Аннотация:
Представлен опыт Республики Марий Эл по созданию региональной системы профессиональной адаптации и личностного развития молодых педагогов СПО. Молодые педагоги в своем профессиональном становлении проходят 5 ступеней, продвигаясь по лестнице мастерства: выявление профессиональных дефицитов, постановка целевых ориентиров успешной адаптации и профессионального становления, освоение дополнительной профессиональной программы «Ступени роста», участие в Фестивале начинающих педагогов «Зеленая ФИЕСТА», трансляция личного педагогического опыта. Адресат практики – региональные методические службы.
Описание практики:
Актуальность
В настоящее время в профессиональных образовательных организациях стоит проблема привлечения и закрепления молодых педагогов. Начинающие педагоги сталкиваются с трудностями, связанными с их адаптацией в новом коллективе, а также с недостаточной методической подготовкой, отсутствием опыта организации собственной педагогической деятельности, сложностями владения приемами и методами обучения. Все это свидетельствует о том, что необходима система сопровождения адаптации и становления молодых педагогов, не только на уровне профессиональной образовательной организации, но и на уровне региона.
Цель и задачи
Цель: успешная адаптация и профессионально-личностное развитие молодых педагогов профессиональных образовательных организаций.
Задачи:
- создание условий на региональном уровне для профессиональной адаптации молодых педагогов профессиональных образовательных организаций;
- содействие профессиональному росту и личностному развитию молодых педагогов;
- повышение удовлетворенности педагогической деятельностью и развитие потребностей к профессиональному саморазвитию молодых педагогов.
Средства и способы реализации практики
В Республике Марий Эл в течение 10 лет реализуется региональная система поддержки профессионального становления педагогов СПО «Пять ступеней к мастерству» (организационно-функциональная схема практики представлена в Презентации).
Организационным центром системы является Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций» (далее – РМЦ РК).
Региональная система представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс базовых элементов, обеспечивающих решение проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов. Молодые педагоги республики в своем профессиональном становлении проходят 5 ступеней, продвигаясь по лестнице мастерства.
1 ступень – мониторинг профессиональных дефицитов молодых педагогов ПОО Республики Марий Эл.
Диагностика уровня профессионально-личностного развития является одним из условий успешности процесса профессиональной адаптации и становления молодых педагогов. В мониторинге принимают участие педагогические работники всех профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл. Мониторинг проводится методическими службами ПОО в электронной форме в программе Excel с применением анкет, разработанных специалистами РМЦ РК (Приложение 1). Молодые педагоги, отвечая на вопросы анкеты, оценивают уровень своего профессионально-личностного развития, свою готовность к педагогической деятельности. Подобная профессиональная саморефлексия стимулирует начинающего педагога к самосовершенствованию, повышению уровня своего мастерства, нацеливает на выбор направления профессионального саморазвития.
В РМЦ РК результаты обрабатываются, систематизируются и анализируются по каждой ПОО и по всей региональной системе СПО в целом. Результаты мониторинга включают социально-демографический анализ, мониторинг профессионально-личностного развития педагогов (удовлетворенность педагогических работников уровнем своей профессиональной подготовки, наличие интереса к инновациям, готовность к освоению новшеств, предпочитаемые формы повышения квалификации и др.), мониторинг профессиональных дефицитов и потребностей в повышении квалификации педагогов (трудности в организации образовательного процесса, проблемные вопросы, интерес к тематике курсов повышения квалификации).
Большинство педагогов в начале работы в ПОО имеют недостаточный уровень профессионально-личностного развития, так 65% педагогов, приходя на работу в ПОО, имеют средний и низкий уровень самооценки, 60% имеют средний и низкий уровень развития фасилитативных способностей педагога, 26% молодых преподавателей мотивированы на неудачу, 42% имеют средний и низкий уровень сформированности коммуникативных и организаторских умений, 81% - средний и 19% - низкий уровень информационной культуры, 63% - средний и низкий уровень методологической культуры, у 59% на низком и среднем уровне развита способность к самообразованию. Квалификационными дефицитами большинства педагогов являются применение современных образовательных технологий и методик, разработка фондов оценочных средств.
2 ступень – постановка целевых ориентиров успешной адаптации и профессионального становления, выстраивание индивидуальной траектории успешной адаптации начинающего педагога в профессиональной деятельности, организация наставничества и работы Школы молодого педагога в ПОО.
Вторая ступень реализуется методическими службами профессиональных образовательных организаций. Данные, полученные в результате мониторинга, анализируются в профессиональных образовательных организациях республики по каждому педагогу, определяются целевые ориентиры успешной адаптации и профессионального становления молодых педагогов, меры по преодолению трудностей, назначаются наставники и организуется работа Школы молодого педагога. Педагогов информируют о возможностях освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В соответствии с запросами, потребностями, имеющимися профессиональными дефицитами, а также индивидуальным уровнем профессионально-личностного развития педагогов на базе Регионального методического центра развития квалификаций организуются курсы повышения квалификации, обучающие семинары, профессиональные конкурсы, направленные на формирование и развитие профессиональных компетенций молодых педагогов.
3 ступень – освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации молодых педагогов «Ступени роста».
Целью программы (Приложение 2) является развитие методических, педагогических и личностных компетенций слушателей. Содержание и результаты программы сопряжены с трудовыми функциями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Программа предусматривает изучение двух учебных модулей: модуль 1 «Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса», модуль 2 «Психолого-педагогическая подготовка молодых преподавателей и мастеров производственного обучения».
Завершающим этапом программы является педагогическая стажировка «Школа развития педагога СПО», которая проводится на стажировочной площадке ГБПОУ Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж имени И.К.Глушкова» и на рабочем месте в ПОО под руководством наставника, что обеспечивает практикоориентированность программы.
По окончании обучения слушатели демонстрируют динамику уровня развития методических, личностных (общепрофессиональных) и предметных компетенций.
4 ступень – участие в Фестивале начинающих педагогов «Зеленая фиеста», конкурсах профессионального мастерства.
Фестиваль начинающих педагогов «Зеленая фиеста» является самым ярким событием учебного года и проводится с целью содействия профессиональной адаптации, профессиональному и личностному росту молодых педагогов ПОО.
Фестиваль решает множество важных задач: развитие профессиональных компетенций молодых преподавателей (методической, информационной, аутопсихологической, коммуникативной), возможность для общения и обмена опытом, во время Фестиваля устанавливаются личные, деловые и дружеские контакты, развивается творческий потенциал, у молодых преподавателей снижается напряженность, чувство тревожности, пропадает неуверенность в своих силах и страх в преподавательской деятельности. Фестиваль призван укрепить в сознании молодых преподавателей такие ценности как личность и личное достоинство каждого, свобода, творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.
Учредитель фестиваля - Министерство образования и науки Республики Марий Эл, организаторами Фестиваля являются ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций», ГБПОУ Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж имени И.К.Глушкова».
Первый фестиваль состоялся в 2006 году, в 2010 году он вышел на межрегиональный уровень, ежегодно на «Зеленую фиесту» приезжают педагоги ПОО ПФО: Нижегородской области, Чувашской Республики, Республики Мордовия. В 2015 году фестиваль собрал представителей 14 регионов ПФО.
На Зеленой Фиесте организуется работа творческих площадок: «Площадь знакомств», «Педагогические Альпы», «Игра-геокешинг «Тезаурус преподавателя», творческая площадка «Домашнее задание». Фестивали носят тематический характер, в 2017 году он прошел под эгидой Года экологии в Российской Федерации (Приложение 3).
Традиционным в Республике Марий Эл является республиканский конкурс «Лучший молодой преподаватель профессиональной образовательной организации», который позволяет выявить творчески работающих молодых преподавателей, внедряющих инновационные методы и современные педагогические технологии в педагогическую практику.
В 2013 году Республика Марий Эл выступила инициатором и стала площадкой для проведения межрегионального конкурса «Лучший молодой преподаватель профессиональных образовательных организаций Приволжского федерального округа».
Учредителями конкурса выступили Исполнительная дирекция Межрегионального совета по профессиональному образованию Приволжского федерального округа и Ассоциация ПОО ПФО, а организатором – ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций».
Конкурс стал для молодых преподавателей ПФО площадкой для знакомства, общения, обмена опытом и знаниями, выявления лучших практик. Участники конкурса признали, что конкурс – это лучший вариант поиска новых, свежих идей в решении задач и проблем, стоящих перед молодыми педагогами (Приложение 4, Приложение 5).
5 ступень – обобщение и распространение личного педагогического опыта молодых педагогов на площадках различного уровня: межрегионального, республиканского, внутри ПОО.
Возможность поделиться первым опытом своей работы с коллегами предоставляют конференции, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей, мастер-классы и др. Молодые педагоги республики принимают участие в работе республиканских учебно-методических объединений, активно участвуют в научно-практических конференциях: «Система качества профессионального образования в действии», «Глушковские чтения «Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы»», Фестивале педагогов профессиональных образовательных организаций «Профессиональное образование и инновации: идеи, опыт, практика» и др. (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8).
Для реализации практики необходимы следующие ресурсы:
Кадровые: методическая служба региона – сотрудники Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций», сотрудники стажировочной площадки; методические и психологические службы профессиональных образовательных организаций; наставники в ПОО; ученые вузов республики и России и др.
Информационные: сайт Регионального методического центра развития квалификаций, сайт Межрегионального совета профессионального образования Приволжского федерального округа, сайты профессиональных образовательных организаций, информационные письма, объявления, буклеты и брошюры, методические вестники, сборники, баннеры; СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение.
Организационно-методические: средства мониторинга профессиональных дефицитов; диагностики; анкеты; учебно-методические комплексы дополнительных образовательных программ; методическая библиотека для преподавателя.
Материально-технические: аудитории для занятий, площадки для проведения конкурсов, фестивалей и конференций, транспорт, компьютеры, ноутбук, принтер, ксерокс, видеопроектор, интерактивная доска или экран, фотоаппарат и др. необходимое оборудование, канцелярские товары.
Финансовые: субсидии из бюджета Республики Марий Эл на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг по реализации дополнительных образовательных программ; денежные средства профессиональных образовательных организаций (оргвзносы за участие в конкурсах, фестивалях и пр.); денежные средства спонсоров.
Представленная система обеспечивает психолого-педагогическую, методическую составляющие профессионально-личностного развития и психологическое сопровождение адаптации молодых педагогов; предусматривает отслеживание уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений; способствует формированию индивидуальной траектории профессионального роста, развитию личностных качеств начинающего педагога, вовлечению молодых педагогов в педагогическое сообщество республики.
Критерии результативности
- Продолжительность процесса адаптации молодых педагогов.
- Эффективность процесса адаптации молодых педагогов.
- Сформированность профессиональных компетенций у молодых педагогов.
- Активность участия молодых педагогов в республиканских мероприятиях (конкурсах, конференциях, фестивалях и пр.).
- Удовлетворенность молодых педагогов педагогической деятельностью и результатами труда.
- Закрепляемость молодых педагогов на рабочем месте в профессиональной образовательной организации.
Данные о результативности
Результатом создания и функционирования в Республике Марий Эл системы поддержки молодых педагогов является достижение положительной динамики основных показателей, характеризующих кадровый состав отрасли:
Сокращение периода адаптации молодых педагогов на 30% (с трех лет до двух) (источник информации: анкетирование).
Процесс адаптации молодых педагогов проходит более эффективно, что подтверждается:
-
снижением процента ухода молодых педагогов из ПОО с 15% в 2013 году до 5% в 2016 году (источник информации: отчеты методических служб); увеличением доли молодых педагогов, прошедших аттестацию в целях установления квалификационной категории (2015 г. – 12,6% от общего количества аттестованных; 2016г. – 27,3%; 1-е полугодие 2017г. – 25,8%) (источник информации: приказы Министерства образования и науки Республики Марий Эл).
Положительная динамика сформированности профессиональных компетенций у молодых педагогов (рост уровня компетенций по 4-х балльной шкале: предметных с 2,5 до 3; личностных (общепрофессиональных) с 2 до 3; методических с 0,5 до 3) (источник информации: анкетирование).
Рост участия молодых педагогов в республиканских конкурсах профессионального мастерства с 7% в 2013 г. до 15% в 2016 г. (источник информации: итоговые приказы Министерства образования и науки Республики Марий Эл).
Увеличение доли молодых педагогов, удовлетворенных педагогической деятельностью и результатами труда с 65% в 2013 г. до 93% в 2017 г. (источник информации: анкетирование).
Увеличение доли молодых педагогов в возрасте до 35 лет с 12,9% в 2013 году до 17,3% в 2017 году (источник информации: данные ФСН № СПО-1).
Нормативная база практики
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.12.2016 N 06-1719 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования»).
Межрегиональный и региональный уровень
Положение о межрегиональном конкурсе «Лучший молодой преподаватель профессиональных образовательных организаций Приволжского федерального округа» - ежегодное письмо Минобрнауки Республики Марий Эл (Приложение 4).
Положение о межрегиональной научно-практической конференции «Система качества профессионального образования в действии» - ежегодное письмо Минобрнауки Республики Марий Эл (Приложение 6).
Положение о межрегиональной научно-практической конференции – Глушковских чтениях - ежегодное письмо Минобрнауки Республики Марий Эл (Приложение 7).
Положение о Республиканском фестивале молодых педагогов профессиональных образовательных организаций «Зеленая фиеста» - ежегодный Приказ (Приложение 3).
Ограничения для применения опыта, риски, механизмы минимизации рисков
Созданная в Республике Марий Эл региональная система поддержки профессионального становления молодых педагогов СПО «Пять ступеней к мастерству» может быть внедрена в практику деятельности региональных методических служб и методических служб ПОО. Опыт Республики Марий Эл может быть взят за основу как взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс базовых элементов системы, так и в качестве отдельных мероприятий.
Ограничений для применения нет. Риск, который может возникнуть при внедрении практики, это невостребованность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации молодых педагогических работников «Ступени роста» в определенный год из-за отсутствия вновь прибывших молодых педагогов в профессиональных образовательных организациях.
Также необходимо иметь в виду, что данная практика поддержки молодых педагогов не застывшая, а постоянно развивающаяся система, все элементы которой требуют ежегодного обновления, актуализации под происходящие изменения в системе образования и производстве.
Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
Опыт Республики Марий Эл по проведению конкурсов профессионального мастерства «Лучший молодой преподаватель» позволил создать в регионе площадку для проведения межрегионального конкурса «Лучший молодой преподаватель профессиональных образовательных организаций Приволжского федерального округа» и провести конкурсы в 2013 и 2015 гг. Описание опыта проведения межрегионального конкурса «Лучший молодой преподаватель профессиональных образовательных организаций Приволжского федерального округа» представлено на сайте Межрегионального совета профессионального образования Приволжского федерального округа в виде сборников и видеофильмов.
Практика Республики Марий Эл по развитию конкурсного движения описана в статье «Конкурсное движение как средство повышения профессионального мастерства педагогов» в журнале «Среднее профессиональное образование» №5, 2015 (с.41-44).
Опыт Республики Марий Эл в области повышения квалификации педагогических кадров СПО был обобщен на XV Межрегиональном образовательном форуме «Образование. Наука. Карьера» в рамках Круглого стола «Модели подготовки и реализации педагогических кадров для системы СПО» и представлен на сайте Межрегионального совета профессионального образования Приволжского федерального округа в виде презентации.