Аннотация:
Практика ориентирована на удовлетворение кадровых потребностей объединения на основе формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций будущих и действующих работников в соответствии с профессиональными стандартами и концепцией модели компетенций ПАО «ОДК-УМПО» в условиях сопровождения их образовательных траекторий со стороны объединения и образовательных организаций – партнеров.
Предлагаемое решение может быть использовано крупными высокотехнологичными предприятиями, испытывающими недостаток в высококвалифицированных кадрах.
Реализация практики основана на управлении, включающем в себя создание сектора взаимодействия с образовательными организациями в структуре Учебного центра ПАО «ОДК-УМПО», заключение договоров о социальном партнерстве / сетевом взаимодействии с образовательными организациями, которыми определены механизмы реализации практики, планирование совместных мероприятий (разработка дорожных карт, планов и пр.).
Основными направлениями деятельности являются профориентационная работа со школьниками, совместная с профильными профессиональными образовательными организациями реализация образовательных программ подготовка кадров, системная актуализация профессиональных компетенций и адресное повышение квалификации персонала объединения.
Результатом деятельности является обеспечение эффективного вхождения вновь принятых работников в должность, приведение их профессиональных компетенций в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
Описание практики:
Актуальность
Ключевая проблема высокотехнологичного производства заключается в несоответствии профессиональных компетенций кадров, подготовленных без погружения в процесс технических, технологических и организационных изменений на конкретном рабочем месте. Формирование и поэтапное развитие профессиональных квалификаций является длительным процессом, осуществляемым с учетом жизненных и образовательных траекторий потенциальных и действующих работников. Применение сложного оборудования и высокотехнологичных производств резко ограничивает возможности свободного подбора даже квалифицированных специалистов, приходящих "с улицы" или по направлениям служб занятости, а первичная проверка знаний, умений и навыков вновь принятых сотрудников специалистами ПАО «ОДК-УМПО», как показал опыт, ведет в основном к неэффективным затратам ресурсов объединения в связи с недостаточным уровнем квалификации и компетентности испытуемых.
Цель и задачи
Цель: удовлетворение кадровых потребностей ПАО «ОДК-УМПО» на основе формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций будущих и действующих работников в соответствии с концепцией модели компетенций ПАО «ОДК-УМПО» в условиях сопровождения их образовательных траекторий со стороны объединения и образовательных организаций – партнеров.
Задачи:
- создание механизмов реализации практики;
- внедрение инструментов контроля эффективности практики;
- внедрение инструментов прогнозирования изменений и отклонений от требований профессиональных стандартов;
- планирование финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов для реализации практики;
- трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и вузов в объединение.
Средства и способы реализации практики
Реализация практики включает в себя подготовительные мероприятия и 3 основных этапа.
Подготовительные мероприятия:
- создание сектора взаимодействия с образовательными организациями в структуре Учебного центра ПАО «ОДК-УМПО»;
- заключение договоров о социальном партнерстве / сетевом взаимодействии с образовательными организациями, которыми определены механизмы реализации практики;
- планирование совместных мероприятий (разработка дорожных карт, планов и пр.).
Основные этапы:
1-й этап – профориентационная работа со школьниками.
На данном этапе профориентационные мероприятия носят одновременно общий характер, т.е. адресованы всем учащимся образовательных организаций, с которыми заключены договоры о социальном партнерстве/ сетевом взаимодействии, т.е. адресатами являются учащиеся профильных инженерных (авиационных) классов указанных образовательных организаций. В процессе реализации мероприятий 1-го этапа сначала осуществляется отбор учащихся профильных инженерных (авиационных) классов из общей массы школьников; затем, через пробуждение интереса к инженерно-техническому образованию, учащиеся профильных классов ориентируются на получение соответствующего профессионального образования в технических вузах и организациях профессионального образования.
Учащиеся инженерных (авиационных) классов 1 раз в неделю посещают объединение, знакомятся с производством, обучаются работе с программным обеспечением, используемым на предприятии с привлечением кадровых ресурсов ПАО «ОДК-УМПО» – высококвалифицированных специалистов производства.
Лучшие выпускники инженерных (авиационных) классов получают целевые направления в ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (далее – ФГБОУ ВО «УГАТУ»). Целью данного этапа является формирование у школьников мотивации соответствовать в будущем индивидуально подобранной им модели профессиональных компетенций работника ПАО «ОДК-УМПО» через прохождение соответствующих образовательных траекторий.
2-й этап – совместная с профильными профессиональными образовательными организациями и ФГБОУ ВО «УГАТУ» – подготовка кадров.
На данном этапе:
- реализуются программы дуального обучения рабочих кадров на базе совместно созданных в объединении учебно-производственных мастерских;
- осуществляется целевое обучение на базовых кафедрах студентов ФГБОУ ВО «УГАТУ» с правом выбора углубленного изучения спецкурсов с привлечением методических, материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов ПАО «ОДК-УМПО» (выплата стипендий, обеспечение производственной практики, создание условий для научно-исследовательской деятельности студентов);
- трудоустройство студентов старших курсов дневного отделения ФГБОУ ВО «УГАТУ» на 0,5 ставки в объединение для обеспечения связи содержания теоретического образования с практическими навыками и умениями, необходимыми на конкретном рабочем месте;
- наработка практических навыков и умений при выполнении реальных производственных заданий в процессе практики с использованием ресурсов ПАО «ОДК-УМПО» в кооперации с Технопарком авиационных технологий.
Целью данного этапа является овладение в полном объеме студентами базовых профессиональных образовательных организаций и ФГБОУ ВО «УГАТУ» профессиональными компетенциями, необходимыми для успешного трудоустройства в объединение.
3-й этап – постоянная актуализация профессиональных компетенций и повышение квалификации персонала объединения путем прохождения работниками различных видов профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации на базе Учебного центра ПАО «ОДК-УМПО» и по договорам в сторонних образовательных организациях с отрывом и без отрыва от производства.
Целью данного этапа является обеспечение эффективного вхождения вновь принятых работников в должность и приведение их профессиональных компетенций в соответствие с изменяющимися требованиями к содержанию и структуре трудовых функций и профессиональных компетенций в объединении с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
В порядке развития практики предполагается:
- участие к 2019 году структурных подразделений ПАО «ОДК-УМПО» в прогнозировании изменений в квалификациях и профессиональных компетенциях персонала объединения;
- формирование до 2019 года банка данных школьников, студентов и работников ПАО «ОДК-УМПО», в отношении образовательных траекторий которых осуществляется сопровождение в рамках функционирования системы формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций персонала объединения.
- Затраты ПАО «ОДК-УМПО» на взаимодействие с образовательными организациями и обеспечение внутреннего и внешнего обучения персонала в включены в ежегодно формируемую смету фонда развития производства и план бюджета расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников ПАО «ОДК-УМПО».
Критерии результативности
- создание постоянно действующих структурных подразделений, ответственных за реализацию практики в объединении и образовательных организациях – партнерах;
- участие структурных подразделений ПАО «ОДК-УМПО» в мониторинге изменений содержания трудовых функций и анализе соответствия содержания и структуры профессиональных компетенций персонала профессиональным стандартам, в прогнозировании изменений в квалификациях и профессиональных компетенциях персонала объединения;
- заключение договоров о социальном партнерстве / сетевом взаимодействии ПАО «ОДК-УМПО» с образовательными организациями – партнерами объединения;
- включение затрат ПАО «ОДК-УМПО» на взаимодействие с образовательными организациями и обеспечение внутреннего и внешнего обучения персонала в ежегодно формируемые смету фонда развития производства и план бюджета расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников ПАО «ОДК-УМПО»;
- формирование банка данных школьников, студентов и работников ПАО «ОДК-УМПО», в отношении образовательных траекторий которых осуществляется сопровождение в рамках функционирования системы формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций персонала объединения;
- осуществление мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и вузов в объединение;
- оценивание профессионального выбора школьников и уровня сформированности профессиональных компетенций студентов и сотрудников ПАО «ОДК-УМПО» на предмет соответствия концептуальной модели профессиональных компетенций работников объединения.
Данные о результативности
Создан и функционирует сектор организации взаимодействия с образовательными организациями в ПАО «ОДК-УМПО», ответственный за реализацию практики в объединении и образовательных организациях – партнерах (примечание: создание временных совместных рабочих групп признано неэффективным, так как взаимодействие производства и образования носит постоянный характер).
С 2017 года осуществляется мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и вузов в объединение.
С 2018 года структурные подразделения ПАО «ОДК-УМПО» участвуют в мониторинге изменений содержания трудовых функций и анализе соответствия содержания и структуры профессиональных компетенций персонала профессиональным стандартам.
С 2018 года внедрена практика ежегодной оценки качества профессионального образования рабочих и контролеров объединения из числа выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в объединение в течение года после выпуска, проводится оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов и сотрудников ПАО «ОДК-УМПО» на предмет соответствия концептуальной модели профессиональных компетенций работников объединения и действующим профессиональным стандартам.
По итогам профориентационного корпоративного чемпионата АО «ОДК» 2017 года, школьники из числа учащихся инженерных (авиационных) классов объединения вошли в число победителей.
Заключены договоры о социальном партнерстве / сетевом взаимодействии ПАО «ОДК-УМПО» с образовательными организациями – партнерами объединения.
Нормативная база практики
В приложении приведены примеры договоров о взаимодействии объединения с образовательными организациями – основными партнерами ПАО «ОДК-УМПО»:
- Договор ПАО «ОДК-УМПО» с НПА «Технопарк АТ»;
- Договор ПАО «ОДК-УМПО» с ГБПОУ УМК;
- Соглашение о сотрудничестве БРО ООО Союзмаш России и НПА «Технопарк АТ»;
- Соглашение ПАО «ОДК-УМПО» с МБОУ Лицей № 60 г. Уфы;
- Соглашение ПАО «ОДК-УМПО» с ФГБОУ ВО «УГАТУ».
Объединение относится к предприятиям оборонно-промышленного комплекса, по данной причине, учитывая конфиденциальный характер локальных документов, ниже приводим перечень использованных нормативных актов с шифрами объединения, которые могут быть предоставлены Национальному агентству развития квалификаций только после официального запроса:
- стандарт ПАО «ОДК-УМПО» СТП 521.00.070-2013 «Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала»;
- положение ПАО «ОДК-УМПО» П 521.203.918-2015 «Испытательный срок при приеме на работу. План работы, результат испытания»;
- положение ПАО «ОДК-УМПО» П 521.535.772-2016 «Проведение работ по адаптации вновь принятых работников объединения»;
- положение ПАО «ОДК-УМПО» П 521.203.805-2014 «Кадровый резерв. Подбор, формирование, подготовка. Ротация персонала»;
- положение ПАО «ОДК-УМПО» П 521.203.907-2014 «Стажировка молодых специалистов. Организация оплаты руководителям»;
- положение ПАО «ОДК-УМПО» П 521.203.751-2016 «Практика студентов образовательных организаций. Порядок организации и проведения в объединении»;
- положение ПАО «ОДК-УМПО» П 521.203.833-2014 «Подготовка вновь принятых рабочих. Порядок оформления и организации обучения в производственных цехах объединения»;
- положение ПАО «ОДК-УМПО» П 521.203.962-2016 «Организация дистанционного обучения в объединении»;
- положение ПАО «ОДК-УМПО» П 521.203.926-2015 «Обучение в сторонних образовательных организациях. Оформление заявок, организация, отчетность»;
- положение ПАО «ОДК-УМПО» П 521.203.838-2014 «Отбор и направление кандидатов на целевые места в образовательные организации»;
- план мероприятий (дорожная карта) «Внедрение системы дуального образования студентов ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» на базе ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (утверждена: 21.03.2016 ПАО «ОДК-УМПО»; 26.02.2016 ФГБОУ ВО «УГАТУ»);
- приказ об утверждении совместного плана мероприятий по развитию кафедр ФГБОУ ВО «УГАТУ», созданных на базе ПАО «ОДК-УМПО», на 2016-2017 годы;
- план работы базовой кафедры «Двигатели летательных аппаратов» ФГБОУ ВО «УГАТУ» при ПАО «ОДК-УМПО» на 2016-2017 учебный год.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Основным риском для реализации практики формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций персонала является расхождение между содержанием реализуемых образовательными организациями - партнерами ПАО «ОДК-УМПО» профессиональных образовательных программ и требованием профессиональных стандартов ввиду текучести педагогических кадров и их оторванности от практического содержания производств. Основным механизмом противодействия данному риску является расширение механизмов дуального обучения будущих кадров и организация регулярных стажировок профессорско-преподавательского состава в объединении. С 2019 года обучение рабочим профессиям в базовом для объединения Уфимском машиностроительном колледже будет осуществляться по адаптированным к профстандартам России немецким программам дуального обучения.
Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях
ПАО «ОДК-УМПО» не располагает данными о прямом заимствовании практики формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций персонала в других регионах, компаниях, организациях