Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

Инструменты национальной системы квалификаций для повышения качества подготовки кадров

Инструменты национальной системы квалификаций для повышения качества подготовки кадров

Профессиональное образование в современных условиях не может развиваться как закрытая система, без учета запроса, формируемого работодателями. Противоречие между требованиями бизнеса и содержанием образовательных программ — одна из причин снижения качества подготовки кадров. Очевидно, что диалог между сферой образования и сферой труда должен строиться на основе четких взаимных обязательств. Как инструменты Национальной системы квалификаций способствуют повышению качества подготовки кадров, рассказала РИА «Стандарты и качество» заместитель генерального директора АНО НАРК Алла Факторович.

Бизнес формулирует для образования заказ на кадры определенных квалификаций и требования к содержанию их подготовки. За последние годы, благодаря изменениям в Национальной системе квалификаций (НСК), сложились механизмы, позволяющие снять недопонимание между работодателями и системой образования. Создание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет), появление советов по профессиональным квалификациям (далее — СПК), наделенных полномочиями по развитию квалификаций в определенных секторах экономики, упрощает задачу формирования заказа для сферы образования. Выражая консолидированную позицию профессионального сообщества, СПК устанавливают требования к содержанию и результатам подготовки кадров через профессиональные стандарты, описания квалификаций и их независимую оценку. Поскольку профессиональные стандарты — документы национального уровня, их можно использовать как эталон, рамку, задающую дизайн и контент профессиональных образовательных программ. Благодаря профстандартам, работодатели получают реальную возможность влиять на качество подготовки кадров: законодательно закреплено требование разработки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального и высшего образования, дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов.

Профстандарты описывают трудовые функции и трудовые действия, успешное выполнение которых обеспечивает достижение целей определенного вида профессиональной деятельности, устанавливают соответствующий набор компетенций выпускника, задают конечные результаты для сферы образования. Зафиксированные в профессиональном стандарте умения и знания — основа для разработки программ учебных дисциплин, модулей, практик, а также выбора эффективных технологий обучения. Актуализация профстандарта, происходящая в первую очередь в результате технологических изменений, — сигнал для системы образования и источник информации, используемый для обновления содержания и результатов образования.

В то же время задача сопряжения образовательных и профессиональных стандартов непростая и нелинейная. Одна из сложностей состоит в том, что профессиональные стандарты описывают трудовые функции, но не стандартизируют требования к личности. Именно поэтому «язык» образовательных и профессиональных стандартов разный. В первом случае мы говорим о профессиональных компетенциях, во втором — о трудовых функциях, в первом случае описываются требования к выпускникам, во втором — к бизнес-процессу. Однако несовпадение «языков» сфер труда и образования продуктивно для профессионального образования, поскольку, во-первых, препятствует механическому переносу содержания профстандарта в содержание образовательных стандартов и образовательных программ, во-вторых, обеспечивает условия для диалога научно-педагогического и отраслевых сообществ. С одной стороны, для рынка труда важна модель профессионального образования, которая развивается под влиянием его запросов, с другой стороны, у образования существуют и иные, присущие только ему функции — социализация выпускников, расширение возможностей участия людей в экономической и культурной жизни общества. Сегодня и сами работодатели подчеркивают важность не только профессиональных навыков, но и универсальных компетенций потенциальных работников (идеального сочетания soft skills и hard skills). Задача состоит не в том, чтобы отказаться от одних требований в угоду другим, а в том, чтобы найти разумный компромисс. Сделать это можно только на своего рода переговорных площадках, модели которых стали формироваться именно в условиях внедрения профессиональных стандартов в систему образования. Так, в процесс разработки и актуализации образовательных стандартов профессионального образования вовлечены представители СПК, учебно-методических объединений, предприятий, образовательных организаций.

Опыт применения профессиональных стандартов показывает, что для ускорения прохождения сигнала от работодателей к системе образования необходимы изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации", а именно — фиксация нормы разработки на основе профессиональных образовательных программ. Профстандарт позволяет сформулировать требования к результатам освоения профессиональной образовательной программы, задать ее содержание и структуру, отобрать профессионально значимую теоретическую информацию, состав и содержание профессионально ориентированных дисциплин, модулей, практик, фондов оценочных средств и процедур. При этом контент, который обеспечивает фундаментальность подготовки и формирует академическую квалификацию, отбирается в соответствии с общими компетенциями, установленными ФГОС и сложившейся научно-методической традицией, закрепленной в опыте образовательной организации.

Разработка и внедрение профессиональных стандартов влияют не только на процесс проектирования образовательных программ, но и на процедуру их экспертизы. Одно из направлений деятельности СПК связано с профессионально-общественной аккредитацией (далее — ПОА) образовательных программ, которая, во-первых, позволяет определить программы, спроектированные и реализуемые в соответствии с профессиональными стандартами, а во-вторых, дает системе образования необходимую обратную связь от рынка труда, ответ на вопрос о пробелах в подготовке выпускников, а значит — конкретные ориентиры для совершенствования. В рамках деятельности Национального совета разработана модель ПОА, отличительные особенности которой заключаются в следующем:

  •  жесткий отбор аккредитующих организаций, мониторинг и контроль их деятельности со стороны СПК;
  •  недопустимость в ходе ПОА дублирования критериев, используемых при проведении государственной аккредитации;
  •  согласованность подходов аккредитующих организаций по вопросам процедуры ПОА, составу критериев и показателей, что обеспечивает сопоставимость результатов ПОА;
  •  закрепление за аккредитующими организациями пула профессиональных стандартов, на соответствие которым они могут проводить оценку образовательной программы в процедуре ПОА.

Национальный совет определяет общий порядок проведения ПОА, а СПК конкретизируют его для закрепленных за ними видов профессиональной деятельности, при необходимости уточняя критерии, утвержденные Национальным советом.

Потенциальные аккредитующие организации обращаются в СПК с просьбой о наделении их полномочиями по проведению ПОА. СПК осуществляют отбор на основании оценки сведений, подтверждающих:

  •  статус заявителя как работодателя по заявленному виду (видам) профессиональной деятельности общероссийского или иного объединения работодателей, ассоциации (союза) или иной организации, представляющей и (или) объединяющей профессиональные сообщества, по заявленному виду (видам) профессиональной деятельности;
  •  наличие кадровых, материальных и информационных ресурсов для проведения ПОА (штатных сотрудников, помещения с необходимым оборудованием, официального сайта в сети Интернет и др.);
  •  опыт деятельности заявителя в области внедрения элементов национальной системы квалификаций (участие в разработке профессиональных стандартов, проектировании образовательных программ с учетом профстандартов, разработке оценочных средств для независимой оценки квалификации (НОК), проведении ПОА).

В ходе ПОА используются критерии, позволяющие объективно оценивать образовательную программу:

  •  успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры НОК;
  •  соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов ее освоения профессиональным стандартам;
  •  соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочных материалов требованию достижения обучающимися запланированных результатов обучения;
  •  соответствие материально-технической базы, информационно-коммуникационных технологий, учебно-методических и иных ресурсов требованию достижения обучающимися результатов, заявленных в образовательной программе;
  •  наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность на рынке труда выпускников профессиональной образовательной программы;
  •  подтвержденное участие работодателей в проектировании профессиональной образовательной программы, организации проектной работы обучающихся, разработке и реализации программ практик, в формировании планируемых результатов их прохождения, установлении тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.

Подход, реализуемый Национальным советом, СПК, направлен на то, чтобы ПОА была предельно прозрачной, честной и полезной процедурой для самооценки образовательных организаций. Наличие ПОА — свидетельство того, что выпускники образовательной программы готовы к самостоятельной профессиональной деятельности и без труда могут подтвердить свою квалификацию в ходе профессионального экзамена. ПОА делает НОК более доступной для студентов, поскольку позволяет «настроить» структуру и содержание обучения на требования профессиональных стандартов.

Независимая оценка укрепляет позицию работника на рынке труда. Даже в случае негативного результата соискатель получает важную информацию о дефицитах профессиональных компетенций, рекомендации по перспективам профессионального развития и освоению программ дополнительного профессионального образования. Процедура НОК создает возможности для обоснованного конструирования образовательной и карьерной траектории. Свидетельство о квалификации позволяет понять, что конкретно умеет делать тот или иной человек. Правовые и организационные основы НОК определены в Федеральном законе «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ (далее — ФЗ № 238). Координатором системы является Национальный совет. Организацию работы по оценке квалификации в определенном виде профессиональной деятельности обеспечивают СПК: они наделены полномочиями по отбору центров оценки квалификации (ЦОК), где проходят профессиональные экзамены.

Важнейшая целевая группа для проведения НОК — выпускники образовательных программ профессионального образования. В настоящее время по завершении обучения они получают документ об образовании и квалификации. Однако запись в нем не совсем понятна работодателям, поскольку часто не совпадает с названиями квалификаций, существующими на рынке труда. Независимая оценка важна как для самих молодых людей, так и для их потенциальных работодателей. Наличие у выпускника признаваемого профессиональным сообществом свидетельства о квалификации повышает шансы на трудоустройство и сокращает период профессиональной адаптации. В свою очередь, предприятия получают возможность отобрать хорошо подготовленных молодых специалистов и сэкономить на затратах, связанных с доучиванием персонала.

Наиболее удобный вариант применения НОК в системе подготовки кадров — совмещение процедуры аттестации студентов и профессионального экзамена. Это дает возможность оценить и образовательные результаты (соответствие знаний, умений требованиям преемственных программ непрерывного профессионального образования), и профессиональную квалификацию.

С 2018 г. Национальное агентство развития квалификаций (далее — НАРК) реализует проект по совмещению аттестации выпускников и НОК. Его идея состоит в том, что государственная итоговая аттестация (ГИА) — а в ряде случаев и промежуточная аттестация по профессиональным модулям, которые являются частью образовательной программы среднего профессионального образования, — проводится в соответствии с ФЗ № 238. Аттестация проходит в ЦОК или экзаменационных центрах, которые могут создаваться ЦОК на базе колледжей. Экзаменаторами являются эксперты ЦОК. Для аттестации используются те же оценочные средства, по которым сдаются профессиональные экзамены. В течение 2018/2019 учебного года в проекте приняли участие 1500 студентов, 42% из них успешно справились с заданиями профэкзаменов и получили два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. В условиях проекта финансирование профессионального экзамена осуществляется частично из бюджета программы, а также из внебюджетных средств колледжа или из региональных программ развития образования. В ряде случаев свой вклад вносят работодатели. Непреложным правилом является отсутствие финансовой нагрузки на студента или его родителей.

Анализ результатов профессиональных экзаменов обнаружил «белые пятна» в образовательных программах как с точки зрения контента, так и в части используемых методов и технологий обучения. Эта информация дает возможность принимать обоснованные решения об изменениях, необходимых для улучшения качества подготовки кадров.

С 2021 г. предполагается распространение позитивного опыта проведения профессионального экзамена для студентов — переход от проектного режима к массовому внедрению. Для этого в настоящее время созданы информационные, методические и организационные условия. Масштабирование проекта предусматривает расширение перечня квалификаций и вовлечение новых СПК в проведение совмещенных процедур ГИА и НОК выпускников образовательных организаций СПО, а также включение в проект вузов.

***

Системное внедрение НСК в сфере образования позволит:

  •  сформировать у бизнес-сообщества концептуальное понимание того, что снижение экономических рисков от непрофессионализма обеспечивается через доступ к кадровому ресурсу, сформированному с применением инструментов НСК;
  •  повысить мотивационную вовлеченность и качество диалога бизнеса, образования;
  •  создать новые точки притяжения и формирования кадровых технологий, задача которых — выработать комплексные кадровые решения — актуальные и востребованные с учетом быстро меняющихся условий рынка.



Источник РИА «Стандарты и качество» - https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=191230

Учредители