Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Успешный карьерный старт

Номинация
Компетенции XXI века: определение, развитие и оценка общих компетенций
Год внедрения
2021
Субъект РФ
Воронежская область
Организация
ГБПОУ ВО "Воронежский юридический техникум"

Аннотация

Главная проблема трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений — отсутствие опыта работы по специальности. Это создает сложности как для самих молодых специалистов, так и для работодателей, вынуждая направлять дополнительные кадровые и временные ресурсы на обучение (стажировку) новых сотрудников.
Практика «Успешный карьерный старт» позволяет сократить период адаптации выпускников профессиональных организаций к первому рабочему месту по специальности.
Основа практики — эффективно выстроенная образовательная экосистема по подготовке специалистов в сфере социальной защиты населения. Она позволяет согласовать запросы потенциальных работодателей с возможностями образовательной организации. Для этого образовательная организация (в нашем случае — ВЮТ) на основе запроса социального партнерами разрабатывает «Модель идеального специалиста» (набор значимых для партнера компетенций (качеств) выпускника), определяет инструменты (механизмы) формирования и набор оценочных процедур для определения уровня сформированности компетенций.
В данный момент практика адаптирована под обучение по специальности «Право и организация социального обеспечения». При этом экосистема может быть актуализирована под запросы конкретных профессиональных образовательных организаций и их партнеров.


Место реализации практики

Базовая организация осуществления практики — Воронежский юридический техникум (ГБПОУ ВО «ВЮТ») и его социальные партнеры:
  • Департамент социальной защиты Воронежской области
  • Управление Пенсионного фонда РФ по Воронежской области
  • Главное управление МВД России по Воронежской области
  • и еще свыше 150 партнеров в Воронеже и области.

Актуальность

Уникальность Воронежского юридического техникума как учебного заведения по подготовке профессиональных кадров в том, что его главные социальные партнеры (потенциальные работодатели) — учреждения государственной системы социальной защиты населения. Большинство выпускников по специальности «Право и организация социального обеспечения» работают именно в них. При этом, по данным последних исследований, большинство молодых специалистов (41%) хотят работать в частных компаниях, в то время как чиновниками (т.е. работниками гос. структур) видят себя только 19% соискателей. Еще 14% планируют стать предпринимателями. С этой точки зрения практика «Успешный карьерный старт» имеет важную социально-экономическую составляющую.
Молодые профессионалы, подготовленные Воронежским юридическим техникумом смогут покрыть потребность работодателей — государственных организаций — в кадрах. Это будет способствовать важному изменению — «омоложению» сотрудников. Это косвенным образом повысит престижность и доверие системы соцзащиты населения, а также избавит госорганы от дополнительных вложений. В частности, молодые специалисты не потребуют обучения по программам цифровой занятости. В целом все эти факторы увеличат эффективность работы государственной системы социальной защиты населения. В условиях реализации нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография» нагрузка на систему социальной защиты будет только возрастать.
При этом проблемы возросших потребностей в специалистах среднего звена испытывают не только госучреждения. Зачастую требования работодателей к специалистам выходят за рамки ФГОС и профессиональных стандартов, на следование которым ориентированы образовательные программы учреждений СПО. Например, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и др. Экосистема практики «Успешный карьерный старт» предоставляет возможность учебным заведениям и их социальным партнерам решить возникшие или потенциальные проблемы. Практика строго формализована, поэтому ее адаптация под запросы работодателей на формирование необходимых компетенций не потребует значительных затрат от образовательных организаций.


Цели и задачи

Амбициозная цель практики — максимально сократить адаптационный период молодых специалистов в начале их трудовой деятельности.
Задачи:
  • разработка новых форм участия партнеров в реализации программ подготовки специалистов (прежде всего — в формировании требований к результатам обучения);
  • разработка «Модели идеального специалиста» в определенной профессиональной области;
  • создание экосистемы подготовки специалиста (согласование рабочих программ, планов внеаудиторных мероприятий и планов практики с учетом «Модели»);
  • эффективный мониторинг реализации практики с целью ее совершенствования ее работы.

Средства и способы реализации практики. Образовательная экосистема "Успешный старт"

Основа практики — эффективно выстроенная образовательная экосистема по подготовке специалистов в сфере социальной защиты населения (см. Приложение 1).
Функционирование экосистемы состоит из нескольких этапов.
1. Оформление заказа партнера
Отправная точка взаимодействия — заключения договоров о сотрудничестве (см. Приложение 2). Ключевыми пунктами являются:
1) участие организации-партнера в разработке и реализации основных профессиональных образовательных, в том числе в разделе требований к ключевым компетенциям (как общим, так и профессиональным) выпускника — будущего специалиста;
2) участие партнера в составлении рекомендаций, программ учебных дисциплин, практик;
3) обсуждение и разработка критериев оценки профессиональных компетенций по специальности.
Таким образом, на этапе оформления сотрудничества между ВЮТ и партнером последний предъявляет свои ТРЕБОВАНИЯ к будущему специалисту, т.е. формирует заказ.
2. Конструирование «Модели идеального специалиста»
На основе заказа формируется набор ключевых компетенций, значимых для данного социального партнера — «Модель идеального специалиста». За их формирование и будет отвечать экосистема ВЮТ.
В описании практики «Успешный карьерный старт» показан процесс формирования трех общих компетенций, которые были определены в результате переговоров между Департаментом социальной защиты Воронежской области, Управлением Пенсионного фонда РФ по и ВЮТ:
1) понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
2) работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
3) организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач и достижения конечного результата.
В представляемой практике набор этих общих компетенций, определенных соглашением с указанными партнерами, получил наименование «Модель идеального специалиста государственной системы социальной защиты населения». При этом практика «Успешный карьерный старт» может быть адаптирована под запросы любого потенциального партнера (см. далее раздел 10 «Алгоритм внедрения практики» и раздел 11 «Примеры тиражирования практики»).
3. Подготовка образовательной экосистемы
После разработки «Модели идеального специалиста» ВЮТ в тесном сотрудничестве с организацией-заказчиком вносит изменения в 3 основных процесса:
1) реализация программ учебных дисциплин;
2) профориентационная работа, работа предметно-цикловых комиссий, воспитательная работа, внеаудиторной работа;
3) план практической подготовки студентов (практика).
В подготовке изменений принимают участие:
1. Председатели предметно-цикловых комиссий, преподаватели — определяют учебные дисциплины, в рабочие программы которых предполагается внести изменения.
2. Заместители директора по научно-методической работе и воспитательной работе, кураторы учебных групп — корректируют план профориентационной работы и план воспитательной работы.
3. Руководитель Базового центра содействия трудоустройству, руководители практики —адаптируют по запросы работодателей план учебной и производственной практики.
При внедрении практики «УКС» изменения затронули такие дисциплины, как «Обществознание», «Основы политологи и социологии», «Трудовое право», «Право социального обеспечения», «Психология социально-правовой деятельности», «Экономика организации», «Менеджмент», «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Введение в специальность».
Реализация «УКС» привела к необходимости включить в планы внеаудиторной работы (воспитательная деятельность, недели предметно-цикловых дисциплин, профориентационная работа и др.) те мероприятия, которые более эффективно способствуют формированию определенных в заказе компетенций.
Наконец, совместно с социальными партнерами были модернизированы планы производственной практики (практики по профилю специальности), определен перечень необходимых мастер-классов, тренингов. Был обновлен регламент дуального обучения, а также перечень тем для конференций по итогам практики.
На этом же этапе определяются показатели результативности и оценочные процедуры.
4. Функционирование экосистемы
Ядро образовательной экосистемы составляют три взаимосвязанных процесса:
1) учебная деятельность;
2) внеаудиторная работа;
3) практика.
Инструменты для реализации «Модели идеального выпускника» подобраны таким образом, чтобы каждый из них содействовал формированию определенных в заказе партнера компетенций.
Например, процесс формирования компетенции №1 («Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии») выглядит следующим образом

«Формирование компетенции «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии»

 Процессы 

 Учебный процесс

 Внеаудиторная работа

 Практика, взаимодействие с социальными партнерами

 Формы

 Учебные предметы: Обществознание, Основы политологии и социологии, Трудовое право, Право социального обеспечения, Психология социально-правовой деятельности

 Недели профессионального мастерства социально-правовых дисциплин, ярмарки вакансий, волонтерский проект «Радуга добра»

 Мастер-классы, стажировки, тренинги, дуальное обучение, учебная и производственная практика, конференции по итогам практики

 Инструменты

 Практические и лабораторные работы

 Круглые столы, конкурсы, социальные акции

 Отчеты по практике, аттестационные листы, тезисы выступления на конференции

Кратко это можно описать следующим образом:

Рабочая программа дисциплины «Обществознание» фокусирует внимание преподавателей (и студентов) на темах, способствующих освоению компетенции №1 (см. Приложение 3). Изменения вносятся и в комплекс оценочных средств (КОС) по дисциплине. В случае с «Обществознанием» упор делается на таких видах деятельности студента, которые позволят ему лучше познакомиться с основами будущей профессии (в этом случае традиционная лекция по теме «Природа человека» заменяется на практическую работу студентов, а ее результат — профессиограмма будущей профессии «Юрист») (см. Приложение 4).
Внеаудиторные мероприятия тоже трансформируются для эффективного формирования компетенции №1. Особо значимым в этом направлении является волонтерский проект «Радуга добра». Цель проекта — включение студентов ВЮТ в конкретную социально-значимую деятельность. Студенты призваны оказывать адресную помощь волонтерским объектам: дом малютки, реабилитационные и геронтологические центры, школам с обучающихся с ОВЗ и др. (Подробнее с программой «Радуга добра» и планом ее реализации можно ознакомиться в Приложении 5.) Участие в социально значимых делах (благотворительные акции, благоустройство территории, оказание помощи по запросу социальных объектов) позволяет на практике познакомиться со спецификой работы с социально незащищенными группами населения, а значит, осознают «сущность и социальную значимость своей будущей профессии».
Процесс взаимодействия с социальными партнерами в ходе стажировок, мастер-классов и практик формирует компетенцию №1 напрямую. Особо стоит отметить обязательные конференции студентов по итогам практики. Обязательной элементом выступления студентов является ответ на вопрос: какой образ профессии сформировался (или как он изменился) после практики?
«Внешние» по отношению к экосистеме ВЮТа мероприятия — конкурсы, олимпиады, — также вписаны в процесс формирования общих компетенций. Например, участие в местных, региональных или всероссийских благотворительных акциях (акция «Белый цветок», сбор макулатуры, конкурсы социальной рекламы и др.) способствует усвоению социальной значимости будущей профессии. Успешное выступление студентов ВЮТа на смотрах-конкурсах, деловых и интеллектуальных играх (областной чемпионат по спортивным дебатам, областной чемпионат по игре «Что? Где? Когда?»), спартакиадах немыслимо без эффективной командной работы (компетенция №2). Наконец, крупные проекты (конкурсы) формируют компетенцию №3 (умение планировать свою деятельность). Сред них: международный чемпионат WorldSkills, проект «Профстажировки» и другие. (Подробнее с перечнем внеаудиторных событий можно ознакомиться в Приложении №6 и №7.)


Показатели результативности

1. Оценка результатов изучения дисциплин. Практические навыки невозможно сформировать без глубокого освоения теории. От качества обучения выпускников напрямую зависит успешное выполнение профессиональных обязанностей.
У выпускников ВЮТ 2019 года средний балл по ключевым дисциплинам составлял 4,45. По соглашению с социальными партнерами целевым показателем был определен средний балл в 4,8.
2. Оценка руководителей практики. Наилучшим способом закрепления и проверки сформированности профессиональных умений и навыков будущих специалистов социальной сферы будет учебная и по производственная практика. Оценку производят преподаватели ВЮТ — руководители практики. По согласованию с соц. партнерами целевой показатель для выпускников 2020 года — средний балл 4,8 по учебной и производственной практикам в (против 4,33 для выпускников 2019 года).
3. Участие во внеаудиторной деятельности. Рост количества студентов, вовлеченных во внеаудиторную деятельность, создает условия для эффективного формирования «Модели идеального специалиста». Данный показатель носит общих, а не индивидуальный характер — анализируется доля студентов ВЮТ, участвующих во внеаудиторных событиях. Целевым показателем по нашей практике является уровень вовлеченности
4. Анкета удовлетворенности работодателей уровнем подготовки студентов (выпускников). Ключевой показатель, иллюстрирующий степень удовлетворенности социальных партнеров ВЮТ уровнем подготовки студентов. Анкеты заполняет руководитель практики (со стороны организации-партнера) после завершения производственной практики (практики по профилю специальности) на базе предприятия. Анкета носит комплексный характер (проверяются удовлетворенность работодателя всеми общими компетенции). В случае анализа эффективности практики «Успешный карьерный старт» нас интересуют 3 компетенции (см. раздел «Средства и способы реализации практики», а также Приложение №1). Целевой показатель удовлетворенности — 95%.
Показатели 1 и 2 носят индивидуальный характер, т.е. прослеживаются по каждому выпуск-нику ВЮТ. Итоговые данные фиксируется в таблице «Оценочные средства сформированности «Мо-дели идеального специалиста» (см. Приложение 8). Показатели 3 и 4 являются сводными по всему ВЮТ.


Данные о результативности

1. Оценка результатов изучения дисциплин
Средний балл по ключевым для практики учебным дисциплинам
2019 - 4,45 б.
2020 - 4,83 б.
2. Оценка руководителей практики
Средний балл оценки практики ее руководителем
2019 - 4,45 б.
2020 - 4,83 б.
3. Участие во внеаудиторной деятельности
Участие студентов ГБПОУ ВО «ВЮТ» в конкурсах, фестивалях, олимпиадах профессиональной направленности в 2017—2020 гг.

 Год обучения 

 Общее значение 

В том числе мероприятия по уровням:

 Локальный 

 Региональный 

 Всероссийский 

 Международный 

 2017/2018

 77

 85

 82

 75

 65

 2019/2020

 95

 99

 97

 91

 94

4. Данные о росте удовлетворенности уровнем подготовки выпускников
Сравнение уровня удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников ГБПОУ ВО «ВЮТ» в 2017 и 2020 гг.

Социальный партнер

Уровень удовлетворенности, %

2017 г.

2020 г.

Департамент социальной защиты Воронежской области

72,73

100,00

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области

72,73

93,18

Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

75,00

95,45

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже

75,00

100,00

Главное управление МВД России по Воронежской области, Отдел пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Воронежской области

75,00

93,18

Среднее:

74,09

96,36


Учредители