Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

Виртуальные технологии в процессе подготовки квалифицированного персонала

Номинация
Цифровая трансформация подготовки кадров
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Свердловская область
Организация
ПАО «Синарский трубный завод»
Ответственное лицо
Каширин Сергей Викторович

Начальник управления развития и привлечения персонала

+7 (3439) 36-33-89

KashirinSV@sintz.ru

Аннотация:

ПАО «СинТЗ», как ресурсный центр Корпоративного университета ПАО «ТМК», имеет положительный опыт применения уникальных виртуальных тренажеров, аналогичных действующему оборудованию, позволяющих воссоздавать производственный процесс, изучать устройство оборудования, прорабатывать нештатные ситуации, проводить оценку приобретённых знаний и навыков работы при предоставлении практики студентам СПО. Данное учебное оборудование является одним из элементов электронного образования и позволяет обучающимся детально изучать технологические процессы и их особенности.

Практика, внедренная ПАО «СинТЗ» в рамках подготовки новых кадров, безусловно универсальна и может быть адаптирована компаниями, заинтересованными в качественной подготовки квалифицированного персонала.

Описание практики:

Актуальность

Большинство промышленных предприятий сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров по рабочим профессиям.

Применение в процессе практической подготовки студентов виртуальных тренажеров, в сравнении с традиционным подходом, дает возможность ПАО «СинТЗ» выйти на новый, достаточно высокий уровень взаимодействия с образовательными учреждениями СПО города в процессе подготовки новых кадров, готовых к работе в режиме реального производства.

Внедрение в процесс подготовки виртуальных технологий позволяет не только существенно снизить энергетические и материальные затраты, исключить риски воздействия на студентов вредных производственных факторов, но и значительно повысить уровень подготовки квалифицированных кадров.

Виртуальные тренажеры трубного производства нашли свое применение не только в процессе практической подготовки студентов, но и успешно реализованы в процессе подготовки собственного персонала предприятия.

Цель и задачи

Цель – повышение эффективности подготовки высококвалифицированных рабочих кадров за счет применения современных методов образования, в соответствии с актуальными потребностями предприятия.

Задачи:

1. повышение уровня подготовки студентов СПО за счет применения современных информационно-коммуникационных технологий;

2. снижение затрат на предоставление практики студентам, за счёт исключения на период практики процесса трудоустройства для освоения навыков работы на оборудовании под руководством сотрудников ОУ СПО либо сокращения сроков производственной практики с трудоустройством.

Средства и способы реализации практики

На протяжении долгого времени ПАО «СинТЗ» тесно взаимодействует с образовательными учреждениями города с целью подготовки кадров по рабочим специальностям в том числе в части организации и предоставлении практического обучения студентам СПО. Для организации практики вводились в подразделениях временные точки для трудоустройства студентов в качестве учеников. За студентами закреплялись мастера производственного обучения из числа высококвалифицированных работников. Организация практики подобным образом связана со значительными материальными (выплата стипендий, затраты на материалы, спецодежду, средства индивидуальной защиты) и энергетическими затратами. Кроме того студенты могли приступить к практическому обучению только по истечении 10 смен, по окончании изучения инструкций по безопасности труда, тем самым значительно сокращались сроки практического обучения. Применение виртуальных тренажеров в процессе подготовки позволило существенно снизить затраты предприятия.

В настоящее время учебная или производственная практика с применением тренажеров в процессе профессиональной подготовки реализуется следующим образом:

1. Сотрудничество с ОУ СПО осуществляется на договорной основе. Заключаются договоры взаимодействия с образовательными учреждениями города. Предоставление практики студентам данных ОУ СПО носит приоритетный характер. С успешно обучающимися студентами заключается договоры целевой подготовки, дающие право на первоочередное трудоустройство по окончании обучения и получение дополнительных стипендий в ходе обучения

2. С целью обучения сотрудников ОУ СПО работе на тренажерах проводится соответствующая подготовка высококвалифицированными специалистами ПАО «СинТЗ», с последующей комиссионной оценкой ПАО «СинТЗ», по результатам успешного обучения сотрудникам ОУ предоставляется допуск к работе в качестве преподавателей;

3. При возникновении потребности в практическом обучении предоставляется допуск студентов к прохождению практики с применением виртуальных тренажеров;

4. Непосредственно процесс практического обучения на тренажерах под руководством обученных сотрудников ОУ с предшествующие изучением инструкций безопасности труда.

5. По окончании практической части обучения студентов проводятся оценочные процедуры результатов практики.

Виртуальные технологии трубного производства нашли свое применение не только в подготовке студентов СПО, но и при подготовке вновь принятого персонала. С помощью данного учебного оборудования вновь принятые работники получают навыки по наладке, подготовке и запуску станка, а также прорабатывают все внештатные ситуации, получая колоссальный опыт реагирования на произошедшие в системе сбои. По окончании обучения проводится экзамен в квалификационной комиссии предприятия и по результатам экзамена данный работник может быть допущен к самостоятельной работе.

Внедрение данной автоматизированной системы практического обучения обеспечило студентам и вновь принятым сотрудникам предприятия возможность виртуальной адресной подготовки на тренажерах, имитирующих работу конкретного производственного оборудования без необходимости отвлечения производственных мощностей.

Функциональные возможности тренажеров «Наладчик автоматических линий и агрегатных станков», «Вальцовщик стана холодного проката труб», «Тренажер-имитатор ТПА-140» представлены в Приложении.

Критерии результативности

Критериями результативности внедрения в процесс практического обучения уникального учебного оборудования являются:

- повышение уровня подготовки выпускников образовательных учреждений СПО, прошедших подготовку с использованием виртуальных тренажеров;

- снижение затрат на предоставление практики.

Данные о результативности

С момента внедрения в процесс подготовки квалифицированных кадров виртуальных тренажёров прошло достаточно времени и можно смело говорить о безусловно видимом эффекте как качественном так и материальном. С 2014 по 2018 год:

  • предоставлена практика 401 студенту и проведена стажировка 25 сотрудников базовых образовательных учреждений СПО;
  • проведено обучение и оценка знаний 732 работника предприятия, в том числе: 11 чел. в качестве преподавателей и 721 квалифицированных рабочих по профессиональной подготовке и повышению квалификации;

Удовлетворенность уровнем подготовки студентов и квалифицированных рабочих, прошедших обучение на виртуальных тренажерах, возросла с 72 % (3,6 балла по 5-балльной шкале) до 88 % (4,4 балла).

Экономический эффект для ПАО «СинТЗ» от замены практики с трудоустройством на рабочих местах в производственных цехах на практику в учебных классах на виртуальных тренажерах (с учетом затрат на амортизацию и эксплуатацию тренажеров) составил более 13 млн. рублей.

Нормативная база практики

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р);

Процесс использования виртуальных тренажеров описан в Руководствах пользователя:

- Программно-технический комплекс «Тренажер - наладчик автоматических линий и агрегатных станков»;

- Программно-технический комплекс «Тренажер вальцовщика стана холодной прокатки труб»;

- Программно-технический комплекс-тренажер «Тренажер-имитатор ТПА-140», состоящий из руководств пользователя тренажеров прошивного стана, стана продольной прокатки №1; стана продольной прокатки №2, обкатного стана, калибровочного стана, редукционного стана.

Договоры о сотрудничестве в области подготовки специалистов среднего звена, в том числе: договор № 130017000465 от 04.04.2017 с ГАПОУ СО «КУТММ»; договор № 130017000467 от 04.04.2017 с ГАПОУ СО «КУПК»; договор № 130017000469 от 04.04.2017 с ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».

Возможность тиражирования практики

Тиражирование данной модели взаимодействия производственного предприятия с образовательными учреждениями СПО в рамках организации практической подготовки доступна и применима на всех производственных предприятиях страны.

Нормативная и документационная база практики

Учредители