Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

Эффективный педагог: ресурс качества, ресурс развития

Номинация
Региональная инфраструктура НСК: развитие взаимодействия бизнеса и образования
Год внедрения
2017
Субъект РФ
г. Санкт-Петербург
Организация
Санкт-Петербургское ГАПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса», отделение «Ресторанный сервис»
Ответственное лицо
Миланов Александр Васильевич

Заместитель директора по методической работе

+7 (812) 252-73-40

omil_amil@mail.ru

Аннотация:

Практика предлагает новое видение модели управления методической деятельностью на основе процессного подхода, обеспечивающей развитие кадрового потенциала педагогов в образовательной сети ПОУ.

Практика может быть интересна образовательным организациям, ориентированным на оптимизацию и повышение эффективности управления методической деятельностью, развитие системы повышения квалификации персонала (педагогического и административного) через сетевое взаимодействие и дистанционные технологии.

Управление методической деятельностью и развитием кадрового потенциала в рамках представленной практики включает взаимоувязанные процессы:

1.    Прогнозирование методической деятельности на основе стратегического плана развития образовательной организации и показателей мониторинга;

2.    Измерение, анализ и оценку развития кадрового потенциала (проведение внутренних аудитов, мониторингов, самоанализа, самооценки, внешней экспертизы);

3.    Определение необходимости в корректирующих действиях по улучшению процесса методической деятельности, обеспечивающей развитие кадрового потенциала;

4.    Своевременное внесение изменений в процесс управления методической деятельностью;

5.    Опережающее планирование развития кадрового потенциала.

Описание практики содержит алгоритмизированные рекомендации по реализации каждого из процессов, программы ДПО по повышению квалификации преподавателей и мастеров п/о.

Работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагога СПО интегрирует систему саморазвития педагога и участие в сетевых региональных проектах.

Реализация практики и возможность ее трансляции обеспечиваются сформированной нормативной, учебно-методической базой.

Описание практики:

Актуальность

Внедрение данной практики способствует удовлетворению профессионально-образовательных потребностей педагогов в совершенствовании своего профессионального уровня, соответствие требованиям руководителей профессиональных образовательных организаций к уровню кадрового потенциала; способствует формированию механизма повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам подготовки кадров по профессиям ТОП-50 и компетенциям Ворлдскиллс (Приложение 1). Описываемая практика предлагает реальный путь решения проблемы.

Цель и задачи

Цель практики: развитие кадрового потенциала на основе процессного подхода к управлению методической деятельностью, обеспечивающего непрерывный характер профессионального совершенствования работников ПОО благодаря комплексному подходу к системе повышения их квалификации, через организацию сетевого взаимодействия.

Задачи практики:

1. Проведение маркетинговых исследований с целью определения состояния кадрового потенциала в соответствии с требованиями профессионального стандарта, ФГОС по топ-50, WorldSkills.

2. Актуализация содержания процессного подхода к управлению методической деятельностью в профессиональной образовательной организации.

3. Использование эффективных форм повышения квалификации педагогических работников.

4. Измерение эффективности развития кадрового потенциала на основе данных внутреннего аудита и мониторинга.

5. Анализ результатов и определение значимых потребностей в развитии кадрового потенциала на основе процессного подхода в методической деятельности.

6. С июня 2017 года, подготовка преподавателей и мастеров профессионального обучения, входящих в сетевую организацию к работе по новым требованиям (по актуализрованным ОПОП на основе ФГОС, профессиональных стандартов и требований Wordskills Russia)

Средства и способы реализации практики

Механизм формирования комплексного подхода к развитию кадрового потенциала является ключевым элементом процесса управления методической деятельностью. Описание механизма управления на основании процессного подхода представлено схематически в Приложении 2, алгоритм его реализации предполагает следующий действия:

1. Прогнозирование и планирование методической деятельности ПОО на основе - стратегического плана развития ПОО и разработанной системы показателей мониторинга.

2. Актуализация ресурсного потенциала педагогических кадров образовательного учреждения: проведение маркетингового исследования (Приложение 3).

3. Измерение, анализ и оценка развития кадрового потенциала (проведение внутренних аудитов, мониторингов, самоанализа, самооценки, внешней экспертизы).

4. Определение необходимости в корректирующих действиях по улучшению процесса методической деятельности, обеспечивающей развитие кадрового потенциала.

5. Внесение коррективов в процесс управления методической деятельностью в соответствии с актуальными требованиями к развитию кадрового потенциала:
план, формы, содержание, средства.

Обобщение результатов и планирование роста кадрового потенциала

А. Описание механизма управления методической деятельностью на основе процессного подхода с целью развития кадрового потенциала.

Управления методической деятельностью на основе процессного подхода построено в соответствии с циклом управления качеством Деминга. Реализация данного механизма позволяет гибко управлять развитием кадрового потенциала, используя комплексность и системность в формах работы по непрерывному повышению педагогической компетентности кадров, корректируя актуальное содержание, выбирать наиболее эффективные методы, организовывать и осуществлять непрерывное повышение квалификации педагогических работников на основе сетевого взаимодействия (Приложение 4, Приложение 5). Данный подход эффективен в сетевом формате взаимодействия ПОО.

Б. Формы организации непрерывного развития кадрового потенциала

1. Внутрифирменная система повышения квалификации:

Основой повышения квалификации является деятельность Школы совершенствования педагогического мастерства (далее – ШСПМ). Основная цель ШСПМ – организация обучения педагогических кадров внедрению новых педагогических технологий, работе на новом оборудовании, созданию условий для профессионального роста педагогов, формированию профессиональных компетенций и потребностей в дальнейшем саморазвитии. ШСПМ реализуется в соответствии с Положением «О школе совершенствования педагогического мастерства» (Приложение 6), программами дополнительного профессионального образования (Приложение 7):

  • «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения СПО» (34 часа);
  • «Профессиональная компетентность педагога ПОО как условие качества реализации ФГОС» (34 часа);
  • «Основы педагогического мастерства» (144 часа);
  • «Организационно-методические основы разработки профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов» (32 часа).

2. В связи с созданием региональной площадки сетевого взаимодействия (далее - РПСВ) на базе Колледжа, подготовка преподавателей и мастеров профессионального обучения, входящих к работе по новым требованиям (по актуализрованным ОПОП на основе ФГОС, профессиональных стандартов и требований Wordskills Russia). Впервые, в рамках ПОУ, разработаны и внедрены по дополнительному профессиональному образованию программы повышения квалификации:

  • «Практика и методика подготовки кадров по профессии с учетом стандарта WorldSkills (по компетенциям)»;
  • «Практика и методика подготовки кадров с учетом стандарта Ворлдскиллс Россия для проведения ДЭ по компетенциям «Кондитерское дело», «Поварское дело»,
  • «Проектирование и реализация образовательных программ СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям, специальностям на основе ФГОС по «ТОП-50».

На этой основе разрабатывается единое информационное образовательное пространства в городе и регионе для получения значимой информации, профессионального образования с помощью технологии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,

3. Эффективной формой развития кадрового потенциала, является организация работы творческих групп, экспериментальных и методических объединений педагогов, участие в РПСВ. Данная форма позволяет привлечь педагогов профильных ПОУ к инновационной деятельности по разработке проектов, их апробацию и внедрение в практику, это: реализация методических проектов, участие в проведении мастер-классов, консультациях, семинарах, стажировках на рабочем месте, обменяться опытом на городской конференции (Приложение 8).

4. Эффективной формой организации непрерывного развития кадрового потенциала является конкурсная деятельность педагогов. Именно на участие в различных педагогических конкурсах способствует выявлению и распространение инновационного опыта. Ежегодное проведение конкурса педагогических достижений позволяет проанализировать профессиональное мастерство педагогов, уровень методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса, владение современными образовательными технологиями (Приложение 9).

Смотр-конкурс методической продукции педагогических работников колледжа обеспечивает совершенствование учебно-методической базы основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО, в том числе ФГОС СПО по профессиям/специальностям топ-50, способствует развитию творческой инициативы педагогических кадров в создании качественного обеспечения учебного процесса. Смотр-конкурс предметно-цикловых комиссий создает эффективные условия для инновационной деятельности и повышению кадрового потенциала ПОО. В рамках конкурса проводятся открытые заседания ПЦК, организуются выставки методической продукции преподавателей, представляются творческие отчеты педагогов (Приложение 10).

5. Повышение квалификации педагогических кадров через сетевое взаимодействие:

I. Участие в городских рабочих группах (по различной тематике).

II. Участие в конференциях, семинарах, круглых столах.

III. Повышение квалификации педагогов в других ПОО (Приложение 11).

IV. Прохождение стажировок на предприятиях города (Приложение 12).

V. Прохождение стажировок преподавателями других ПОО на базе колледжа

Критерии результативности практики

С целью определения эффективности развития кадрового потенциала с применением процессного подхода в управлении методической деятельностью могут быть использованы следующие критерии результативности.

Критерии результативности маркетинговых исследований: охват различных категорий педагогических работников маркетинговыми исследованиями; многофакторность (уровень образования, стаж работы, квалификация по диплому, наличие квалификационной категории, участие в конкурсах, проектах и других видах методической деятельности) качественного анализа существующего состояния кадрового потенциала.

Критерии результативности разработки нормативных документов: соответствие содержания разработанных документов требованиям профессиональных стандартов, ФГОС СПО, в том числе ФГОС по профессиям/специальностям топ-50, регламентам WorldSkills; соответствие содержания разработанных локальных актов требованиям процессного подхода в методической деятельности.

Критерии результативности развития кадрового потенциала: число преподавателей и мастеров производственного обучения, повысивших уровень квалификации по системе внутрифирменного обучения, соответствие педагогических кадров заявленной категории при аттестации (1-я и высшая квалификационная категория); степень удовлетворенности педагогического коллектива организацией методической деятельности.

Критерии оценки эффективности внедрения практики: экономическая эффективность (уменьшение финансовых затрат на курсы повышения квалификации в организациях дополнительного профессионального образования); социальная эффективность (удовлетворение интересов и потребностей потребителей: администрации, работодателей, педагогического коллектива).

Данные о результативности

Качественный результат реализации процессного подхода к управлению методической деятельностью можно получить на основании критериально-оценочной системы.

Образовательные эффекты

Педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации в рамках реализации программ ДПО смогли более эффективно включиться в работу площадки сетевого взаимодействия.

Участниками курсов повышения квалификации по программе «Проектирование и реализация образовательных программ СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям, специальностям на основе ФГОС по ТОП-50», было разработано 16 рабочих программ и проведена их техническая экспертиза. По программе «Практика и методика подготовки кадров с учетом стандарта Ворлдскиллс Россия, для проведения ДЭ по компетенциям «Кондитерское дело», «Поварское дело», «Администрирование отеля» - разработаны проекты подготовки проведения демонстрационного экзамена с учетом требования стандартов WSR возможностей сетевой площадки.

По программе «Практика и методика подготовки кадров по профессии с учетом стандарта WorldSkills (по компетенциям)» участники курсов прошли тестирование на знание основ WS успешно и готовы к дальнейшему повышению квалификации в структурах WS.

Социально-экономические эффекты

Данные курсы повышения квалификации проводились на безвозмездной основе для ПОУ участников сети.

В проведении курсов были задействованы руководители, преподаватели и мастера п/о Колледжа туризма, на практические занятия привлекались работодатели.

Расширение социального партнерства колледжа при предоставлении дистанционных образовательных услуг.

Расширение форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В отборочном конкурсном этапе для участников IV Регионального открытого чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2018 по компетенции «Поварское дело», который проходил в форме компьютерного тестирования в программе «MyTest», приняли участие все ПОУ входящие в сеть.

Нормативная база практики

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8.09.2015 № 608н;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по топ-50.
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
  • Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р;
  • Приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий (Рабочие кадры для передовых технологий)», утвержденный проектным комитетом по основному направлению стратегического развития и приоритетным проектам «Образование» 20 декабря 2016 г. № ОГ-П6-302 пр;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 831 от 02.11.2015 «Об утверждении списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • Нормативные документы WorldSkills Россия.

Ограничения для применения опыта, риски, механизмы минимизации рисков

представлены в Таблице 1.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Опыт Санкт-Петербургского колледжа туризма по формированию и обеспечению функционирования региональной сети подготовки кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО на основе создания региональной площадки сетевого взаимодействия (РПСВ) направлен для размещения в Национальный фонд подготовки кадров.

Публикации в электронных СМИ, освещающие опыт реализации практики, представлены в Приложении 13.

Учредители