Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Призер 2023

Система наставничества: от студента колледжа до будущего отечественного авиастроителя

Номинация
Развитие наставничества на рабочем месте
Год внедрения
2023
Субъект РФ
Республика Башкортостан
Организация
ПАО «ОДК-УМПО»

Наименование практики: «Система наставничества: от студента колледжа до будущего отечественного авиастроителя».

Аннотация

Столкнувшись с проблемой недостаточного уровня компетенции выпускников профильных образовательных организаций, ПАО «ОДК-УМПО» организовало сетевое взаимодействие с колледжами г. Уфы, в рамках которого студенты заключают договор о целевом обучении. Созданный на базе ПАО «ОДК-УМПО», производственно-учебный центр АК ГК «Ростех» (далее - ПУЦ АК ГК «Ростех») организует учебную, производственную и преддипломную практики студентов с закреплением наставников. Новизна подхода состоит в адаптации студентов к работе на ПАО «ОДК-УМПО» в период прохождения ими практик. Это позволяет студентам стать полноправными членами коллектива и выполнять норму выработки сразу после получения диплома о профессиональном образовании и трудоустройства на предприятие.

Место реализации практики

Публичное акционерное общество «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение», юридический адрес – 450039, г.Уфа ул. Ферина д.2

Актуальность реализации практики обусловлена недостаточным уровнем подготовки выпускников профильных для ПАО «ОДК-УМПО» профессиональных образовательных организаций.

Цель и задачи

Цель – построение системы наставничества для студентов, обеспечивающей квалификацию кадров путем сокращения сроков адаптации, освоения новых компетенций (знаний, умений, навыков) и выпуском конкурентоспособной продукции (Приложение 1).

Задачи:

  • закрепление выпускников колледжей через их профессиональную и социальную адаптацию к работе на предприятии еще в период обучения;

  • подготовка студентов к выполнению нормы выработки через формирование непрерывного процесса передачи знаний, умений и навыков от наиболее квалифицированных работников в период вхождения в должность;

  • обеспечение студентам после окончания колледжа и трудоустройства быстрого выхода на уровень средней заработной платы рабочего по предприятию.

  • Система наставничества является ключевым инструментом изменения модели производственной системы предприятий ГК «Ростех».

Средства и способы реализации практики

В процессе реализации дуальной модели обучения в рамках сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями (Приложение 2) используется принцип практикоориентированности, который подразумевает 30% теоретических занятий и 70% практических. Теоретические занятия проводятся в колледже преподавателями колледжа. Практическая часть – преподавателями и мастерами производственного обучения на базе ПУЦ АК ГК «Ростех», что позволяет подготовить будущих рабочих под конкретные технологические процессы (Приложение 3).

Основные отличия новой внедряемой системы наставничества от традиционно сложившейся в ПАО «ОДК-УМПО»:

1) ориентация на увеличение выработки, а не на получение диплома;

2) системность – новая система наставничества студентов организована на уровне объединения (деятельность цеховых наставников непосредственно курирует заместитель директора ПУЦ АК ГК «Ростех» по работе с производственными цехами), студенты и их наставники проходят этапы отбора, созданы трехуровневая система наставничества и Совет наставников объединения, по завершении обучения студенты и их наставники проходят процедуры оценки, в том числе независимую оценку квалификации (Приложение 4);

3) обучение – наставники проходят специальное обучение навыкам организации обучающей проектной деятельности, основам педагогики и психологии (Приложение 5);

4) мотивация – создана система мотивации и стимулирования деятельности наставников (Приложения 6, 7).

Новая система наставничества внедряется на предприятии с 2019 года, для студентов колледжей, обучающихся в рамках сетевого взаимодействия, организована с 2021 года.

На данный момент наставничество организуется для студентов ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», ГБПОУ «Уфимский машиностроительный колледж», обучающихся по профессиям и специальностям:

  • 15.01.23 Наладчик станков и оборудование в механообработке;

  • 15.01.29 Контролер станочных и слесарных работ;

  • 15.01.32 Оператор станков с программным управлением;

  • 15.01.35 Мастер слесарных работ;

  • 15.02.16 Технология машиностроения;

  • 24.02.02 Производство авиадвигателей.

Начиная с первого курса обучения, для студентов организуются учебная практика в ПУЦ АК ГК «Ростех», со второго курса – производственная, и на последнем курсе – преддипломная практики на предприятии. В ходе прохождения практик работниками предприятия (наставник в производственно-учебном центре, наставники в структурном подразделении, специалисты производственно-учебного центра, осуществляющие сопровождение практики) формируется лояльность будущих выпускников к предприятию, транслируется корпоративная культура предприятия, осуществляется знакомство с номенклатурой производственного подразделения и т.д.

Учебная практика – практика по формированию первичных профессиональных умений и навыков, проходит на базе ПУЦ АК ГК «Ростех» и направлена на проработку основных операций на станках и оборудовании, включая выбор инструментов в соответствии с производственными задачами, проведение контроля выполненных работ.                     

Во время учебной практики обучением студентов занимаются мастера производственного обучения, за каждый группой они закреплены в качестве наставника. Мастер производственного обучения не только обучает студентов, но также занимается их адаптацией и привитием корпоративной культуры. В качестве мастера производственного обучения, как правило, выступает рабочий, имеющий стаж работы и высокий разряд по профессии, а также прошедший обучение по программе «Обучение мастеров производственного обучения» (250 часов).

Производственная практика – практическая часть учебного процесса, проходящая, в подразделениях (цехах) ПАО «ОДК-УМПО» в условиях реального производства. Цель производственной практики – закрепление и конкретизация результатов теоретического и практического обучения, приобретение студентами умений и навыков практической работы по присваиваемой квалификации или профессии.

Во время учебной и производственной практик на базе ПАО «ОДК-УМПО» под руководством наставников студенты осваивают несколько квалификаций (Приложение 4), что подтверждается результатами прохождения независимой оценки квалификации. Прохождение процедуры независимой оценки квалификации в Центре оценки квалификации Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении студентам оплачивает предприятие.

Преддипломная практика направлена на приобретение студентами первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Производственную и преддипломную практики студенты проходят в производственных подразделениях ПАО «ОДК-УМПО». На протяжении всех лет обучения студенты проходят практику в одном и том же структурном подразделении, с последующим трудоустройством в это подразделение. Также у студентов есть возможность трудоустроится на предприятие в период прохождения преддипломной практики. Такая система позволяет студентам вливаться в рабочий коллектив подразделения, приобщаться к корпоративной культуре предприятия, участвовать в изготовлении номенклатуры подразделения.

В период прохождения производственной и преддипломной практик специалистами ПУЦ АК ГК «Ростех» осуществляется ежемесячный мониторинг выполнения ежедневной нормы выработки студентами. В случае недостижения нормы выработки проводится анализ причин с последующим их устранением. В каждом случае проводится индивидуальная работа.

Все три вида практики взаимосвязаны и отражаются в учебном плане.

Каждый студент, направляемый на производственную или преддипломную практику, в ПАО «ОДК-УМПО» имеет бланк отчета по практике, который заполняется в процессе ее прохождения. Отличительной особенностью отчета по практике является наличие таблицы, в которую вносится норма выработки студента.

Таким образом, к моменту получения диплома студент полностью адаптирован к работе не только на предприятии, но и в конкретном структурном подразделении, что позволяет ему с первых месяцев работы достигать ежедневную норму выработки по изготовлению годной продукции.

Во время прохождения производственной и преддипломной практик в структурном подразделении за каждым студентом закрепляются два наставника.

  • Инструктор-наставник – опытный специалист объединения, назначаемый преимущественно из числа высококвалифицированных рабочих объединения, который:

  • передает студенту свои знания и навыки работы на конкретном оборудовании;

  • следит за соблюдением студентом техники безопасности на рабочем месте;

  • отвечает за сдачу студентом практической части квалификационного экзамена.

Мастер-наставник – опытный специалист объединения, назначаемый преимущественно из числа линейных руководителей подразделения объединения, детально понимающий технологические процессы на своем участке, роль каждого рабочего в них, который:

  • закрепляет студентов за инструкторами-наставниками, руководит их работой, при необходимости консультирует;

  • обеспечивает наличие материалов, инструмента, документации;

  • контролирует посещаемость, успеваемость, мотивацию, вовлеченность студентов;

  • передает студентам общие знания (структура, организация работы объединения, подразделения, номенклатура продукции, технологические процессы, специальные знания по профессиям и т.д.);

  • отвечает за сдачу студентом теоретической части квалификационного экзамена;

  • обеспечивает успешную адаптацию студента после его трудоустройства на рабочем месте.

Организацию деятельности инструкторов-наставников и мастеров-наставников в производственных подразделениях осуществляют кураторы-менторы производственных подразделений.

Куратор-ментор – наставник наставников, назначаемый преимущественно из числа руководителей структурных подразделений объединения (начальник, заместитель начальника, руководитель службы и пр.), который в своем структурном подразделении:

  • планирует потребность структурного подразделения в новых кадрах, формирует заявку на обучение, переподготовку и повышение квалификации сотрудников;

  • определяет готовность структурного подразделения к проведению обучения новых сотрудников;

  • осуществляет подбор наставников, направляет их на обучение;

  • руководит работой наставников;

  • отвечает за ключевые показатели работы наставников, трудоустройство и качество адаптации студентов.

Куратор-ментор отчитывается о показателях работы наставников своего подразделения перед руководством объединения.

К каждой категории наставников у предприятия есть свои требования.

Кандидат в инструкторы-наставники должен:

а) иметь профессиональное образование (начальное или среднее);

б) иметь опыт работы в объединении не менее трех лет;

в) иметь опыт работы по профессии, соответствующей профилю будущей наставнической деятельности, не менее трех лет;

г) иметь положительную репутацию (не иметь нарушений трудовой дисциплины, соблюдать этические нормы) в структурном подразделении, подтвержденную характеристикой руководителя структурного подразделения;

д) не допускать изготовление негодной продукции в течение последнего года работы перед выдвижением на статус наставника;

е) изъявить добровольное желание стать наставником и подать в ПУЦ АК ГК «Ростех» заявление, согласованное с руководителем своего структурного подразделения.

Кандидат в мастера-наставники должен:

а) иметь среднее профессиональное или высшее образование;

б) иметь опыт работы в объединении не менее трех лет;

в) иметь опыт работы по профессии, соответствующей профилю будущей наставнической деятельности, не менее трех лет;

г) иметь положительную репутацию (не иметь нарушений трудовой дисциплины, соблюдать этические нормы) в структурном подразделении, подтвержденную характеристикой руководителя структурного подразделения;

д) обеспечить выполнение производственного плана на своем участке в течение последнего года работы перед выдвижением на статус наставника;

е) изъявить добровольное желание стать наставником и подать в ПУЦ АК ГК «Ростех» заявление, согласованное с руководителем своего структурного подразделения.

Кандидат в кураторы-менторы должен:

а) иметь среднее профессиональное или высшее образование;

б) иметь опыт работы в объединении не менее трех лет;

в) иметь опыт руководящей работы не менее двух лет;

г) иметь положительную репутацию (не иметь нарушений трудовой
дисциплины, соблюдать этические нормы) в структурном подразделении,
подтвержденную характеристикой руководителя структурного подразделения;

д) изъявить добровольное желание стать наставником и подать в ПУЦ АК ГК «Ростех» заявление, согласованное со своим непосредственным руководителем.

Для каждой категории наставников организуется отбор в соответствии с обозначенными требованиями, в случае успешного прохождения этапа отбора, для них организуется обучение.

Для инструкторов-наставников реализуется программа «Обучение инструкторов-наставников» в объёме 100 часов (Приложение 8), для кураторов-менторов и мастеров-наставников реализуется программа «Обучение обучающих» в объёме 250 часов. Раз в два года все категории наставников проходят дополнительное обучение, в ходе которого их знакомят с нововведениями последних лет.

В 2020 году первые 100 специально отобранных наставников (кураторы-менторы и мастера-наставники) на базе ПУЦ АК ГК «Ростех» прошли обучение по новой адаптированной программе обучения наставников «Обучение обучающих». К 2025 году программу обучения пройдут 500 мастеров-наставников и 1000 инструкторов-наставников. Это позволит охватить наставнической деятельностью 1500 учеников/студентов год, что соответствует прогнозируемым потребностям объединения в молодых рабочих.

Сопровождение деятельности наставников в производственных подразделениях осуществляют специалисты ПУЦ АК ГК «Ростех», оказывая методическую, информационную помощь.

В качестве «центра ответственности» и связующим звеном между производственными подразделениями и образовательными учреждениями выступает ПУЦ АК ГК «Ростех», который обеспечивает реализацию системного подхода; осуществляет контроль и оценку эффективности системы наставничества в цехах; ежегодно разрабатывает программы отбора и обучения наставников.

На данный момент систему наставничества в ПАО «ОДК-УМПО» регламентируют два документа: стандарт организации «Система менеджмента качества. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Виды, планирование и порядок обучения персонала ПАО «ОДК-УМПО»», положение «Наставничество в ПАО «ОДК-УМПО» Цели, задачи, порядок отбора, подготовка, права, обязанности». Размер и порядок основных и дополнительных выплат наставникам   в зависимости от их категории регулируется действующим в объединении «Положением об оплате ученичества и выплат молодым рабочим, рабочим, осваивающим смежные профессии и их наставникам (кураторам-менторам, мастерам-наставникам, инструкторам-наставникам)». Организация практики студентов регламентирована положением «Практика студентов образовательных организаций. Порядок организации и проведения в объединении» (Приложение 9).

Наставникам на период наставничества гарантируется сохранение средней заработной платы на период обучения студентов, при условиях, определенных действующим в объединении положением. Указанные выплаты начисляют в соответствии с дополнительными соглашениями к трудовому договору. Положение об оплате, разрабатывается в объединении ежегодно и утверждается управляющим директором объединения.

Затраты предприятия складываются из оплаты обучения студентов, которые заключили договор о целевом обучении, выплат стипендий студентам, оплаты наставникам в производственных подразделениях. По завершении обучения выпускники должны отработать на предприятии 3 года.

Критерии результативности

В качестве критериев результативности системы наставничества для студентов образовательных организаций выступают:

  • количество уволенных в первый год после трудоустройства выпускников образовательных учреждений, с которыми сотрудничает предприятие в рамках сетевого взаимодействия;

  • процент ежедневной/ежемесячной нормы выработки молодых рабочих, трудоустроившихся на предприятие после окончания образовательного учреждения;

  • уровень средней заработной платы молодых рабочих;

  • результативность прохождения независимой оценки квалификации в период обучения.

Данные о результативности

В 2022 году после завершения обучения и получения диплома о среднем профессиональном образовании в ПАО «ОДК-УМПО» были трудоустроены 32 выпускника, из которых по неуважительным причинам уволились 3 выпускника (9%).

Доля систематически выполняющих ежемесячные нормы выработки молодых рабочих – 78 %.

Средняя заработная плата молодых рабочих после завершения профессионального обучения достигает средней заработной платы по объединению.

В рамках независимой оценки квалификации 100% выпускников подтвердили уровень квалификации 40.07800.08. Токарь 4-го разряда (3 уровень квалификации), 40.02100.08. Фрезеровщик 4-го разряда (3 уровень квалификации).

В рамках корпоративного квалификационного экзамена 100% выпускников присвоена квалификация по профессии «Оператор станков с ПУ, 4 разряда».

Возможные ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации:

  • недостаточное финансирование;

  • нежелание взаимодействовать, минимизация рисков – поиск точек соприкосновения;

  • сопротивление работников новой системе обучения студентов и новой системе наставничества, минимизация рисков – систематическая работа по внедрению новшеств;

  • неготовность предприятия обеспечить всех студентов по окончании учебного заведения рабочими местами, минимизация рисков – тщательное планирование необходимого количества выпускников и заключение только необходимого количества договоров о целевом обучении;

  • незаинтересованность студентов в обучении, неправильный выбор профессии, несовпадение ожиданий и реального положения вещей, минимизация рисков – проведение профориентационной работы со студентами, экскурсий на предприятие, отбор студентов на целевые программы обучения.

Алгоритм внедрения практики

  • заключение договора о взаимодействии предприятия и учебного заведения;

  • разработка и внедрение документации, обеспечивающей процесс обучения и адаптации студентов;

  • интеграция обучения студентов в график обучения, проводимого в учебном центре предприятия;

  • организация и сопровождение производственных и преддипломных практик в производственных подразделениях предприятия;

  • сопровождение процесса интеграции, оперативное устранение возникающих проблем на всех этапах, в том числе взаимодействие с учебными заведениями;

  • организация и проведение независимой оценки квалификаций на всех этапах обучения студентов, корпоративного квалификационного экзамена с присвоением разрядов по профессиям рабочих.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Сотрудники производственно-учебного центра АК ГК «Ростех», созданного на базе ПАО «ОДК-УМПО» оказывают содействие по внедрению системы наставничества для студентов и обучают соответствующие категории наставников предприятий ГК «Ростех»: ПК «Салют» АО «ОДК», АО НПП «ЭлТом», АО «МПО им. И. Румянцева», АО НЦВ «Миль и Камов», ПАО «МИЭА», МКПК «Универсал» им. А.Привалова, АО «РПКБ», АО «АП-Восход», АО «РПЗ».

Учредители