Аннотация
Кейс практики: наставник-модератор совмещает деятельность преподавателя (мастера производственного обучения) в колледже и работника предприятия (рабочего или специалиста среднего звена), что позволяет четко синхронизировать «теоретическую» и практическую подготовку студентов в рамках дуального обучения.
Практика может стать полезной для образовательных организаций среднего профессионального образования и предприятий-партнеров.
Актуальность
Создание института наставников – модераторов и организация обучения в системе «колледж – предприятие» решает проблему повышения эффективности взаимодействия предприятия и образовательной организации при реализации модели дуального обучения.
Практика реализуется в тесном сотрудничестве с компанией «Гиперглобус» и Российско-Германской Внешнеторговой палатой.
Комплект представленных материалов содержит полный набор регламентов для тиражирования практики.
Цель и задачи
Цель:
Профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов, обеспечивающая их трудоустройство на партнерском предприятии, высокий уровень адаптивности к профессиональной деятельности и приобщение к корпоративной культуре.
Задачи:
-
Актуализация/разработка образовательного контента в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и предприятий-партнёров.
-
Формирование и реализация модели дуального обучения.
-
Формирование и развитие института наставников-преподавателей.
-
Создание базовой кафедры на предприятии – партнере.
Средства и способы реализации практики
Инструменты реализации практики подробно представлены в локальных актах и планах мероприятий (См. Приложения к Паспорту практики).
План реализации практики.
1. Подготовительный этап
-
Согласование вопросов взаимодействия колледжа и предприятия по организации института наставников – преподавателей. Проведение конференции в формате «круглого стола».
-
Разработка положения о наставничестве совместно с партнерами.
-
Отбор кандидатур. Анкетирование.
-
Повышение квалификации наставников. Стажировка и обучение на предприятии – партнере.
-
Разработка и согласование учебно–методической документации по организации обучения: рабочие программы, оценочные средства для проведения промежуточной и итоговой аттестации.
-
Проведение совместных семинаров и организационных мероприятий «колледж – предприятие».
-
Информационное обеспечение реализации практики. Размещение на сайте колледжа материалов о практике.
-
Заключение договоров преподавателей – наставников с предприятием.
-
Определение графика работы наставника – модератора.
2. Основной этап
-
Проведение совместно с партнерами интервью, тестирования студентов. Отбор студентов на дуальное обучение. Закрепление наставников за студентами.
-
Модерация образовательной деятельности обучающихся. Корректирующие действия.
-
Мониторинг успеваемости студентов, обучающихся по дуальной модели.
-
Мониторинг удовлетворённости обучающихся результатами обучения на предприятии.
-
Подготовка обучающихся к профессиональным конкурсам.
-
Участие в мероприятиях по развитию корпоративной культуры предприятия.
-
Участие в мероприятиях по тиражированию практики
-
Подготовка и проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
-
Содействие трудоустройству выпускников.
3. Создание базовой кафедры на предприятии – партнере
-
Анализ ресурсов для создания базовой кафедры.
-
Разработка регламентирующих документов базовой кафедры.
-
Разработка учебной программы базовой кафедры.
-
Проведение лицензирования площадки для создания базовой кафедры.
-
Переподготовка сотрудников предприятия для привлечения к преподавательской деятельности.
-
Стажировка преподавателей колледжа на предприятии.
-
Оснащение учебной лаборатории колледжа при содействии предприятия.
-
Мониторинг эффективности работы кафедры.
Механизм мотивации наставников-модераторов
В связи с выполнением функций наставника предприятие устанавливает для своего работника сниженную норму выработки и выплачивает за ее выполнение заработную плату.
Оплата педагогической деятельности и надбавки за наставничество осуществляется колледжем.
Руководство колледжа ценит работу наставников, поощряя сотрудников премиями и грамотами.
Партнеры образовательного учреждения высоко оценивают работу наставников- модераторов. Состав группы наставников неизменен уже несколько лет. Наставники награждаются грамотами, благодарственными письмами, премиями.
Студенты, закончившие обучение, остаются работать на производстве, где, уже в качестве сотрудников предприятия, продолжают общение с наставниками. Это говорит о теплых, доверительных отношениях, сложившихся между наставниками и подопечными.
Критерии результативности
Критерии:
-
соответствие образовательного контента требованиям работодателя-партнера;
-
количество студентов – участников проекта;
-
количество трудоустроенных студентов на предприятия-партнеры;
-
количество успешных студентов, победивших/ставших призерами на конкурсах профессионального мастерства.
Данные о результативности
-
Синхронизированы программы по профессиям «Повар», «Кондитер».
-
Организована производственная практика не только для студентов дуального обучения, но и для студентов основной формы обучения.
-
Разработана стратегия проведения промежуточной и итоговой аттестации.
-
Достигнута запланированная динамика в качестве обучения студентов.
-
За период с 2014 по 2019 годы:
-
состоялось два выпуска;
-
участвуют в проекте 48 студентов;
-
закончили обучение 24 студента;
-
трудоустроены 24 студента.
-
Студенты занимали призовые места: на международном фестивале «Возрождение традиций» (2 место), на всероссийском фестивале «Студенческий пир» (две золотые медали, 3 – серебряные, 3 – бронзовые), на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства (2 место), на всероссийском конкурсе профессионального мастерства в г. Иваново (2 место) и др.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Ограничением для применения представленной практики может служить отсутствие в штате образовательного учреждения психолога, либо лиц с необходимым опытом работы педагогической деятельности.
Алгоритм внедрения практики
1. Подготовительный этап
-
Согласование вопросов взаимодействия колледжа и предприятия по организации института наставников – преподавателей. Разработка положения о наставничестве совместно с партнерами.
-
Отбор кандидатур наставников-модераторов.
-
Разработка учебно–методической документации по организации обучения.
-
Повышение квалификации наставников.
-
Заключение договоров преподавателей – наставников с предприятием и утверждение графика работы.
-
Информационное обеспечение реализации практики.
2. Основной этап
-
Отбор студентов на дуальное обучение. Закрепление наставников за студентами.
-
Мониторинг успеваемости студентов, обучающихся по дуальной модели
-
Проведение мероприятий по развитию корпоративной культуры студентов.
-
Подготовка и проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
-
Подготовка обучающихся к профессиональным конкурсам.
-
Содействие трудоустройству выпускников.
3. Создание базовой кафедры на предприятии.
-
Анализ ресурсов для создания базовой кафедры.
-
Разработка регламентирующих документов базовой кафедры.
-
Разработка учебной программы базовой кафедры.
-
Проведение лицензирования площадки для создания базовой кафедры.
-
Переподготовка сотрудников предприятия для привлечения к преподавательской деятельности, стажировка преподавателей колледжа на предприятии.
-
Оснащение учебной лаборатории колледжа при содействии предприятия.
-
Мониторинг эффективности работы кафедры.
Данные о тиражировании
Практика получила развитие в других подразделениях ООО «Гиперглобус»: в городах Пушкино, Королев, Балашиха.