Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

«Подготовка машинистов электропоезда метрополитена»

Номинация
Развитие наставничества на рабочем месте
Год внедрения
2019
Субъект РФ
г. Москва
Руководитель
Козловский Виктор Николаевич
Начальник Московского метрополитена
info@mosmetro.ru
Ответственное лицо

Мулин Андрей Николаевич

Старший руководитель проекта Службы управления персоналом

mulin-an@mosmetro.ru


Презентация
Видео-визитка

Аннотация:

ГУП «Московский метрополитен» организует практическое обучение по профессии «Машинист электропоезда на метрополитене» в форме наставничества, а специалисты, имевшие перерыв в поездной работе, в зависимости от его длительности принимаются помощниками машиниста и прикрепляются для стажировки к машинистам-наставникам или вновь проходят обучение и стажировку у машиниста-наставника. При нахождении практиканта за пультом управления, наставник находится рядом с ним и всегда готов принять меры для обеспечения безопасности движения.

Машинисты-наставники ежегодно участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Лучшие из них привлечены к разработке профессионального стандарта своей профессии. В перспективе Московский метрополитен планирует проводить квалификационный экзамен машинистов электропоезда в форме независимой оценки квалификации.

Наставничество позволяет сократить время адаптации новых работников, снизить психологическую нагрузку, обеспечивает погружение в профессию и ее освоение в реальных условиях и в индивидуальном формате. Такой подход к обучению помогает разобраться во всех сложностях и нюансах профессии, что в конечном итоге ведет к повышению уровня безопасности пассажиров метрополитена.

Практика может быть тиражирована всеми метрополитенами России

Описание практики:

Актуальность

В связи с высокими темпами строительства Московского метрополитена, вводом в эксплуатацию новых станций метро, ростом количества подвижного состава, а также в связи с ростом пассажиропотока увеличивается потребность в высококвалифицированных машинистах электропоезда, способных быстро пройти процесс обучения, плавно войти в рабочий процесс и справляться с высокой нагрузкой.

Цель и задачи

Цель:

Реализация модели обучения на рабочем месте для профессионального развития и адаптации машинистов электропоезда.

Задачи:

  • разработка современной практико-ориентированной модели подготовки машинистов электропоезда;

  • повышение уровня безопасности пассажирских перевозок на Московском метрополитене;

  • повышение уровня профессионального мастерства машинистов электропоезда;

  • развитие ответственного отношения к профессии.

Средства и способы реализации практики

Подготовка машинистов электропоезда для Московского метрополитена является ключевой задачей Учебно-производственного центра метрополитена. Машинист управляет электропоездом в условиях интенсивного движения, строго соблюдает график движения поездов, обеспечивает безопасность перевозки пассажиров, постоянно контролирует показания приборов и несет прямую ответственность за безопасность движения.

Ежедневно ГУП «Московский метрополитен» обслуживает порядка 8 миллионов пассажиров. За управление каждого электропоезда отвечает машинист, который предварительно прошел обучение в Учебно-производственном центре ГУП «Московский метрополитен». Профессия машиниста электропоезда относится к числу наиболее престижных и востребованных профессий Московского метрополитена.
В ГУП «Московский метрополитен» в настоящее время работает более 5 тысяч машинистов электропоезда. К 2030 году планируется увеличение численности машинистов электропоезда, связанное с вводом в строй Большой кольцевой линии и расширение действующих линий метро.

В Москве получить соответствующее среднее профессиональное образование можно в «Колледже железнодорожного и городского транспорта». Между колледжем и Московским метрополитеном подписано соглашение о взаимодействии при подготовке высококвалифицированных специалистов. Однако для того, чтобы устроиться в Московский метрополитен по профессии «Машинист электропоезда» необходимо пройти обучение в Учебно-производственном центре метрополитена в течение 6,5 месяцев. В целях повышения качества подготовки машинистов электропоезда ГУП «Московский метрополитен» разработано и утверждено Положение о порядке подготовки для назначения на должность машиниста электропоезда П-021/14 ТЭ (далее – Положение) (приложение 1). Согласно Положению, на время прохождения производственной практики учащийся Учебно-производственного центра метрополитена зачисляется в электродепо по срочному трудовому договору помощником машиниста (далее – практикант) и приказом начальника электродепо прикрепляется к машинисту-наставнику. Производственная практика и стажировка проходят под руководством наиболее опытного машиниста 1-го (2-го) класса квалификации. Машинисты-наставники должны иметь послужной список без замечаний к работе. Система стимулирования машинистов-наставников представляет собой назначение стимулирующих выплату в размере 15% тарифной ставки (оклада) машиниста электропоезда за каждого обучаемого.

В период учебно-ознакомительной практики практиканту выплачивается ежемесячная стипендия.

Первые три смены производственной практики отводятся для ознакомительных поездок, в течение которых запрещается допускать практиканта к управлению электропоездом. Продолжительность производственной практики определяется учебным планом.

Планом стажировки предусматривается:

  • работа в качестве стажера машиниста электропоезда на линии и на маневренной работе;

  • практические занятия на подвижном составе;

  • теоретические занятия.

Машинист-наставник несет личную ответственность за обеспечение безопасности, культуру обслуживания пассажиров, выполнение графика движения поездов. При нахождении практиканта за пультом управления, машинист-наставник должен находиться непосредственно рядом с ним и быть готовым немедленно принять меры для обеспечения безопасности движения (до применения экстренного торможения, при необходимости). Машинист-наставник, к которому прикрепляется стажер, обучает его практическому управлению электропоездом в любое время рабочей смены и на всех видах работ.

Во время прохождения производственной практики машинист-наставник должен обучить практиканта следующим навыкам:

  • управление электропоездом, при следовании по перегонам, въезде, стоянке поезда на станции, отправлении на перегон, пользованию пневматическими тормозами или работе на линии, на парковках и деповских путях;

  • взаимодействие локомотивных бригад с работниками других служб Московского метрополитена;

  • осмотра оборудования вагонов в пунктах технического осмотра, при приемке и сдаче состава в электродепо и на линии;

  • выхода из случаев возможных неисправностей подвижного состава, а также устройств пути, сооружений, сигнализации и связи, падении человека на путь и т.д.

По окончании производственной практики машинист-наставник оформляет характеристику на практиканта, в которой указывается его готовность к работе в качестве машиниста электропоезда.

Далее с практикантом проводится пробная поездка с охватом всей линии, аварийно-тренировочные занятия на подвижном составе по выходу из случаев неисправностей и оформляет соответствующие акты.

После окончания производственной практики и оформления документов практикант увольняется из электродепо и направляется в комиссию метрополитена для сдачи квалификационных экзаменов и получения Свидетельства об окончании курса обучения профессии «Машинист электропоезда».

Практикант, сдавший квалификационные экзамены по результатам практики, как правило, возвращается для работы в электродепо, в котором он проходил производственную практику. Карьера в метрополитене у машиниста начинается с машиниста третьего класса. Такой ранг присваивается молодому специалисту. Для повышения категории необходимо отработать более двух лет и сдать внутренние экзамены.

Машинист, имевший перерыв в поездной работе от 1 месяца до 5 лет, может быть принят на работу помощником машиниста электропоезда с испытательным сроком 3 месяца. Помощник машиниста прикрепляется для стажировки к машинисту-наставнику сроком не более 3-х месяцев. Машинист, имевший перерыв в работе более 5 лет принимается на общих основаниях и вновь проходит обучение и стажировку у машиниста-наставника.

В Московском метрополитене ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства «Машинист электропоезда метрополитена» (приложение 2). Финалистов конкурса проверяют на знания требований «Правил технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации», «Инструкций по сигнализации на метрополитенах Российской Федерации», «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах Российской Федерации», а также других руководящих документов. Победители и призеры конкурса получают присвоение очередного класса квалификации. Подобный подход позволяет повысить уровень профессиональных знаний в том числе и машинистов-наставников.

В рамках становления Национальной системы квалификаций ГУП «Московский метрополитен» ведет разработку профессионального стандарта «Машинист электропоезда на метрополитене». К разработке данного профессионального стандарта привлекаются машинисты-наставники. Система профессионального наставничества будет заложена в основу профессионального стандарта «Машинист электропоезда на метрополитене». Одновременно с разработкой профессионального стандарта ведется разработка федерального государственного образовательного стандарта, примерных основных образовательных программ, квалификаций для проведения независимой оценки квалификации и примеров оценочных средств. В дальнейшем Московский метрополитен планирует проводить квалификационный экзамен машинистов электропоезда в форме независимой оценки квалификации.

В Московском метрополитене идет активное обновление подвижного состава. Новые электропоезда «Москва» оснащены современными цифровыми технологиями. Таким образом, профессия «Машиниста электропоезда» претерпевает процесс цифровизации. Профессия машиниста подразумевает высокий уровень дисциплины, а также постоянное развитие и повышение квалификации – причем не только в период подготовки, но и в процессе работы. Наставничество воспринимается работниками метрополитена как почетная миссия.

Данная практика может быть растиражирована на все действующие метрополитены России с целью повышения качества подготовки машинистов электропоезда

Критерии результативности

Основным итоговым показателем эффективности системы наставничества на метрополитене является повышение уровня безопасности пассажирских перевозок, а также снижение процента практикантов, допустивших нарушения на работе.

Данные о результативности

Система наставничества машинистов электропоезда показала себя как практико-ориентированная модель подготовки, способствующая плавному погружению в профессию в реальных условиях и в индивидуальном формате. По результатам внедрения системы наставничества на Московском метрополитене можно говорить о существенном снижении количества нарушений, допущенных машинистами электропоезда за год работы с 8,3% за период 2010-2014 гг от выпуска из Учебно-производственного центра ГУП «Московский метрополитен», до 3,6% за период 2015-2019 гг.

В 2018 году 667 соискателей прошли обучение по профессии «Машинист электропоезда». Все обучающиеся были прикреплены к машинисту-наставнику.

Алгоритм внедрения практики

При внедрении практики наставничества был выработан следующий алгоритм:

1. Анализ текущего положения дел на метрополитене;

2. Исследование ожиданий всех заинтересованных сторон;

3. Постановка целей и задач системы наставничества;

4. Выбор наставников и порядок формирования их штата;

5. Разработка системы мотивации наставников;

6. Мероприятия по внедрению и поддержке системы наставничества;

7. Контроль и коррекция системы наставничества.


Нормативная и документационная база практики

Учредители