Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

Независимая оценка квалификации: проблемы и итоги

Независимая оценка квалификации: проблемы и итоги

3 июля 2019 года в центральном офисе агентства «Интерфакс» (Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 2) состоялась пресс-конференция на тему: «Итоги реализации проекта по сопряжению процедуры государственной итоговой аттестации выпускников колледжей и независимой оценки квалификации за 2019 год». 

Подведены итоги второго года реализации пилотного проекта «Профессиональный экзамен для студентов». 

Выпускники программ среднего профессионального образования прошли государственную итоговую аттестацию, совмещенную с независимой оценкой квалификации. Подтвердить квалификацию сумели 63% выпускников. В учебных заведениях, наиболее тесно и успешно сотрудничающих с работодателями, этот показатель близок к 100%.

Пилотный проект - часть масштабной работы по внедрению инструментов Национальной системы квалификаций в практику образовательных организаций. В этом году в нем участвовали колледжи из 17 регионов и 11 Советов по профессиональным квалификациям. Оценка проводилась по 32 квалификациям - массовым и наиболее востребованным на рынке труда. Были подготовлены эксперты, разработан оценочный инструментарий, определены организационные механизмы и источники финансирования процедуры. Студенты прошли независимую оценку квалификаций бесплатно.

Организаторами пресс-конференции выступили Национальное агентство развития квалификаций и Базовый центр подготовки рабочих кадров, при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей.

В пресс-конференции приняли участие:

- Лейбович Александр Наумович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций;

- Вуколов Всеволод Львович, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ;

- Духанина Любовь Николаевна, заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ;

- Черноскутова Инна Анатольевна, директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ;

- Черепов Виктор Михайлович, исполнительный вице-президент РСПП;

- Козлов Александр Михайлович, председатель комиссии Общественной палаты города Москвы по ЖКХ, капитальному ремонту и вопросам местного самоуправления, председатель совета по профессиональным квалификациям (СПК) в ЖКХ;

- Бабурин Александр Иванович, первый заместитель председателя Росагропромсоюза, заместитель председателя СПК в агропромышленном комплексе и другие.

Презентацией «Профессиональный экзамен для студентов» открыл пресс-конференцию А.Н. Лейбович. Он сообщил: «Пилотный проект показал, что в рамках обычных экзаменационных процедур выпускник может получить не только диплом об образовании, но и профессиональную квалификацию, отвечающую требованиям профессиональных стандартов. Независимая оценка, дающая сигнал работодателю о качестве подготовки выпускников, в перспективе должна стать массовой».

По мнению В.В. Вуколова, благодаря пилотному проекту работодатели и образовательные организации увидели, что им необходимо сближать позиции. И те, и другие заинтересованы в повышении качества подготовки кадров: различия между квалификацией, которую дает образовательная организация, и квалификацией, необходимой работодателю, должны быть сведены к минимуму.

Он подчеркнул: «Независимая оценка квалификации - хороший инструмент, позволяющий поднять качество образования на новый уровень», - и предложил в перспективе увеличить количество выпускников колледжей, проходящих независимую оценку квалификации, что позволит сократить затраты на проведение оценки. В конечном счете, вся эта работа приведет к повышению производительности труда. При этом, речь не идет об отмене дипломов об окончании учебных заведений - уровень квалификации специалиста, как и раньше, зависит от полученного образования.

«Рынок дипломов в нашей стране постепенно сменяется рынком квалификаций. Все чаще можно увидеть объявления о найме на работу, где работодатель вместо специальности по диплому указывает набор компетенций и квалификаций потенциального работника.

Молодые люди ориентируются на эти требования - приходят трудоустраиваться со свидетельством о квалификации, и тогда работодателю легче определиться, кому отдать предпочтение. Молодежь осваивает систему квалификаций достаточно быстро, и теперь важно, чтобы система образования и работодатели шли навстречу друг другу», - подчеркнула в своем выступлении Л.Н. Духанина.

Как отметила И.А. Черноскутова: «Среднее профессиональное образование ориентировано на практику, и благодаря пилотному проекту профессиональные колледжи «привыкают» к новой методике оценке квалификаций, которую предлагают работодатели».

Потенциала системы среднего профессионального образования достаточно для того, чтобы выпускники успешно проходили независимую оценку квалификации. В частности, в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» обновляется материально-техническая база колледжей, и уже сегодня ее используют центры оценки квалификации при проведении оценочных процедур. Наиболее успешные выпускники колледжей формируют портфолио своих достижений, в числе которых – свидетельство о независимой оценке.

Пилотный проект получил положительную оценку объединений работодателей. По словам В.М. Черепова, независимая оценка и дальше будет стимулировать колледжи к более качественной подготовке выпускников. Свидетельство о квалификации, которое выдается выпускнику вместе с дипломом, даст преимущество при трудоустройстве.

«В пилотном проекте в этом году участвовали отраслевые колледжи трех регионов: Иркутской области, Красноярского края и Санкт-Петербурга. При этом работодатели этой отрасли заинтересованы в независимой оценке по всей стране, так как дефицит квалифицированных кадров есть везде.

Результаты оценки говорят о качестве образовательных программ в том или ином учебном заведении. Если процент подтвердивших квалификацию невелик, это сигнал для изменений в программах», - отметил А.М. Козлов.

По мнению А.И. Бабурина, знаком качества образовательных программ являются результаты профессионально-общественной аккредитации. При этом важно, чтобы такую аккредитацию проводили объединения работодателей или уполномоченные ими организации. Он сообщил: «В нашей отрасли были примеры, когда ее проводили организации, не имеющие отношения к объединениям работодателей. Неудивительно, что далеко не все выпускники таких программ подтверждают свою квалификацию».

В следующем году проект «Профессиональный экзамен для студентов» будет продолжен. Национальное агентство развития квалификаций совместно с Министерством просвещения РФ и Министерством труда РФ планируют поэтапно внедрять независимую оценку квалификации в системе подготовки кадров. Это позволит повысить прозрачность рынка труда: работодателям будет проще принимать решения о найме персонала, а гражданам - выбирать образовательные программы для получения востребованных квалификаций.

Источник:Лидеры отрасли http://liderotrasli.ru/nauka-i-obrazovanie/393-nezavisimaya-ocenka-kvalifikacii-problemy-i-itogi.html

Учредители