Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

Региональный центр развития предпринимательских компетенций

Номинация
От профессионального выбора к успешной карьере
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Вологодская область
Организация
БПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж»
Ответственное лицо
Ларина Светлана Николаевна

Заместитель директора по учебно-производственной работе

+7 (8172) 27-24-94

voisht@mail.ru

Аннотация:

Разработана и внедрена система вовлечения молодежи и взрослого населения региона в предпринимательскую деятельность.

В описании практики представлены:

  • содержание и формы работы регионального Центра развития предпринимательских компетенций со школьниками, студентами и взрослым населением;
  • механизмы взаимодействия с партнёрами (образовательными организациями региона, учреждениями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, предприятиями бизнес-сферы);
  • механизмы привлечения квалифицированных кадров для ведения преподавательской деятельности в рамках подготовки предпринимателей.

Практика представляет интерес для образовательных организаций профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку к предпринимательской деятельности различных категорий населения, а также для региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в сфере образования, труда и занятости населения.

Описание практики:

Актуальность

Выпускник профессионального образовательного учреждения, молодая мама, человек с активной жизненной позицией, попавший в трудную жизненную ситуацию. - не всегда способны найти подходящую работу с достойной оплатой своего труда. Данная практика направлена на формирование специфической образовательной среды, основной миссией которой является массовое вовлечение молодежи региона в предпринимательскую деятельность, тем самым гарантировать данным группам населения социальную защищенность.

Цель и задачи

Цель практики – вовлечение молодежи и взрослого населения Вологодской области в предпринимательскую деятельность посредством формирования в регионе интегрированной инновационной системы предпринимательского образования. Задачи:

  • повышение кадрового потенциала системы образования в сфере формирования предпринимательских компетенций;
  • организация совместной целенаправленной работы всех участников образовательного процесса (государственных и общественных организаций, предприятий, образовательных организаций, обучающихся и их семей);
  • увеличение числа обучающихся, вовлеченных в проектную и предпринимательскую деятельность;
  • содействие осуществлению предпринимательской деятельности обучающимися и работниками образовательных организаций.

Средства и способы реализации практики

Выработка предпринимательского мышления и формирование соответствующих компетенций у обучающихся различных уровней и видов образования в связи с ранним вовлечением в предпринимательскую среду осуществляется через реализацию основных и дополнительных образовательных программ, а также профильных мероприятий с обучающимися старших классов общеобразовательных школ, студентами различного возраста и уровня образования, слушателями программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.

В зависимости от категории целевой аудитории и этапа внутреннего профессионального самоопределения можно выделить следующие группы видов образовательной деятельности центра:

I. Школьники, для которых важно формирование понятие бизнеса как вида деятельности, начиная с 7-8 класса проходят обучение по дополнительным общеобразовательным программам «Основы финансовой грамотности», «Экономика домашнего хозяйства», «Я – предприниматель». Для более юных участников процесса проводятся деловые игры, например, «Управление финансами семьи», творческие конкурсы, например, «Мир бизнеса глазами детей», тематические мастер-классы.

II. Для студентов начальных курсов, у которых происходит осознание и принятие (или непринятие) выбранной профессии, дополнительно к введению в специальность в учебный план основных образовательных программ включен курс «Бизнес-планирование» или «Основы предпринимательской деятельности»

III. Взрослеющие студенты средних курсов, стремящиеся к самостоятельности, повышению уровня социальной защищенности, получают дополнительные квалификации на курсах по дополнительным профессиональным программам, принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, защищают собственные бизнес-идеи и бизнес-проекты.

IV. Для студентов выпускных курсов, планирующих собственную профессиональную деятельность мы проводим круглые столы, бизнес-тренинги, встречи с предпринимателями в режиме «небизнесланч».

V. Взрослое население, нацеленное на ведение собственного дела, и пенсионеры, планирующие самозанятость, обучаются по системе дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.

Консолидация методических сил: по результатам совместной работы образовательных учреждений Вологодской области, учреждений инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (АНО «Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области», МБУ «Центр содействия развитию предпринимательства и туризма», АУ ВО «Бизнес-инкубатор»), специалистов, задействованных в преподавании по программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам организован образовательный портал в системе дистанционного обучения колледжа, сочетающий методический, дидактический контент, а также фонд оценочных средств, позволяющий осуществить поддержку в режиме удаленного доступа.

Выполнение государственного задания: на основании договоров о сетевой реализации образовательных программ колледжа с общеобразовательными организациями города Вологды (шаблон договора о сетевой реализации дополнительной общеразвивающей программы см. Приложение 1) реализуются дополнительные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности «Экономика домашнего хозяйства» (см. Приложение 2) и «Я-предприниматель» (см. Приложение 3); с 2017 года колледж, будучи отобранным Банком России в качестве опорного по внедрению основ финансовой грамотности, под контролем Центрального Банка Российской Федерации запускает реализацию дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Основы финансовой грамотности» (тематические планы и фонд оценочных средств к программам см. Приложение 4).

В качестве преподавателей, наставников, бизнес-тренеров привлекаются преподаватели колледжа, социальные партнеры, представители бизнеса.

С целью разработки сценариев и проведения тематических игр, творческих конкурсов для школьников Вологодской области привлекаются студенты колледжа (сценарий деловой игры «Управление финансами семьи» Приложение 5 и положение о конкурсе детских рисунков «Мир бизнеса глазами детей» Приложение 6).

Используется материально-техническая база колледжа. Финансирование мероприятий осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. В перспективе для проведения совместных мероприятий в рамках сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями региона планируется совместное использование кадровых ресурсов и материально-технической базы компаньонов.

Критерии результативности

Оценка результатов осуществляется путем комплексного мониторинга, включающего следующие блоки:

I. «Образовательная результативность»:

  • качество освоения части основных и дополнительных программ, направленных на формирование предпринимательских компетенций;
  • количество мероприятий (профильные конкурсы, олимпиады и проч.) и их участников;
  • достижения обучающихся.

II. «Эффективность»:

  • востребованность населением мероприятий Центра развития предпринимательских компетенций;
  • инновационность деятельности;
  • перспективность деятельности;
  • поддержка органов власти и учреждений инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Вологодской области;
  • повышение квалификации педагогов.

III. «Ресурсная обеспеченность» (кадровое, материально-техническое, программное, нормативно-правовое обеспечение).

Данные о результативности

Школьники. Более 100 школьников успешно освоили дополнительную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности программу «Я – предприниматель». Свыше 80 % школьников, участвовавших в тематических мероприятий Центра, выбрали наш колледж для получения профессионального образования.

Студенты. Достижения студентов колледжа – участников проекта предпринимательского образования в 2017 – 2018 г.:

  • студенческая сборная 3-го курса заняла 3-е место в конкурсе «Юный предприниматель Вологодской области – 2017»;
  • студенты 4-го курса заняли 2-е и 3-е место и стали лауреатами конкурса «Лучший бухгалтер Вологодской области-2017» в номинации «Молодой бухгалтер»;
  • студентка 2 курса получила диплом 3-ей степени за участие в областном конкурсе научных проектов «Как заработать и преумножить мои личные финансы»;
  • студентка 4-ого курса стала участником 1 тура регионального этапа Международного профессионального конкурса по «1С: Бухгалтерии8» (12-ый Всероссийский чемпионат);

достигнуты высокие результаты в региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Предпринимательство».

Начинающие предприниматели. Из числа наших обучающихся, освоивших основные программы профессионального обучения «Пчеловод», «Собаковод», дополнительную профессиональную программу «Основы груминга», 12 человек организовали собственные личные подсобные хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства, магазин товаров для животных, оказывают услуги населению по дрессировке, уходу и выгулу домашних животных.

Нормативная база практики

Положение о Центре развития предпринимательских компетенций БПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж» (Приложение 7)

Циклограмма Центра развития предпринимательских компетенций БПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж» (Приложение 8)

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы и минимизации

Данная практика может быть рекомендована к внедрению образовательным организациям, реализующим как основные, так и дополнительные образовательные программы.

Возможные риски в зависимости от этапа внедрения можно разделить на следующие группы (см. Приложение 9).

До 2016 года в колледже функции по организации и методическому сопровождению реализации дополнительных профессиональных программ выполнял Ресурсный центр. Центр развития предпринимательских компетенций явился результатом диверсификации после реорганизации Ресурсного центра, а также в результате закрепления за колледжем компетенции «Предпринимательство» чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Вологодской области и присвоения статуса опорного колледжа по реализации финансового просвещения молодежи Вологодской области по программе, рекомендованной Центральным Банком РФ.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Ноябрь 2017 и ноябрь 2018 года – колледж является организатором площадки по компетенции «Предпринимательство» (III и IV чемпионаты WorldSkills Russia «Молодые профессионалы» Вологодской области).

Конференция, посвященная юбилею ЧПОУ «Вологодский кооперативный колледж» «Леденцовские чтения. Профессиональное образование: актуальные вопросы, достижения инновации», 2017 год, выступление и публикация на тему «Компетентностный подход в обучении предпринимательству: опыт и перспективы Вологодского аграрно-экономического колледжа».

Региональный конкурс «Юный предприниматель Вологодской области», 2017 год, победители в номинации Лучшая бизнес-идея «Такого еще не было» с социально ориентированным проектом «Ветеринарно-консультационный кабинет «От носа до хвоста»».

Федеральный конкурс «Начинающий фермер», 2017 год, 1-е место в региональном этапе среди команд СПО с проектом «Плетневское подворье. Перевод ЛПХ в КФХ».

Тренировочные сборы WorldSkills Russia «Молодые профессионалы» Ярославской области в компетенции «Предпринимательство», 2017 год, организация и проведение, 1-е место среди команд-участников.

Учредители