Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

«Наставник – модератор в системе «колледж – предприятие»

Номинация
Развитие наставничества на рабочем месте
Год внедрения
2019
Субъект РФ
Московская область
Организация
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж»
Руководитель
Бубич Флора Владимировна
Директор
mo_chelkoll@mosreg.ru
Ответственное лицо
Вольбин Светлана Александровна
методист
voclair@mail.ru

Аннотация

Кейс практики: наставник-модератор совмещает деятельность преподавателя (мастера производственного обучения) в колледже и работника предприятия (рабочего или специалиста среднего звена), что позволяет четко синхронизировать «теоретическую» и практическую подготовку студентов в рамках дуального обучения. 

Практика может стать полезной для образовательных организаций среднего профессионального образования и предприятий-партнеров.


Актуальность

Создание института наставников – модераторов и организация обучения в системе «колледж – предприятие» решает проблему повышения эффективности взаимодействия предприятия и образовательной организации при реализации модели дуального обучения.

Практика реализуется в тесном сотрудничестве с компанией «Гиперглобус» и Российско-Германской Внешнеторговой палатой.

Комплект представленных материалов содержит полный набор регламентов для тиражирования практики.


Цель и задачи

Цель: 

Профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов, обеспечивающая их трудоустройство на партнерском предприятии, высокий уровень адаптивности к профессиональной деятельности и приобщение к корпоративной культуре.

Задачи:

  1. Актуализация/разработка образовательного контента в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и предприятий-партнёров.

  2. Формирование и реализация модели дуального обучения.

  3. Формирование и развитие института наставников-преподавателей.

  4. Создание базовой кафедры на предприятии – партнере.


Средства и способы реализации практики

Инструменты реализации практики подробно представлены в локальных актах и планах мероприятий (См. Приложения к Паспорту практики).

План реализации практики.

1. Подготовительный этап

  • Согласование вопросов взаимодействия колледжа и предприятия по организации института наставников – преподавателей. Проведение конференции в формате «круглого стола».

  • Разработка положения о наставничестве совместно с партнерами.

  • Отбор кандидатур. Анкетирование.

  • Повышение квалификации наставников. Стажировка и обучение на предприятии – партнере.

  • Разработка и согласование учебно–методической документации по организации обучения: рабочие программы, оценочные средства для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

  • Проведение совместных семинаров и организационных мероприятий «колледж – предприятие».

  • Информационное обеспечение реализации практики. Размещение на сайте колледжа материалов о практике.

  • Заключение договоров преподавателей – наставников с предприятием.

  • Определение графика работы наставника – модератора.

2. Основной этап

  • Проведение совместно с партнерами интервью, тестирования студентов. Отбор студентов на дуальное обучение. Закрепление наставников за студентами.

  • Модерация образовательной деятельности обучающихся.  Корректирующие действия.

  • Мониторинг успеваемости студентов, обучающихся по дуальной модели.

  • Мониторинг удовлетворённости обучающихся результатами обучения на предприятии.

  • Подготовка обучающихся к профессиональным конкурсам.

  • Участие в мероприятиях по развитию корпоративной культуры предприятия.

  • Участие в мероприятиях по тиражированию практики

  • Подготовка и проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

  • Содействие трудоустройству выпускников.

3. Создание базовой кафедры на предприятии – партнере 

  • Анализ ресурсов для создания базовой кафедры.

  • Разработка регламентирующих документов базовой кафедры.

  • Разработка учебной программы базовой кафедры.

  • Проведение лицензирования площадки для создания базовой кафедры.

  • Переподготовка сотрудников предприятия для привлечения к преподавательской деятельности.

  • Стажировка преподавателей колледжа на предприятии.

  • Оснащение учебной лаборатории колледжа при содействии предприятия.

  • Мониторинг эффективности работы кафедры.

Механизм мотивации наставников-модераторов

В связи с выполнением функций наставника предприятие устанавливает для своего работника сниженную норму выработки и выплачивает за ее выполнение заработную плату. 

Оплата педагогической деятельности и надбавки за наставничество осуществляется колледжем.

Руководство колледжа ценит работу наставников, поощряя сотрудников премиями и грамотами.

Партнеры образовательного учреждения высоко оценивают работу наставников- модераторов. Состав группы наставников неизменен уже несколько лет. Наставники награждаются грамотами, благодарственными письмами, премиями.

Студенты, закончившие обучение, остаются работать на производстве, где, уже в качестве сотрудников предприятия, продолжают общение с наставниками. Это говорит о теплых, доверительных отношениях, сложившихся между наставниками и подопечными.


Критерии результативности

Критерии:

  • соответствие образовательного контента требованиям работодателя-партнера;

  • количество студентов – участников проекта;

  • количество трудоустроенных студентов на предприятия-партнеры;

  • количество успешных студентов, победивших/ставших призерами на конкурсах профессионального мастерства.


Данные о результативности 

  1. Синхронизированы программы по профессиям «Повар», «Кондитер».

  2. Организована производственная практика не только для студентов дуального обучения, но и для студентов основной формы обучения.

  3. Разработана стратегия проведения промежуточной и итоговой аттестации.

  4. Достигнута запланированная динамика в качестве обучения студентов.

  5. За период с 2014 по 2019 годы:

  • состоялось два выпуска;

  • участвуют в проекте 48 студентов;

  • закончили обучение 24 студента;

  • трудоустроены 24 студента.

  1. Студенты занимали призовые места: на международном фестивале «Возрождение традиций» (2 место), на всероссийском фестивале «Студенческий пир» (две золотые медали, 3 – серебряные, 3 – бронзовые), на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства (2 место), на всероссийском конкурсе профессионального мастерства в г. Иваново (2 место) и др. 


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации 

Ограничением для применения представленной практики может служить отсутствие в штате образовательного учреждения психолога, либо лиц с необходимым опытом работы педагогической деятельности.


Алгоритм внедрения практики

1. Подготовительный этап

  • Согласование вопросов взаимодействия колледжа и предприятия по организации института наставников – преподавателей. Разработка положения о наставничестве совместно с партнерами.

  • Отбор кандидатур наставников-модераторов. 

  • Разработка учебно–методической документации по организации обучения. 

  • Повышение квалификации наставников. 

  • Заключение договоров преподавателей – наставников с предприятием и утверждение графика работы.

  • Информационное обеспечение реализации практики. 

2. Основной этап

  • Отбор студентов на дуальное обучение. Закрепление наставников за студентами.

  • Мониторинг успеваемости студентов, обучающихся по дуальной модели

  • Проведение мероприятий по развитию корпоративной культуры студентов.

  • Подготовка и проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

  • Подготовка обучающихся к профессиональным конкурсам.

  • Содействие трудоустройству выпускников.

3. Создание базовой кафедры на предприятии. 

  • Анализ ресурсов для создания базовой кафедры.

  • Разработка регламентирующих документов базовой кафедры.

  • Разработка учебной программы базовой кафедры.

  • Проведение лицензирования площадки для создания базовой кафедры.

  • Переподготовка сотрудников предприятия для привлечения к преподавательской деятельности, стажировка преподавателей колледжа на предприятии.

  • Оснащение учебной лаборатории колледжа при содействии предприятия.

  • Мониторинг эффективности работы кафедры.


Данные о тиражировании

Практика получила развитие   в других подразделениях ООО «Гиперглобус»: в городах Пушкино, Королев, Балашиха.



Учредители