятий, реализующих систему наставничества, уменьшилась текучесть кадров (по данным кадровых служб предприятий);
  • 47% наставников из числа квалифицированных рабочих повысили свой профессиональный уровень (разряд по профессии);
  • 100 % образовательных программ колледжа актуализированы с учетом реальных требований производства и имеют практико-ориентированную направленность с участием наставников в образовательном процессе;

Реализация образовательных программ колледжа, ориентированных на потребности и запросы потребителей образовательных услуг - студентов колледжа и их родителей (законных представителей), представителей работодателя с участием наставников, способствовала усилению профессиональной и социальной компетентности выпускников.

В настоящее время разработана и апробируется матрица сбора информации для оценки эффективности деятельности наставника, которая заполняется на каждого наставника по трем блокам показателей оценивания: операциональный блок, блок социально-психологической адаптации, экономическая эффективность работы наставника. Кроме того, в марте 2018 года разработана и в июле 2018 года началась апробация информационной системы «Наставник» на платформе «1С Предприятие 8.3.», позволяющей формировать документы о назначении наставника; осуществлять поиск по критериям наставника для стажеров; хранить данные о всех наставниках предприятия; формировать рейтинг наставников по отзывам стажеров; формировать печатные отчеты; определять психотип наставника по результатам тестирования.

Эффективность деятельности наставника проверяется через результативность деятельности наставляемого и экономические эффекты от работы наставника.

Проверка эффективности деятельности наставника осуществляется путем проведения аттестационного зачета, (экзамена) обучаемого на рабочем месте при выполнении реального производственного задания.

Экономическую эффективность работы наставника оценивает Совет по наставничеству на основании анализа документов (актов отделов контроля качества, книг жалоб и предложений, отзывов руководителей структурных подразделений о работе стажера, взаимодействии с наставником, данных информационной системы «Наставник»).

С марта 2018 года апробируется методика оценки и мониторинга эффективности системы наставничества на производстве. Эффективность наставничества как системы рассчитывает корпоративная информационная система «Наставничество», как интегральная оценка по следующим показателям: рейтинговая оценка, выставленная стажером наставнику с помощью использования соответствующей опции информационной системы «наставничество» и   стажеру по результатам аттестационного зачета (экзамена) на рабочем месте при выполнении реального производственного задания.

Нормативная правовая база практики

Реализация практики обусловлена региональной кадровой политикой в соответствии с документами:

  • Дорожная карта внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Свердловской области, 2017 г.
  • Указ Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453-УГ «О комплексной программе «Уральская инженерная школа»».

Государственная программа Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1293-ПП

В рамках практики разработаны и внедрены документы на предприятиях Ассоциации Уралпищепром:

  • Программа реализации проекта «Формирование системы наставничества на предприятиях Ассоциации Уралпищепром;
  • Документированная процедура (Регламент, карта управления процессом) «Формирование системы наставничества для предприятий Ассоциация Уралпищепром;
  • Положение о наставничестве;
  • Положение о Совете по наставничеству.

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы и минимизации

Возможные ограничения реализации проекта и пути их минимизации представлены в Таблице 2.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Практика по формированию наставничества на производстве за период с 2010 года по 2017 годы внедрена на предприятиях Ассоциации Уралпищепром Свердловской области:

1.      ООО «Хладокомбинат № 3» г. Екатеринбург

2.      ЕМУП «Всеслав», г. Екатеринбург

3.      ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший вкус»» г. Екатеринбург

4.      ОАО Свердловский хлебомакаронный комбинат «Смак» г. Екатеринбург

5.      ОАО «Жировой комбинат» г. Екатеринбург

6.      ООО «ПепсиКо Холдингс» г. Екатеринбург

7.      ООО «Витэк», г. Екатеринбург

8.      ОАО «Птицефабрика «Рефтинская», поселок Рефтинский Свердловской области

9.      ООО «Биостар Трейд» г. Березовский Свердловской области

10. Комбинат мясной гастрономии «Черкашин и партнер», г. Полевской Свердловской области

В июне 2017 года начата реализация проекта по формированию системы наставничества на предприятии ООО ВКП «Сигнал-Пак» г. Екатеринбурга.

ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» представлен опыт распространения практики путем участия в семинарах, вебинарах, публикациях статей, участии в подготовке учебно-методических изданий (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).

Учредители