Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Многофункциональный центр прикладных квалификаций – кадровая база региона

Номинация
Дуальное и целевое обучение
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Организация
БУПО ХМАО-Югры «Когалымский политехнический колледж»
Ответственное лицо
Енева Иоанна Георгиева

Директор

+7 (904) 481-23-80, +7(34667) 2-17-37

eneva1ioanna@yandex.ru, priemnaya@kogpk.ru

Аннотация:

В практике представлен механизм создания и функционирования конкурентоспособной системы, обеспечивающей своевременную и высококачественную подготовку и переподготовку кадров для предприятий и организаций различных отраслей экономики Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Уникальность практики заключается в создании многофункционального учебного заведения инновационного типа для реализации процесса непрерывного образования. Обеспечивается возможность освоения новых профессиональных компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности. Образовательный контент формируется в соответствии с мерами окружной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты. Одна из важнейших задач предлагаемого проекта - обучение через внедрение инноваций и неразрывную связь процесса обучения с практикой.

Презентуемая практика описывает механизмы, формирующие устойчивые прямые и обратные связи между производителями и потребителями образовательных услуг, включая прогноз потребности в услугах. Данная практика обладает необходимой универсальностью и после соответствующей адаптации может быть рекомендована в качестве модели подготовки кадров и повышения квалификации работников в различных предметных областях деятельности.

Описание практики:

Актуальность

Государственная политика в области стратегического развития Российской Федерации основана на инновационном пути развития, а также использовании концепции импортозамещения. Для этого необходимо наличие квалифицированных кадров, отвечающих текущим и стратегическим потребностям национальной экономики.

В настоящее время в нашей стране ведется большая работа по созданию эффективной национальной системы квалификаций, отвечающей не только потребностям сегодняшнего дня, но и учитывающей те изменения, контуры которых можно увидеть уже сейчас. Создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база, сделаны существенные практические шаги в этом направлении на основе интеграции усилий органов государственной власти, работодателей, профсоюзов и системы образования.

Вызовы, ответом на которые должно стать развитие образовательных организаций современного уровня:

  • профессиональный рост не всегда связан с ростом профессиональных компетенций, что не дает возможности использования мотивирования на профессиональный рост;
  • высокая потребность в высококвалифицированных инженерно- технических кадрах;
  • дефицит квалифицированных рабочих кадров в нефтегазовом комплексе, одной из причин которых являются крайне тяжелые условия труда (в районах крайнего Севера);
  • отсутствие синергетического эффекта между производственными предприятиями и учебными заведениями.

Цель и задачи

Цели:

1) повышение эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния в единую систему, получение положительного результата совместных действий работодателя и образовательной организации;

2) удовлетворение потребностей организаций Группы «ЛУКОЙЛ», смежных и муниципальных унитарных предприятий ХМАО-Югры в квалифицированных рабочих кадрах.

Задачи:

  • создание, совместно с работодателем, многофункционального учебного заведения инновационного типа, с учетом требований различных отраслей экономики;
  • высокоэффективная подготовка и переподготовка кадров, с привлечением представителей работодателей, ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения новых трудовых функций и трудовых действий;
  • повышение профессиональной квалификации работников предприятий и организаций различных отраслей экономики;
  • снижение количества несчастных случаев происходящих с работниками на производстве, снижение количества аварий, повышение производительности труда;
  • развитие трудового кадрового потенциала граждан с учетом потребности регионального рынка труда.

Средства и способы реализации практики

Реализация проекта осуществляется в партнерстве с правительством ХМАО – Югры, ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» администрацией города Когалыма и образовательными учреждениями городов Когалым, Лангепас, Урай, Покачи.

На состоявшемся 25.10.2013 в Когалыме совещании, было подписано соглашение между правительством ХМАО-Югры в лице губернатора Ханты – Мансийского округа – Югры Н.В. Комаровой и ОАО НК «ЛУКОЙЛ» в лице президента В.Ю. Алекперов на 2014 – 2017 гг.

Во исполнение мероприятий соглашения о сотрудничестве между Правительством ХМАО-Югры и ОАО НК «ЛУКОЙЛ» с 01.01.2014 учебный центр филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» передан в состав БУ «Когалымский политехнический колледж».

Сформирован штат педагогических работников, все педагогические работники прошли обучение по программам повышения квалификации, в том числе в виде стажировки на предприятиях.

Создан, оснащен и введен в эксплуатацию нефтяной полигон для отработки практических навыков в условиях, приближенных к производственным. Ежегодно проводятся модернизация и усиление площадки многофункционального центра прикладных квалификаций (МФЦПК) новым высокотехнологичным оборудованием, также концентрация ресурсов на пилотных площадках с привязкой к ведущим предприятиям города.

Учебные лаборатории и производственные мастерские на 100% оснащены учебным, учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием (макеты, тренажеры- имитаторы, программное обеспечение).

Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты - Мансийского автономного округа – Югры выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности, в том числе и ДПО. В настоящее время МФЦПК реализует 64 программы профессионального обучения и 84 программы повышения квалификаций и прочих программ обучения. Разработана и согласована проектно-сметная документация на строительство кампуса для преподавателей, иногородних слушателей МФЦПК и студентов с целью создания комфортных условий пребывания в период обучения.

Для организации платных дополнительных образовательных услуг колледж ежегодно изучает спрос на данные услуги и определяет предполагаемый контингент слушателей, осуществляет рекламную деятельность.

БУ «Когалымский политехнический колледж» ежегодно расширяет спектр образовательных услуг, в том числе по подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена на основе анализа текущих и перспективных кадровых потребностей Когалыма, с учетом регионального перечня приоритетных профессий и специальностей для подготовки в региональной системе СПО «топ-57», согласующегося с федеральным перечнем перспективных и востребованных на рынке труда Российской Федерации профессий и специальностей.

Подготовка осуществляется в соответствии со следующими видами профессионального обучения:

  • профессиональная подготовка – получение дополнительных компетенций, необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации;
  • профессиональное обучение лиц, не имевших ранее профессии;
  • переподготовка рабочих – обучение с целью получения новой профессии с учетом потребности производства;
  • повышение квалификации работников (руководителей, специалистов, рабочих и служащих) – обучение направленное на последовательное совершенствование и развитие их профессионального мастерства;
  • обучение вторым профессиям – подготовка рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения дополнительной (смежной) профессии.

Критерии результативности

Результативность деятельности МФЦПК БУ «Когалымский политехнический колледж» оценивается по следующим критериям:

А. Положительная динамика качества и эффективности обучения; увеличение количества слушателей, прошедших обучение по различным программам, в том числе:

  • влияние обучения на снижение показателей производственного травматизма;
  • востребованность на рынке образовательных услуг региона и субъектов РФ;
  • мониторинг удовлетворенности слушателей образовательными услугами;
  • удовлетворенность организаций региона способностью МФЦПК быстро и гибко реагировать на запросы работодателей, в том числе и на запросы по разработке и реализации новых программ обучения.

Б. Положительная динамика мониторинга удовлетворенности предприятий – заказчиков.

В. Положительная тенденция роста трудоустройства слушателей и студентов колледжа.

Г. Востребованность на рынке образовательных услуг региона и субъектов РФ.

Д. Модернизация материально – технической базы образовательного учреждения за счет притока финансовых средств за образовательные услуги, предоставляемые МФЦПК.

Е. Наличие побед в профессиональных чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства.

Ж. Повышение рейтинга образовательной организации.

Данные о результативности

Общие результаты деятельности Когалымского политехнического колледжа за период реализации практики:

1) Увеличение доли обученных слушателей по программам профессионального обучения, разработанным в соответствие с профессиональными стандартами (разработаны и согласованы с работодателями 7 программ профессионального обучения по 16 уровням квалификаций). В настоящее время Центр реализует 64 программы профессионального обучения и 84 программы повышения квалификаций и прочих программ обучения (Приложение 1, Приложение 2).

2) Специалисты колледжа включены в реестр ПОА СПК финансового рынка по проведению профессионально-общественной аккредитации программ.

3) На базе колледжа был создан экзаменационный центр (ЭЦ) ЦОК «Фонд развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе».

4) В 2017-2018 г. решением СПК нефтегазового комплекса 4 специалиста колледжа были включены в состав экспертов организаций, наделенных полномочиями по проведению оценки квалификации по квалификации «Оператор по добыче нефти, газа, газового конденсата» 4 и 5 уровней. В 2017 г. колледж был включен в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций, как площадка для проведения профессиональных экзаменов «Оператор по добыче нефти, газа, газового конденсата» 4, 5 уровней квалификации ЦОК ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ», в 2018 г. перечень актуализирован (Приложение 3).

6) В 2018 г. проведена профессионально - общественная аккредитация образовательной программы «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) уровень СПО Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. В 2018 г. студенты колледжа впервые прошли процедуру независимой оценки квалификаций и по завершению профессионального экзамена подтвердили квалификацию «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата 4 уровня» (Приложение 4, см. стр. 4).

7) Проводились конкурсы и олимпиады профессионального мастерства регионального значения основной целью проведения которых являлась пропаганда системы профессиональных квалификаций, как источника карьерного и профессионального роста:

а) открытый региональный конкурса профессионального мастерства среди обучающихся и представителей работодателей по профессии: «Лаборант химического анализа» (Приложение 5).

б) региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтяное дело и геодезия» по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» (Приложение 6).

8) 08.06.2018 г. на площадке колледжа проходила практическая часть профессионального экзамена ЦОК ООО «ЛУКОЙЛ – ИНФОРМ», на котором присутствовали представители СПК НГК и Нефтегазстрой профсоюза России.

9) Проводились межрегиональные и региональные конференции и круглые столы, объединяющие представителей бизнеса и образовательных организаций, органов муниципальной власти (Приложение 7):

а) региональная научно-практическая конференция «Выбор профессии: проблемы и перспективы молодых специалистов. Самоопределение, конкуренция, успех. Компетенции молодых специалистов», круглый стол: «Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификаций. Новые возможности планирования обучения и подбора и оценки кадров» (Приложение 8)

б) II Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции инновационной политики в России» с международным участием (Приложение 9).

Ежегодно модернизируется и укрепляется материально техническая база колледжа (мастерские, учебный нефтяной полигон, лаборатории, учебные аудиторий) и на сегодняшний день материально-техническая база на 100% соответствует требованиям ФГОС СПО и требованиям профессиональных стандартов (базовых квалификаций) нефтегазового комплекса

Нормативная база практики

  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об учебных центрах профессиональной квалификации»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Федеральный закон от 30.12.2006 № 275 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 307 «О праве объединений работодателей участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
  • постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
  • Положение о проведении открытого окружного конкурса профессионального мастерства среди обучающихся ПОО по профессии «Лаборант химического анализа», Приказ ДОиН ХМАО-Югры от 07.12.2017 г. № 1826 (Приложение 5);
  • Положение об организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтяное дело и геодезия» (Приложение 6);
  • Положение о проведении открытого окружного конкурса профессионального мастерства среди обучающихся ПОО по профессии «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата», Приказ ДОиН ХМАО-Югры от 07.12.2017 г. № 1826 (Приложение 10).

Ограничения для применения опыта, риски, механизмы минимизации рисков.

Практика внедрения модели создания и работы Многофункционального центра прикладных квалификаций как основы подготовки высококвалифицированных кадров пригодна для тиражирования в различных регионах и отраслях экономики России. Для успешного тиражирования практики необходимо выстраивание следующих систем:

  • системы мониторинга кадровой потребности в соответствии с долгосрочными планами развития экономики региона и отдельных предприятий;
  • создание нормативных условий кооперации между крупными, средними и мелкими предприятиями, органами власти и профессиональными образовательными организациями в процессе разработки программ обучения, формирование и материально-ресурсное оснащение центров подготовки кадров;
  • обеспечение непрерывного механизма содействия процессам обучения и трудоустройства граждан (создание комплексного набора инструментов и мероприятий по их реализации).

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Возможность использования данной практики и ее актуальность подтверждаются сотрудничеством с организациями в Ямало-Ненецком автономном округе, Москве и Тюмени, среди которых:

  • Московский институт нефтегазового бизнеса – оказание услуг по повышению квалификации по программе: «Нефтегазовые технологии и эффективное управление» (договоры от 16.02.2015 г., НТ/01/02-15, от 13.04.2015 № 13/4-1, от 25.01.2015 КП0000-194 от 09.10.2015 г., КП 0000153 от 10.02.2016 г., № 4/2016 от 08.04.2016 № 11);
  • Тюменский государственный нефтегазовый университет (Институт дополнительного образования) – образовательные услуги по реализации программы дополнительного профессионального образования: «Химическая технология органических веществ» (договор от 18.02.2015 № 01-2015);
  • общество с ограниченной ответственностью «Лукойл – Западная Сибирь» - оказание возмездных услуг по подготовке кадров (договор от 01.01.2014 № 13С5048);
  • БУ «Урайский политехнический колледж», БУ «Лангепасский политехнический колледж» – договор о сотрудничестве: обучение по единым программам предприятий ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» в городах Покачи, Лангепас, Урай, Когалым (договор о сотрудничестве от 02.02.2015).

Учредители