Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

Полевая школа финансовой грамотности

Номинация
Региональная инфраструктура НСК: развитие взаимодействия бизнеса и образования
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Ставропольский край
Организация
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»
Ответственное лицо
Лисова Ольга Михайловна

Директор Института дополнительного профессионального образования Ставропольского ГАУ

+7 (8652) 24-77-23, +7 (8652) 71-58-15

idpo@stgau.ru, inf@stgau.ru

Аннотация:

Практика «Полевая школа финансовой грамотности» представляет собой организационно-методическую систему повышения квалификации рабочих кадров агропромышленного комплекса в области финансовой грамотности. Особенностью предлагаемой практики является обучение работников сельскохозяйственных предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств по месту их постоянного проживания, бригадой преподавателей специально подготовленной для работы по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Финансовая грамотность». Программа разработана в рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Данная практика обладает необходимой универсальностью и после соответствующей адаптации может быть рекомендована организациям, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров, для обучения слушателей по любой актуальной тематике, без существенного отрыва от производства.

Описание практики:

Актуальность практики:

Техническое и технологическое перевооружение агропромышленного комплекса, развитие финансового рынка требуют непрерывного повышения квалификации кадров, занятых в сельском хозяйстве. Вместе с тем специфика сельскохозяйственного производства и уровень развития отдельных предприятий агропромышленного комплекса обуславливает возникновение системных трудностей в организации деятельности по переподготовке кадров.

Во-первых, не все аграрные предприятия имеют достаточные средства для повышения квалификации своих работников. Это по силам лишь крупным и финансово устойчивым организациям.

Во-вторых, технологические циклы аграрного производства не допускают длительного отрыва от производственного процесса работников для обучения в специализированных организациях дополнительного профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

В-третьих, сами работники аграрных предприятий, имеющие, как правило, личное подсобное хозяйство, не готовы уезжать на продолжительный срок из мест постоянного проживания.

Указанные причины обуславливают актуальность разработанной организационно-методической системы повышения квалификации рабочих кадров в местах их постоянного проживания.

Цель и задачи практики

Цель: создание организационно-методической системы повышения квалификации рабочих кадров агропромышленного комплекса в области финансовой грамотности для реализации в местах их постоянного проживания.

Задачи:

  • разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по финансовой грамотности;
  • разработка дидактико-методических материалов для проведения занятий со слушателями по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по финансовой грамотности;
  • обучение преподавателей дидактическим и методическим приемам проведения занятий по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по финансовой грамотности со слушателями;
  • организация обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по финансовой грамотности в местах постоянного проживания слушателей.

Средства и способы реализации практики

Реализация практики по повышению квалификации рабочих кадров агропромышленного комплекса по месту их постоянного проживания осуществлялась по следующему плану.

1) Формирование рабочей группы, которая включает:

  • преподавателей, занимающихся разработкой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по финансовой грамотности, в которой определены актуальные для обучения слушателей темы с учетом социально-экономических особенностей их проживания и деятельности;
  • преподавателей, которым предстояло проводить обучение в местах постоянного проживания слушателей;
  • вспомогательный персонал, обеспечивающий организацию обучения слушателей (административные работники, отвечающие за взаимодействие с региональными и территориальными органами управления отраслью сельского хозяйства, специалисты по IT-технологиям и обслуживанию компьютерной техники, менеджеры, координирующие организацию процесса обучения).

2) Разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по финансовой грамотности и методических рекомендаций для преподавателей по реализации данных программ в местах постоянного проживания слушателей. (Приложение 1).

3) Обучение преподавателей методике работы с работниками агропромышленного комплекса, имеющими низкий уровень образования, по разработанной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области финансовой грамотности (Приложение 2).

4) Организация взаимодействия с территориальными органами управления отраслью сельского хозяйства по вопросам подбора контингента слушателей и выделения помещений для проведения очных выездных занятий.

5) Формирование списка слушателей, распределение паролей и логинов для их обучения на дистанционном этапе реализации программы. Доведение до слушателей паролей и логинов, номеров телефонов, по которым преподаватели могут дать им консультацию по организации обучения и содержанию учебного материала.

6) Подготовка технических средств обучения и оборудования необходимого для организации и проведения занятий. В зависимости от специфики проводимого занятия список оборудования может включать ноутбук, проектор, экран, аудиосистему, микрофон, переключатель слайдов, электронную указку, флипчарт с бумагой и маркерами, раздаточные материалы. Рекомендуется также закупить необходимое количество ученических 48-листовых тетрадей и шариковых ручек.

7) Закрепление за выезжающей бригадой преподавателей транспортного средства для перевозки людей и оборудования.

8) Подготовка графика занятий со слушателями.

9) Проведение занятий со слушателями в соответствии с графиком.

10) Подготовка и организация выдачи слушателям документа о завершении обучения.

11) Анализ результатов обучения с целью определения приращения знаний слушателей по программе финансовой грамотности.

Источники финансирования

Подготовка и реализация программы осуществлялась в рамках контракта № FEFLP-St/CQS-3 «Разработка, апробация и реализация образовательного курса (с применением дистанционных образовательных технологий) по финансовой грамотности для работников сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств». Контракт был заключен с Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (г. Москва) 28 января 2016 года.

В 2017 году обучение проводилось на основании Государственного контракта № 17 от 13 февраля 2017 года государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр министерства финансов Ставропольского края».

Оборудование и материалы: 2 ноутбука, видеопроектор, переключатель слайдов, аудиосистему, электронные указки, микрофоны, экран 4х2 м, флипчарт с набором бумаги и маркерами. Это оборудование позволяло при наличии электропитания проводить обучение слушателей практически везде. Микроавтобус для доставки преподавателей к месту проведения обучения.

Содержание программы обучения финансовой грамотности работников агропромышленного комплекса было определено в ходе встреч с работниками и руководителями аграрных предприятий, руководителями министерства сельского хозяйства, районных управлений сельского хозяйства Ставропольского края (Приложение 1).

Подготовленный образовательный курс состоял из двух модулей. Первый модуль ориентирован на повышение уровня финансовой грамотности слушателей как граждан Российской Федерации. Работники аграрной отрасли должны были изучить:

  • особенности планирования личного и семейного бюджетов;
  • правила разумного приобретения имущественных благ, в том числе с использованием кредитных ресурсов;
  • стратегии пенсионного хозяйствования, основанные на понимании принципов функционирования системы пенсионного обеспечения;
  • специфику мошенничества на финансовых рынках.

Второй модуль образовательного курса охватывал темы, формирующие у слушателей профессиональные знания как у лиц, участвующих в сельскохозяйственном производстве. Он был ориентирован на работников мелкотоварного аграрного производства (представителей крестьянских (фермерских) хозяйств). Слушатели изучали:

  • особенности аграрного предпринимательского мышления;
  • специфику составления бизнес-планов;
  • основы налогового законодательства;
  • своеобразие региональных программ поддержки предпринимательства;
  • требования к страхованию в аграрном производстве.

Разработанный учебный курс, методические материалы прошли экспертизу и получили положительное заключение экспертов — преподавателей кафедры финансов и кредита экономического факультета Московского государственного университета (МГУ).

Апробация практики. С целью проверки качества учебных материалов в сентябре 2016 года преподавателями Ставропольского ГАУ была проведена апробация обучения по финансовой грамотности. Она состоялась на базе закрытого акционерного общества (ЗАО) «Совхоз им. Кирова» Труновского района Ставропольского края. В апробации приняли участие 25 человек.

По итогам пилотного обучения содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации и методических материалов были скорректированы. Курс сокращен и упрощен, сделан более динамичным и стал менее наукообразным. В учебных материалах было увеличено количество примеров, учитывающих особенности аграрного производства и образ жизни сельского населения, подготовлены красочные иллюстративные, презентационные материалы, сделавшие обучение более ярким, эмоционально насыщенным.

Организация и проведение занятий. Реализация программы осуществлялась в три этапа.

На первом этапе, который предшествовал проведению очных занятий, осуществлялось дистанционное обучение слушателей с использованием сети Интернет.

После подачи документов и зачисления на обучение слушатели получали на свои электронные почты пароль и логин, которые позволяли им начать изучение подготовленных материалов. На данном этапе происходило заочное знакомство слушателей с преподавателями при помощи писем, направленных по электронной почте, и телефонных звонков.

В регионе обеспеченность сельских жителей компьютерной техникой высокая и практически во всех населенных пунктах муниципальных районов имеется доступ к сети Интернет. Для обучения рабочих старших возрастных групп или лиц, не владеющих основами компьютерной грамотности, использовалась почта России. Материалы работникам сельского хозяйства направлялись на бумажных носителях. Фактические адреса таких слушателей предоставлялись местными районными администрациями.

На этапе дистанционного обучения преподаватели отвечали на возникающие у слушателей вопросы, помогая лучше понять отдельные теоретические положения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.

Второй этап реализации практики предполагает очное обучение слушателей. Очный этап обучения составлял 16 часов, общий объем курса – 70 часа. Занятия со слушателями начинались в 9 часов утра. Преподаватели и сопровождающие их специалисты приезжали заранее, для того чтобы иметь возможность подключить используемую аппаратуру, провести регистрацию слушателей, раздать необходимый учебный материал.

В соответствии с количеством тем, определенных учебно-тематическим планом дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по финансовой грамотности, в проведении занятий участвовали 9 научно-педагогических работников. Занятия по каждой из тем отделялись друг от друга 10-минутными перерывами. Занятия проводились в течение двух дней.

Третий этап реализации практики осуществлялся в конце проведенных очных занятий и предполагал выявление уровня подготовки слушателей посредством итогового тестирования (2 часа). Как правило, обучение при систематической работе на дистанционном и очном этапах достигало своей цели, и уровень финансовой грамотности работников сельскохозяйственной отрасли повышался. Объективно это оценивалось сопоставлением результатов входного (в дистанционной форме) и итогового (на очном этапе в бланковой форме) тестирования. Для повышения объективности оценки приращения знаний во входном и итоговом тестах использовались вопросы по одним и тем же учебным темам.

Рекомендации по реализации практики. Результаты практики показали, что очный этап дополнительных профессиональных программ повышения квалификации не должен превышать 16 часов (двух дней работы). В противном случае слушателей достаточно сложно собрать и удержать на занятиях. Кроме того, график проведения обучающих мероприятий должен учитывать сезонность циклов занятости населения, работающего в тех или иных отраслях экономики. Так, проводить занятия с работниками сельского хозяйства в период с марта по октябрь практически невозможно.

Помимо проведения рекламно-информационной кампании в субъекте Российской Федерации требуется хорошее взаимодействие с региональными и муниципальными исполнительными органами власти, осуществляющими управление конкретными отраслями экономики – сельским хозяйством, образованием, культурой.

Источниками финансирования деятельности образовательных организаций по повышению квалификации слушателей в субъектах Российской Федерации могут быть бюджеты региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление отдельными отраслями экономики. В указанных бюджетах предусмотрены средства на проведение социальной политики в сельских районах или повышение квалификации работников аграрной отрасли. Эти средства могут быть использованы для осуществления предлагаемой практики в регионах Российской Федерации.

Стоимость реализации программы составляет от 250 до 400 тысяч рублей, в зависимости от наличия или отсутствия необходимости создания нового контента по программам повышения квалификации. В случае необходимости разработки нового содержания практики, потребуется привлечение дополнительных преподавателей для разработки учебных и методических материалов. Соответственно возрастут расходы на оплату труда работников. Если образовательная организация использует учебные, методические и организационные материалы, подготовленные Ставропольским ГАУ, то основные расходы составит оплата труда преподавателей, менеджеров, осуществляющих организацию обучения слушателей, IT-специалистов. В этом случае расходы на реализацию предлагаемой практики не превысят 250 тысяч рублей.

Стоимость реализации практики определяется также планируемым количеством обучающихся и мест, в которых будут проводиться занятия, их удаленностью от населенного пункта, где располагается образовательная организация.

Критерии результативности

Наличие и полнота программно- и учебно-методического обеспечения.

Охвата слушателей (по районам; по населённым пунктам; по кол-ву чел.).

Учебная успешность слушателей (динамика).

Тиражируемость практики.

Данные о результативности

Сформирована организационно-методическая система повышения квалификации рабочих кадров агропромышленного комплекса в местах их постоянного проживания по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по финансовой грамотности.

Разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств по финансовой грамотности и дистанционный курс для её освоения.

Подготовлены методические рекомендации для преподавателей, проводивших обучение.

Организовано и проведено обучение преподавателей методике работы на выезде с населением, имеющим низкий уровень образования, по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по финансовой грамотности.

Обучен 381 работник сельскохозяйственных предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств по финансовой грамотности, проживающий в Александровском, Андроповском, Благодарненском, Будённовском, Георгиевском, Новоалександровском, Петровском, Труновском муниципальных районах Ставропольского края.

Занятия проводились в период с февраля по декабрь 2016 года по графику (Приложение 3), составленному менеджерами Ставропольского ГАУ, который был согласован с министерством сельского хозяйства и управлениями сельского хозяйства муниципальных районов Ставропольского края. Занятия со слушателями проводились по расписанию, подготовленному для каждого из 8 населенных пунктов региона, в помещениях районных администраций и управлений сельского хозяйства (залах заседаний), районных домах культуры, общественных центрах.

Сравнительный анализ входных и выходных значений тестовых показателей выявил положительные результаты. Средний балл входного тестирования по всем учебным группам составил 7,513 балла по десятибалльной шкале. Средний балл выходного тестирования по завершении курса обучения составил 9,758 балла. Рост среднего значения результатов выходного контроля по сравнению со входным составил 2,25 балла.

Отзывы самих слушателей позволяют также утверждать, что поставленная задача – повышение уровня их финансовой грамотности – была успешно решена.

В марте-июне 2017 года практика была тиражирована. Обучение слушателей по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Финансовая грамотность» осуществлялось во исполнение Государственного контракта № 17 от 13 февраля 2017 года государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр министерства финансов Ставропольского края» по графику. Занятия были проведены ещё в 6 муниципальных районах. Общее количество работников отрасли сельского хозяйства, прошедших подготовку по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Финансовая грамотность» в 2017 году, составило 123 человека.

Таким образом, суммарно за два года по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Финансовая грамотность» обучены 504 работника отрасли сельского хозяйства из 14 муниципальных районов.

Нормативная база практики

Практика была реализована в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 292 от 18 апреля 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 499 от 1 июля 2013 г. «Об утверждении порядка осуществления и организации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка осуществления и организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 сентября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»;
  • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО».

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Тиражирование практики возможно по двум направлениям.

Образовательные организации Российской Федерации, заинтересованные в использовании опыта Ставропольского ГАУ по повышению у населения уровня финансовой грамотности, могут полностью использовать учебные, методические и организационные материалы, подготовленные вузом. Авторские права и сами указанные материалы переданы Ставропольским ГАУ Некоммерческому фонду реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов. По условиям контракта № FEFLP-St/CQS-3 «Разработка, апробация и реализация образовательного курса (с применением дистанционных образовательных технологий) по финансовой грамотности для работников сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств» они доступны для неограниченного круга пользователей.

2. Образовательные организации субъектов Российской Федерации, заинтересованные в организации обучения сельского населения без выезда слушателей в крупные учебные центры, могут использовать разработанную в Ставропольском ГАУ практику организации процесса обучения. В частности, сочетание дистанционного обучения с очными занятиями, проводимыми преподавателями, объединенными в выездную бригаду, оснащенную необходимыми оргтехникой и оборудованием.

В данном случае содержание самой образовательной программы образовательным организациям Российской Федерации, желающим использовать опыт Ставропольского ГАУ, необходимо будет разработать самостоятельно, создавая нужный им контент. Помимо финансовой грамотности для работников сельского хозяйства может быть интересно повышение квалификации в профессиональной сфере — по агрономии, инженерному и технологическому обеспечению энергоэффективности и ресурсосбережения в агропромышленном производстве, проблемам повышения экономичности работы предприятий агропромышленного комплекса. Помимо отрасли сельского хозяйства предложенная практика может быть реализована для повышения квалификации работников образования и культуры.

Нормативная и документационная база практики

Учредители