Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

Сотрудничество для достижения качества и успеха

Номинация
Дуальное и целевое обучение
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Иркутская область
Организация
ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум»
Руководитель
Матюхина Ирина Ивановна
Директор
pu-6@yandex.ru
8(39554) 7-21-70
Ответственное лицо
ФИО: Бекетова Оксана Викторовна
Должность: Заместитель директора по учебно-производственной работе
Тел: +7 (902) 769-78-39
Email: oksbeket@rambler.ru
Аннотация:

Обучение квалифицированного рабочего в условиях мастерских и лабораторий образовательных организаций снижает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, затрудняет их успешную адаптацию на производстве. Как включить в образовательную деятельность непосредственных заказчиков - работодателей профессионального образования, максимально интегрировать учебную и профессиональную деятельность, чтобы подготовить выпускника, готового с первых дней после трудоустройства включиться в эффективные производственные отношения?

Описание практики:

Актуальность

Необходимость интеграции, созданных условий для овладения обучающимися железнодорожных профессий в техникуме и реальных условий производства, предприятия, обусловлена рядом причин:

1. Материально-техническая база образовательной организации всегда будет отставать от используемых на предприятиях новейших технологий и современного оборудования.

2. Трудности с привлечением высококвалифицированных рабочих с предприятий для осуществления педагогической деятельности в образовательной организации, т.к. у них отсутствует педагогическое образование, а у педагогических работников организации соответственно чаще всего отсутствует опыт работы на реальном производстве.

3. Необходимость гибкого реагирования на постоянно изменяющиеся требования работодателей к результатам подготовки, что вызвано появлением новых производственных технологий и технологическим обновлением отрасли.

Поэтому в настоящее время актуальным для образовательной организации является реализация образовательных программ совместно с базовыми предприятиями через совершенствование практико-ориентированной модели подготовки квалифицированных рабочих кадров для железнодорожных предприятий области. Это целый комплекс необходимых методических, организационно-педагогических, кадровых, нормативно-правовых, информационных и других условий практико-ориентированной модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей железнодорожной отрасли в квалифицированных кадрах, требований профессионального стандарта и предприятий-работодателей.

Цели и задачи

Цель: совершенствование модели практико-ориентированной подготовки кадров для предприятий железнодорожной отрасли с учетом требований профессионального стандарта и предприятий - работодателей.

Задачи:

  • организация и проведение профориентационных мероприятий на муниципальном уровне, мероприятий совместно с работодателями, а также профессиональных проб для школьников;
  • проектирование совместно с представителями предприятия учебного плана, календарного графика учебного процесса, образовательных программ учебных дисциплин и модулей, программ учебной и производственной практики;
  • разработка локальных нормативных актов образовательной организации, регламентирующих внедрение практико-ориентированной модели обучения;
  • организация процедур промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения, в том числе совместно с наставниками и мастерами производственного обучения разработка механизмов и инструментов промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения;
  • организация итоговой государственной аттестации студентов, в том числе совместно с руководством предприятия и наставниками разработка критериев оценки качества образования выпускников;
  • обеспечение мониторинга трудоустройства и закрепляемости на рабочем месте.

Средства и способы реализации практики

6.1. Организация и проведение профориентационных мероприятий на муниципальном уровне, мероприятий совместно с работодателями, а также профессиональных проб для школьников.

Градообразующей основой города Зимы является железная дорога, представленная одноименной железнодорожной станцией, локомотивным, ремонтным и вагонным депо, а также другими подразделениями ВСЖД филиала ОАО «РЖД».

В нашем техникуме 85% студентов обучаются по профессиям железнодорожного профиля. За 85 лет в стенах техникума более 15 тысяч специалистов было подготовлено. В настоящее время на двух градообразующих предприятиях города Зимы: Сервисное локомотивное депо «Зиминское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис» и Эксплуатационное локомотивное депо Зима филиала ОАО «РЖД» - работают 39% и 71% сотрудников, получивших образование в Зиминском железнодорожном техникуме.

С целью профессионального самоопределения и профессиональной адаптации в условиях производства, в техникуме особое внимание уделяется проведению совместных мероприятий. Взаимодействие с работодателями, в том числе с Дорпрофжел ВСЖД филиала ОАО «РЖД» на станции Зима - приоритетное направление в работе Зимиского железнодорожного техникума. Такие совместные мероприятия, как: День пожилого человека, День железнодорожника, Новый год, Митинг у мемориала на территории депо, посвященный Дню Победы, День физкультурника, День знаний, встречи с представителями династий железнодорожников, поисковая работа музея - способствует тесному сотрудничеству техникума с работодателями в одном образовательном и воспитательном пространстве нашей образовательной организации, обеспечивая условия для саморазвития и самореализации студентов техникума. Ежегодно количество студентов, участвующих в совместных мероприятиях увеличивается.

В техникуме разработана и реализуется программа профессионального самоопределения молодежи «Я- профессионал», в рамках которой ежегодно организуются экскурсии для студентов 1-2 курсов с учетом выбранной профессии, специальности на предприятия работодателей. Охват студентов ежегодно составляет 100%.

Педагоги техникума принимают активное участие, а также являются инициаторами и организаторами муниципальных массовых профориентационных мероприятий со школьниками городских образовательных учреждений и воспитанниками дошкольных образовательных учреждений. Так в последние три года ноябре-декабре месяцах организуются: выступление агитационной бригады студентов техникума в общеобразовательных учреждениях города и Зиминского района, профориентационные часы «Войти в мир профессии» на базе техникума, в апреле проводится День открытых дверей для обучающихся средних школ города и воспитанников ДОУ. В городском празднике «Славим человека труда», приняли участие все выпускники 9 классов восьми школ города Зимы и Зиминского района, а также воспитанники ДОУ города. Во время проведения экскурсий по техникуму представлялась возможность участникам экскурсии (в том числе и воспитанникам ДОУ) пройти «профессиональные пробы», поучаствовать в мастер-классах, проводимых студентами техникума.

6.2. Проектирование и реализация совместно с представителями предприятия учебного плана, календарного графика учебного процесса, образовательных программ учебных дисциплин и модулей, программ учебной и производственной практики.

Практико-ориентированная профессиональная подготовка квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления, обеспечивает взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве, консолидации ресурсов образовательной организации и предприятий-работодателей в реализации учебного плана.

Социальное партнерство успешно развивается не только с такими крупными предприятиями, как Эксплуатационное локомотивное депо Зима структурного подразделения Дирекции тяги филиала ОАО РЖД, Сервисные локомотивные депо «Зиминское», «Братское», «Вихоревское» филиала «Восточно - Сибирский» ООО «ЛокоТех - Сервис», ОАО «Саянскхимпласт» Железнодорожный цех, ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» и другими организациями различных форм собственности. Взаимодействие техникума с партнерами производства по различным направлениям деятельности начиналось с построения совместных перспективных планов деятельности, которые сегодня подкреплены официальными долгосрочными договорами.

Работодатели участвуют в разработке и экспертизе образователь­ных программ с возможностью корректировки содержания и продолжительности дисциплин, МДК, учебной и производственной практик в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО с учетом деятельности своего предприятия. Учебная нагрузка используется для формирования дополнительных компетенций, умений и знаний таких, как: принимать и готовить локомотивы (по видам) к рейсу и сдавать после рейса, обеспечивать меры безопасности при движении локомотива по перегону, при производстве работы в зимнее время, осуществлять и планирование, и организацию производственных работ в нестандартных ситуациях и другие. По предложению партнером в вариативную часть введены учебные дисциплины: «Безопасность движения на ж/д транспорте», «Регламент переговоров», «Электрические схемы на подвижном составе», «Электробезопасность на железнодорожном транспорте».

В Эксплуатационном локомотивном депо Зима на современных тренажерах в 2017 году - 8 студентов, а в 2018 году – 18 студентов проводили отработку навыков по ПМ.02 Управление и техническая эксплуатация локомотива под руководством машиниста.

В Сервисном локомотивном депо «Зиминское» на полигонах, цехах, участках, оснащенных необходимым оборудованием, инвентарем была организована учебная практика, так в 2017 году – 15% времени, а в 2018 – 30% времени учебной практики, где студенты совершенствовали профессиональные компетенции по ПМ.01 Техническому обслуживанию и ремонту локомотива на тренажере ВЛ-85 в Эксплуатационном локомотивном депо.

Гарантией качества образования является преподаватель. Пополнения техникума педагогическими кадрами, обладающими опытом профессиональной деятельности на современных предприятиях решается путем привлечения к преподавательской деятельности специалистов базовых предприятий. Отмечается положительная тенденция последних лет, так в 2017 году – 4 человека, а в 2018 году 6 человек ведут преподавание общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей – это Новикова Т.В. – инженер по охране труда СЛД «Зиминское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ЛокоТех-Сервис», Камальдинов О.В. – действующий машинист ССПС Эксплуатационного локомотивного депо Зима филиала ОАО «РЖД», Мисюра М.Н.- машинист- инструктор по обучению ТЧЭ-3, Розум В.А. – машинист – инструктор ТЧЭ-3, Сергиенко Ж.В – дежурная по станции Делюр, Едунов И.В. – действующий машинист ТЧЭ-3, Игумнов Е.И. – мастер участка ТР-1 СЛД «Зиминское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ЛокоТех-Сервис».

В свою очередь мастера производственного обучения и преподаватели общепрофессиональных дисциплин знакомятся с внедряемыми новыми производственными технологиями, приобретают навыки работы на современном оборудовании при прохождении стажировки на предприятиях,­ участии в производственных совещаниях, деловых встречах, так в 2018 году 5 человек (Розум В.А., Сергиенко Ж.В., Смородинов А.Г., Ермакова Е.И., Новикова Т.В., Сергеева С.В.) прошли стажировку по теме: «Организация и проведение учебно-производственного процесса в техникуме в связи с введение на Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» магистрального электровоза 2ЭС5К «Ермак».

Проведена региональная Педагогическая конференция по теме «Профессиональная направленность непрофильных дисциплин образовательной программы СПО» с целью обобщения опыта приняли участие преподаватели ГАПОУ «ЗАПТ», ГАПОУ УИТЛУ, ГАПОУ ИО БрИМТ, а также преподаватели Зиминского железнодорожного техникума. Всего участников конференции было 16 человек. По результатам педагогической конференции издается сборник методических материалов в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Иркутский государственный университет (Договор 09/2018 июнь 2018 г.) (Приложение 3).

Важным звеном в подготовке высококлассного специалиста является производственная практика. Зачисление на производственную практику студентов техникума в отделе кадров железнодорожных предприятий осуществляется при наличии заключения председателя врачебной комиссии и результатов психофизиологического обследования НУЗ «Узловая поликлиника на ст. Зима «ОАО РЖД»». Работа на железнодорожных предприятиях сложная и тяжелая, поэтому студенты должны обладать идеальным здоровьем. Подготовительный этап перед производственной практикой для каждого студента индивидуальный, здесь определяется профессиональная пригодность каждого студента. В 2017 году были «списаны», оказались не профпригодными по различным показателям для дальнейшего обучения по данной профессии 16% студентов, в 2018 году этот показатель уменьшился до 6%, за счет организованной профилактической работы среди студентов. После прохождения медицинского и психофизиологического обследования заключается договор между образовательной организацией и предприятием о производственной практике студента, в котором оговорены условия и сроки прохождения практики.

Приказом по предприятию за студентом закрепляется наставник, подготовка наставников ведется планомерно. Так впервые в 2018- 2019 учебном году совместно с кадровыми службами определены 40 локомотивных бригад в Эксплуатационном локомотивном депо и 9 мастеров участков из СЛД «Зиминское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ЛокоТех-Сервис» для обучения по программе «Психолого – педагогические аспекты подготовки сотрудников предприятий, выполняющих роль наставников», с целью развития психолого-педагогических компетенций сотрудников организаций, выполняющих роль наставников, в вопросах реализации основных профессиональных образовательных программ СПО практико-ориентированного обучения, необходимых для выполнения различных видов профессиональной деятельности.

Стало традиционным для техникума и его партнеров ежегодно проводить «Круглые столы», на которых обсуждаются вопросы взаимодействия для повышения качества подготовки выпускников, оценки их конкурентоспособности на рынке труда и определения факторов, отвечающих за карьерное продвижение выпускников. Уровень удовлетворенности работодателей теоретической и практической подготовкой выпускников по результатам анкетирования мастеров, руководителей структурных подразделений и предприятий увеличился с 73% до 89% по сравнению с прошлым годом. На таких встречах работодатели на прямую участвуют в выработке решений выявленных проблем. При необходимости вносятся коррективы в модель интеграции производственной и образовательной сфер (Приложение 4).

6.3. Разработка локальных нормативных актов образовательной организации, регламентирующих внедрение практико-ориентированной модели обучения

Выстроенная система взаимодействия с социальными партнерами привела к необходимости пересмотра локальных нормативных актов техникума по организации образовательной деятельности. Так в 2017 году были разработаны и апробировались три локальных нормативных акта образовательной организации, регламентирующие внедрение практико-ориентированной модели обучения: Положение о порядке организации и проведении практико-ориентированного обучения в ГБПОУ ИО ЗЖДТ, Положение о наставничестве на предприятиях, реализующих мероприятия по организации и проведению практико-ориентированного обучения студентов ГБПОУ ИО ЗЖДТ, Положение о стажировке педагогов ГБПОУ ИО ЗЖДТ в рамках практико-ориентированного обучения. В 2018 году введены в действие еще два - Положение о базовом предприятии в практико-ориентированной системе обучения ГБПОУ ИО ЗЖДТ, Программа обучения наставников предприятий железной дороги «Психолого – педагогические аспекты подготовки сотрудников предприятий, выполняющих роль наставников».

6.4. Организация процедур промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения, в том числе совместно с наставниками и мастерами производственного обучения разработка механизмов и инструментов промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения

Сегодня наши партнеры – работодатели имеют возможность и желание контролировать качество подготовки выпуск­ников, участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения производственной практи­ки. Так, ежегодно комиссий Сервисного локомотивного депо «Зиминское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис» проводятся квалификационные экзамены, в рамках которых студенты Зиминского железнодорожного техникума выполняют выпускную практическую квалификационную работу. Результатом данной работы является присвоение квалификации - Слесарь по ремонту подвижного состава и соответствующего разряда. Все фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии.

6.5. Организация итоговой государственной аттестации студентов, в том числе совместно с руководством предприятия и наставниками разработка критериев оценки качества образования выпускников

Оценка качества подготовки выпуск­ников техникума работодателями осуществляется во время проведения государственной итоговой аттестации. В состав государственной экзаменационной комиссии входят не менее двух представителей социальных партнеров, один из которых возглавляет комиссию. Каждый председатель государственной экзаменационной комиссии делает анализ, в котором отражаются характеристика общего уровня подготовки выпускников, анализ результатов ГИА, недостатки в подготовке обучающихся, выводы и предложения. Работодатели через своих специалистов участвуют в сопровождении студента при написании письменной экзаменационной работой, участвуют в рецензировании ПЭР, тематика которых сопряжена с деятельностью предприятия и основана на результатах прохождения производственной практики.

Критерии результативности

1) Учебно-методическая обеспеченность практико-ориентированной модели обучения.

2) Кадровая обеспеченность практико-ориентированной модели обучения

3) Нормативно-правовая обеспеченность практико-ориентированной модели обучения

4) Качество подготовки по программам СПО, реализуемым в практико-ориентированной модели обучения

5) Качество профориентационной работы

Данные о результативности

1) Учебно-методическая обеспеченность практико-ориентированной модели обучения (показатели 2018 года - 40% образовательных программ общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, обновлены с учетом профессиональных стандартов и потребностей работодателей).

2) Кадровая обеспеченность практико-ориентированной модели обучения (показатели 2018 года - 28 % преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, мастеров производственного обучения являются действующих работниками железнодорожных предприятий, трудоустроенных по совместительству; 57% штатных преподавателей и мастеров производственного обучения с опытом работы на предприятиях железнодорожного транспорта не менее 5 лет со сроком давности не более 3 лет)

3) Нормативно-правовая обеспеченность практико-ориентированной модели обучения (показатели 2018 года: 10 локальных нормативных актов, разработанных с учетом практико-ориентированной модели обучения).

4) Качество подготовки по программам СПО, реализуемым в практико-ориентированной модели обучения (показатели 2018 года: 0% - (выпуск будет в 2021 году) выпускников, обучавшихся по программам СПО по практико-ориентированной модели обучения, получивших на итоговой аттестации оценку «отлично», в общей численности выпускников, обучавшихся по программам СПО по практико-ориентированной модели обучения; 0% - (выпуск будет в 2021 году) численности выпускников, завершивших обучение по образовательным программам железнодорожного профиля, трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей численности выпускников, завершивших обучение по образовательным программам СПО).

5)  Качество профориентационной работы (показатели 2018 года: средний балл аттестата студентов в 2017 году – 3,4, а в 2018 году он составил – 3,6, принятых на обучение по очной форме по программам квалифицированных рабочих, служащих для железнодорожной отрасли; 1 - программа профессиональных проб разработана по железнодорожным профессиям; 40% обучающихся 8-11 классов, принявших участие в профориентационных мероприятиях, в общей численности обучающихся 8-11 классов школ г. Зима и Зиминского района; 18% школьников, поступивших на обучение по профессиям железнодорожного профиля в общей численности школьников прошедших обучение по программам профпроб; два градообразующих предприятия железной дороги (4 работодателя), вовлеченных в профориентационные процессы).

Основой обеспечения качества реализации образовательных программ, с использованием практико-ориентированного обучения, является процессно-результатный подход. При этом инструментом становиться профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, а результата– оценка профессиональной квалификации. Качество оценки обуславливается непредвзятостью экспертов и объективностью показателей и критериев оценки результата.

В марте 2018 года успешно пройдена профессионально-общественная аккредитация образовательных программ СПО по профессиям 23.01.09. Машинист локомотива, 23.01.11. Слесарь электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава.

Выстроенная практика взаимодействия с социальными партнерами - предприятиями железнодорожного транспорта, положительно сказывается на уровне подготовки выпускников, что подтверждают результаты ГИА. В отзывах предприятий и организаций, где работают выпускники техникума, отмечается хороший уровень подготовки, соответствующий требованиям, предъявляемым к современному специалисту (Приложение 5).

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы и минимизации.

Использование нашей практики образовательными организациями, ведущими подготовку специалистов для предприятий малого бизнеса, будет осуществить сложнее. Так как:

  • многие работодатели даже и не слышали о практико-ориентированном (дуальном) обучении;
  • работодатели, особенно небольшие предприятия, не заинтересованы в реализации не только практико-ориентированного (дуального) обучения, но и любого обучения на производстве.

Учредители