Аннотация:
В практике представлен механизм создания и функционирования конкурентоспособной системы, обеспечивающей своевременную и высококачественную подготовку и переподготовку кадров для предприятий и организаций различных отраслей экономики Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Уникальность практики заключается в создании многофункционального учебного заведения инновационного типа для реализации процесса непрерывного образования. Обеспечивается возможность освоения новых профессиональных компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности. Образовательный контент формируется в соответствии с мерами окружной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты. Одна из важнейших задач предлагаемого проекта - обучение через внедрение инноваций и неразрывную связь процесса обучения с практикой.
Презентуемая практика описывает механизмы, формирующие устойчивые прямые и обратные связи между производителями и потребителями образовательных услуг, включая прогноз потребности в услугах. Данная практика обладает необходимой универсальностью и после соответствующей адаптации может быть рекомендована в качестве модели подготовки кадров и повышения квалификации работников в различных предметных областях деятельности.
Описание практики:
Актуальность
Государственная политика в области стратегического развития Российской Федерации основана на инновационном пути развития, а также использовании концепции импортозамещения. Для этого необходимо наличие квалифицированных кадров, отвечающих текущим и стратегическим потребностям национальной экономики.
В настоящее время в нашей стране ведется большая работа по созданию эффективной национальной системы квалификаций, отвечающей не только потребностям сегодняшнего дня, но и учитывающей те изменения, контуры которых можно увидеть уже сейчас. Создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база, сделаны существенные практические шаги в этом направлении на основе интеграции усилий органов государственной власти, работодателей, профсоюзов и системы образования.
Вызовы, ответом на которые должно стать развитие образовательных организаций современного уровня:
- профессиональный рост не всегда связан с ростом профессиональных компетенций, что не дает возможности использования мотивирования на профессиональный рост;
- высокая потребность в высококвалифицированных инженерно- технических кадрах;
- дефицит квалифицированных рабочих кадров в нефтегазовом комплексе, одной из причин которых являются крайне тяжелые условия труда (в районах крайнего Севера);
- отсутствие синергетического эффекта между производственными предприятиями и учебными заведениями.
Цель и задачи
Цели:
1) повышение эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния в единую систему, получение положительного результата совместных действий работодателя и образовательной организации;
2) удовлетворение потребностей организаций Группы «ЛУКОЙЛ», смежных и муниципальных унитарных предприятий ХМАО-Югры в квалифицированных рабочих кадрах.
Задачи:
- создание, совместно с работодателем, многофункционального учебного заведения инновационного типа, с учетом требований различных отраслей экономики;
- высокоэффективная подготовка и переподготовка кадров, с привлечением представителей работодателей, ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения новых трудовых функций и трудовых действий;
- повышение профессиональной квалификации работников предприятий и организаций различных отраслей экономики;
- снижение количества несчастных случаев происходящих с работниками на производстве, снижение количества аварий, повышение производительности труда;
- развитие трудового кадрового потенциала граждан с учетом потребности регионального рынка труда.
Средства и способы реализации практики
Реализация проекта осуществляется в партнерстве с правительством ХМАО – Югры, ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» администрацией города Когалыма и образовательными учреждениями городов Когалым, Лангепас, Урай, Покачи.
На состоявшемся 25.10.2013 в Когалыме совещании, было подписано соглашение между правительством ХМАО-Югры в лице губернатора Ханты – Мансийского округа – Югры Н.В. Комаровой и ОАО НК «ЛУКОЙЛ» в лице президента В.Ю. Алекперов на 2014 – 2017 гг.
Во исполнение мероприятий соглашения о сотрудничестве между Правительством ХМАО-Югры и ОАО НК «ЛУКОЙЛ» с 01.01.2014 учебный центр филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» передан в состав БУ «Когалымский политехнический колледж».
Сформирован штат педагогических работников, все педагогические работники прошли обучение по программам повышения квалификации, в том числе в виде стажировки на предприятиях.Создан, оснащен и введен в эксплуатацию нефтяной полигон для отработки практических навыков в условиях, приближенных к производственным. Ежегодно проводятся модернизация и усиление площадки многофункционального центра прикладных квалификаций (МФЦПК) новым высокотехнологичным оборудованием, также концентрация ресурсов на пилотных площадках с привязкой к ведущим предприятиям города.
Учебные лаборатории и производственные мастерские на 100% оснащены учебным, учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием (макеты, тренажеры- имитаторы, программное обеспечение).
Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты - Мансийского автономного округа – Югры выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности, в том числе и ДПО. В настоящее время МФЦПК реализует 64 программы профессионального обучения и 84 программы повышения квалификаций и прочих программ обучения. Разработана и согласована проектно-сметная документация на строительство кампуса для преподавателей, иногородних слушателей МФЦПК и студентов с целью создания комфортных условий пребывания в период обучения.
Для организации платных дополнительных образовательных услуг колледж ежегодно изучает спрос на данные услуги и определяет предполагаемый контингент слушателей, осуществляет рекламную деятельность.
БУ «Когалымский политехнический колледж» ежегодно расширяет спектр образовательных услуг, в том числе по подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена на основе анализа текущих и перспективных кадровых потребностей Когалыма, с учетом регионального перечня приоритетных профессий и специальностей для подготовки в региональной системе СПО «топ-57», согласующегося с федеральным перечнем перспективных и востребованных на рынке труда Российской Федерации профессий и специальностей.
Подготовка осуществляется в соответствии со следующими видами профессионального обучения:
- профессиональная подготовка – получение дополнительных компетенций, необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации;
- профессиональное обучение лиц, не имевших ранее профессии;
- переподготовка рабочих – обучение с целью получения новой профессии с учетом потребности производства;
- повышение квалификации работников (руководителей, специалистов, рабочих и служащих) – обучение направленное на последовательное совершенствование и развитие их профессионального мастерства;
- обучение вторым профессиям – подготовка рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения дополнительной (смежной) профессии.
Критерии результативности
Результативность деятельности МФЦПК БУ «Когалымский политехнический колледж» оценивается по следующим критериям:
А. Положительная динамика качества и эффективности обучения; увеличение количества слушателей, прошедших обучение по различным программам, в том числе:
- влияние обучения на снижение показателей производственного травматизма;
- востребованность на рынке образовательных услуг региона и субъектов РФ;
- мониторинг удовлетворенности слушателей образовательными услугами;
- удовлетворенность организаций региона способностью МФЦПК быстро и гибко реагировать на запросы работодателей, в том числе и на запросы по разработке и реализации новых программ обучения.
Б. Положительная динамика мониторинга удовлетворенности предприятий – заказчиков.
В. Положительная тенденция роста трудоустройства слушателей и студентов колледжа.
Г. Востребованность на рынке образовательных услуг региона и субъектов РФ.
Д. Модернизация материально – технической базы образовательного учреждения за счет притока финансовых средств за образовательные услуги, предоставляемые МФЦПК.
Е. Наличие побед в профессиональных чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства.
Ж. Повышение рейтинга образовательной организации.
Данные о результативности
Общие результаты деятельности Когалымского политехнического колледжа за период реализации практики:
1) Увеличение доли обученных слушателей по программам профессионального обучения, разработанным в соответствие с профессиональными стандартами (разработаны и согласованы с работодателями 7 программ профессионального обучения по 16 уровням квалификаций). В настоящее время Центр реализует 64 программы профессионального обучения и 84 программы повышения квалификаций и прочих программ обучения (Приложение 1, Приложение 2).
2) Специалисты колледжа включены в реестр ПОА СПК финансового рынка по проведению профессионально-общественной аккредитации программ.
3) На базе колледжа был создан экзаменационный центр (ЭЦ) ЦОК «Фонд развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе».
4) В 2017-2018 г. решением СПК нефтегазового комплекса 4 специалиста колледжа были включены в состав экспертов организаций, наделенных полномочиями по проведению оценки квалификации по квалификации «Оператор по добыче нефти, газа, газового конденсата» 4 и 5 уровней. В 2017 г. колледж был включен в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций, как площадка для проведения профессиональных экзаменов «Оператор по добыче нефти, газа, газового конденсата» 4, 5 уровней квалификации ЦОК ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ», в 2018 г. перечень актуализирован (Приложение 3).
6) В 2018 г. проведена профессионально - общественная аккредитация образовательной программы «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) уровень СПО Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. В 2018 г. студенты колледжа впервые прошли процедуру независимой оценки квалификаций и по завершению профессионального экзамена подтвердили квалификацию «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата 4 уровня» (Приложение 4, см. стр. 4).
7) Проводились конкурсы и олимпиады профессионального мастерства регионального значения основной целью проведения которых являлась пропаганда системы профессиональных квалификаций, как источника карьерного и профессионального роста:
а) открытый региональный конкурса профессионального мастерства среди обучающихся и представителей работодателей по профессии: «Лаборант химического анализа» (Приложение 5).
б) региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтяное дело и геодезия» по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» (Приложение 6).
8) 08.06.2018 г. на площадке колледжа проходила практическая часть профессионального экзамена ЦОК ООО «ЛУКОЙЛ – ИНФОРМ», на котором присутствовали представители СПК НГК и Нефтегазстрой профсоюза России.
9) Проводились межрегиональные и региональные конференции и круглые столы, объединяющие представителей бизнеса и образовательных организаций, органов муниципальной власти (Приложение 7):
а) региональная научно-практическая конференция «Выбор профессии: проблемы и перспективы молодых специалистов. Самоопределение, конкуренция, успех. Компетенции молодых специалистов», круглый стол: «Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификаций. Новые возможности планирования обучения и подбора и оценки кадров» (Приложение 8)
б) II Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции инновационной политики в России» с международным участием (Приложение 9).
Нормативная база практики
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об учебных центрах профессиональной квалификации»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный закон от 30.12.2006 № 275 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 307 «О праве объединений работодателей участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Положение о проведении открытого окружного конкурса профессионального мастерства среди обучающихся ПОО по профессии «Лаборант химического анализа», Приказ ДОиН ХМАО-Югры от 07.12.2017 г. № 1826 (Приложение 5);
- Положение об организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтяное дело и геодезия» (Приложение 6);
- Положение о проведении открытого окружного конкурса профессионального мастерства среди обучающихся ПОО по профессии «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата», Приказ ДОиН ХМАО-Югры от 07.12.2017 г. № 1826 (Приложение 10).
Ограничения для применения опыта, риски, механизмы минимизации рисков.
Практика внедрения модели создания и работы Многофункционального центра прикладных квалификаций как основы подготовки высококвалифицированных кадров пригодна для тиражирования в различных регионах и отраслях экономики России. Для успешного тиражирования практики необходимо выстраивание следующих систем:
- системы мониторинга кадровой потребности в соответствии с долгосрочными планами развития экономики региона и отдельных предприятий;
- создание нормативных условий кооперации между крупными, средними и мелкими предприятиями, органами власти и профессиональными образовательными организациями в процессе разработки программ обучения, формирование и материально-ресурсное оснащение центров подготовки кадров;
- обеспечение непрерывного механизма содействия процессам обучения и трудоустройства граждан (создание комплексного набора инструментов и мероприятий по их реализации).
Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
Возможность использования данной практики и ее актуальность подтверждаются сотрудничеством с организациями в Ямало-Ненецком автономном округе, Москве и Тюмени, среди которых:
- Московский институт нефтегазового бизнеса – оказание услуг по повышению квалификации по программе: «Нефтегазовые технологии и эффективное управление» (договоры от 16.02.2015 г., НТ/01/02-15, от 13.04.2015 № 13/4-1, от 25.01.2015 КП0000-194 от 09.10.2015 г., КП 0000153 от 10.02.2016 г., № 4/2016 от 08.04.2016 № 11);
- Тюменский государственный нефтегазовый университет (Институт дополнительного образования) – образовательные услуги по реализации программы дополнительного профессионального образования: «Химическая технология органических веществ» (договор от 18.02.2015 № 01-2015);
- общество с ограниченной ответственностью «Лукойл – Западная Сибирь» - оказание возмездных услуг по подготовке кадров (договор от 01.01.2014 № 13С5048);
- БУ «Урайский политехнический колледж», БУ «Лангепасский политехнический колледж» – договор о сотрудничестве: обучение по единым программам предприятий ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» в городах Покачи, Лангепас, Урай, Когалым (договор о сотрудничестве от 02.02.2015).