Аннотация:
Разработан и внедрен комплекс профориентационных мероприятий для школьников (1–11 кл.), студентов учебных заведений среднего профессионального образования последних курсов обучения. Цель практики – минимизация рисков, связанных с дефицитом квалифицированных рабочих и инженерных кадров на предприятии. Практика может быть интересна производственным предприятиям, решающим задачи подготовки кадрового резерва, начиная со школьной скамьи.
В рамках практики в школах г. Выксы проводятся такие мероприятия, как «Фестиваль юных изобретателей и рационализаторов» (для 1–9-х кл.), командная игра «Профландия» (для 9-х кл.), «Академия самоопределения ТраеКТОриЯ», конкурс для школьников 9–11-х кл. на получение стипендии им. Братьев Баташевых, конкурс «Дневник отличника» для школьников 2-9-х кл., программа «Старт – ВМЗ» для студентов учебных заведений среднего профессионального образования последних курсов обучения. В рамках мероприятий реализуются различные формы работы: экскурсии, мастер-классы, встречи со специалистами, конкурсы, деловые и психологические игры, флешмобы, инсценировки и др.
Актуальность
Проведение профориентационной работы необходимо для уменьшения рисков отсутствия в будущем необходимого количества квалифицированных и мотивированных рабочих и инженерных кадров на предприятии.
Цель и задачи
Цель – подготовка перспективных кадров для предприятия, начиная со школьной скамьи.
Задачи:
- популяризация технических специальностей среди молодежи и школьников;
- формирование позитивного восприятия молодежью технических профессий, повышение престижа и привлекательности карьеры в металлургической отрасли;
- создание нового образа рабочего – успешного человека, работающего на высокотехнологичном оборудовании XXI века, имеющего стабильную и высокую заработную плату;
- повышение образовательного уровня детей, поступающих в профильные образовательные организации профессионального и высшего образования;
- поиск талантливых школьников, имеющих природную склонность к точным наукам и их последующая поддержка, помогающая осознанно выбрать свою профессию, руководствуясь природными способностями;
- социальные ориентирование школьников и формирование гражданской позиции;
- формирование и поддержание положительного имиджа ОМК как социально-ответственного работодателя.
Средства и способы реализации практики
Учащиеся 1 – 9 классов.
Профориентационное мероприятие «Фестиваль юных изобретателей и рационализаторов» (Приложение 1). Цель – популяризация и развитие научно-технического творчества.
Формат проведения мероприятия – комплексный и включает в себя:
- выставки детских работ;
- показательные выступления объединений технической направленности «Мотокросс», «Робототехника»;
- мастер-классы для учащихся по Авиа- и ракетомоделированию;
- презентации результатов творческого поиска;
- презентации рационализаторских предложений специалистами АО «ВМЗ»;
- презентации результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся учреждений профессионального образования (Выксунский филиал НИТУ МИСиС, Выксунский металлургический колледж);
- торжественные церемонии открытия и закрытия Фестиваля.
Учащиеся 2 – 9 классов.
Конкурс «Дневник отличника» (Афиша конкурса – Приложение 2). Цель – знакомство детей с профессиями родителей, работающих на АО «ВМЗ».
Формат проведения конкурса:
- высокие результаты в учебе (средний балл оценок не менее 4,9 балла);
- написание эссе на тему профессии своего родителя;
- предоставление грамот и дипломов за участие в олимпиадах/конкурсах;
- фото на фоне завода;
- торжественная церемония награждения победителей конкурса.
Учащиеся 9-х классов.
Профориентационное мероприятие: командная игра «Профландия». (Программа игры в 2018 г. – см. Приложение 3, видео). Цель мероприятия – помощь школьникам с выбором будущей профессии, через знакомство с производством Выксунского металлургического завода.
Формат проведения мероприятия:
- знакомство с историей металлургии и профессиями;
- профориентационное тестирование школьников городского округа г. Выкса;
- экскурсии на производство, которые позволяют понять детали производственного цикла;
- мастер-классы. В роли ведущих мастер-классов выступают квалифицированные работники АО «ВМЗ»;
- моделирование «производственного цикла»;
- знакомство с Выксунским металлургическим колледжем;
- инсценировка исторического Баташевского бала;
- игры на командообразование.
Учащиеся 10-11 классов.
Профориентационное мероприятие: Академия самоопределения «ТраеКТОриЯ» (Приложение 4). Цель мероприятия - помощь школьникам с выбором будущей профессии.
Формат проведения мероприятия:
- знакомство с историей города, металлургией, с производством предприятия и профессиями, востребованными на АО «ВМЗ»;
- мастер-классы: 10 профессий актуальных на АО «ВМЗ», 5 профессий – не связанные с производством, но востребованные в городе. В роли ведущих мастер-классов выступают квалифицированные работники АО «ВМЗ»;
- игры на командообразование;
- знакомство с Выксунским филиалом НИТУ «МИСиС»;
- посещение музея истории завода;
- подготовка и участие во флэш мобе «Город железной розы»;
- выпуск газеты «Траектория»;
- подготовка презентаций по истории династий «заводчиков» (Баташевы, Демидовы и пр.).
Студенты учебных заведений среднего профессионального образования последних курсов обучения.
Программа «Старт – ВМЗ». Цель – создание перспективного кадрового резерва АО «ВМЗ» из лучших выпускников средних профессиональных учебных заведений г.о.г. Выкса, Муром, Кулебаки, Навашино.
Формат проведения программы:
- Мероприятия по отбору студентов в программу (личные собеседования, где учитывается успеваемость в обучении, рекомендации УЗ, результаты защиты курсовых работ, активная жизненная позиция и пр.);
- Выплаты дополнительной ежемесячной стипендии АО «ВМЗ»;
- Прохождение производственной практики в подразделениях АО «ВМЗ», осуществляется с трудоустройством студента в штат работников предприятия по минимальному разряду на условиях неполного рабочего дня;
- Закрепление за участником программы персонального руководителя практики от предприятия;
- Первоочередное трудоустройство в подразделения АО «ВМЗ» после успешного окончания учебного заведения.
Каждое мероприятие проводится один раз в год.
Ведущими партнерами в процессе проведения практики являются управление образованием администрации городского округа г. Выкса, Выксунский филиал НИТУ «МИСиС».
Критерии результативности
- повышение интереса к техническим специальностям по профилю АО «ВМЗ» среди молодежи и школьников города;
- динамика поступления выпускников общеобразовательных школ в профессиональные учебные заведения, соответствующие требованиям АО «ВМЗ»;
- удовлетворённость потребностей производственных подразделений АО «ВМЗ» в необходимом количестве выпускников профессиональных учебных заведениях с определенным уровнем квалификации.
Данные о результативности
- в период с 2011 г. по 2016 г. 700 школьников прошли профориентационное тестирование, по результатам которого оказана помощь детям в выборе профессии;
- ежегодно 60% школьников из 100 финальных участников игры «Профландия» поступили в техникумы и колледжи района. 97% – на технические специальности;
- 38% участников игры «Профландия» пошли в 10 класс, но указали в анкете, что пойдут в профильные ВУЗы;
- 70% выпускников базовых учебных заведений высшего и среднего профессионального образования трудоустраиваются на АО «ВМЗ».
Нормативная база практики
Приказы, распоряжения и положения, утвержденные руководством ОА «Выксунский металлургический завод»:
- Положение о порядке присуждения стипендий имени Братьев Баташевых старшеклассникам средних общеобразовательных школ городского округа г. Выкса. (Приложение 5);
- Внутризаводские приказы о проведении профориентационных мероприятий (Приложение 6).