Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Образовательный кластер в системе ПАО "Газпром"

Номинация
Дуальное и целевое обучение
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Волгоградская область
Организация
ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»
Ответственное лицо
Семикина Елена Сергеевна

Начальник отдела взаимодействия с дочерними обществами ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»

+7 (8442) 46-21-68

E.Semikina@vcgo.ru

Аннотация

Образовательный кластер создается и функционирует на основе взаимодействия компаний, предприятий-партнеров с образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов в соответствии с кадровыми потребностями участников кластера и имеющими совместную образовательную инфраструктуру. Практика направлена на решение проблемы подготовки кадров и обеспечения максимальной отдачи от инвестиций в персонал и может быть применена как образовательными организациями, так и предприятиями отрасли.


Актуальность

Образовательный кластер – многостороннее договорное объединение образовательных организаций, предприятий промышленности, проектных и научных организаций, имеющих совпадающие долгосрочные цели совместной деятельности в области разработки, внедрения в производство и коммерциализации новых технологий и видов инновационной конкурентоспособной продукции, профессиональной целевой подготовки и повышения квалификации кадров в интересах участников кластера, создания совместной научно-образовательной инфраструктуры, поддерживающей инновационный цикл разработки и выпуска продукции, технологического и кадрового обеспечения производства.

Создание Образовательного кластера – это инновационная форма социального партнерства для интеграции профессионального образования с производством.


Цель и задачи

Цель: 

создание единого профессионально-образовательного пространства, обеспечивающего качественную подготовку специалистов со средним профессиональным и высшим образованием, опережающее повышение квалификации кадров в течение всей трудовой деятельности и повышение эффективности использования трудовых ресурсов на основе широкого внедрения инноваций в образовательной, научной и производственной сферах.

Задачи:

1. Создание эффективного механизма для подготовки квалифицированных кадров и обеспечения максимальной отдачи от инвестиций в персонал;

2. Эффективное использование учебной и производственно-технологической базы, кадрового потенциала участников кластера для подготовки и повышения квалификации специалистов газовой отрасли;

3. Повышение научно-производственного потенциала путем интеграции производства и образования, развития инновационной деятельности, поддержки совместных исследований, активного позиционирования новых разработок на предприятиях газовой отрасли.


Средства и способы реализации практики

Организационно-функциональная структура образовательного кластера

Формой создания кластера является социальное партнерство, которое осуществляет общую политику в сфере реализации инновационных проектов и мероприятий, направленных на улучшение и совершенствование подготовки кадров, разработку и внедрение новых технических и технологических решений. Схема функционального взаимодействия участников кластера приведена в Приложении 1.

Общее руководство и координацию деятельности кластера осуществляет Департамент 715 ПАО «Газпром».

Экспертно-консультативным органом общественного управления, объединяющим участников кластера, является ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» в тесном сотрудничестве с дочерними обществами ПАО «Газпром».

Для достижения поставленных целей, решения заявленных задач и своевременной реализации основных мероприятий совместных планов сотрудничества создается Совет участников кластера. В состав совета входят представители Департамента 715 ПАО «Газпром», Обществ и организаций – участников кластера. Заседания совета проводятся два раза в год, в том числе в заочной форме.

Основные участники Образовательного кластера:

  • Департамент 715 ПАО «Газпром»; 

  • дочерние общества и организации ПАО «Газпром»; 

  • ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»;

  • образовательные организации высшего образования; организации, производящие оборудование для газовой отрасли.

Основные функции участников кластера:

Департамент 715 ПАО «Газпром»:

  • общая координация и правовое обеспечение работы участников кластера;

  • согласование открытия (при лицензировании) новых специальностей;

  • утверждение плана приема студентов в колледж на каждый учебный год;

  • ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»;

  • качественная подготовка специалистов среднего звена, обучение по рабочим профессиям и служащих в соответствии с потребностью дочерних обществ ПАО «Газпром»;

  • организация эффективного взаимодействия с участниками кластера с целью максимизации трудоустройства выпускников колледжа в дочерние общества ПАО «Газпром»;

  • методическое обеспечение учебного процесса;

  • развитие учебно-материальной базы колледжа;

  • подбор педагогических кадров и повышение их квалификации;

  • взаимодействие с дочерними обществами ПАО «Газпром» по вопросам производственной практики студентов;

  • организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала в соответствии с потребностью дочерних обществ ПАО «Газпром».


Дочерние общества и организации ПАО «Газпром»:

  • определение потребности в выпускниках колледжа и обучение персонала;

  • заключение договоров о целевом обучении;

  • предоставление рабочих мест для прохождения студентами колледжа производственной практики;

  • участие в государственной итоговой аттестации, профессионально-общественно аккредитации специальностей колледжа;

  • трудоустройство выпускников колледжа;

  • предоставление специалистов для обмена опытом и ведения занятий на курсах повышения квалификации;

  • организация стажировок преподавателей колледжа в дочерних обществах ПАО «Газпром».


Образовательные организации высшего образования:

  • обучение выпускников колледжа по востребованным специальностям с последующим трудоустройством в дочерние общества ПАО «Газпром»;

  • формирование целевого заказа колледжу на профессиональное обучение студентов вузов по рабочим профессиям.


Организации, производящие оборудование для газовой отрасли:

  • изготовление учебно-лабораторных стендов;

  • привлечение представителей ведущих фирм для ведения занятий на программах повышения квалификации и обучение студентов;

  • проведение стажировок сотрудников колледжа и работников дочерних обществ;

  • предоставление оборудования для проведения занятий для слушателей программ повышения квалификации и студентов.


Этапы реализации деятельности образовательного газового кластера

Этап I. 

Формирование состава участников Образовательного кластера.

Этап II.

1. Мониторинг и прогнозирование потребностей предприятий (дочерних обществ ПАО «Газпром») в квалифицированных кадрах.

2. Организация взаимодействия образовательных организаций с работодателями для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов (круглые столы, экскурсии на предприятия и пр.).

Этап III.

1. Разработка совместно с предприятиями и организациями нефтегазовой отрасли образовательных программ различных уровней с применением управленческих и технологических инноваций.

2. Разработка и реализация инновационных образовательных модулей, учебных планов и программ, в том числе для повышения квалификации и профессиональной переподготовки квалифицированных кадров предприятий (дочерних обществ ПАО «Газпром»).

3. Развитие системы менеджмента качества образовательных услуг как инструмента оптимизации процессов подготовки конкурентоспособных кадров.

4. Организация производственных практик, в том числе на учебно-производственных площадках.

5. Организация проектной деятельности обучающихся, в том числе защиты дипломных проектов на производстве или с участием представителей предприятий (on-line).

Этап IV. 

Подготовка и повышение квалификации специалистов по заявкам от предприятий нефтегазовой отрасли с заключением договоров о целевом обучении.

Этап V. 

Развитие дополнительного профессионального образования, включая подготовку специалистов по рабочим профессиям с присвоением квалификационных разрядов; реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, стажировок преподавателей на предприятиях.

Этап VI.

1. Организация совместных учебно-методических, учебно-практических площадок, научно-практических конференций и иных мероприятий.

2. Организация образовательного процесса с участием ведущих предприятий и организаций отрасли, применяющих управленческие и технологические инновации; создание кафедр колледжа на производственной базе.

3. Участие партнеров кластера в финансировании развития учебно-материальной базы образовательного учреждения.

4. Реализация комплекса мер по организации трудоустройства выпускников по специальностям образовательного учреждения.

Преимущества кластера как организационной формы основаны на объединении усилий субъектов с целью достижения общей цели в кратчайшее время и с минимальными затратами. В процессе работы над общей проблемой происходит взаимо- и саморазвитие субъектов кластера на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкурентные преимуществ, как отдельных участников, так и кластера в целом.

Этапы реализации деятельности Образовательного кластера на базе ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград», представленные в схематической форме, приведены в Приложении 2.


Нормативная база практики

Положение о Системе непрерывного фирменного профессионального образования персонала ПАО «Газпром», утв. 29.01.2016 (Приложение 3).

Положение об Образовательном кластере на основе взаимодействия НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» с дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром и образовательными организациями, утв. 26.01.2015 (Приложение 4).

Положение о кафедре «Газотранспортные системы» ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград», утв. 16.08.2016 (Приложение 5).


Критерии результативности

Критерии:

  • динамика численности студентов, направленных по договорам на целевое обучение;

  • наличие новых тематик повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработанных в соответствии с потребностями дочерних обществ ПАО «Газпром»;

  • динамика численности студентов, прошедших производственную практику на предприятиях отрасли;

  • качество оказания образовательных услуг;

  • наличие защит дипломных проектов на производстве (или с участием представителей предприятий (on-line);

  • динамика трудоустройства выпускников на предприятия отрасли (в дочерние общества ПАО «Газпром»);

  • участие в научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов ПАО «Газпром»;

  • наличие социальных партнеров – участников Образовательного кластера, заключенных договоров о сотрудничестве с предприятиями (дочерними обществами ПАО «Газпром»);

  • наличие специалистов дочерних обществ ПАО «Газпром», участвующих в образовательном процессе, в том числе на курсах повышения квалификации.


Данные о результативности 

1. Увеличилась численность студентов, направленных по договорам о целевом обучении, с 136 в 2016 году до 401 – в 2020 году.

2. В 2020 году утверждено 29 новых тематик повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

3. В 2020 году 100 % студентов прошли производственную практику на предприятиях отрасли.

4. Повысилась удовлетворенность слушателей курсов повышения квалификации качеством оказания образовательных услуг: по результатам анкет (увеличение оценки качества семинаров с 8,36 с 2012 до 9,3 в 2020 году, при максимально возможной 10,0).

5. В 2020 г. организовано 17 защит дипломных проектов на производстве (с on-line участием представителей предприятий).

6. Увеличился процент трудоустройства выпускников по специальностям с 62 % в 2012 году до 93 % в 2020 году.

7. Увеличилась численность участников научно-практических конференций молодых ученых и специалистов ПАО «Газпром» с 27 в 2015 году до 70 в 2019 году.

8. Увеличилось количество социальных партнеров – участников Образовательного кластера: договоров о сотрудничестве с дочерними обществами и организациями ПАО «Газпром»: в 2014 году – 2, в 2015 году –11, в 2016 году – 15, в 2017 году – 21, в 2020 году - 25 (ООО «Газпром трансгаз Москва», ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», ООО «Газпром трансгаз Волгоград», ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», ООО «Газпром трансгаз Махачкала», ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург», ООО «Газпром трансгазЮгорск», ООО «Газпром трансгаз Сургут», ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Газпром трансгаз Чайковский» , ООО «Газпром трансгаз Самара», ООО «Газпром добыча Астрахань», ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ООО «Газпром добыча Надым», ООО «Газпром газораспределение Волгоград», АО «Волгоградгоргаз», ООО «Газпром добыча Краснодар», ООО «Газпром газомоторное топливо», ООО «Газпром трансгаз Уфа», ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», ООО «Газпром переработка Благовещенск», ЧУ ДПО «Газпром ОНУТЦ», ОсОО «Газпром Кыргызстан», «Газпром корпоративный институт»); с образовательными организациями: в 2014 году – 3, в 2015 году –5, в 2016 году – 6, в 2017 году – 7, в 2020 году - 9 (ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ), ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (ВолГАУ), ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» (ВолГАСУ), НОУ ВО «Институт профессиональных инноваций» (Волгоградский филиал ИПИ), ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» (ВолГУ), ФГБОУ ВО «Волгоградский социально-педагогический университет», ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный технический университет», Тюменский индустриальный университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет); с предприятиями, производящими газовое оборудование: в 2014 году – 0, в 2020 году – 2 (ОАО «Волгограднефтемаш», ООО «Итгаз»).

9. Увеличилось численность специалистов дочерних обществ ПАО «Газпром», участвующих в образовательном процессе, в том числе на курсах повышения квалификации (в 2015 году – 25 человек, в 2020 году – 43 человека).


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации 

Участники Образовательного кластера состоят в договорных отношениях, не предполагающих каких-либо финансовых обязательств, что минимизирует возможность возникновения негативных последствий и/или рисков.


Алгоритм внедрения практики

1. Формирование состава участников Образовательного кластера.

2. Утверждение управленческой модели.

3. Формирования финансовой модели. 

4. Формирование организационно-функциональной модели.

5. Создание единой ресурсной базы.

6. Формирование потребностей предприятия в квалифицированных кадрах.

7. Совместная разработка образовательных программ.

8. Организация проведения производственных практик. 

9. Организация проектной деятельности обучающихся.

10. Подготовка и повышение квалификации преподавателей образовательных организаций и специалистов предприятия. 

11. Организация целевого обучения.

12. Реализация образовательного процесса.

13. Реализация комплекса мер по организации трудоустройства выпускников.

Данные о тиражировании

Тиражирование практики имеет место в системе ПАО «Газпром» (более 25 предприятий компании). Перечень участников кластера не является закрытым. Кластер открыт для присоединения новых участников.



Учредители